Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Пути улучшения взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности с целью повышения эффективности таможенного администрирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 5
1.1 Внешнеэкономическая деятельность: сущность, цели, задачи 5
1.2 Роль и место таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в развитии национальной экономики 13
1.3 Нормативно-правовое регулирование взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВЭД НА ПРИМЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ПОСТА «АДЛЕР» 34
2.1 Формы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД на примере таможенного поста «Адлер» 34
2.2 Внедрение высокотехнологичных систем управления при проведении таможенных процедур 42
2.3 Актуальные вопросы взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД 44
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ 53
3.1 Проблемы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД 53
3.2 Пути совершенствования взаимодействия с целью повышения таможенного администрирования 68
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Введение:
Актуальность темы исследования. С развитием правового социального государства, реформирования его основных институтов особенно актуальное значение приобретает организация функция публичной власти во всех сферах общественной жизни. Это в полной мере касается и области таможенно-правового регулирования внешнеэкономических отношений. Без надлежащего таможенного правопорядка невозможно эффективно развивать основные составляющие отечественной экономики. Значительное увеличение товарооборота между РФ и другими государствами, замедление темпов развития экономики, наполнения рынка импортными товарами привели к активности предприятий в сфере осуществления внешнеэкономической деятельности с использованием потенциально неправомерных схем и технологий перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу РФ.
В условиях сложных политических и социально-экономических процессов, которые характеризуются расслоением имущественного положения различных слоев населения, ростом таможенных правонарушений, обострением влияния дестабилизирующих тенденций на экономическую безопасность государства актуальным становится вопрос создания государственной эффективной системы таможенно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.
Разнообразие номенклатуры товаров, перемещаемых через таможенную границу, и особенностей внешнеэкономических операций приводит осуществления таможенно-правового регулирования большим количеством органов государственной власти, каждый из которых, в пределах своей компетенции, имеющий право издавать нормативные документы в сфере внешнеэкономической деятельности предоставлять разрешения на про-ведения внешнеторговых операций. Между тем возникают проблемы по обеспечению функционирования системы таможенно-правового регулирования.
Проблемами обеспечения экономической безопасности государства и таможенного право порядку, а также вопросами осуществления в той или иной степени таможенного регулирования занимались такие ученые-юристы как: Голубенко В.А., Денисов С. А., Жиряева Е.В. и др.
Вместе с тем, следует отметить, что комплексные исследования правовой проблематики организации таможенно-правового регулирования в отечественной юридической науке не осуществлялись. Большинство ученых рассматривали институты таможенного права, не предоставляя особого внимания вопросам организации таможенно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий.
Таким образом, недостаточная разработанность теоретических положений, наличие правовых пробелов в сфере государственного таможенного дела, а также необходимость про-ведения комплексного исследования организации таможенно-правового регулирования определили выбор темы исследования.
Целью настоящего исследования заключается в выяснении состояния организации таможенно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий в РФ соответствия законодательства, регламентирующего таможенно-правовое регулирование, международным стандартам; выявление недостатков норм материального и процессуального права в регулировании таможенных отношений и формулирование предложений в законодательство в сфере таможенного дела.
Согласно поставленной цели диссертационного исследования приоритетное внимание направлено на решение ряда основных задач, а именно:
— выяснить сущность и сформировать понятие системы таможенно-правового регулирования и средств ее обеспечения;
— определить содержание, цели и принципы таможенно-правового регулирования как одного из направлений таможенного дела, его места среди других институтов таможенного права, дать характеристику его структурным элементам;
— обосновать понятие субъектов таможенно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий, осуществить классификацию органов государственной власти, участвующих в организации таможенно-правового регулирования, определить их компетенцию;
— проанализировать производства в сфере таможенно-правового регулирования, их законодательное и процессуальное обеспечение;
— определить роль таможенного администрирования в механизме таможенно-правового регулирования;
— сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства с целью развития таможенно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ.
Объект исследования — общественные правоотношения в сфере таможенно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий.
Предмет исследования — организация таможенно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий.
Методы исследования. Исходя из целей и задач научного исследования, в работе использовались общенаучные критерии объективности и разумности, в частности: диалектический, историко-правовой, статистический, сравнительно-правовой, формально-логический, социологический, системного анализа и другие, а также специальные юридические методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, грамматического перевода и толкования правовых норм.
Эмпирическую и информационную базу исследования составляют обобщение практической деятельности органов исполнительной власти области нетарифного регулирования, органов исполнительной власти, реализующих таможенную политику, статистические материалы, справочные издания, экономико-правовая публицистика.
Заключение:
В работе решена актуальная научная задача по определению и реализации основных направлении в организации таможенно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий и совершенствования механизма таможенно-правового регулирования с учетом геополитических интересов РФ.
Согласно полученным в ходе исследования результатам сформулированы следующие выводы и рекомендации:
1. Ввиду отсутствия однозначной трактовки понятий в сфере таможенно-правового регулирования, определено, что государственная система таможенно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности — это комплекс взаимосвязанных элементов, в состав которого входят цели, задачи, методы, принцип и средства таможенно-правового регулирования, государственные органы — субъекты таможенно-правового регулирования, объект и предмет, процесс и механизм таможенно-правого регулирования, таможенные правоотношения.
Средствами обеспечения системы таможенно-правового регулирования определены регуляторно-правовые и организационно-правовые средства таможенно-правового регулирования. К регуляторно-правовым средствам относят нетарифное и таможенно-тарифное регулирование, в организационно-правовых — таможенное администрирование.
2. В процессе исследования разграничены толкования категорий «таможенная политика» и «таможенно-правовое регулирование» и сформулированы определения таких понятий: таможенная политика — деятельность государства в сфере регулирования таможенных правоотношений, направленная на совершенствование системы таможенно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности; совокупность принципов, направлении в таможенной деятельности государства и инструмента их реализации — таможенного дела; таможенно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий — определенная нормативными актами деятельность компетентных государственных органов, направленная на обеспечение таможенной безопасности с помощью административных и экономических ограничений свободного перемещения товаров через таможенную границу.
Также, учитывая исключительную важность места таможенно-правового регулирования среди других инструментов таможенной политики и, определено, что в широком смысле таможенно-правовое регулирование — это государственная деятельность, в соответствии с которой складываются общественные отношения, регулируемые нормами таможенного права — таможенные правоотношения в узком смысле, таможенно-правовое регулирование — это урегулированный нормами права порядок реализации мер нетарифного и таможенно-тарифного регулирования с помощью таможенного администрирования; в общем понимании таможенно-правовое регулирование является отражением государственного влияния на внешнеэкономическую деятельность предприятий.
3. Стратегическая цель таможенно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий заключается в обеспечении безопасных условий жизни населения РФ и экономической безопасности государства, создание условий для социального и экономического прогресса.
Объектом таможенно-правового регулирования является внешнеэкономическая деятельность, поведение людей направлена на перемещение товаров через таможенную границу, осуществление которой означает выполнение обязанностей и реализации прав для сторон таможенных правоотношений. Предметом таможенно-правового регулирования являются товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1 Внешнеэкономическая деятельность: сущность, цели, задачи
Переход экономики на рыночные отношения, рост числа внешнеторговых операций, увеличение пассажиропотока через таможенные границы, усиление мер по национальной и личной безопасности граждан, применение современных глобальных информационных технологий, формирование международной нормативно-правовой базы обусловили необходимость комплексного реформирования всей системы таможенных отношений в РФ. Качественным изменениям также подверглись структурные, экономические и правовые аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий.
С целью защиты своих национальных интересов Российское государство осуществляет таможенную деятельности, используя различные способы воздействия на участников исполнительных общественных отношений, при этом обеспечивая им поддержку или создавая неблагоприятные условия для реализации отдельных видов операций (сделок) в области внешней экономики.
Поэтому механизм регулирования внешнеэкономических отношений государством в современных условиях базируется на последних достижениях международного таможенного права и особенностях предпринимательской деятельности отечественных субъектов хозяйствования. К основным особенностям современной системы таможенно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности в необходимо отнести:
во-первых, высокий уровень правового обеспечения государственной системы таможенно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности;
во-вторых, унификацию организационно-правовых, административных,
технических компонентов систем регулирования внешнеэкономической деятельности и их международную совместимость.
Регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ осуществляется с помощью:
— Федеральных законов;
— предусмотренных в законах актов тарифного и нетарифного регулирования, выдаваемые государственными органами в пределах их компетенции;
— экономических мер оперативного регулирования (валютно-финансового, кредитного и т.п.) в пределах законов;
— решений негосударственных органов управления экономикой, принимаемых по их уставными документами в пределах законов;
— заключаемых между субъектами внешнеэкономической деятельности и не противоречащих законам Договорах.
Таможенно-правовое правовое регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий осуществляется на основании Конституции, Таможенного кодекса ЕАЭC, и других нормативно-правовых актов в области таможенного дела. Анализа указанных нормативных документов и актов регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий, выданных государственными органами, посвящено это исследование.
Обычно правовое обеспечение государственной системы таможенно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности состоит из законов и подзаконных актов, определяющих круг полномочий органов исполнительной власти, права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности. В РФ правовое обеспечение системы регулирования внешнеэкономической деятельности представлено Конституцией, Таможенным кодексом и большим количеством юридических актов, влияющих на таможенные правоотношения.
Система (от греч. Systema — «целое») — объединение определенного разнообразия в единое и четко разграничено целое, элементы которого относительно целого и других частей занимают соответствующие их места.
В условиях административной реформы и рыночных преобразований государственную систему таможенно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности необходимо рассматривать с позиции теории управления.
К основным компонентам указанной системы следует отнести:
— субъекта управления — орган исполнительной власти, который формирует и реализует таможенную политику и другие компетентные государственные органы;
— объект управления — внешнеэкономическую деятельность предприятий;
— управляющее воздействие — комплекс регуляторно-правовых и организационно-правовых мер, с помощью которых осуществляется воздействие на объект;
— обратные связи — информацию предприятий для субъекта управления по результативности (оптимальности) управленческого воздействия.
В современных условиях основным направлением совершенствования таможенного дела должна стать международная направленность динамики государственной системы таможенно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности, которая будет органично сочетать меры тарифного и нетарифного регулирования, и совершенствования мер таможенного администрирования.
В контексте указанных компонентов можно увидеть, что государственные органы осуществляют управляющее воздействие на внешнеэкономическую деятельность субъектов хозяйствования путем принятия и применения нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности и определяют меры таможенно-правового регулирования. Такое воздействие и имеет целью защиту как публичных, так и частных интересов. Установленные правовые нормы должны выполняться предприятиями всех форм собственности. Органы исполнительной власти, реализующих таможенную политику, с помощью мер таможенного администрирования реализуют принятые правовые нормы и обеспечивают их выполнение предприятиями на территории страны.
Предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности в процессе осуществления внешнеэкономических операций, пересечения таможенной границы, таможенного оформления вступает в таможенные правоотношения и должно выполнять законные требования государственных органов. При этом нередки случаи, когда предприятие встречает трудности при перемещении товаров через таможенную границу, лишние процедуры, административные барьеры, формальный подход со стороны представителей органов исполнительной власти и др. Такая информация должна поступать к субъекту управления (государственного органа) с целью дальнейшего совершенствования механизма реализации таможенной политики и принятия соответствующих мер.
Субъект управления корректирует свое управляющее воздействие с учетом предложений субъекта внешнеэкономической деятельности путем внесения изменений в нормативно-правовые акты и совершенствование таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности предприятий. Результатом такого управленческого воздействия должна быть ликвидация условий, которые привели к необоснованным задержкам в таможенном оформлении грузов и замедлении товарооборота. Указанный процесс раскрывает сущность динамики государственной системы таможенно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности и должно быть непрерывным.
Учитывая вышеизложенное, государственную систему таможенно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности можно определить как комплекс взаимосвязанных элементов, в состав которого входят цели, задачи, методы, принципы и средства таможенно-правового регулирования, государственные органы — субъекты таможенно-правового регулирования, объект и предмет, процесс и механизм таможенно-правового регулирования, таможенные правоотношения.
Основополагающим законодательным актом по таможенному делу в РФ является Таможенный кодекс ЕАЭС. Согласно его положениям, таможенная политика — это система принципов и направлений деятельности государства в сфере защиты таможенных интересов и обеспечения таможенной безопасности, регулирования внешней торговли, защиты внутреннего рынка, развития экономики и ее интеграции в мировую экономику.
В юридической литературе нет однозначного толкования таких базовых понятий «таможенная политика», «таможенное дело», «таможенное регулирование» и определение соотношения между ними.
Определяют таможенную политику как систему ориентиров (рамочных стандартов) регулирования, направленную на обеспечение экономических интересов и целей государства.
Таможенную политику трактуют как систему принципов и направлений деятельности государства в сфере обеспечения своих экономических интересов и безопасности с помощью таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли.
Таможенное дело — это деятельность таможенных органов по выполнению в рамках своих полномочий задач и функций на реализацию государственной политики в сфере регулирования общественных отношений.
Таможенное дело определяют как средство реализации таможенной политики путем организации и осуществления таможенной деятельности. Таможенное дело — это совокупность различных средств проведения в жизнь таможенной политики, обеспечивающих экономическую (прежде всего) охрану границ любого государства.
Все части таможенного дела, независимо от характера, целей и места в системе таможенного дела, является ее важнейшими структурными элементами. Отличаясь неоднородностью и своеобразием, они подчинены таможенной политике и реализуют ее. Одновременно каждая составная часть таможенного дела имеет собственное специфическое назначение и характерные особенности, что отражено в правовом регулировании таможенного дела. В совокупности они направлены на достижение экономических и правоохранительных целей таможенного дела.
Таможенное дело по содержанию и по структуре — полиаспектное экономико-правовое явление, регулируется нормами различных отраслей права: конституционного, административного, административно-процессуального, гражданского, трудового, гражданско-процессуального, уголовного и уголовно-процессуального.
Сущность таможенного дела и его места в государственном управлении, как отмечает это одно из базовых положений таможенного законодательства, на котором основывается правовое регулирование таможенных отношений.
Определяют административно-правовые средства осуществления таможенного дела как совокупность установленных нормами административного права приемов и способов, с помощью которых государство воздействует на общественные отношения в указанной сфере в целях обеспечения соблюдения порядка перемещения через таможенную границу товаров и других предметов, таможенного регулирования, процедур таможенного контроля, предупреждению и пресечению правонарушений таможенных правил, привлечения виновных к ответственности и других средств реализации таможенной политики .
С этой точки зрения наиболее правильная мысль что это деятельность государства и его компетентных органов по установлению тарифных и нетарифных ограничений в отношении перемещения товаров через таможенную границу и контроль за их выполнением с целью воплощения в жизнь государственной таможенной политики.
Учитывая действующее законодательство, во-первых, определение таможенной политики как системы принципов и направлений деятельности государства не в полной мере соответствует сущности термина «политика».
В переводе с греческого политика — деятельность государства, поэтому понятие таможенной политики должно определять не только принципы и направления, но и саму деятельность государства в сфере таможенных правоотношений. Во-вторых, перечисленные сферы государственного влияния не охватывают всего спектра правовых институтов, поскольку борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил, порядок перемещения товаров через таможенную границу, процедура таможенного оформления и таможенного контроля, декларирования товаров, международное сотрудничество также являются составными таможенной политики.
Понятие таможенной политики и таможенного дела дают общее представление о содержании этих терминов, определяющих внешние связи, но не определяют четкой структуры и внутренних связей между правовыми институтами, отнесенными к базовым понятиям.
Таможенную политику можно определить как деятельность государства в сфере регулирования таможенных правоотношений, направленную на совершенствование системы таможенно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности; совокупность принципов, направлений таможенной деятельности государства и инструмента их реализации — таможенного дела. При этом таможенно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий занимает центральное место в системе правовых институтов таможенного дела.
Стратегической целью таможенно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий можно определить как обеспечение безопасных условий жизни населения и экономической безопасности государства, создание условий для социального и экономического прогресса. К иным целям таможенно-правового регулирования необходимо отнести защиту окружающей среды, растительного и животного мира, морали, сохранение исторического и культурного наследия, поддержку национальных товаропроизводителей, наполнения государственного бюджета, выполнения международных договоренностей и тому подобное.
Для создания безопасных условий жизни населения государство осуществляет контроль за импортными, транзитными грузами и транспортными средствами, которые поступают на территорию РФ. При этом можно говорить о двух направлениях такой деятельности — во-первых, это контроль за качеством товаров, которые законно импортируются и используются населением в личных целях или в процессе производства; во-вторых — это прекращение незаконного перемещения через таможенную границу товаров ненадлежащего качества или товаров и предметов, исключенных законодательством из обращения.