Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Пути совершенствования методов государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства 8
1.1 Сущность системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства 8
1.2 Методы поддержки малого и среднего предпринимательства 12
1.3 Сравнительная характеристика отечественного и зарубежного опыта поддержки малого и среднего предпринимательства 22
Глава 2 Анализ системы государственного регулирования и поддержки МСП на региональном уровне 36
2.1 Характеристика системы государственного регулирования и поддержки МСП на региональном уровне 36
2.2 Выявление недостатков системы государственного регулирования и поддержки МСП на региональном уровне 48
2.3 Аналитический обзор системы государственного регулирования и поддержки МСП на региональном уровне 50
Глава 3 Направления совершенствования системы государственного регулирования и поддержки МСП на региональном уровне 57
3.1 Предложения по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки МСП на региональном уровне 57
3.2 Оценка ожидаемой эффективности системы государственного регулирования и поддержки МСП на региональном уровне 63
Заключение 68
Список литературы 71
Введение:
Актуальность исследования. В России на уровне регионов применяется широкий спектр мер поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2016 г. на проведение мероприятий по поддержке МСП, реализуемых Минэкономразвития России, были выданы микро – кредиты на общую сумму 18,8 млрд. руб., что на 26,8% больше, чем в 2015 г. (14,8 млрд. руб.). Объем субсидий из федерального в региональные бюджеты на эти цели в 2016 г. составил 11,1 млрд. руб. В рамках гарантийной поддержки кредитования в 2016 г. субъектам МСП были выданы кредиты на общую сумму 133, 3 млрд. руб.
АО «Корпорация «МСП»» выделяет ряд лучших практик в субъектах Российской Федерации в данном направлении. Так, для снижения налоговой нагрузки в ряде регионов применяются налоговые льготы. В Чеченской Республике и Тюменской области ставка налога на доходы при упрощенной системе налогообложения (УСН) снижена с 6 до 1 %. В Бурятии, Рязанской и Ярославской областях ставка имущественного налога, базой по которому является кадастровая стоимость объекта, снижена до 0,3%, а в Тюменской области от этого налога освобождены объекты площадью менее 10 тыс. кв. м. В Московской области с 2015 г. действуют налоговые каникулы для вновь зарегистрировавшихся индивидуальных предпринимателей, занимающихся отдельными видами деятельности, в течение первых двух лет работы.
Существенную роль налоговая политика регионов может играть в стимулировании муниципалитетов к поддержке малого и среднего бизнеса. Так, в Калужской, Ленинградской, Мурманской областях и в ряде других субъектов РФ все доходы от налога при УСН поступают в местные бюджеты.
Это повышает заинтересованность органов местного самоуправления в создании благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
С целью повышения доступности финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса АО «Корпорация «МСП»» способствует созданию региональных гарантийных и микро – финансовых организаций. Такие организации созданы в Татарстане, Ставропольском крае, Московской, Орловской и Смоленской областях. Также при поддержке Корпорации «МСП» в ряде субъектов РФ учреждены региональные лизинговые организации, применяющие ставки лизинга, не превышающие ставку рефинансирования Банка России.
Во многих регионах осуществляется и имущественная поддержка малого бизнеса. В Санкт-Петербурге, Белгородской, Московской, Владимирской и Томской областях действуют льготные ставки арендной платы для целевых групп предпринимателей. Во Владимирской области и Ханты-Мансийском автономном округе созданы консультативные органы с участием предпринимателей для формирования и координации мер имущественной поддержки МСП.
Ряд регионов организовали на своей территории обучение по программам Корпорации «МСП». В 17 регионах по ним был проведен 51 тренинг с 841 участником.
Постепенно совершенствуется и расширяется деятельность многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг, помогающих сократить издержки бизнеса по взаимодействию с органами власти. Агентство стратегических инициатив отмечает, что наибольших успехов по качеству обслуживания малого и среднего бизнеса добились многофункциональные центры Якутии, Курской и Ростовской областей. Повышение качества обслуживания проявлялось в широте охвата многофункциональными центрами муниципалитетов, росте числа обращений в них со стороны малого и среднего бизнеса.
Многие регионы расширяют доступ малого и среднего бизнеса к государственным закупкам путем увеличения квот на закупки у соответствующих поставщиков. По данным Агентства стратегических инициатив, наибольших успехов в этом направлении добилась Калужская область, где в 2012–2014 гг. доля закупок у малого и среднего бизнеса выросла с 3 до 25,7%.
Эти и другие меры, как правило, входят в состав региональных программ поддержки предпринимательства. Одним из успешных примеров такого рода является программа «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области», утвержденная в 2012 г. В программе предусмотрена подпрограмма «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области», предусматривающая реализацию всего комплекса возможных мер поддержки бизнеса: выдачу субсидий, кредитов и гарантий, создание инфраструктуры для бизнеса (специализированный портал, центр поддержки предпринимательства). Большое внимание в этом документе уделено налоговой политике: для отдельных категорий предприятий и предпринимателей налог на доходы при УСН снижен до 5%, расширен перечень видов деятельности для патентной системы налогообложения. Указанные меры привели к росту доли малых и средних предприятий в регионе (до 61% в 2017 г. против 54,6% в 2016 г.) и их оборота (в 2017 г. на 13,2% по отношению к 2016 г.). Среднесписочная численность занятых в малом и среднем бизнесе увеличилась при этом до 27,8% всех занятых в регионе.
Все программы поддержки малого и среднего бизнеса можно разделить на две основные категории – финансовые и нефинансовые, причем первые, как правило, требуют более жесткой отчетности и по ним, соответственно, проводится оценка эффективности.
Опыт применения программ поддержки малого и среднего предпринимательства в мире показывает, что они оказывают положительное влияние на количество рабочих мест и на уровень занятости в соответствующих регионах, а также на объемы инвестиций, объемы выпуска и производительность факторов производства. Практика свидетельствует о том, что финансовые меры поддержки, увеличивая занятость и общие объемы выпуска, вместе с тем, как правило, снижают производительность компаний. Это связано с тем, что приток дополнительных финансовых ресурсов на безвозмездной основе или в виде льготных («дешевых») кредитов ослабляет требования к рентабельности бизнес-процессов. Данный феномен приводит к меньшей конкурентоспособности малого бизнеса, хотя и растущего количественно.
Гораздо более эффективными мерами представляются улучшение институциональных условий и реализация образовательных программ. Первые делают более привлекательной и безопасной предпринимательскую деятельность, а вторые позволяют повысить выживаемость бизнеса, сократить его потери, связанные с недостаточными компетенциями предпринимателей.
Российская региональная практика в целом учитывает опыт других стран.
Заключение:
Целью данного исследования являлось теоретическое обоснование и разработка программы по формированию направлений совершенствования методов государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
Реализованные задачи исследования:
1. Исследованы теоретические аспекты системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства
2. Проведен анализ системы государственного регулирования и поддержки МСП на региональном уровне.
3. Разработаны направления совершенствования системы государственного регулирования и поддержки МСП на региональном уровне.
Кроме того, на основании проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что в настоящее время экономика России переживает последствия негативных тенденций, возникших в результате мирового финансового кризиса. Развитие предпринимательства происходит в жестких условиях выбора концептуальных путей становления рыночной экономики, ориентированной на инновационный путь развития. Решение множества задач в системе предпринимательства осложнен тем, что не накоплен опыт их разработок с точки зрения теории. К данным проблемам можно отнести государственную поддержку как малого, так и среднего предпринимательства.
Отметим, что основные принципы государственной поддержки предпринимательства осуществляются наравне с принципами, которые выступают как часть общих принципов управления государством, которые существуют достаточно долгое время, данные принципы закреплены в действующем законодательстве: гуманность, законность, справедливость, целесообразность, сочетание государственного регулирования и независимости субъектов предпринимательства, соблюдение баланса интересов государства и предпринимателя, взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов, ограниченность числа субъектов государственного регулирования.
Сегодня все более острым становится противоречие между необходимостью разработки и внедрения в практику эффективных механизмов государственной поддержки предпринимательской деятельности с одной стороны, и их недостаточным теоретико-методологическим обеспечением, с другой стороны.
Государственная поддержка выражена в воздействии государства на рыночную конъюнктуру, на хозяйствующие субъекты, основной целью данного воздействия является обеспечение нормальных условий для формирования рыночного механизма, стимулирования развития в необходимых направлениях. Сущность государственной поддержки предпринимательства раскрывается в основных функциях.
Сущность первой функции состоит в формировании субъектов современного предпринимательства. Данная функция подразумевает увеличение числа предпринимателей, которые реализуют свои инновационные возможности.
Смысл второй – создание конкурентной среды, которая способствует росту экономических состязаний и в которой конкурентные преимущества обеспечиваются за счет: внедрения основ инновационного менеджмента и маркетинга; постоянного обновления технологий, видов техники; полной реализации инновационной и рисковой способности предпринимателей; регулирования уровня определённой открытости хозяйствующих субъектов, функционирующих на российском рынке для иностранных конкурентов и т.д..
Действующая система государственной поддержки малого предпринимательства имеет ряд недостатков. Первым недостатком, который приводит к неэффективной поддержке малых предприятий, является отсутствие либо недостаток эффективных объектов инфраструктуры, которые обеспечивают деятельность малых предприятий. Поэтому главной задачей совершенствования системы государственной поддержки является создание комплексной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях.
Так же можно отметить такую проблему частного предпринимательства, которая заключается в сложности процедуры получения кредита. Несмотря на все усилия, которые предпринимаются Правительством РФ и органами местной власти, необходимо дальнейшее совершенствование кредитования малого и среднего бизнеса.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические аспекты системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства
1.1 Сущность системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства
Необходимость поддержки малых и средних предприятий
В большинстве развитых и развивающихся стран реализуются государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП).
Повышенное внимание к таким предприятиям обусловлено следующими их особенностями [12]:
1. МСП выполняют социальную функцию: создают новые рабочие места для населения, помогая решить проблему безработицы в случае сокращений на крупных предприятиях.
2. МСП вносят вклад в инновационное развитие: небольшая часть малых предприятий, которые являются стартапами, выступает источником прорывных технологий, продуктов и услуг.
3. МСП крайне уязвимы: в отличие от крупных предприятий их возможности по привлечению финансирования и других ресурсов, по защите своих прав перед контрольно-надзорными органами ограниченны.
Помимо этого, следует учитывать, что малый и средний бизнес играет системную роль в экономическом росте.
Во-первых, малый бизнес способствует развитию конкуренции. Появление новых игроков на рынке, которыми часто и выступают малые предприятия, увеличивает объем предложения и приводит к снижению цен. В результате у населения высвобождаются финансовые ресурсы, которые оно может направить на потребление других благ, что, в свою очередь, оказывает повышательное давление на выпуск.
Во-вторых, малый бизнес может формировать новые рынки. Небольшие предприятия появляются там, где предприниматели идентифицируют неудовлетворенную потребность в каком-либо виде благ. Так, например, создание кафе в местности, где заведения общественного питания отсутствуют, приводит к возникновению в ней нового вида услуг [23].
В-третьих, МСП часто оказывают посреднические услуги, являясь связующим звеном между производителями и потребителями. Нередко издержки доставки продукции и коммерческие расходы слишком велики для производителей: они вынуждены закладывать соответствующие издержки в стоимость товаров, что делает последние менее конкурентоспособными на рынке. Посредники же имеют возможность экономии на масштабе; особенно это актуально в аграрном секторе при закупке продукции фермеров для дальнейшей перепродажи.
Кроме того, малый и средний бизнес часто освобождает крупные предприятия от непрофильных видов деятельности, способствуя повышению их эффективности. В результате ресурсы таких компаний сосредотачиваются на главных направлениях деятельности, в которых они могут достичь максимальной производительности. Таким образом, малый и средний бизнес в процессе аутсорсинга способствует оптимальной аллокации ресурсов.
В.И. Рубе выделяет ряд особенностей условий функционирования малого бизнеса, сложившихся за время его становления в постсоветский период и не утративших актуальность до настоящего времени [4]. К ним относят: осуществление на базе одной фирмы нескольких видов деятельности; ведение бизнеса с максимальной независимостью без использования предоставляемых возможностей крупным бизнесом таких как – субподряд, франчайзинг и т.п. [5, С. 107]. Накопленный инновационный потенциал не реализуется в силу низкого технического уровня производства – эта же проблема сдерживает развитие венчурного предпринимательства [6, С. 159]. Отличительной чертой также является несовершенство инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в сочетании с принятием управленческих решений предпринимателей в условиях неполной и не всегда адекватной информации о внешних факторах. Сюда же необходимо добавить отсутствие социальной защищённости стабильности на должном уровне, а также личной безопасности владельцев бизнеса и персонала МП [7, С. 744].
К настоящему времени уже сформировалась некоторая инфраструктура поддержки учреждения и развития субъектов малого бизнеса, функционирующая на всех ступенях государственного управления. При анализе государственного координирования, стимулирования и контроля за деятельностью малого бизнеса используется функциональный подход. При таком подходе государственная поддержка в узком значении отождествляется с предоставлением помощи субъектам малого бизнеса, либо, в широком значении, с системой государственных мер, нацеленных на формирование условий функционирования МП. Содействие государственных структур власти малому бизнесу требует использования разнообразных инструментов. Это вызвано тем, что помощью должны быть охвачены все субъекты малого бизнеса в обществе. Можно сделать вывод, что понимание государственной поддержки малых форм хозяйственной деятельности в вышеописанной интерпретации не затрагивает все аспекты экономических отношений между малым бизнесом и органами власти. К действующему функциональному подходу в дополнение необходимо использовать институциональный подход, позволяющий рассматривать государственную поддержку в виде института. Выделенный институт как элемент экономической системы является объектом научного изучения, однако его сущность в полной мере пока еще не раскрыта. Институт государственной поддержки малого бизнеса – совокупность взаимоотношений между государством и субъектами малого бизнеса, формирующих условия роста сектора малого предпринимательства [8, С. 13].
Выражая отношения взаимодействия между государственными структурами и малым бизнесом, институт государственной поддержки малого предпринимательства характеризуется перечнем признаков (рис. 1). Субъектами взаимоотношений выступают государство и малое предпринимательство, объектом взаимоотношений выступают условия функционирования малых предпринимательских форм.