Физическая культура и спорт Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психолого-педагогическое сопровождение юношей самбистов в системе дополнительного образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЮНОШЕЙ САМБИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Сущность психолого-педагогического сопровождения спортсменов 7
1.2. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения юношей самбистов в научной литературе 15
1.3. Теоретико-методическое обоснование психолого-педагогического сопровождения юношей самбистов в системе дополнительного образования 21
ГЛАВА2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Методы исследования 29
2.2. Организация исследования 31
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЮНОШЕЙ САМБИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 35
3.1. Мониторинг психологической подготовленности юношей самбистов 35
3.2. Теоретико-методическое обоснование экспериментальной программы по психолого-педагогическому сопровождению юношей самбистов 37
3.3. Проверка эффективности экспериментального содержания программы по психолого-педагогическому сопровождению юношей самбистов в системе дополнительного образования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 60

  

Введение:

 

Актуальность темы настоящего исследования связана с тем, что в по-следнее время в различных видах единоборств все большее значение при-обретает фактор психолого-педагогического сопровождения подготовки спортсменов. Именно он является первым из связующих звеньев успеха в соревновательной и тренировочной деятельности.
Анализируя соревнования прошедшие в последнее время на всерос-сийском и международном уровне, становится отчетливо видно, что имен-но психологический момент настроя и поддержки спортсменами является той составляющей, которой во многом не хватает для достижения оконча-тельного успеха.
Психолого-педагогическое сопровождение подготовки спортсменов к соревнованиям является неотъемлемым компонентом достижения высокого результата в избранном виде спорта.
Исследуемая проблема является актуальной и практически значимой, так как результаты ее могут быть использованы в широком диапазоне: от начинающих спортсменов до мастеров высокого уровня. Именно условия эффективной психологической подготовки спортсменов в единоборствах представляют собой тот малоизученный пласт психологии спорта, на ко-торой стоит сконцентрировать внимание, и, соответственно, усилия иссле-довательской деятельности.
Вопросами психологических аспектов спортивной деятельности за-нимались М.С. Бриль, А.Д. Ганюшкин, Г.Д. Горбунов, Г.Б. Горская, Е.П. Ильин, Н.Г. Озолин, В.М. Мельников, А.Ц. Пуни и др.
Влияние психологических факторов на результат соревновательной деятельности рассматривают Т.Т. Джамгаров, А.В. Родионов, В.Н. Плато-нов и др. Анализу методов и форм совместной работы психолога и трене-ра посвящены работы Л.Д. Гиссена, М.Я. Жилиной, Дж. Кретти, И.М. Ту-ревского и др.
В настоящее время самбо на наряду с другими вилами борьбы ста-новится все более популярным видом спорта в мире. Молодые люди идут в самбо с целью развить как свою физическую силу, так и укрепить свое психологическое состояние. Для современного самбо характерны огром-ные затраты не только физической, но и психической энергии, особенно в условиях ответственных соревнований: даже очень хорошо физически и технических подготовленный спортсмен не сможет одержать убедительную победу, если у него недостаточно развиты психологические черты лично-сти, и нет в совершенстве отточенного умения регулировать свое поведе-ние, сдерживать чувства, контролировать настроение, считаться с напря-женными условиями соревнований, бескомпромиссными требованиями контактного поединка.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение имеют та-кое же большое значение в спортивном совершенствовании кикбоксера, как физическая, техническая и тактическая подготовка.
Таким образом, значимость решения задач оптимизации психологи-ческой подготовки юных спортсменов послужили основанием выбора те-мы исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение юношей самбистов в системе дополнительного образования».
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогического сопровождения юношей самбистов в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс психолого-педагогического сопро-вождения юношей самбистов.
Предмет исследования: содержание и структура психолого-педагогического сопровождения юношей самбистов.
Гипотеза исследования: процесс психолого-педагогического сопро-вождения юношей самбистов в системе дополнительного образования бу-дет осуществляться наиболее эффективно, если:
— разработать программу психолого-педагогического сопровождения юных самбистов;
— целенаправленно формировать эмоциональную устойчивость лич-ности;
— способствовать формированию уверенности в своих силах и воз-можностях для достижения победы в предстоящем соревновании.
Для реализации цели и проверки гипотезы исследования были по-ставлены следующие задачи:
— раскрыть сущность психолого-педагогического сопровождения спортсменов;
— исследовать теоретические основы психолого-педагогического со-провождения юношей самбистов в научной литературе;
— представить теоретико-методическое обоснование психолого-педагогического сопровождения юношей самбистов в системе дополни-тельного образования;
— подобрать методы исследования;
— провести мониторинг психологической подготовленности юношей самбистов;
— разработать теоретико-методическое обоснование эксперименталь-ной программы по психолого-педагогическому сопровождению юношей самбистов;
— провести проверку эффективности экспериментального содержания программы по психолого-педагогическому сопровождению юношей сам-бистов в системе дополнительного образования.
Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипоте-зы нами применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы; методов экспериментального моделирования (психофизический тренинг к экстремальным условиям деятельности); педа-гогическое наблюдение, анкетирование, беседа, анализ соревновательной деятельности спортсменов; методов математической и статистической об-работки.
Теоретико-методологической базой исследования являлись труды отечественных ученых изучавших специфику соревновательной деятельно-сти в кикбоксинге. Исследование осуществлялось в три этапа:
На первом этапе – выявлено современное состояние исследуемой проблемы психолого-педагогического сопровождения самбистов к сорев-нованиям на основе анализа научной литературы.
На втором этапе – сформулированы критерии и показатели соревно-вательной деятельности спортсменов, на основе которых созданы:
– диагностическая программа изучения психологического сопро-вождения подростков;
– разработана система организационно-методических условий опти-мального психологического сопровождения юных самбистов.
На третьем этапе– осуществлен анализ и обобщение полученных ре-зультатов эксперимента, формулировались выводы и заключение, оформ-лен текст дипломного исследования. Исследования проводились на базе спортивного клуба, в ходе исследования на разных этапах эксперимента приняли участие юноши, занимающиеся самбо которые имели приблизи-тельно одинаковый уровень спортивной подготовки до эксперимента.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, тремя главами, заключением и списком использо-ванных источников

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Комплексной программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» предусмотрено совершен-ствование мер по поддержке развития детского спорта, что подразумевает осуществление поддержки деятельности детских спортивных организаций, школ, госучреждений спортивной подготовки, а также создание необходи-мых условий для подготовки спортивного резерва.
Однако нерешенность проблем отдельных направлений, таких как развитие и внедрение современных научных методик подготовки спортс-менов, приводит к отсутствию стабильного результата работы всей отрас-ли. В связи с этим в учебный процесс должны активно и оперативно внед-ряться результаты научных работ по совершенствованию тренировочных процессов.
Именно поэтому было принято решение о необходимости включения в учебно-тренировочный процесс элементов психологической подготовки юных спортсменов.
После эксперимента оценка тревожности в КГ не изменилась, она осталась на том же — высоком уровне тревожности, но незначительно сни-зился балл с 46,1 до 45,6, разница в 0,5 баллов. В КГ до начала экспери-мента 13 человек (65% от группы) написали тест на высокую оценку тре-вожности, получив 65,8 баллов, а после эксперимента–12человектакжеполучиливысокуюоценкутревожности(от 45 баллов и вы-ше), набрав 65,2 балла. 33 Умеренную оценку тревожности до экспери-мента получили 5 человек, набрав 43,2 балла, а после – 3 человека (15% от группы), набрав 43,9 баллов. И на низкую оценку тревожности до начала эксперимента тест написали 2 человека (набрав 29,3 балла), а после эксперимента 5 человек (набрав 27,9 баллов). Низкая оценка тревожности определяется в интервале от 0 до 30 баллов.
Исходя из этих данных мы можем сделать вывод о том, что в КГ оценка тревожности незначительно снизилась с 46,1 балла до 45,6 баллов, но при этом осталась на том же – высоком уровнетревожности. В ЭГ оцен-ка тревожности значительно упала с высокого уровня тревожно-сти(51,6баллов),наумеренныйуровеньтревожности(35,8баллов).
Отсюда мы можем сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс тренировочных занятий, направленный на развитие психологи-ческой готовности к соревнованиям, помог ребятам из ЭГ значительно снизить свой уровень оценки тревожности на 15,8 баллов, и остаться на умеренном уровне тревожности.
Для оценки эффективности проведенного эксперимента был проведен сравнительный анализ с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Для экспериментальной группы были получены различия до и после проведения эксперимента. В то же время до и после эксперимента в контрольной группе не были обнаружены значимые различия. При оценке конкретных статистик примененного сравнительного анализа: коэффици-ента t-критерия (для ЭГ =2,11; для КГ =1,12) и уровня значимости разли-чий(p<0,035и<0,263соответственно)сталояснымналичиеувеличения уровня мотивации к успеху в результате эксперимента только в эксперименталь-ной группе. Для контрольной группы не были получены достоверные раз-личия(p<0,263).
Полученные результаты показывают наличие повышения уровня мо-тивации к успеху после внедрения нами в ЭГ разработанного комплекса тренировочных занятий. В контрольной группе уровень мотивации досто-верно не изменился после внедрения нашего комплекса.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЮНОШЕЙ САМБИ-СТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Сущность психолого-педагогического сопровождения спортсменов

Главное достижение и цель любого спортсмена – победа, достижение которой способствует постоянная и грамотно-организованная трениро-вочно-соревновательная деятельность. И соревнования, и тренировки свя-заны с большими физическим и психическими нагрузками.
Содержание психолого-педагогического сопровождения подготовки самбистов к соревнованиям, заключается в моделировании и реализации эффективного соревновательного поведения. При реализации программы психолого-педагогического сопровождения спортсмена необходимо ис-пользовать следующие принципы, представленные на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Принципы психолого-педагогического сопровождения

Сущностью психолого-педагогического сопровождения подготовки самбистов к соревнованиям заключается в моделировании и реализации эффективного соревновательного поведения самбистов, улучшение инди-видуальных психологических предпосылок для преодоления высоких тре-бований к соревновательной деятельности и достижение высокого резуль-тата.
Применяя методику психологического тренинга спортсменов, зани-мающихся кикбоксингом, развивается возможность сознательного влияния человеком на такие психологические параметры как: эмоции, мышление, восприятие, активность вегетативной нервной системы, ЧСС и т.д. В ре-зультате формируются определенные навыки, которые в теории психотре-нинга называют «познавательными».
Содержание классической концепции психологической подготовки спортсменов к соревновательной деятельности можно свести к трем боль-шим группам методов психофизического тренинга (рисунок 1.2):

Рисунок 1.2 – Группы методов психофизического тренинга [16]

Рассмотрим подробнее указанные группы методов.
Методы саморегуляции психологического состояния Важное значе-ние имеет возможность спортсменом самостоятельно управлять процесса-ми, происходящими в собственном организме. Путем саморегуляции мож-но на короткое время применительно к ситуации активизировать или за-тормозить психические процессы, а также повысить качество подготовки и эффективности выполняемой деятельности. Психическое воздействие с по-мощью саморегуляции помогает созданию оптимальных внутренних усло-вий, при которых, процесс подготовки к соревновательной деятельности происходит полнее [15].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы