Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психолого-педагогическое сопровождение эмоционально неблагополучных детей младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Эмоциональное неблагополучие в детском возрасте: причины и формы проявления 6
1.2 Особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста 15
1.3 Методы психолого-педагогического сопровождения эмоционально-неблагополучных детей младшего школьного возраста 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Программа психолого-педагогического сопровождения эмоционально-неблагополучных детей младшего школьного возраста 45
2.3 Выявление эффективности программы психолого-педагогического сопровождения эмоционально-неблагополучных детей младшего школьного возраста 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 78

 

  

Введение:

 

Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Предпосылки для развития нравственных эмоций возникают уже в раннем детстве, когда младенец общается преимущественно с близкими взрослыми. Особенности складывающихся впервые годы жизни взаимоотношений с взрослыми, развивающаяся в связи с этим отзывчивость к нуждам и требованиям окружающих и есть то, что составляет развитие мотивационно – эмоциональной сферы будущей личности.
Огромное влияние на развитие у детей эмоций как основы дальнейшего нравственного воспитания оказывает семья. Семья является первым важнейшим пространством взросления детей, поэтому семейные факторы остаются ведущими рисками возникновения девиаций.
В условиях современной нестабильной социально-экономической и политической ситуации в обществе происходит переоценка многих ориентиров, что предъявляет повышенные требования к психоэмоциональным возможностям человека, влияет на способность регулировать собственные эмоциональные состояния. Наименее уязвимыми в такой ситуации оказываются дети ввиду того, что как психика, так и организм детей младшего школьного возраста обладают недостаточной устойчивостью и восприимчивостью к неблагоприятным средовым воздействиям. Переживаемые детьми тревожность и психическое напряжение проявляются в эмоциональном неблагополучии, которое оказывает негативное влияние на личностное становление ученика.
Особую актуальность, на наш взгляд, приобретают вопросы эмоционального неблагополучия детей младшего школьного возраста. Число детей, испытывающих состояние эмоционального дискомфорта, особенно возрастает с началом школьного обучения, когда меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться, отгороженностью, снижением активности.
Актуальность темы дипломного исследования заключается в том, что забота о психическом и физическом здоровье школьников, профилактика рисков взросления, социального и личного неблагополучия остаются приоритетными задачами образовательных организаций. В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на образовательные учреждения возложена обязанность оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, выявлять подростков и семьи, находящиеся в социально опасном положении (СОП), реализовывать профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями.
В научной литературе эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов (А.В. Запорожец и др.; А.И. Захаров и др.). Вопросы эмоционального неблагополучия дошкольника стали предметом исследования учеников A.B. Запорожца (JI.A. Абрамян, О.В. Гордеевой, А.Д. Кошелевой, Г.Г. Филипповой и др.). Согласно их исследованиям, устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. «Эмоциональное неблагополучие» трактуется как отрицательное эмоциональное самочувствие детей.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить факторы, влияющие на эмоциональное состояние ребенка: взаимоотношения в семье (З.Н. Богуславская, C.B. Корницкая, А.Г. Рузская и др.), общение с педагогом (В.А. Горбачева, Т.О. Каштанова, М.И. Лисина, Е.А. Панько и др.), отношения со сверстниками (Л.Н. Башлакова, Т.Н. Ерофеева, Я.Л. Коломинский, A.A. Рояк и др.), достижение успеха в деятельности (P.C. Буре, Т.С. Комарова, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина и др.). Вместе с тем анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы преодоления эмоционального неблагополучия младших школьников ввиду отсутствия комплексных программ психолого-педагогической коррекции.
Объектом исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: условия психолого-педагогического сопровождения эмоционально-неблагополучных детей младшего школьного возраста
Цель исследования: условия психолого-педагогического сопровождения эмоционально-неблагополучных младших школьников.
Гипотеза – преодоление эмоционального неблагополучия детей в школе возможно при выполнении следующих условий:
¬ — создание положительного эмоционального климата в классе при обеспечении позитивных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками;
¬- организация систематической работы по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей;
¬- проведение работы с семьей.
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть научно – методической литературы по вопросам развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
2. Выявить причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие детей младшего школьного возраста.
3. Определение методов и приемов коррекции эмоционального неблагополучия и их апробация в условиях образовательного учреждения.
4. Разработка практических рекомендаций педагогам и родителям по профилактике и коррекции эмоционального неблагополучия.
В ходе исследования использовались следующие методы:
Теоретические — анализ литературных источников, обобщение, систематизация, классификация;
Эмпирические — наблюдение, интервью, метод тестов.
Математическая обработка результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
— положения о закономерностях развития личности на разных этапах онтогенеза (А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин);
— теоретические положения об эмоциональном благополучии и неблагополучии в контексте изучения детей и подростков (Л.М. Аболин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, И.И. Лисина, И.М. Слободчиков, В.В. Сорокина, Г.А. Урунтаева и др.);
— представления о центральной роли эмоций в развитии ребенка — Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, Д.К. Эльконин и др.;
— подходы к пониманию «педагогического сопровождения» (Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Т.В. Солодовникова Н.О. Яковлева и др.
База исследования:____________________________
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список источников информации, приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Особенностями эмоционального развития дошкольников является освоение социальных форм выражения чувств; изменения роли эмоций и формирование эмоционального предвосхищения; становление осознанности, обобщенности, разумности, произвольности и внеситуативности чувств; формирование высших нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств.
Систематизировав подходы, рассматривающие эмоциональное благополучие, можно сделать вывод, что оно связано с психологическим благополучием. Учеными эмоциональное благополучие определяется как «устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка» (М.И. Лисина, Т.А. Репина); «устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка» (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда); «чувство защищенности» (Г.А. Урунтаева). В то же время эмоциональное неблагополучие представляет собой отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, проявляющееся нестабильностью и неадекватностью эмоциональных реакций при взаимодействии с окружающими, в преобладании негативных эмоций, в выраженности тревожности и страхов, агрессии, в доминировании заниженной самооценки.
Сопровождение можно охарактеризовать как совместную деятельность специалистов образования, которая направлена на создание условий педагогического и социально-психологического характера для успешного обучения, социализации и развития ребенка применительно к конкретной образовательной среде. Основными задачами в рамках обеспечения эмоционального благополучия участников учебно-воспитательного процесса являются профилактика возникновения социальной дезадаптации на всех этапах школьного детства; оказание своевременной психолого-педагогической помощи младшим школьникам и другим участникам образовательного процесса.
На формирующем этапе была реализована программа психолого-педагогического сопровождения эмоционально-неблагополучных детей младшего школьного возраста, представленная определенной этапностью и структурой. Назначение программы: психолого-педагогическая коррекция и профилактика признаков эмоционального неблагополучия, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, застенчивость, и др. В итоге было проведено 10 занятий, направленных на коррекцию эмоциональной сферы детей. На занятиях младшие школьники приобретали позитивный эмоциональный опыт; обучались продуктивным стратегиям избавления от агрессии и эмоциональной возбудимости; приобретали опыт бесконфликтного поведения и конструктивного взаимодействия со сверстниками; избавлялись от повышенной тревожности при усвоении способов снятия эмоционального напряжения; развивали произвольность поведения.
На контрольном этапе произошла положительная динамика показателей по всем методикам: большинство детей имеют нормальный уровень тревожности, эмоционально стабильны, способны сдерживать собственную агрессию, имеют оптимальный уровень эмоционального возбуждения. В целом после программы психолого-педагогического сопровождения снизились страхи младших школьников, связанные с ситуациями проверки знаний, более гармоничными стали взаимоотношения с одноклассниками и учителями, повысилась физиологическая сопротивляемость к ситуациям стрессогенного характера. Нормализовалось общее эмоциональное состояние младших школьников, уменьшилась немотивированная тревожность и беспокойство, сократились поведенческие проявления эмоционального неблагополучия.
Результаты консультативной работы с педагогами доказали эффективность комплексного применения методов психолого-педагогической коррекции эмоциональной сферы у младших школьников, а также необходимость применения индивидуального подхода к каждому ученику. Работа с родителями, проводившаяся в форме собраний, бесед, консультаций, конференций, практических семинаров, круглых столов и т.д., была направлена на обучение родителей формированию у младших школьников чувства эмоционального благополучия, сопереживания, эмпатии, на коррекцию негативных эмоциональных состояний.
Таким образом, становится очевидным подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Эмоциональное неблагополучие в детском возрасте: причины и формы проявления

Исследования эмоционального благополучия в психолого-педагогической науке носят достаточно бессистемный характер. Использование понятия эмоционального благополучия в качестве отдельной категории, позволяющей системно изучать эмоциональные затруднения человека, в настоящее время осложняется ввиду отсутствия единого универсального подхода в определении эмоционального благополучия. Теоретический анализ исследований по данной теме позволил выявить следующие направления в исследовании эмоционального благополучия:
— Эмоциональное благополучие как положительная направленность эмоционального самочувствия в контексте изучения детей и подростков (О.И. Бадулина, Л.И. Божович, В.Р. Лисина, В.И. Самохвалова, Т.Я. Сафонова, Л.С. Славина и др.) [6; 35, 56];
— Эмоциональное благополучие с позиций рассмотрения значения и функций эмоций в жизни человека (Л.М. Аболин, О.А. Воробьева, В.Р. Сары-Гузель). В рамках данного подхода эмоциональное благополучие представляет собой показатель успешности эмоциональной регуляции человека, что связано с характером переживаемых эмоций [1];
— Эмоциональное благополучие с точки зрения рассмотрения его как неотъемлемой составляющей психологического благополучия в целом (М.С. Дмитриева, М.Ю. Долина, Л.В. Куликов). В русле этого подхода эмоциональное благополучие выступает с позиций интегральной характеристики (переживания), в которой сконцентрированы чувства, детерминированные успешностью либо неуспешностью функционирования всех сторон личности. Помимо этого, эмоциональное благополучие выражает полярность эмоциональных проявлений, а также возможностей индивида осуществлять регуляцию данных проявлений [32].
— Эмоциональное благополучие как синоним эмоционального здоровья (Л.В. Тарабакина) [62]. Эмоциональное здоровье в рамках данной концепции является частью психологического здоровья человека, обеспечивающего преобразование негативных эмоций и проецирование эмоционально положительных переживаний.
Систематизировав подходы, рассматривающие эмоциональное благополучие, можно сделать вывод, что оно является многомерным явлением, определяющим эмоциональное самочувствие, служащее показателем эффективности эмоциональной регуляции индивида, и связано с психологическим благополучием.
Эмоциональное благополучие, согласно трактовкам М.И. Лисиной, Т.А. Репиной определяется как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого служит удовлетворение ведущих биологических и социальных потребностей [35, 52].
А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю, Ильина, Е.П. Арнаутова эмоциональное благополучие определяют с точки зрения устойчиво-положительного, комфортно-эмоционального состояния ребенка, служащего основой отношения ребенка к миру и воздействующего на специфику переживаний, сферу познания, эмоционально-волевую сферу, особенности переживания стрессов, на общение [29].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы