Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психолого-педагогические условия развития просоциального поведения дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития просоциального поведения детей младшего дошкольного возраста 5
1.1. Понятие «просоциальное поведение» в научной литературе 5
1.2 Возрастные особенности развития просоциального поведения дошкольников 10
1.3 Методы и приемы организации работы по развитию просоциального поведения дошкольников 16
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию просоциального поведения детей младшего дошкольного возраста 21
2.1 Диагностика навыков просоциального поведения детей младшего дошкольного возраста 21
2.2 Организация психолого-педагогической работы по развитию просоциального поведения детей младшего дошкольного возраста 31
1.3 Оценка эффективности проведенной работы 54
Выводы по 2 главе 62
Заключение 63
Список литературы 66
Приложения 75
Введение:
Актуальность. В настоящее время, в то время, когда наблюдается общий нестабильный фон в отношениях взаимодействия в социуме, простоциальные отношения представляются как основа благоприятного отношения по отношению друг к другу. В сущности, просоциальное поведение в той или иной степени развито в каждой личности, одна степень этого развития зависит от большого количества факторов, среди которых можно упомянуть следующие: наличие чувства эмпатии, сочувствие и сопереживание, желание помогать другим людям.
В научной литературе отмечается, что формирование просоциальных аспектов личности берет свое начало в раннем дошкольном возрасте, после чего продолжает формироваться. В младшем дошкольном возрасте дети уже способны к осознанной помощи и осознанному взаимодействию. При этом проблема формирования просоциального поведения младших дошкольников является актуальной, поскольку эту осознанность необходимо регулировать и направлять, предлагая детям смоделированные ситуации, поскольку им необходимо понимать механизмы межличностного взаимодействия. В силу возрастных особенностей дети по-своему понимают эти механизмы.
Исходя из актуальности исследования и поставленной проблемы вытекает тема работы:
«Психолого-педагогические условия развития просоциального поведения дошкольников»
Объектом представленного исследования является просоциальное поведение младших дошкольников.
Предметом исследования выступает, в свою очередь, психолого-педагогическая работа по формированию просоциального поведения детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования состоит в определении детерминант эффективности психолого-педагогической работы по формированию просоциального поведения младших дошкольников и формировании системы данной работы.
Исходя из поставленной цели, необходимо определить ряд задач, требующих решение:
1. Рассмотреть понятие «Просоциальное поведение» в научной литературе.
2. Изучить возрастные особенности развития просоциального поведения дошкольников.
3. Предложить методы и приемы организации работы по развитию просоциального поведения дошкольников.
4. Провести диагностику навыков просоциального поведения детей младшего дошкольного возраста.
5. Провести психолого-педагогическую работу по развитию просоциального поведения детей младшего дошкольного возраста.
6. Представить оценку эффективности проведенной работы.
Методы исследования:
Гипотеза представленного исследования заключается в том, что организация психолого-педагогической работы по формированию просоциального поведения младших дошкольников будет являться эффективной тогда, когда в ней будут использованы не только игровые приемы, но и смоделированы различные тренинговые ситуации.
Структура исследования. Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список литературы и приложения.
Заключение:
В ходе решения первой задачи было изучено понятие «просоциальное поведение» в научной литературе. Было выяснено, что просоциальное поведение – это альтруистское поведение, которое несет благие намерения, при этом личность не рассчитывает, как правило, на проявление аналогичных ответных реакций. Такое поведение не является врожденным, оно формируется в процессе жизнедеятельности и специальной работы.
В ходе решения второй задачи были рассмотрены возрастные особенности развития просоциального поведения дошкольников. Возможно говорить о том, что нравственные представления младших дошкольников являются в целом осознанными и играют роль поведенческих регуляторов и регуляторов взаимоотношений с окружающей действительностью. Общение со сверстниками и взрослыми (при благоприятных условиях), целенаправленное и систематическое использование различных средств в обучении, соответствующие условия в семье, с целью развития альтруизма, будет способствовать заложению основ альтруистической личности.
В ходе решения третьей задачи были предложены методы и приемы организации работы по развитию просоциального поведения дошкольников. Методика включает в себя совокупность индивидуальных, групповых и коллективных форм психолого-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста. Основой методики являются просоциальные задания и упражнения.
В ходе решения четвертой задачи была проведена диагностика навыков просоциального поведения детей младшего дошкольного возраста. Исследование младших дошкольников по предложенным методикам дало возможность заключить, что у детей на достаточно слабом уровне развито просоциальное поведение, однако тенденция к его формированию является достаточно благоприятной. Данное обуславливает необходимость орагнизации психолого-педагогической работы, которая будет направлена на формирование высокого уровня просоциального поведения младших дошкольников.
В ходе решения пятой задачи была реализована организация психолого-педагогической работы по развитию просоциального поведения детей младшего дошкольного возраста. Предложенная система упражнений направлена на развитие у детей альтруистических представлений, эмпатии, сопереживания и сочувствия, активности личности. не все упражнения носят игровой характер. Это отличительная особенность представленной психолого-педагогической работы, поскольку, как правило, вся деятельность детей – игровая. В данной же системе предлагается настраивать детей на анализ и сознательность настолько, на сколько это позволительно с точки зрения их возрастных особенностей.
В ходе решения шестой задачи была проведена оценка эффективности проведенной работы. Была подтверждена эффективность предложенной психолого-педагогической работы по формированию просоциального поведения младших дошкольников. Дети стали более внимательны друг к другу, они охотно делятся своими игрушками, охотно оказывают помощь тому. Кто в ней нуждается. Дети стали более инициативны, в них наблюдается больше энтузиазма и эмпатии, а также альтруистических проявлений.
Гипотеза представленного исследования, которая заключалась в том, что организация психолого-педагогической работы по формированию просоциального поведения младших дошкольников будет являться эффективной тогда, когда в ней будут использованы не только игровые приемы, но и смоделированы различные тренинговые ситуации, является подтвержденной.
Мы рекомендуем в процессе проведения психолого-педагогической работы учитывать, прежде всего, возрастные особенности ребенка и, соответственно, моделировать тренинговые ситуации в связи с восприятием ребенка младшего дошкольного возраста. Большое количество упражнений предполагает большую степень участия воспитателя или педагога, поскольку задания направлены на развивающий аспект. Тем не менее, именно отсутствие преобладающего объема игровой технологии позволяет развивать в детях сознательное отношение к просоциальному отношению.
Перспективы дальнейшей разработки, исследуемой нами темы предполагают дальнейшее развитие просоциального поведения детей в последующих возрастных периодах. Что касается непосредственно младшего дошкольного возраста, необходимо делать упор на развитие эмпатии у детей и формировать навыки группового взаимодействия и сотрудничества.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования. Являются решенными. Цель работы достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития просоциального поведения детей младшего дошкольного возраста
1.1. Понятие «просоциальное поведение» в научной литературе
В настоящее время ситуация общественного развития общества отличается внушительным потоком миграционного процесса, который, как правило, характеризуется происходящими трансформациями в направлении и сущности взаимодействия между представителями культур [56]. Причем, необходимо отметить, что представленные трансформации, как правило, производятся в негативной направленности, а именно, в конфликтности, агрессивности, обособленности. С аналогичной частотой трансформации могут проходить в русле позитивного аспекта: в формировании общих ценностных позиций, взаимопонимании, взаимопомощи и так далее. По сути, динамика трансформаций в положительном ключе будет способствовать включенному развитию сторон. Предполагается, что результат находится, прежде всего, в зависимости от выбора тактической и стратегической направленности [54].
В данном контексте имеет значение просоциальный аспект. Следовательно, необходимо, в первую очередь, рассмотреть определение термина «просоциальный» и определение сущности просоциального поведения. Так, под просоциальным поведением рассматривается, по сути, поведение помогающего характера, также подразумевается оказание помощи другим, проявление направленной активности для осуществления какой-либо пользы или выгоды для другого, при этом данное поведение не подразумевает под собой какой-либо помощи в ответ [26].
Бескорыстие, которое является базой такого поведения, делает его приближенным к такому явлению как альтруизм. В свою очередь, ключевым критерием альтруизма является личностная активность, не оформленная прагматичным образом, вследствие чего осуществляемая в интересах других людей. Такая активность, как правило, совершенно не подразумевает под собой какого-либо реального вознаграждения [13, с. 29].
Можно сказать, еще и о том, что просоциальным можно считать такое поведение, цель в котором заключается непосредственно в осуществлении помощи другим. Оно, в сущности, обуславливается некоторой заботой о правах, чувствах и благополучном состоянии окружающих [50], стремление оказать помощь или быть полезным окружающим.
Как правило, к поведению просоциального характера относятся следующие виды деятельности: альтруизм, волонтерская деятельность, благотворительная деятельность, сотрудничество и прочие формы поведенческих аспектов [36].
Интересно отметить, что на территории Российской Федерации, следуя официальным данным ВЦИОМ, в добровольческом служении принимает участие лишь 1% граждан. Тем не менее, исследования показывают, что 32% респондентов за последние годы несколько раз трудились на добровольной основе на благо других людей, 9% граждан осуществляли такое регулярно, и 7% помогали кому-либо безвозмездно лишь однажды. Интересно отметить, что разница в представленных цифрах обуславливается тем, что зачастую граждане страны занимаются этим в одиночку, о чем свидетельствуют 37% респондентов [5].
В своей книге The Handbook of Social Psychology С. Даниэль Бэтсон определяет просоциальное поведение как «широкий спектр действий, направленных на благо других людей — таких как помощь, утешение, разделение и сотрудничество» [42].
Сам термин «просоциальное поведение» возник еще в 1970-х годах в качестве антонима для термина «антисоциальное поведение» [20].
Кроме того, представляется возможность выделить определенные виды теоретических моделей, которые призваны к описанию структуры просоциального поведения. Среди них достаточно известной представляется модель принятия решений по оказанию помощи в ситуации возникновения кризисных явлений Латанэ и Дарли [27], а также процессуальную модель Шварца и Ховарда [28, с.140]. В том числе необходимо упомянуть модель просоциального поведения, которая, в свою очередь, была предложена З. Линденбергом. Мы полагаем, что именно последняя теория максимально раскрывает специфические особенности и вектор направления личностного просоциального поведения.
З. Линденберг, таким образом, предлагает с целью осуществления анализа просоциального поведения применять ситуационную теорию. Автор полагает, что в любой ситуации представляется возможность наблюдать своеобразный эффект селективной сензитивности, что означает выдвижение на первоначальные позиции и присвоение значимости одним факторам, и уход на второй план других факторов. Эта возможность основана на природе человеческой психики, особенностях протекания психических процессов [18].
З. Линденберг пришел к выводу о том, что в самом основании просоциального поведения наблюдаются различные социальные связи, которые предполагают обилие различных форм просоциального поведения. Так, подразумевается чувство уважения и надежности, исходящее от партнера, имеющего статус на порядок ниже, и некоторую часть альтруизма от партнера с более высоким статусом. В данной ситуации к видам социальных отношений, которые, в свою очередь, обуславливают просоциальное поведение, следует отнести отношение власти [34].
Ключевым механизмом, который регулирует процессы просоциального поведения, следуя теории З. Линденберга, является совокупность следующих аспектов:
1. селективного восприятия;
2. селективной памяти;
3. селективного мышления [63].
Необходимо обратить внимание на то, что представленные характе-ристики являются взаимозависимыми от цели взаимодействия [47].
Необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время можно говорить о существовании трех категорий целей с позиции их влияния на протекание когнитивных процессов, а именно [27]:
1. процессы, связанные с избеганием, а именно, цели приобретения, потери, самозащиты;
2. цели, которые относятся или к логике, или к интуитивным процессам, к которым относятся такие как обдумывание, исполнение, познание, научение;
3. цели, которые ориентированы на себя или на других, такие как кооперация [26, с.350].
Мы полагаем, что по отношению к просоциальному поведению в большей степени важными являются именно цели, ориентированные на себя и на логику.
Просоциальное поведение оценивается, как правило, по весу затрат помо-гающего. К примеру, по интенсивности внимания, объему времени, трудозатратам, финансовым расходам, превалированию собственных планов, степени самопожертвования [28].
Г. Мюррей в списке мотивов ввел для деятельности помощи определенный базовый мотив, который был назван термином «заботливость». При этом автор описывает заботливость следующим образом: «Вы¬казывать сочувствие и удовлетворять потребности беспомощного другого — ребенка или любого другого, который слаб, покалечен, устал, неопытен, немощен, унижен, одинок, отвержен, болен, ко¬торый потерпел поражение или испытывает душевное смя¬тение. Помогать другому в опасности. Кормить, опекать, поддерживать, уте¬шать, защищать, успокаивать, заботиться, исцелять» [19, с. 81].
Дж. Макоули и И. Берковитц рассматривают альтруистический феномен как «по¬ведение, осуще¬ствляемое ради блага другого человека без ожида¬ния какой-либо внешней на¬грады» [9, с.195].
Следует учитывать, что то, что в итоге является для другого положительным фактором, на выходе, все же, может иметь совершенно иные побуждения. Иногда могут возникать определенные сомнения в том, до какой степени предоставляющий помощь руководствуется непосредственно заботой о благе того, кому это помощь он и оказывает, то есть насколько глубоки его проявления альтруистического характера. Следуя этим данным, Бьерхофф были выделены центральные условия, которые и являются определяющими в просоциальной реакции. Рассмотрим их:
— намерение благих действий;
— свобода выбора [43].
Следуя определению Н. Айзенберга, просоциальное поведение представляет собой поведение волевого характера, которое в качестве цели имеет осуществление блага для других. При этом отмечается, что такое благо обладает особенной важностью в целях осуществления действительно качественного межличностного или межгруппового взаимодействия [15].
За последний период было выявлено, что формирование просоциального поведения является достаточно важной задачей в процессе социальной работы с детьми и, само собой, в деятельности детских, дошкольных организаций. Отмечается, что на сегодняшний день в существенной степени возрастает количество привлеченных на добровольческую работу молодежи [1, с.4].
Отмечается, что социокультурный аспект просоциального поведения детей и молодежи обладает существенным значением в условиях настоящей действительности. Причем, в процессе изучения данного аспекта нельзя не рассматривать социокультурные факторы формирования просоциального поведения детей и подростков [17, с.38].
Обобщая полученные данные в ходе теоретического исследования, необходимо констатировать, что просоциальное поведение представляет собой, в сущности, поведение такого типа, которое основывается на приоритетности моральных норм и общественных интересов в их совокупности с интересами личного характера [37].
Таким образом, мы можем говорить о том, что просоциальное поведение не является врожденным, то есть, это непосредственный социального формирования. Выбор поведения, в свою очередь, осуществляется в ущерб индивидуальным интересам в том случае, когда социальные и индивидуальные интересы наблюдаются в столкновении.