Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психолого-педагогические условия формирования системы ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Сущность феномена «ценностные ориентации» в научной литературе 6
1.2. Особенности формирования ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста 14
1.3. Обоснование психолого-педагогических условий формирования системы ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста 19
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Изучение ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста 28
2.3. Проверка психолого-педагогических условий формирования ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста 38
2.4. Анализ результатов и их обсуждение 43
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список использованной литературы 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 64

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Противоречивое воздействие информационных технологий, интенсивные ритмы жизни, возрастающие требования к получаемым знаниям, умениям и навыкам, недостаток времени, отводимого на «проживание» транслируемых знаний обуславливают бессистемное или даже хаотическое формирование ценностных ориентаций, которые составляют одну из главных составляющих структуры личности, играют решающую роль в ее саморегуляции, самоопределении, самореализации, определяют цели и средства деятельности, а также ее способность к рефлексии.
В настоящее время мир не становится единым, монополярным и монокультурным, он продолжает оставаться мозаичным, разным, различным. Открытие национальных границ и появление людей из разных социокультурных слоев в нашем обществе уже определяет его статус как полиэтничного, многоязычного, поликультурного, что повышает риски проявления таких негативных социальных феноменов как ксенофобия, расизм. Обозначенная проблема имеет место и среди подрастающего поколения, в отношениях между детьми в образовательных учреждениях, способствуя росту «отверженных» детей из числа других этносов, препятствуя тем самым развитию детских коллективов, что обуславливает необходимость изучения и теоретического обоснования психолого-педагогических условий по формированию ценностных ориентаций у младших школьников, в частности ценностей принятия других людей.
Степень разработанности темы. Проблеме ценностей и ценностных ориентаций уделено большое внимание в работах таких отечественных и зарубежных ученых: В. Брожик, B.C. Братусь, М.М. Далгатов, А.Г. Здравомыслов, К.Клакхон, Е.Г.Кузнецова, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу А.А. Ручка, В.Б. Ольшанский, В.И. Слободчиков, В. Франкл, Х. Хекхаузен и др.
Психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников отражены в трудах: Е.С. Аслановой, В.Д.Ермоленко, С.А.Куликовой, М.Г. Казакиной, Е.В. Поленякиной, П.Хайду, Е.И. Шубенковой.
Однако, несмотря на наличие работ, посвященных данной проблематике, вопросы, относящиеся к исследованию психолого-педагогических условий формирования ценностных ориентаций, в частности принятия других людей, являются недостаточно изученными.
Цель исследования – выявить и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций принятия других людей у детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
‒ уточнить понятие «ценностные ориентации»;
‒ охарактеризовать особенности формирования ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста;
‒ обосновать комплекс психолого-педагогических условий формирования ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста;
‒ изучить ценностные ориентации у детей младшего школьного возраста;
‒ экспериментально апробировать комплекс психолого-педагогических условий формирования ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования. Каковы возможности психолого-педагогических условий для формирования ценностных ориентаций принятия других людей у детей младшего школьного возраста?
Объект исследования – формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста.
Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста будет эффективным при соблюдении таких психолого-педагогических условий, как: наличие программ (планов работы) по формированию ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста; объединение необходимых усилий специалистов, родителей для достижения синергетического эффекта в направлении реализации поставленных целей и задач; включение младших школьников во внеурочные мероприятия, которые направлены на освоение необходимых ценностей; обеспечение реализации интересов и потребностей детей, их прав и свобод.
Методы исследования:
— теоретические — теоретический анализ научной литературы, а также сравнение, обобщение материалов отечественных и зарубежных источников с целью изучения базового понятийного аппарата;
— эмпирические – анкетирование для проверки гипотезы (Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича);
— метод математической статистики (U-критерий Манна-Уитни).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, приложения. Объем работы – 60 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате решения поставленных задач достигнута цель, подтверждена гипотеза исследования и сделаны следующие выводы:
Ценностные ориентации – компоненты структуры личности; интериоризированные индивидом ценности общества, отдельных его групп, которые имеют специфическую иерархию и выступают регуляторами и мотивами поведения и деятельности человека.
Младший школьный возраст является сенситивным для формирования ценностных ориентаций, которые в данный возрастной период находятся в процессе развития, что связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для этого предпосылок (постепенного овладения понятийным мышлением, вниманием к внутреннему миру, накоплением жизненного опыта, со сменой социального статуса).
Анализ научных трудов позволил выявить психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций у младших школьников определены:
— наличие программ (планов работы) по формированию ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста;
— объединение необходимых усилий специалистов, родителей для достижения синергетического эффекта в направлении реализации поставленных целей и задач;
— включение младших школьников во внеурочные мероприятия, которые направлены на освоение необходимых ценностей;
— обеспечение реализации интересов и потребностей детей, их прав и свобод.
Анализ данных первичной диагностики позволил установить, что наиболее выраженными у младших школьников являются такие группы ценностных ориентаций как:
— ценности дела,
— конкретные ценности,
— этические ценности,
— ценности самоутверждения;
наименее выраженными:
— конформистские ценности,
— ценности профессиональной самореализации,
— ценности принятия других людей,
— альтруистические ценности.
Полученные в ходе повторной диагностики данные указывают на наличие позитивной динамики по таким группам ценностных ориентаций как:
— абстрактные ценности (10,9 было12,5),
— этические ценности (10,4 было 11,6),
— ценности общения (8,6 было 10,5),
— альтруистические ценности (11,2 было 15,8),
— ценности принятия других людей (8,5 было 16,9).
Установлено преобладание желательных ценностных отношений к людям (55 баллов было 34) по сравнению с нежелательными (43 балла было 56).
Достоверность результатов установлена между выборками ценностей, которые составляют группу «ценностей принятия других людей» (самоконтроль, терпимость, чуткость, широта взглядов, честность), что указывает на эффективность экспериментального фактора – комплекса психолого-педагогических условий по формированию ценностных ориентаций у младших школьников (наличие программ (планов работы) по формированию ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста; объединение необходимых усилий специалистов, родителей для достижения синергетического эффекта в направлении реализации поставленных целей и задач; включение младших школьников во внеурочные мероприятия, которые направлены на освоение необходимых ценностей; обеспечение реализации интересов и потребностей детей, их прав и свобод).

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Сущность феномена «ценностные ориентации» в научной литературе

Раскроем сущность феномена «ценностные ориентации» в научной литературе, однако прежде рассмотрим термин «ценности».
Понятие «ценность» широко используется в философской, психологической, социологической литературе для определения человеческой, социальной и культурной значимости определенных явлений действительности, их соотнесения с основными потребностями общества и индивида, отдельных общественных групп [55].
Ценность — это то, что может ценить личность, то, что для нее значимо и представляет важность [18].
Ценности содержат в себе побудительную составляющую. Именно поэтому они играют важную роль в преобразовании реальности, выполняют роль основания для действия, направляя индивидуальные и коллективные действия, обеспечивая предельные основания для действия и деятельности, играют ведущую роль в объединении индивидов для совместных, коллективных действий [20].
Проблемы ценностей, их сущности, видов касались в своих трудах такие ученые как: В. Брожик, B.C. Братусь, М.М. Далгатов, Е.Г.Кузнецова, Д.А. Леонтьев, А.А. Ручка и др.
Так, ряд исследователей (В. Брожик, А.А. Ручка и др.) ценности трактуют, как критерии, используемые людьми для совершения выбора и обоснования своих действий, оценки себя, событий, других людей [29].
Ценности, по М. Рокичу [58], занимают в системе убеждений индивида центральное положение и выступают в качестве руководящих принципов жизни, определяя то, как нужно себя вести и какому состоянию или образу жизни стоит соответствовать и стремиться.
Д.А. Леонтьев [38] ценности определяет как «консервированные» отношения индивида с миром, которые отражают инвариантные аспекты общечеловеческого опыта. Согласно позиции автора, личностные ценности имеют место не только в процессе осуществления той или иной деятельности, но и уже непосредственно на этапе возникновения конкретно-ситуативных мотивов, то есть на мотивообразующем этапе конкретной деятельности, и находят отражение в структуре конкретных мотивов, в их смысловой характеристике. Личностные ценности выступают в качестве смыслообразующих относительно мотивов деятельности, смысловых конструктов и смысловых диспозиций личности. Далее Д.А. Леонтьев уточняет, что иерархия ценностей личности носит неизменный характер в отличие от потребностей, побудительная сила которых постоянно меняется. Системе потребностей присуща «динамическая иерархия». Изменение ценностей личности влечет за собой кризис в ее развитии.
Схожую позицию относительно ценностей находим в работах К.Клакхона [67], который указывает на то, что в отличие от потребностей, которые характеризуются в структуре мотивации личности динамичностью и ситуативной изменчивостью, ценности — стабильное, абсолютное, которое не зависит от внешних обстоятельств. Далее исследователь отмечает, что ценности — отражение групповых или универсальных ценностей, которые своеобразно интерпретируются и акцентируются каждым индивидом.
Согласно позиции B.C. Братуся, ценности – это осознанные, «отрефлексированные» наиболее общие смысловые образования. В понимании исследователя ценности как основные конструируемые единицы личности, определяют главные и относительно постоянные отношения индивида к основным сферам жизни:
— к миру,
— к другим людям,
— к самому себе [9].
По мнению B.C. Братуся, ценности личности являются связующей нитью между духовной культурой общества и духовным миром индивида, между общественным бытием и индивидуальным, выступают неким механизмом, который детерминирует индивидуальную жизнедеятельность, социокультурными регуляторами, формами представленности последних в психологической структуре личности.
С точки зрения М.М. Далгатова [14], ценности — компоненты структуры личности, которые выступают регуляторами поведения и проявляются во всех сферах жизнедеятельности человека.
Согласно позиции А. Маслоу, ценности столь же значимы для личности, как физиологические потребности. Причем, по мнению автора, эти личностные ценности связаны друг с другом иерархически и эволюционно, занимая места соответственно своей силе и важности в структуре личности.
Близкой к точке зрения А. Маслоу является позиция Э. Фромма, который считал, что ценности структурированы и образуют иерархию, в которой ряд некоторых высших ценностей определяет все остальные, которые необходимы для реализации первых. Высшие ценности направляют поступки и чувства индивида.
По мнению Х. Хекхаузена, ценности трактуются в качестве диспозиций личности. Ценностные диспозиции «высшего» порядка развиваются только в процессе онтогенеза, зависят от социализации, а значит от социальных норм той среды, в которой живет и воспитывается человек.
В научной литературе понятия «ценности» и «ценностные ориентации» часто рассматриваются как синонимы, где ценности личности обозначаются понятием «ценностные ориентации».
Впервые термин «ценностная ориентация» был введен в общественную науку У. Томасом и Ф. Знанецким. Данное понятие использовалось исследователями для обозначения ситуации интернализации ценностей индивидом, когда последние превращались в сознательные регуляторы его поведения.
Я. Мусек трактует ценностные ориентации в качестве форм функционирования ценностей на личностном уровне, то есть в качестве личностных ценностей.
В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев не отличают от личностных ценностей ценностные ориентации и рассматривают последние как индивидуальную форму репрезентации общественных (культурных, групповых и т. д.) ценностей. С позиции ученых, ценностные ориентации способствуют устойчивости личности, обуславливают определённость и последовательность в ее поведении, постоянство взаимоотношений индивида с социальным миром, выступая важнейшим фактором мотивации поведения последнего, составляют основу социальных поступков личности, влияя на процесс личностного выбора [24].
По мнению В.Б. Ольшанского, ценностные ориентации — личностное измерение ценностей; дифференцирование объектов по их значению для индивида, выявление личностного смысла различных объектов, содержательная наполненность личности, внутренняя основа ее внешнего взаимодействия с различными объектами. То есть, от того, какие ценности войдут в структуру личности (материальные или духовные) будет зависеть и ее поведение. Итак, ценности влияют на выбор линии поведения человека [50].
Согласно позиции А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, ценностные ориентации – это относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, рассматривающихся индивидом в качестве предметов, целей и средств для удовлетворения потребностей его жизнедеятельности [24].
По мнению В.А. Ядова [65], ценностные ориентации, также как и общая направленность интересов личности, выступают регулирующим фактором её социального поведения.
А.И. Сурина эксплицирует ценностные ориентации в качестве оценочного отношения индивида к совокупности материальных и духовных благ, которые являются для нее предметами, целями и средствами для удовлетворения своих потребностей [56].
М.С. Яницкий указывает, что ценностные ориентации выступают связывающим звеном между внутренним миром личности и окружающей действительностью, образуя сложную многоуровневую иерархическую систему, и, выступая, в качестве одного из важнейших компонентов структуры личности между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов [66].
Согласно В. Франклу, ценностные ориентации — смыслы, которые присущи многим членам общества, всему человечеству на протяжении всего исторического развития, «универсалии смысла», переживая которые, человек обретает смысл жизни.
Интерес для исследования представляет точка зрения Д.А. Леонтьева, согласно которой ценностные ориентации — сознательные убеждения или представления субъекта относительно ценного для него объекта. Однако при этом исследователь отделяет непосредственно ценностные ориентации от реального ценностного поведения индивида. Ученый отмечает, что, несмотря на то, что последнее мотивируется, регулируется ценностями, но такая ценностная регуляция не отражена в сознании индивида. Это обуславливает тот факт, что реальное «ценностное поведение» может быть у личности одним, а ценностные ориентации, которые декларируются им совершенно иными [38]. Другими словами ценностные ориентации личности не сводятся к однозначным предписаниям к действию. Они задают только общую направленность деятельности.
В структуре личности, которая является зрелой и развитой, субъективные ценности реализуют функцию неких стратегических жизненных целей, которые являются перспективными, и мотивов жизнедеятельности, реализация которых выражается во вкладе индивида в культуру, создании им ценностей, являющихся новыми, объективированными формами.
Система личностных ценностей формируется в процессе деятельностного распредмечивания индивидом содержания общественных ценностей, которые объективированы в произведениях материальной и духовной культуры. Данный процесс осуществляется в контексте социализации личности, являясь ее значительной составляющей частью.
А.В. Иващенко отмечает, что в процессе индивидуального развития становление системы ценностей осуществляется путем интериоризации ценностей как больших, так и малых социальных групп и превращения их в источники мотивации личности, наряду с индивидуальными потребностями, которые являются более ранними генетически.
Следует отметить, что каждой личности свойственна своя специфическая иерархия личностных ценностей.
С.С. Бубнова выделяет следующие иерархические уровни в системе ценностных ориентаций личности, среди которых:
— абстрактные ценности, которые являются наиболее обобщенными (духовные, социальные, материальные);
— ценности, закрепляемые в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности (общительность, активность, эмпатия, ответственность и др.);
— способы поведения, которые являются наиболее характерными для личности средствами реализации и закрепления ценностей-свойств [10].
Согласно В.А. Ядова модель ценностей состоит из:
— ценностей внешнего статуса, которые образуют стабильное ядро;
— ценностей среднего статуса, которые составляют структурный резерв личности;
— ценностей ниже среднего статуса (периферия);
— ценностей низшего статуса [65].
Ценности внешнего статуса и ценности низшего статуса малоподвижны, а те, что занимают промежуточное положение, находятся в постоянном движении.
М.С. Яницкий утверждает, что по своему функциональному значению личностные ценности могут быть разделены на две основные группы, которые представлены М. Рокичем:
— терминальные ценности (ценности-цели),
— инструментальные ценности (ценности-средства) [66].
Терминальные ценности представляют собой убеждения в том, что какая-нибудь конечная цель существования индивида с личной или общественной точки зрения стоит того, чтобы ее стремиться достичь.
Инструментальные ценности- убеждения относительно того, что тот или иной образ действий с личностного или общественного аспекта является предпочтительным в любой ситуации.
Терминальные ценности, согласно Д.А. Леонтьеву [37], представлены:
— конкретными жизненными ценностями (здоровьем, работой, друзьями, семейной жизнью) и абстрактными ценностями (познанием, развитием, свободой, творчеством),
— ценностями профессиональной самореализации (интересной работой, продуктивной жизнью, творчеством, активной деятельной жизнью) и ценностями личной жизни (здоровьем, любовью, наличием друзей, развлечениями, семейной жизнью),
— индивидуальными ценностями (здоровьем, творчеством, свободой, активной деятельной жизнью, развлечениями, уверенностью в себе, материально обеспеченной жизнью) и ценностями межличностных отношений (наличием друзей, счастливой семейной жизнью, счастьем других),
— активными ценностями (свободой, активной деятельной жизнью, продуктивной жизнью, интересной работой) и пассивными ценностями (красотой природы и искусства, уверенностью в себе, познанием, жизненной мудростью).
Инструментальные ценности представлены:
— этическими ценностями (честностью, непримиримостью к недостаткам) – ценностями межличностного общения (воспитанностью, жизнерадостностью, чуткостью) – ценностями профессиональной самореализации (ответственностью, эффективностью в делах, твёрдой волей, исполнительностью),
— индивидуалистическими ценностями (высокими запросами, независимостью, твёрдой волей) – конформистскими ценностями (исполнительностью, самоконтролем, ответственностью) – альтруистическими ценностями (терпимостью, чуткостью, широтой взглядов),
— ценностями самоутверждения (высокими запросами, независимостью, непримиримостью, смелостью, твёрдой волей) – ценностями принятия других (терпимостью, чуткостью, широтой взглядов),
— интеллектуальными ценностями (образованностью, рационализмом, самоконтролем) – ценностями непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостностью, честностью, чуткостью).
В зависимости от направленности на развитие личности или на сохранение гомеостаза, ценности в научной литературе [38] подразделяются на:
— высшие ценности (ценности развития),
— регрессивные ценности (ценности сохранения).
Следует отметить, что все вышеперечисленные ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям развития личности и проявляться в разных сферах жизнедеятельности личности.
В результате научного поиска по проблеме исследования установлено, что ценностным ориентациям присущи общие признаки, среди которых исследователи (М.Рокич, Ш. Шварц, У. Билски и др.) выделяют следующие:
— истоки ценностей находятся в культуре, обществе, а также самой личности;
— влияние ценностей имеет место практически во всех социальных феноменах;
— общее число ценностей, которые являются достоянием человека, весьма невелико;
— все представители социума имеют одни и те же ценности, однако в различной степени;
— ценности представлены в системы и упорядочены в иерархическом порядке по степени важности;
— ценности имеют непосредственное отношение к конечным состояниям или поведению, которые определяются как желательные;
— ценностям свойственен ситуативный характер;
— ценности регулируют выбор или оценку поведения, событий [58].
Таким образом, ценностные ориентации – компоненты структуры личности; интериоризированные индивидом ценности общества, отдельных его групп, которые имеют специфическую иерархию и выступают регуляторами и мотивами поведения и деятельности человека.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы