Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Современное состояние проблемы эмоционального развития дошкольников 7
1.2. Понятийно-категориальный аппарат эмоций. Особенности формирования эмоциональной сферы в период дошкольного детства 12
1.3. Анализ психолого-педагогических условий формирования эмоциональной сферы дошкольников 25
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Организация эмпирического исследования: цель, задачи, методы (констатирующий этап) 32
2.2. Разработка и апробация психолого-педагогических условий по формированию эмоциональной сферы детей в условиях формирующего эксперимента 41
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 48
(контрольный этап) 48
2.4. Рекомендации по оптимизации эмоциональной сферы дошкольников 57
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 71

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Реформирование системы дошкольного воспитания, развитие сети альтернативных дошкольных учреждений, разработка новых программ дошкольного воспитания, способствуют прогрессивным изменениям в развитии эмоциональной сферы ребенка.
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования эмоциональных форм общения ребенка. Закладывающиеся в дошкольном периоде образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют и эмоциональное развитие. Наряду с возникновением способности ребенка осознавать и контролировать собственные эмоции происходит качественное их развитие в процессе воспитания и деятельности. Таким образом, ведущими в дошкольном возрасте становятся следующие направления развития эмоциональной сферы дошкольника: обогащение понимания эмоций и чувств и их воспитание. На основании первичных знаний об эмоциях и чувствах они становятся более полными. Эмоциональная культура дошкольников зависит от индивидуально — типологического склада, уровня художественной образованности, ценностных ориентаций. Согласно ФГОС ДОО социально-коммуникативное развитие предполагает развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
В настоящее время зачастую не придается особого значения эмоционально-личностному развитию ребенка, связанному с психологическим и социальным благополучием ребенка. Как следствие этого возникают недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. У детей дошкольного возраста появляются внутриличностные проблемы, которые перерастают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. Образовательный процесс в ДОО должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, высокий уровень волевого усилия. Важность эмоционального развития ребенка, начиная с раннего возраста, подчеркивается в трудах А.В. Запорожца [27], Д.Б. Эльконина [65]. Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами — Л.И. Божович [10], Л.С. Выготским [16], А.Н. Леонтьевым [42], Я.З. Неверович [27], С.Л. Рубинштейном [54], Д.Б. Элькониным [65] и др.
Проблема эмоционального развития детей является одной из наиболее актуальных, поскольку именно положительное эмоциональное развитие является важным условием формирования личности ребенка. Традиционно к нарушениям развития эмоциональной сферы относятся такие негативные эмоциональные состояния, как страхи, тревога, агрессия, пониженное настроение, подавленность; среди поведенческих паттернов выделяют психозащитное и совладающее поведение; повышенную возбудимость; импульсивность; конфликтность; боязливость; замкнутость и т.д.
Проблема исследования обусловлена возникшими к настоящему времени в теории и практике дошкольного воспитания рядом противоречиями между значимостью развития эмоциональной сферы дошкольников и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий ее формирования в рамках образовательного процесса ДОО.
Цель исследования: изучить особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера дошкольников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Гипотеза: формированию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:
— учет индивидуально-возрастных особенностей детей в условиях совместной деятельности педагога и ребенка;
— наличие полифункциональной и рациональной предметно-развивающей среды для создания эмоционально комфортной атмосферы в группе;
— выбранные средства (сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, театрализованные этюды, рисование, психогимнастика, просмотр иллюстраций, чтение и т.д.) будут способствовать расширению представлений и знаний детей об эмоциях, пониманию эмоций, восприятию экспрессии, произвольности выражения эмоций и преодолению негативных эмоциональных состояний.
В соответствии с целью и предметом исследования и исходя из гипотезы, определяются задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования, обобщить педагогический опыт.
2. Рассмотреть понятийно-категориальный аппарат «эмоций». Выявить развитие эмоциональных проявлений у дошкольников.
3. Определить психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы дошкольников.
4. Реализовать на практике и оценить эффективность комплекса мероприятий, направленных на формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
5. Выработать рекомендации по оптимизации эмоциональной сферы дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы — теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; синтез; обобщение, классификация; эмпирические: наблюдение; беседа, анкетирование; методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: интерпретация результатов.
Методологическую основу исследования составили:
— представления о центральной роли эмоций в развитии ребенка (П.К. Анохин [2], Л.И. Божович [10], В.К. Вилюнас [14], У. Джеймс [19], А.В. Запорожец [27], К.Э. Изард [29], А.Н. Леонтьев [42], С.Л. Рубинштейн [54], Д.К. Эльконин [65]);
— психологический подход (Г.М. Бреслав [11], А.М. Прихожан [53], А.С. Спиваковская [58] и др.);
— деятельностный подход (Л.С. Выготский [16], А.В. Запорожец [27]);
— нормоцентрический подход (А.С. Спиваковская [58], Г.М. Бреслав [11], М.К. Бардышевская [6] и др.);
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические: теоретико-методологический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, обобщение, систематизация; эмпирические: наблюдение; тестирование; опрос; методы качественного и количественного анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и разработке методологической платформы, рассматривающей содержание работы по выявлению особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и педагогических условий средств ее развития.
Практическая значимость исследования заключается в изучении и разработке программы развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, подбора средств, методов и реализации психолого-педагогических условий. Результаты исследования могут быть востребованы психологами, педагогами для разработки программ, ориентированных на коррекцию эмоциональной сферы дошкольников.
Структура работы. ВКР включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы по теме исследования позволил достичь цели и решить поставленные задачи. Эмоции выступают как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции — это «субъективная форма развития потребностей» (С.Л. Рубинштейн); «субъективный носитель мотивации поведения» (В.К. Вилюнас); «переживание» (Л.С. Выготский); «особая форма отражения действительности» (А.В. Запорожец), и т.д.
Эмоции классифицируются согласно признаку возникновения (Г. Спенсер); согласно потребностям (Б.И. Додонов); по критериям и модальностям (Изард К.Э.); и т.д. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Самые распространенные эмоциональные состояния – это радость, печаль, наслаждение, отвращение, гнев, страх, тоска, удовлетворенность, тревога, разочарование и т.д.
Особенностями эмоционального развития дошкольников является: освоение социальных форм выражения чувств; изменения роли эмоций и формирование эмоционального предвосхищения; становление осознанности, обобщенности, разумности, произвольности и внеситуативности чувств; формирование высших нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств. В дошкольном возрасте постепенно развиваются механизмы эмоциональной регуляции: эмоциональное предвосхищение, произвольность эмоциональных процессов, вербальное обозначение эмоциональных состояний; эмоциональная коррекция. Изменения в эмоциональной сфере детей обусловлены развитием мотивационной и познавательной сфер личности и самосознания. В эмоциональном развитии ребенка вырабатываются и формируются более сложные чувства: симпатии, антипатии, развитие социальных чувств, эстетических и нравственных, развиваются общественные мотивы. В процессе усложнения эмоций возникает способность сопереживания, эмпатии, сочувствия, чувства становятся более рациональными, эмоции утрачивают ситуативность.
Итоги проведенного исследования свидетельствуют об эффективности применяемых психолого-педагогических условий по эмоциональному развитию дошкольников, что подтверждается полученными результатами. Произошли положительные количественные и качественные изменения в уровне восприятия экспрессии, понимании и идентификации эмоций по различным модальностям и вербальным оценкам. В итоге дошкольники характеризовались адекватным восприятием, пониманием и идентификацией эмоций по различным модальностям и вербальным оценкам. В ходе анкетирования педагогов дети описывали все предъявляемые эмоции; показывали их мимикой и пантомимикой, называли почти все эмоции, проявляли самостоятельность. Дети не испытывают затруднений при описании различных эмоций, способны давать развернутые ответы; описывают действия, адекватные переживаниям, могут установить взаимосвязь между признаками эмоции и действиями, описывают различные способы выражения эмоций. Это свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Полученные показатели свидетельствуют о преодолении детьми трудностей восприятии эмоциональных состояний и эмоциональной экспрессии. В дальнейшем необходимо проведение систематической работы по ознакомлению детей с основными понятиями эмоций, их модальностями, мимическими характеристиками, соотнесении их с жестикуляцией, позами, интонацией. Для этого необходимо использовать в работе различные эмоционально-экспрессивные средства дидактического обучения, средства художественной литературы, дидактические игры и упражнения, арт-терапевтические методики, психогимнастические игры. Выработаны соответствующие рекомендации по оптимизации эмоциональной сферы дошкольников.
Таким образом, становится очевидным подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Современное состояние проблемы эмоционального развития дошкольников

Эмоции человека всегда были предметом научных изысканий. Ряд наук занимается изучением данного психологического феномена, однако множественность подходов к исследованию эмоций обусловливают неупорядоченность категориального аппарата эмоций. В качестве эмоций на протяжении продолжительного периода времени рассматривали способность человека переживать; и психическую реальность, состояние; и внутреннее состояние; и эмоциональную деятельность; и формы отражения мира.
Эмоция – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта [56, с. 783].
Эмоции являются непременной составляющей процесса жизнедеятельности, а также средством активизации сенсорно-перцептивной личностной деятельности. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы – так называемые чистые эмоции, включенные во все психические процессы. Любые проявления активности сопровождаются эмоциональными переживаниями [47, с. 436].
Эмоции включают многообразных диапазон форм и оттенков. Самые распространенные эмоциональные состояния – это радость, печаль, наслаждение, отвращение, гнев, страх, тоска, удовлетворенность, тревога, разочарование и т.д.
Эмоциональные состояния подразделяются на собственно эмоции, чувства и аффекты. Чувства и эмоции определяют смысловую направленность ситуации с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящей деятельности. Эмоции обусловливают личностный смысл любых эмоциональных процессов, являются отражением переживания любых отношений и деятельности, способны возникать заранее, при предвосхищении в сознании будущих событий, соотносимых с представлениями о пережитых ранее.
В целом в психологии эмоции выступают в качестве психических процессов и состояний, в непосредственной форме отражающих значимость окружающего. Таким образом, эмоции являются индикатором значимости.
Отражение в виде эмоций восприятия предшествует познавательному отражению. Эмоции являются связующим звеном ребенка с социальной средой, и служат предпосылками для развития рассудочной способности. Применительно к психическому развитию ребенка Л.И. Божович [4] занималась проблемой эмоциональных переживаний ребенка, ориентируясь в своих исследованиях на использование введенного Л.С. Выготским понятия «переживание» [16].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы