Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Современное состояние проблемы эмоционального развития дошкольников 7
1.2. Понятийно-категориальный аппарат эмоций. Особенности формирования эмоциональной сферы в период дошкольного детства 12
1.3. Анализ психолого-педагогических условий формирования эмоциональной сферы дошкольников 25
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Организация эмпирического исследования: цель, задачи, методы (констатирующий этап) 32
2.2. Разработка и апробация психолого-педагогических условий по формированию эмоциональной сферы детей в условиях формирующего эксперимента 41
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 48
(контрольный этап) 48
2.4. Рекомендации по оптимизации эмоциональной сферы дошкольников 57
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Введение:
Актуальность исследования. Реформирование системы дошкольного воспитания, развитие сети альтернативных дошкольных учреждений, разработка новых программ дошкольного воспитания, способствуют прогрессивным изменениям в развитии эмоциональной сферы ребенка.
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования эмоциональных форм общения ребенка. Закладывающиеся в дошкольном периоде образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют и эмоциональное развитие. Наряду с возникновением способности ребенка осознавать и контролировать собственные эмоции происходит качественное их развитие в процессе воспитания и деятельности. Таким образом, ведущими в дошкольном возрасте становятся следующие направления развития эмоциональной сферы дошкольника: обогащение понимания эмоций и чувств и их воспитание. На основании первичных знаний об эмоциях и чувствах они становятся более полными. Эмоциональная культура дошкольников зависит от индивидуально — типологического склада, уровня художественной образованности, ценностных ориентаций. Согласно ФГОС ДОО социально-коммуникативное развитие предполагает развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
В настоящее время зачастую не придается особого значения эмоционально-личностному развитию ребенка, связанному с психологическим и социальным благополучием ребенка. Как следствие этого возникают недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. У детей дошкольного возраста появляются внутриличностные проблемы, которые перерастают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. Образовательный процесс в ДОО должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, высокий уровень волевого усилия. Важность эмоционального развития ребенка, начиная с раннего возраста, подчеркивается в трудах А.В. Запорожца [27], Д.Б. Эльконина [65]. Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами — Л.И. Божович [10], Л.С. Выготским [16], А.Н. Леонтьевым [42], Я.З. Неверович [27], С.Л. Рубинштейном [54], Д.Б. Элькониным [65] и др.
Проблема эмоционального развития детей является одной из наиболее актуальных, поскольку именно положительное эмоциональное развитие является важным условием формирования личности ребенка. Традиционно к нарушениям развития эмоциональной сферы относятся такие негативные эмоциональные состояния, как страхи, тревога, агрессия, пониженное настроение, подавленность; среди поведенческих паттернов выделяют психозащитное и совладающее поведение; повышенную возбудимость; импульсивность; конфликтность; боязливость; замкнутость и т.д.
Проблема исследования обусловлена возникшими к настоящему времени в теории и практике дошкольного воспитания рядом противоречиями между значимостью развития эмоциональной сферы дошкольников и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий ее формирования в рамках образовательного процесса ДОО.
Цель исследования: изучить особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера дошкольников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Гипотеза: формированию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:
— учет индивидуально-возрастных особенностей детей в условиях совместной деятельности педагога и ребенка;
— наличие полифункциональной и рациональной предметно-развивающей среды для создания эмоционально комфортной атмосферы в группе;
— выбранные средства (сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, театрализованные этюды, рисование, психогимнастика, просмотр иллюстраций, чтение и т.д.) будут способствовать расширению представлений и знаний детей об эмоциях, пониманию эмоций, восприятию экспрессии, произвольности выражения эмоций и преодолению негативных эмоциональных состояний.
В соответствии с целью и предметом исследования и исходя из гипотезы, определяются задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования, обобщить педагогический опыт.
2. Рассмотреть понятийно-категориальный аппарат «эмоций». Выявить развитие эмоциональных проявлений у дошкольников.
3. Определить психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы дошкольников.
4. Реализовать на практике и оценить эффективность комплекса мероприятий, направленных на формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
5. Выработать рекомендации по оптимизации эмоциональной сферы дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы — теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; синтез; обобщение, классификация; эмпирические: наблюдение; беседа, анкетирование; методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: интерпретация результатов.
Методологическую основу исследования составили:
— представления о центральной роли эмоций в развитии ребенка (П.К. Анохин [2], Л.И. Божович [10], В.К. Вилюнас [14], У. Джеймс [19], А.В. Запорожец [27], К.Э. Изард [29], А.Н. Леонтьев [42], С.Л. Рубинштейн [54], Д.К. Эльконин [65]);
— психологический подход (Г.М. Бреслав [11], А.М. Прихожан [53], А.С. Спиваковская [58] и др.);
— деятельностный подход (Л.С. Выготский [16], А.В. Запорожец [27]);
— нормоцентрический подход (А.С. Спиваковская [58], Г.М. Бреслав [11], М.К. Бардышевская [6] и др.);
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические: теоретико-методологический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, обобщение, систематизация; эмпирические: наблюдение; тестирование; опрос; методы качественного и количественного анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и разработке методологической платформы, рассматривающей содержание работы по выявлению особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и педагогических условий средств ее развития.
Практическая значимость исследования заключается в изучении и разработке программы развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, подбора средств, методов и реализации психолого-педагогических условий. Результаты исследования могут быть востребованы психологами, педагогами для разработки программ, ориентированных на коррекцию эмоциональной сферы дошкольников.
Структура работы. ВКР включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Анализ научной литературы по теме исследования позволил достичь цели и решить поставленные задачи. Эмоции выступают как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции — это «субъективная форма развития потребностей» (С.Л. Рубинштейн); «субъективный носитель мотивации поведения» (В.К. Вилюнас); «переживание» (Л.С. Выготский); «особая форма отражения действительности» (А.В. Запорожец), и т.д.
Эмоции классифицируются согласно признаку возникновения (Г. Спенсер); согласно потребностям (Б.И. Додонов); по критериям и модальностям (Изард К.Э.); и т.д. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Самые распространенные эмоциональные состояния – это радость, печаль, наслаждение, отвращение, гнев, страх, тоска, удовлетворенность, тревога, разочарование и т.д.
Особенностями эмоционального развития дошкольников является: освоение социальных форм выражения чувств; изменения роли эмоций и формирование эмоционального предвосхищения; становление осознанности, обобщенности, разумности, произвольности и внеситуативности чувств; формирование высших нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств. В дошкольном возрасте постепенно развиваются механизмы эмоциональной регуляции: эмоциональное предвосхищение, произвольность эмоциональных процессов, вербальное обозначение эмоциональных состояний; эмоциональная коррекция. Изменения в эмоциональной сфере детей обусловлены развитием мотивационной и познавательной сфер личности и самосознания. В эмоциональном развитии ребенка вырабатываются и формируются более сложные чувства: симпатии, антипатии, развитие социальных чувств, эстетических и нравственных, развиваются общественные мотивы. В процессе усложнения эмоций возникает способность сопереживания, эмпатии, сочувствия, чувства становятся более рациональными, эмоции утрачивают ситуативность.
Итоги проведенного исследования свидетельствуют об эффективности применяемых психолого-педагогических условий по эмоциональному развитию дошкольников, что подтверждается полученными результатами. Произошли положительные количественные и качественные изменения в уровне восприятия экспрессии, понимании и идентификации эмоций по различным модальностям и вербальным оценкам. В итоге дошкольники характеризовались адекватным восприятием, пониманием и идентификацией эмоций по различным модальностям и вербальным оценкам. В ходе анкетирования педагогов дети описывали все предъявляемые эмоции; показывали их мимикой и пантомимикой, называли почти все эмоции, проявляли самостоятельность. Дети не испытывают затруднений при описании различных эмоций, способны давать развернутые ответы; описывают действия, адекватные переживаниям, могут установить взаимосвязь между признаками эмоции и действиями, описывают различные способы выражения эмоций. Это свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Полученные показатели свидетельствуют о преодолении детьми трудностей восприятии эмоциональных состояний и эмоциональной экспрессии. В дальнейшем необходимо проведение систематической работы по ознакомлению детей с основными понятиями эмоций, их модальностями, мимическими характеристиками, соотнесении их с жестикуляцией, позами, интонацией. Для этого необходимо использовать в работе различные эмоционально-экспрессивные средства дидактического обучения, средства художественной литературы, дидактические игры и упражнения, арт-терапевтические методики, психогимнастические игры. Выработаны соответствующие рекомендации по оптимизации эмоциональной сферы дошкольников.
Таким образом, становится очевидным подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Современное состояние проблемы эмоционального развития дошкольников
Эмоции человека всегда были предметом научных изысканий. Ряд наук занимается изучением данного психологического феномена, однако множественность подходов к исследованию эмоций обусловливают неупорядоченность категориального аппарата эмоций. В качестве эмоций на протяжении продолжительного периода времени рассматривали способность человека переживать; и психическую реальность, состояние; и внутреннее состояние; и эмоциональную деятельность; и формы отражения мира.
Эмоция – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта [56, с. 783].
Эмоции являются непременной составляющей процесса жизнедеятельности, а также средством активизации сенсорно-перцептивной личностной деятельности. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы – так называемые чистые эмоции, включенные во все психические процессы. Любые проявления активности сопровождаются эмоциональными переживаниями [47, с. 436].
Эмоции включают многообразных диапазон форм и оттенков. Самые распространенные эмоциональные состояния – это радость, печаль, наслаждение, отвращение, гнев, страх, тоска, удовлетворенность, тревога, разочарование и т.д.
Эмоциональные состояния подразделяются на собственно эмоции, чувства и аффекты. Чувства и эмоции определяют смысловую направленность ситуации с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящей деятельности. Эмоции обусловливают личностный смысл любых эмоциональных процессов, являются отражением переживания любых отношений и деятельности, способны возникать заранее, при предвосхищении в сознании будущих событий, соотносимых с представлениями о пережитых ранее.
В целом в психологии эмоции выступают в качестве психических процессов и состояний, в непосредственной форме отражающих значимость окружающего. Таким образом, эмоции являются индикатором значимости.
Отражение в виде эмоций восприятия предшествует познавательному отражению. Эмоции являются связующим звеном ребенка с социальной средой, и служат предпосылками для развития рассудочной способности. Применительно к психическому развитию ребенка Л.И. Божович [4] занималась проблемой эмоциональных переживаний ребенка, ориентируясь в своих исследованиях на использование введенного Л.С. Выготским понятия «переживание» [16].