Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психолого-педагогические условия адаптации детей в начальной школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Проблема адаптации в современной психологической науке 6
1.2. Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста 15
1.3. Психолого-педагогические условия адаптации младших школьников в образовательной среде 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Организация исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования 40
2.3. Выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Список литературы 53
Приложение 1 58
Приложение 2 62
Введение:
Актуальность темы. В условиях гуманистической направленности образования современные школы работают над созданием личностно-ориентированного учебного и воспитательного окружения ученика, комфортной, эмоциональной, развивающей среды, преобразованием образовательного учреждения к безопасной образовательной среде, способствующей быстрой адаптации учащихся.
Поступление ребенка в школу — сложный момент приспособления к новому миру науки и жизнедеятельности. И очень важно, чтобы в этот период, такой нелегкий для ребенка, были рядом опытные, знающие родители и внимательные педагоги, психологи.
Подобные вопросы подробно освещались в различной педагогической и психологической литературе в работах авторства А.И. Жуковой, Н.И. Добрейцера, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Н.Д. Ватутиной и др. Авторы трудов полагают, что адаптация должна определяться, прежде всего, как медико-психологическая и педагогическая проблема, для решения которой необходимо создать такие условия, которые удовлетворили бы потребность учащихся в общении, помогли бы добиться тесного взаимоотношения с семьей, дали возможность правильного медицинского наблюдения за детьми и правильной организации их воспитания и обучения (Н.М. Аксарина, А.И. Мышкис).
Больше внимание адаптации детей к условиям общественного воспитания уделяют и авторы педагогических трудов в Европе (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова-Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова). Им удалось доказать, что начало обучения в школе часто связано со значительными неблагоприятными переживаниями и эмоционально-психическими изменениями личности, которые необходимо целенаправленно корректировать.
Следовательно, крайне необходимо создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе. Сейчас, когда в школу приходят дети нового поколения, привыкшие к новым гаджетам, с компьютерной зависимостью, эта проблема является чрезвычайно актуальной. Известно, что именно младшем школьном возрасте, когда ребенок идет в школу, он сразу чувствует на себе усталость от перегруженности его новым, ранее для него не совсем понятным, или же вообще не понятным материалом, у ученика меняется резко режим дня, окружение, что, собственно, и влияет на его психическое состояние. Часто можно наблюдать, что у детей возникает протест не принятия школы, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Поэтому, на время адаптации учащихся важно организовать сотрудничество семьи, педагогов и психолога.
Большинство родителей не могут эффективно помогать ребенку привыкать к школе, к новому образу жизни. Поэтому, в период привыкания часто возникают неадекватные проявления поведения, школьникам далеко не всегда удается успешно преодолеть стрессогенные ситуации. К сожалению, не все образовательные учреждения разрабатывают и используют техники сотрудничества с родителями в период адаптации учащихся к школе.
Вышеуказанные противоречие между необходимостью сотрудничества родителей, учащихся с психологом и педагогами в адаптационный период и отсутствием обязательного программного стандарта такого взаимодействия в условиях школы и обусловило актуальность и новизну исследования.
Цель исследования – изучение особенностей адаптации учащихся в младших классах школы.
Объект исследования – процесс адаптации детей к школе.
Предмет исследования – особенности организации адаптационного процесса детей младшего школьного возраста к школе.
Гипотеза исследования: более адаптированными к обучению в школе будут учащиеся 2 класса, нежели первого.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему адаптации в современной психологической науке;
2. Изучить психологические особенности развития детей младшего школьного возраста;
3. Выявить психолого-педагогические условия адаптации младших школьников в образовательной среде.
4. Провести эмпирическое исследование процесса адаптации учащихся начальных классов.
5. Обобщить результаты исследования.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной литературы и документации по проблеме исследования;
Эмпирические: опрос, анкетирование, наблюдение, беседа;
Методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
База исследования: Исследование проходило в МОУ СОШ № 12 на учащихся 1 и 2 класса. Общее количество испытуемых составило 46 человек (23 мальчика и 23 девочки).
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Заключение:
Анализ литературных источников позволил выявить:
1. Адаптация — это специфический процесс, где средний результат уже предполагает наличие некоторых нарушений, а среднестатистическую норму. Поэтому в адаптации мы всегда стремимся достигнуть наиболее высоких показателей из возможных.
Рассмотрев факторы адаптации, мы можем сделать вывод, что она является процессом сугубо индивидуальным и во многом обусловленным уже имеющимся уровнем сформированности социальных и психологических компетенций человека. Кроме того, отмечаем, что внимания к процессу требуют и внешне успешные воспитанники, и те дети, кто был успешен в своей прошлой социальной деятельности, потому что в новой ситуации их положение может измениться.
2. Общая характеристика развития младшего школьника показывает, что человеческая природа создает все необходимые условия для качественного когнитивного развития. Важным показателем является также поведение ребенка во время выполнения заданий, и отношение к работе. В условиях целенаправленного наблюдения учитель или психолог фиксируют это.
3. Основными показателями благоприятной адаптации первоклассника к школе являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить:
1. Что в обоих классах преобладает высокий уровень мотивации к занятиям математикой в 1-м классе – 47,8%, во 2-м классе – 60,9%, но во 2 классе он значительно выше, нежели в 1 классе.
2. Лишь у 10 детей из группы 1 и у 12 детей из группы 2 полностью сформирована внутренняя позиция школьника, когда у 10 испытуемых из 1 класса и у 10 из 2 класса – внутренняя позиция школьника сформирована средне; а у 3 учащихся из 1 класса и у 1 – из 2 – не сформирована вовсе.
3. По результатам проведенного опроса было прослежено целенаправленность мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом высказываний, уровень развития речевых процессов учеников. Детям была предложена форма с вопросами разного характера, результаты которой свидетельствуют о том, что у учащихся 2 класса, нежели у учащихся 1 класса, более целенаправленное мышление, они более четко излагают свои мысли, более правильно воспринимают переносное значение высказываний, имеют более богаты словарный запас, что проявлялось в последовательности излагаемых ними мыслей.
4. Эмпирическое исследование позволило также выявить, что в 1 классе количество дезадаптированных детей – 5 человек, что составило 20%, во 2 классе — трое из 23, то есть 16%. Дезадаптированные дети нуждаются в повышенном внимании учителей и родителей, а также в помощи психолога. Возраст детей, испытывающий трудности почти во всех случаях, составляет 6 -8 лет.
5. Следующий этап нашего исследования заключался в разработке адаптационной программы, способствующей улучшению и ускорению процесса адаптации к школе у дезадаптированных детей младшего школьного возраста.
Разработанные нами занятия рекомендуется проводить с детьми, имеющими низкий уровень адаптации, или же с дезадаптированными детьми обоих групп, где особо не наблюдалось существенных различий в заинтересованности и включенности детей в игры и упражнения. Только после проведения этих занятий можно будет обнаружить динамику и отличительную активность у детей, учащихся в 1 классе: на занятия необходимо также приглашать родители детей, которые непосредственно после тематического собрания и ознакомления с результатами нашей диагностики заинтересуются проблемой адаптации и проявят активность в содействии психологу и, конечно же, детям в преодолении школьных трудностей.
Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема адаптации в современной психологической науке
Функционирование психики человека и его социальная активность зависят и от его внутреннего состояния, и от факторов среды, воздействующих на человека извне. В свою очередь, от степени социальной активности и психологического комфорта зависят и другие функции организма, часто психологические и социальные проблемы сказываются на физиологическом здоровье и самочувствии. Поэтому дискомфорт, испытываемый человеком во взаимодействии с внешним миром, обязательно сказывается на его здоровье.
Огромной проблемой современного общества стала адаптация. Мир требует от человека огромной гибкости в адаптации к среде: меняется техническое оснащение мира, меняется режим жизни (например, отмена перехода на другое время), меняются требования образования — часто за несколько лет обучения школьник или студент вынужден адаптироваться к неоднократному изменению образовательной системы.
В образовании вводятся новые системы оценивания (бально — рейтинговая и др.), что меняет схему построения урока и методы контроля, в школах введены единые государственные экзамены, что так же сказалось на методике преподавания предметов.
Образование требует от всех участников — и воспитателей, и воспитанников, и социально-психологической службы, большой чуткости и быстрой реакции на изменения. В этих условиях вопрос адаптации детей встает особенно остро.
Очень важно определиться с тем, что мы понимаем под адаптацией. Термин «адаптация» происходит от латинского ad — «к»; aptus — «пригодный, удобный», aptatio — «приглаживание», adaрtatio — «приспособление» [1, с.24-26].
Адаптация — результат (процесс) взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности.
В концепции В.А. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в «становлении» человека, от которого в значительной мере зависит характер его дальнейшего личностного развития [40].
Г.А. Балл даёт понятие адаптации исходя из универсального характера тенденции к установлению равновесия между компонентами реальных систем [6, с.92-100].
В изменившихся условиях внешней среды привычное поведение может не соответствовать ситуации, тогда и включаются адаптационные механизмы. Адаптация, таким образом, призвана организовать адекватное обстановке функционирование психики и организма человека.
Адаптация делится на два вида:
1. Физиологическая
2. Социально-психологическая.
Принципы их во многом сходны и эти виды адаптации воздействуют друг на друга, но в дальнейшем исследовании мы сосредоточимся на социально-психологической адаптации.
Этот вид адаптации подразумевает, что человек обретает определенный статус в социуме или начинает выполнять новую ролевую функцию, что вызывает перестройку психики в соответствии с этой новой ролью.
Цель адаптации в данном случае — стремление гармонизировать внутренние преставления с изменившейся внешней обстановкой. В процессе адаптации мы говорим о степени адаптированности личности. Адаптированность — это уровень приспособленности психики к условиям среды.
Во время взаимодействия с новой или изменившейся внешней средой у человека возникает беспокойство, дестабилизация, он испытывает стресс, процесс же адаптации задействует ресурсы психики, чтобы стабилизировать состояние и уменьшить влияние травмирующих факторов [18, С.40-48].
В работе системы адаптации человека выделяется связанный комплекс отношений личность-среда. Умение достигнуть равновесия в этих отношениях определяет степень адаптивности человека.
Высокий уровень адаптации характеризуется:
1. Творчеством в овладении социальной ситуацией, умением действовать не по шаблону,
2. Социальной активностью по собственной инициативе, а не под давлением среды,
3. Способностью самостоятельно регулировать взаимодействие с обществом,
4. Ощущением эмоционального комфорта,
5. Способностью к рефлексии и саморефлексии,
6. Сохранением психического здоровья.
Высокий уровень адаптации говорит о благополучной адаптированности индивида, средний уровень о некоторой проблемной адаптации, а низкий уровень о дезадаптации [13, с.512].
Таким образом, адаптация — это специфический процесс, где средний результат уже предполагает наличие некоторых нарушений, а среднестатистическую норму. Поэтому в адаптации мы всегда стремимся достигнуть наиболее высоких показателей из возможных.
Социально-психологическая адаптация характеризуется так же тем, что, установив оптимальные отношения между окружающей средой и личностью, позволяет человеку свободно осуществлять деятельность, реализовать свой творческий потенциал, достигать значимых целей.
Перенося этот тезис на проблемы адаптации в образовании, мы можем сделать вывод, что хорошо адаптированный воспитанник способен свободно осуществлять учебную деятельность, реализуется в ней творчески и с успехом достигает поставленных совместно с педагогом образовательных целей. В то же время, его поведение не нарушает требований и установок социальной среды и не приносит дискомфорта его психике.