Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психолого-педагогические особенности обучения иностранного языка детей раннего возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических особенностей обучения иностранного языка детей раннего возраста 6
1.1. Учет психологических особенностей детей раннего возраста при обучении иностранного языка 6
1.1.1. Возрастные особенности детей 3-6 лет 11
1.1.2. Индивидуальные особенности детей 3-6 лет 15
1.1.3. Гендерные особенности детей 3-6 лет 20
1.2. Билингвизм в раннем возрасте. Двуязычие детей 25
1.3. Психологические особенности занятий для детей раннего возраста 31
1.4. Развитие специальных способностей ребенка дошкольного возраста при овладении английским языком в процессе игровой деятельности 35
1.5. Психолого-педагогическая характеристика преподавателя иностранного языка у детей дошкольного возраста 43
Глава 2. Практическое исследование психолого-педагогических особенностей обучения иностранного языка детей раннего возраста 49
2.1. Диагностика уровня мотивации к обучению иностранным языком у детей раннего возраста 49
2.2. Система игровых занятий по английскому языку с детьми раннего возраста 52
2.3. Анализ полученных результатов 68
Заключение 71
Список литературы 72
Приложение 75

  

Введение:

 

 

На сегодняшний день проблема раннего обучения иностранным языкам становится особенно актуальной. Изменение политических, экономических, социальных условий жизни человечества побуждают педагогов и родителей к поиску совершенно новых возможностей для изучения иностранного языка с ранних лет. Изучение языков — это долговременный процесс, который требует больших личностных и временных затрат.
В психолого-педагогических исследованиях было доказано, что наследственность, воспитание, среда — это факторы развития личности (А.Н. Леонтьев, JI.C. Выготский, И.П. Подласый и другие), что дошкольный возраст является сензитивным в овладении иностранным языком (Н.Д. Гальскова, И.В. Вронская, H.A. Малкина, Е.А. Глухарева, И. И. Невежина, Трейси Токухама, Нина Спада и другие), что развивающая и языковая среда содержат большой потенциал для развития личности (Е.И. Негневицкая, М. Монтессори, И.А. Орехова, С.Л. Новоселова, Н.Ю. Черепова, В.А. Петровский и другие). Но в педагогических исследованиях понятие «раннее обучение иностранным языкам» сформулировано неполно, не обобщены особенности раннего обучения, нет ясности в теории дошкольного образования в понимании процесса обучения иностранному языку детей раннего возраста.
Также актуальность исследования заключается в необходимости расширения содержания дошкольного образования, разработки методического обеспечения, а также альтернативных программ обучения детей раннего возраста иностранному языку.
Идея нашего исследования заключается в изменении традиционных взглядов на вопрос раннего обучения иностранным языкам, потому что приобщение детей к иноязычной культуре с раннего возраста развивает их языковую способность, формирует задатки вторичной языковой личности, способствует развитию интеллекта, развитию абсолютно всех психических процессов, что в дальнейшем поможет им стать успешными в социальном плане.
Итак, актуальность данного исследования возникает из противоречий между:
— потребностью государства и общества в воспитании с раннего возраста детей, владеющих иностранными языками в соответствии с требованиями динамичного мира, и отсутствием в образовательной практике ДОУ, а также языковых центрах практики раннего обучения;
— многочисленными исследованиями в области обучения дошкольников иностранным языкам, а также недостаточной разработанностью в педагогике понятия «раннее обучение иностранным языкам»;
— необходимостью построения целостного образовательного пространства, которое будет обеспечивать развитие иноязычных умений и навыков детей раннего возраста в процессе предметно-практической деятельности и неразработанностью методических и дидактических средств ознакомления с иноязычной культурой в раннем возрасте.
Проблема данного исследования заключается в поиске и определении путей и возможностей обучения детей раннего возраста иностранному языку.
Постановка проблемы определила тему исследования: «Психолого-педагогические особенности обучения иностранного языка детей раннего возраста».
Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность обучения детей раннего возраста иностранному языку.
Объект исследования — психолого-педагогические особенности процесса обучения иностранного языка детей раннего дошкольного возраста.
Предмет исследования — методика обучения детей раннего дошкольного возраста иностранному языку.
Гипотеза исследования: методика обучения детей иностранному языку будет эффективно реализовываться, если при этом будут учитываться психолого-педагогические особенности детей, а также особенности процесса обучения детей раннего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены и решались следующие задачи:
1) Изучить психологические особенности детей раннего возраста при обучении иностранного языка;
2) Изучить возрастные, индивидуальные и гендерные особенности детей 3-6 лет;
3) Дать определение понятию билингвизма и рассмотреть особенности его проявления у детей раннего возраста;
4) Выявить психологические особенности занятий для детей раннего возраста;
5) Дать психолого-педагогическую характеристику преподавателю иностранного языка у детей дошкольного возраста;
6) Провести диагностику уровня мотивации к обучению иностранным языком у детей раннего возраста;
7) Разработать систему игровых занятий по английскому языку с детьми раннего возраста;
8) Проанализировать полученные результаты.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теория систем (И.В. Блауберг, В.Г. Афанасьев, Э.Г. Юдин, В.Н. Садовский и др.); системный подход в образовании (Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, В.П. Беспалько и др.); теория деятельностного подхода (В.В. Давыдов, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, И. А. Зимняя, JI.B. Трубайчук, C.JI. Рубинштейн и др.); теория средового подхода (Д. Брунер, Н.М. Александрова, С.Ф. Сергеев, Е.Ю. Никитина, В.А. Ясвин, З.И. Тюмасева и др.); теория овладения языком (Г. Крайг, Л.П. Гашева, Т.Е. Помыкалова, С. Крашен, Н. Хомский, В. Штерн и др.); закономерности развития речи детей (В.В. Гербова, М.А. Васильева, A.A. Леонтьев, В.А. Ковшиков, Е.О Смирнова, Г.Л. Розенгард-Пупко, Г.В. Чиркина, С.Н. Цейтлин); возрастные особенности детей (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Л.П. Качалова, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн); развитие коммуникации у детей-дошкольников (Е.Ю. Протасова, C.B. Проняева и др.); теории педагогического эксперимента и опыта (Р. Атаханов, А.Ф. Аменд, В.И. Загвязинский, Ю.К. Бабанский, B.C. Лазарев, В.В. Краевский, Н. Л. Худякова, Дж. Стэнли, Е.В. Яковлев и др.); теория отбора содержания образования (В. В. Базелюк, Ю.К. Бабанский, B.C. Леднев, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и др.); методика и теория обучения детей-дошкольников иностранному языку (И.В. Вронская, М.З. Биболетова, H.A. Малкина, H.A. Горлова, Е.И. Негневицкая и др.).
В ходе исследования применялись следующие методы: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение опыта педагогической деятельности; анализ, систематизация и обобщение результатов эксперимента), эмпирические (косвенное и прямое наблюдение, экспертная оценка, самооценка, тестирование, опытно-поисковая работа) и методы математической статистики.
База исследования:
Теоретическая значимость исследования. В теорию дошкольного образования введено положение о возможности обучения детей иностранному языку с раннего возраста. Уточнено понятие «раннее обучение иностранному языку», под которым мы понимаем развитие у ребенка раннего возраста элементарных иноязычных умений и навыков, приобщение к иноязычной культуре — к английским народным песням, стихам, играм, жестам, развитие личностных качеств детей.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в практике обучения детей раннего возраста иностранному языку в ДОУ, языковых центрах и домашних условиях.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Целью нашей дипломной работы было выявить, теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность обучения детей раннего возраста иностранному языку.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой мы выполнили следующие задачи:
1) Изучили психологические особенности детей раннего возраста при обучении иностранного языка;
2) Изучили возрастные, индивидуальные и гендерные особенности детей 3-6 лет;
3) Дали определение понятию билингвизма и рассмотреть особенности его проявления у детей раннего возраста;
4) Выявили психологические особенности занятий для детей раннего возраста;
5) Дали психолого-педагогическую характеристику преподавателю иностранного языка у детей дошкольного возраста;
6) Провели диагностику уровня мотивации к обучению иностранным языком у детей раннего возраста;
7) Разработали и провели систему игровых занятий по английскому языку с детьми раннего возраста;
8) Проанализировали полученные результаты.
Таким образом, цель и задачи выполнены, гипотеза доказана.

  

На сегодняшний день проблема раннего обучения иностранным языкам становится особенно актуальной. Изменение политических, экономических, социальных условий жизни человечества побуждают педагогов и родителей к поиску совершенно новых возможностей для изучения иностранного языка с ранних лет. Изучение языков — это долговременный процесс, который требует больших личностных и временных затрат.
В психолого-педагогических исследованиях было доказано, что наследственность, воспитание, среда — это факторы развития личности (А.Н. Леонтьев, JI.C. Выготский, И.П. Подласый и другие), что дошкольный возраст является сензитивным в овладении иностранным языком (Н.Д. Гальскова, И.В. Вронская, H.A. Малкина, Е.А. Глухарева, И. И. Невежина, Трейси Токухама, Нина Спада и другие), что развивающая и языковая среда содержат большой потенциал для развития личности (Е.И. Негневицкая, М. Монтессори, И.А. Орехова, С.Л. Новоселова, Н.Ю. Черепова, В.А. Петровский и другие). Но в педагогических исследованиях понятие «раннее обучение иностранным языкам» сформулировано неполно, не обобщены особенности раннего обучения, нет ясности в теории дошкольного образования в понимании процесса обучения иностранному языку детей раннего возраста.
Также актуальность исследования заключается в необходимости расширения содержания дошкольного образования, разработки методического обеспечения, а также альтернативных программ обучения детей раннего возраста иностранному языку.
Идея нашего исследования заключается в изменении традиционных взглядов на вопрос раннего обучения иностранным языкам, потому что приобщение детей к иноязычной культуре с раннего возраста развивает их языковую способность, формирует задатки вторичной языковой личности, способствует развитию интеллекта, развитию абсолютно всех психических процессов, что в дальнейшем поможет им стать успешными в социальном плане.
Итак, актуальность данного исследования возникает из противоречий между:
— потребностью государства и общества в воспитании с раннего возраста детей, владеющих иностранными языками в соответствии с требованиями динамичного мира, и отсутствием в образовательной практике ДОУ, а также языковых центрах практики раннего обучения;
— многочисленными исследованиями в области обучения дошкольников иностранным языкам, а также недостаточной разработанностью в педагогике понятия «раннее обучение иностранным языкам»;
— необходимостью построения целостного образовательного пространства, которое будет обеспечивать развитие иноязычных умений и навыков детей раннего возраста в процессе предметно-практической деятельности и неразработанностью методических и дидактических средств ознакомления с иноязычной культурой в раннем возрасте.
Проблема данного исследования заключается в поиске и определении путей и возможностей обучения детей раннего возраста иностранному языку.
Постановка проблемы определила тему исследования: «Психолого-педагогические особенности обучения иностранного языка детей раннего возраста».
Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность обучения детей раннего возраста иностранному языку.
Объект исследования — психолого-педагогические особенности процесса обучения иностранного языка детей раннего дошкольного возраста.
Предмет исследования — методика обучения детей раннего дошкольного возраста иностранному языку.
Гипотеза исследования: методика обучения детей иностранному языку будет эффективно реализовываться, если при этом будут учитываться психолого-педагогические особенности детей, а также особенности процесса обучения детей раннего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены и решались следующие задачи:
1) Изучить психологические особенности детей раннего возраста при обучении иностранного языка;
2) Изучить возрастные, индивидуальные и гендерные особенности детей 3-6 лет;
3) Дать определение понятию билингвизма и рассмотреть особенности его проявления у детей раннего возраста;
4) Выявить психологические особенности занятий для детей раннего возраста;
5) Дать психолого-педагогическую характеристику преподавателю иностранного языка у детей дошкольного возраста;
6) Провести диагностику уровня мотивации к обучению иностранным языком у детей раннего возраста;
7) Разработать систему игровых занятий по английскому языку с детьми раннего возраста;
8) Проанализировать полученные результаты.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теория систем (И.В. Блауберг, В.Г. Афанасьев, Э.Г. Юдин, В.Н. Садовский и др.); системный подход в образовании (Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, В.П. Беспалько и др.); теория деятельностного подхода (В.В. Давыдов, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, И. А. Зимняя, JI.B. Трубайчук, C.JI. Рубинштейн и др.); теория средового подхода (Д. Брунер, Н.М. Александрова, С.Ф. Сергеев, Е.Ю. Никитина, В.А. Ясвин, З.И. Тюмасева и др.); теория овладения языком (Г. Крайг, Л.П. Гашева, Т.Е. Помыкалова, С. Крашен, Н. Хомский, В. Штерн и др.); закономерности развития речи детей (В.В. Гербова, М.А. Васильева, A.A. Леонтьев, В.А. Ковшиков, Е.О Смирнова, Г.Л. Розенгард-Пупко, Г.В. Чиркина, С.Н. Цейтлин); возрастные особенности детей (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Л.П. Качалова, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн); развитие коммуникации у детей-дошкольников (Е.Ю. Протасова, C.B. Проняева и др.); теории педагогического эксперимента и опыта (Р. Атаханов, А.Ф. Аменд, В.И. Загвязинский, Ю.К. Бабанский, B.C. Лазарев, В.В. Краевский, Н. Л. Худякова, Дж. Стэнли, Е.В. Яковлев и др.); теория отбора содержания образования (В. В. Базелюк, Ю.К. Бабанский, B.C. Леднев, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и др.); методика и теория обучения детей-дошкольников иностранному языку (И.В. Вронская, М.З. Биболетова, H.A. Малкина, H.A. Горлова, Е.И. Негневицкая и др.).
В ходе исследования применялись следующие методы: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение опыта педагогической деятельности; анализ, систематизация и обобщение результатов эксперимента), эмпирические (косвенное и прямое наблюдение, экспертная оценка, самооценка, тестирование, опытно-поисковая работа) и методы математической статистики.
База исследования:
Теоретическая значимость исследования. В теорию дошкольного образования введено положение о возможности обучения детей иностранному языку с раннего возраста. Уточнено понятие «раннее обучение иностранному языку», под которым мы понимаем развитие у ребенка раннего возраста элементарных иноязычных умений и навыков, приобщение к иноязычной культуре — к английским народным песням, стихам, играм, жестам, развитие личностных качеств детей.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в практике обучения детей раннего возраста иностранному языку в ДОУ, языковых центрах и домашних условиях.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

 

Фрагмент текста работы:

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических особенностей обучения иностранного языка детей раннего возраста
1.1. Учет психологических особенностей детей раннего возраста при обучении иностранного языка
Обучение дошкольников иностранному языку имеет свою определенную специфику, которая основывается на индивидуально-психологических особенностях детей данной возрастной группы. Тарасюк Н.А., в пособии «Иностранный язык для дошкольников», раскрывает некоторые из них. Она пишет, что наиболее важной стороной обучения выступает содержательная сторона, так как для детей данного возраста особенно важно то, что передается посредством языка. Поэтому необходимо, чтобы обучение касалось интересов дошкольников, отвечало их потребностям в познании и общении. Также автор пишет, что занятие не может рассматриваться подобно традиционному уроку – оно должно иметь форму совместного дела. Наиболее эффективно это можно организовать в условиях коллективной и групповой форм работы, в ходе которой дети будут чувствовать себя раскованно и свободно, не станут испытывать никаких негативных эмоций.
Опираясь на то, что игра — ведущий вид деятельности в этом возрасте, Тарасюк Н.А. предлагает использовать игру как методический прием, позволяющий создать ситуацию, где дети не смогут промолчать. К ним можно отнести сюжетно-ролевые игры, различные подвижные игры, пальчиковые, мимические игры и т.д. Автор подчеркивает, что «важно, чтобы дети понимали цель каждого своего неречевого и речевого действия, его конечный результат, испытывали потребность и желание в использовании иностранного языка в качестве средства общения» [36].
Информация, что предлагается в процессе обучения детям, должна быть доступной и интересной (приключения героев мультфильмов, сказка и т.д.). Так как развитие ребенка предполагает воплощение абсолютно всех умений, навыков и знаний в разных типах деятельности, возможности которых следует как можно шире применять в ходе обучения иностранному языку. Это не только дает возможность усвоить большое количество грамматического и лексического материала, но также способствует развитию его психических функций, что необходимы для овладения иноязычной речью. В своей работе исследователь выделяет следующие принципы иноязычного дошкольного образования:
1) принцип овладения иностранным языком через общение (процесс обучения должен представлять собой некую модель реальной ситуации общения, отражающей его ключевые параметры: целенаправленность, новизну, мотивированность, функциональность, ситуативность и т.д.; успешное овладение детьми речевыми умениями, а также их употребление в условиях реального общения обеспечивается тем, что на занятии создаются условия общения, что соответствуют реальным);
2) принцип индивидуализации.
Сегодня имеется довольно обширный практический и теоретический опыт в сфере обучения дошкольников иностранному языку. К примеру, обучение иностранному языку по методике Н.А. Бонка носит коммуникативную направленность: его целью является использование детьми изученного материала в повседневном общении. Другими словами, задача обучения – развитие навыков устной речи. Согласно мнению автора, большое внимание в данном возрасте необходимо уделять выработке развитию моторики, так как это способствует развитию речемыслительных процессов. Для выполнения данной задачи автор включает в занятия упражнения по обводке рисунков по точкам и раскрашиванию [1].
Вронская И.В. выделяет деятельностный подход, основным отличием которого от предыдущего является то, что основной задачей выступает не только формирование речевых умений и навыков, но и обучение иноязычному общению на основе главных видов деятельности детей данного возраста. В своей работе «105 занятий по английскому языку для дошкольников» автор пишет, что, несмотря на тот факт, что игра – это ведущий вид деятельности, в данном возрасте значительную роль играют также лепка, конструирование, рисование, физическая активность, аппликация. Поэтому включение таких занятий в процесс обучения поможет сделать его наиболее интересным для дошкольников, а главное, построить процесс обучения на практической основе, приблизить его условиям реального общения, а также деятельности детей, что значительно повышает степень усвоения детьми тех или иных языковых навыков [9].
Личностно-деятельностный подход достаточно подробно раскрывает в своей работе «Методика обучения дошкольников иностранному языку» Е.Ю. Протасова. Она описывает его следующим так: «Организация обучения на основе личностно-деятельностного подхода означает, что все методические решения педагога, к примеру, организация учебного материала, использование каких-либо приемов, упражнений, способов и т.д., должны преломляться через «призму личности обучаемого» – то есть его потребности, способности, мотивы, интеллект, активность и другие индивидуально-психологические особенности» [32, с. 36].
Автор комментирует, что такая особенность речи как индивидуальность по употребляемости выражений и слов, грамматических структур, по произношению и т.д., свойственна одновременно и родной речи ребенка, и иностранному языку. При таком подходе в центре всего процесса обучения находится личность ребенка, а цель любого занятия формулируется в соответствии с особенностями абсолютно каждого ребенка или всей группы, в том числе половозрастные и темперамент, что особенно ярко проявляется у детей данного возраста.
Исходя из возрастных особенностей детей, Протасова Е. Ю. предлагает игру основным способом решения учебной задачи. Включая дошкольников в данный вид деятельности, учитель пробуждает у них интерес к обучению, что может быть достигнуто также путем апелляции к его потребности в познании. Все знания, которые предлагаются преподавателем, должны иметь смысл для каждого учащегося. Автор подчеркивает, что преподавателю нужно постоянно применять новые приемы и повторять периодически те, которые детям нравятся, чтобы сохранять их мотивацию к обучению. Следует учитывать, что в зависимости от типа темперамента ребятам нравятся совершенно разные игры, поэтому важно чередовать разные их типы.
По классификации И.Л. Шолпо, которая была предложена им в пособии «Как научить дошкольника говорить по-английски» игры, что используются в обучении, можно поделить на ситуативные, соревновательные и художественные [38]. К художественным относятся игры творческого характера, к примеру, постановка сценок, изобразительные игры, словесные (сочинение истории по рисунку). Ситуативные игры — это те, что подразумевают моделирование тех или иных ситуаций, которые требуют воспроизведение определенных диалогов и т.д. К соревновательному типу можно отнести кроссворды, загадки, игры с карточками (домино, «Бинго» и т.д.).
Е.Ю. Протасова отдельно рассматривает последний пример, так как карточки дают возможность преподавателю создать наибольшее количество разнообразных игр. Лучше, чтобы было несколько вариантов какого-то одного: маленькая картинка и большая, другой вариант одного и того же предмета, так как это вносит новизну и не дает дошкольникам ассоциировать слово с одной определенной картинкой. Карточки можно использовать также в качестве реквизита для ролевых игр и игр на запоминание (к примеру, дети по очереди переворачивают по две карточки, что лежат на столе, если они составляют пару, то ребенок оставляет их открытыми, если нет, то переворачивает обратно) [33].
Д. Нунан в своей книге «Teaching English to young learners» раскрывает метод полного физического реагирования. Суть данного метода описана им в своей статье «Язык по команде: метод полного физического реагирования при обучении языку» и заключается в том, что педагог подает языковой материал через команды (выражающиеся глаголами в повелительном наклонении), детям при этом необходимо отвечать действием («Попрыгайте», «Встаньте» и т.д.). Автор подчеркивает, что эта методика наиболее выгодна на данном возрастном этапе, так как полностью совпадает с тем, как именно дети усваивают родной язык. Плюсом таких упражнений является то, что дошкольники включаются в язык: они начинают понимать все больше команд, что подкрепляет их уверенность в себе, а также желание говорить на языке [39, с. 11]. Эта методика больше всего подходит детям, так как они постоянно находятся в движении, у них огромное количество энергии и неустойчивое внимание.
Согласно мнению авторов работы «Teaching English to children», где рассматриваются особенности детей данного возраста, дошкольники воспринимают мир через физическое восприятие, что обуславливает использование различных упражнений и игр: память объединяется с действиями в процессе выполнения движений. Это особенно хорошо для детей-кинестетиков. Но такая методика работает также с аудиалами: если упражнения сопровождаются песнями, в которых рифмы и слова совпадают с движениями, такая лексика будет хорошо усваиваться детьми [40, с. 9]. Кроме того, этот вид деятельности не предполагает использования текстов, что хорошо для детей дошкольного возраста, которые еще не умеют писать и читать.
Все описанные выше методические особенности обучения дошкольников иностранным языкам построены с учетом психологических особенностей детей раннего возраста, и их можно рассмотреть на примере ведущих зарубежных учебников, что предназначены для детей данной возрастной группы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы