Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психолого-педагогическая помощь младшим школьникам во взаимодействии со сверстниками в условиях гендерного обучения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к изучению проблемы психолого-педагогической помощи младшим школьникам во взаимодействии со сверстниками в условиях гендерного обучения 7
1.1 Состояние изученности гендера как социокультурной характеристики личности в процессе взаимодействия 7
1.2 Психолого-педагогические факторы формирования гендерных установок взаимодействия детей в младшем школьном возрасте 17
1.3 Формы и методы психолого-педагогической помощи младшим школьникам в формировании взаимодействия со сверстниками в условиях гендерного обучения 24
Выводы по Главе 1 32
Глава II. Психолого-педагогическая помощь младшим школьникам во взаимодействии со сверстниками в условиях гендерного обучения 35
2.1 Изучение особенностей формирования взаимодействия младших школьников со сверстниками в условиях гендерного обучения 35
2.2 Программа психолого-педагогической помощи младшим школьникам во взаимодействии со сверстниками в условиях гендерного обучения 43
2.3 Динамика результатов исследования по итогам реализации программы 53
Вывод по II главе 62
Заключение 64
Список литературы 68
Введение:
Постановка проблемы. Воспитание – это многофакторный процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, который зависит от ряда объективных и субъективных факторов и достигает своей цели, при условии максимальной активизации ее личностной деятельности. К объективным факторам относятся социально-исторические особенности, культурные традиции, в которых раскрывается система социальных воздействий. К субъективным факторам – целостная содержательно-оформлена продуктивная учебно-познавательная деятельность, психологические особенности и ценностные ориентации участников воспитательного процесса, уровень профессионального мастерства учителя.
В младшем школьном возрасте, как наиболее сензитивном для обучения, воспитания и развития личности, моральные качества начинают складываться в устойчивую и сложную систему, которая определяет формирование активной жизненной позиции школьника и начинает исполнять в структуре личности достаточно важные функции. Реализация воспитательной функции обучения не выступает как самостоятельная цель, воспитательные задачи формулируются в общем виде и недостаточно конкретизируются в соответствии с возможностями учебного материала и гендерными особенностями развития школьников. В этих условиях проблема превращения воспитанника в активный субъект взаимодействия не находит своего решения в традиционной системе обучения, что и обусловливает поиск новых форм, методов и подходов к воспитанию школьника.
Актуальность темы. Начиная из самого рождения, каждый человек нуждается в том, чтобы его приняли другие члены общества. Также необходимым становится получение позитивных оценок, но в младшем школьном возрасте данная потребность выражается ярко.
Положение любого ребенка в системе сложившихся в классном коллективе межличностных отношений зависит от многих факторов, характерных для младшего школьного возраста. Те дети, которые имеют неблагополучное положение в системе личных отношений, обладают общими характеристиками.
Для младшего школьного возраста характерно групповое межличностное взаимодействие, где важно гендерное определение. Уровень «включенности» в группу влияет на стиль межличностного взаимодействия и на направленность личностного развития.
Учитывая все выше сказанное, можно говорить о соответствующей возрастной задаче развития навыков межличностного взаимодействия. Данный вопрос становится для младшего школьника важным и актуальным, поскольку исследуемый возраст также есть сензитивным периодом для развития навыков межличностного взаимодействия в условиях гендерного обучения. На этого сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогическая помощь младшим школьникам во взаимодействии со сверстниками в условиях гендерного обучения».
Степень разработанности, место и значение в науке и практике. Проблема межличностных отношений в младшем школьном возрасте представленная в трудах таких ученых: Б.С. Волкова, М.В. Гамезо, Ю.В. Касаткина, Н.В. Клюевой, Я.Л. Коломинского, Т.Д. Марцинковской, Н.В. Самоукина Н.Е. Щуркова и др.
Многие из них утверждали, что нарушение в сфере межличностных отношений в той или иной мере влекут за собой нарушения разной степени в личностном развитии.
Объектом исследования – дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования – психолого-педагогические особенности помощи младшим школьникам во взаимодействии со сверстниками в условиях гендерного обучения.
Цель – исследовать процесс оказания помощи младшим школьникам во взаимодействии со сверстниками в условиях гендерного обучения.
Достижение цели будет предполагать решение следующих задач:
1. Подобрать и проанализировать научную литературу по данной проблематике;
2. Раскрыть сущность понятия «гендер», степень его изученности, а также и его значение в процессе взаимодействия личности ребенка;
3. Описать психолого-педагогические факторы формирования гендерных установок взаимодействия детей в младшем школьном возрасте;
4. Проанализировать формы и методы психолого-педагогической помощи младшим школьникам в формировании взаимодействия со сверстниками в условиях гендерного обучения;
5. Изучить особенности формирования взаимодействия младших школьников со сверстниками в условиях гендерного обучения;
6. Создать программу психолого-педагогической помощи младшим школьникам во взаимодействии со сверстниками в условиях гендерного обучения
7. Подобрать диагностический аппарат и провести эмпирическое исследование;
8. На основе анализа результатов исследования сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования – Своевременное изучение особенностей помощи младшим школьникам во взаимодействии со сверстниками в условиях гендерного обучения позволит разработать и предложить программу по развитию межличностных отношений со сверстниками младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические методы – анализ литературы по проблеме исследования.
Методы обработки данных – количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования. Базой исследования школа города Нижний Новгород.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы. Общий объем составляет 70 страниц.
Практическая значимость. Результаты, полученные в работе, могут использоваться в школе для детей любого возраста, поскольку подтверждена актуальность программы помощи младшим школьникам во взаимодействии со сверстниками в условиях гендерного обучения. Она может быть адаптированная под любую вековую категорию детей, но с учетом их возрастных особенностей и с подбором соответствующих форм и методов работы на занятиях.
Заключение:
На основе проведенного исследования хотелось бы отметить необходимость дальнейшего изучения психолого-педагогической помощи младшим школьникам во взаимодействии со сверстниками в условиях гендерного обучения.
По результатам исследования можно сказать, что все поставленные задачи, цель и гипотеза были достигнуты на нужном для данной работы уровне. Были сделаны соответствующие выводы.
По данным анализа результатов исследования особенностей можно сделать следующие выводы:
1. Анализ научной и методической литературы показал важность понятия гендера, поскольку оно не заменимо в социальных науках и психологии с целью отражения необходимого и важного социокультурного аспекта половой принадлежности человека. То есть это в первую очередь социальная организация половых различий и культурологическая характеристика поведения в соответствии с полом
Проанализировав первое значение гендера, можно сказать, что пол человека – это некая стартовая позиция. Из самого начала человек рождается с конкретным полом, что детерминировано биологическими факторами.
Во втором толкования гендер воспринимается в роли своеобразной конструкции другого полюса. Он выступает в роли итога социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью.
Культурные традиции – это важный регулятор в восприятии гендера. Но, не смотря на это, биологическая основа понятия единая, а потому она имеет универсальную сущность. Поэтому гендер (как и пол) имеет и биологические корни.
2. К психолого-педагогическим факторам формирования гендерных установок взаимодействия детей в младшем школьном возрасте относятся:
— семья;
— школа.
Поскольку начальное понимание мужественности и женственности, полового различия, непохожести роли появляются у ребенка из самого раннего детства в результате общения с родителями. То есть все процессы взаимодействия членов семьи максимально влияет на раннюю половую социализацию детей. Отношение к полу ребенка со стороны родителей уже с самого ее рождения создает как бы особый мир, который дает возможность развиваться ребенку по женскому или мужскому типу.
Школа – тоже важный этап в социализации и принятия своего «я» ребенком в коллективе. Поэтому многое зависит от педагога и его отношения к детям. Оно способно формировать, как позитивные установки на общение в классном коллективе и в обучении, так и негативные, которые приводят к полному отрицанию детьми не только предмета, но и обучения в целом.
3. Стоит говорить о важности и необходимости правильно проведенной психолого-педагогической помощи младшим школьникам с трудностями межличностных отношений с одноклассниками.
Психолого-педагогическая помощь младшим школьникам состоит из таких этапов:
а) ориентировочного;
б) развивающего;
в) закрепляющего.
При построении программы помощи учитывали указанные этапы.
4. Проведенные вначале исследования методики («Капитан корабля», «Цветовой тест отношений») проиллюстрировали то, что есть у детей негативные настрои в половине случаев (50%). Эти дети имеют неблагоприятный социальный статус. 50% респондентов исследования имеет отрицательное отношение к одноклассникам.
Результаты исследования показали необходимость разработки программы психолого-педагогической помощи во взаимодействии младших школьников со сверстниками в условиях гендерного обучения.
Поэтому подтвердилась актуальность программы помощи, поскольку процесс обучения и социализации детей непрерывен. Она может быть адаптированная под любую вековую категорию детей, но с учетом их возрастных особенностей и с подбором соответствующих форм и методов работы на занятиях.
5. Анализ научной и методической литературы, которая посвящена проблеме формирования межличностных отношений младших школьников, дал возможность нам составить программу для исследования особенностей формирования межличностных отношений младших школьников со сверстниками в условиях гендерного обучения.
Целью программы является оказание психолого-педагогической помощи младшим школьникам в процессе формирования межличностных отношений со сверстниками в условиях гендерного обучения.
Программа разрабатывалась на основе методических рекомендаций таких методистов, как:
— Н.В. Клюева;
— Р.В. Касаткина;
— Р.В. Овчарова.
Она состоит из 11 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю.
Длительность занятия: не больше 45 минут.
Методика занятия и формы проведения подбираются педагогом или психологом на основе предварительного анализа особенностей класса (количества детей, соотношения мальчиков девочек, личностных характеристик каждого ученика). Все это позволит правильно организовать работу для максимальной эффективности и результативности психологической помощи. Важно достичь возможный для детей класса уровень сплоченности и дружественных отношений.
6. Младшие школьники (второй класс) даже после реализации программы помощи имеют проблемы в формировании межличностных отношений, но уже в меньшей степени.
Повторно проведенные методики («Капитан корабля», «Цветовой тест отношений») показали позитивную динамику в уменьшении негативных настроев детей. Ее получилось достичь в результате реализации программы психолого-педагогической помощи во взаимодействии младших школьников со сверстниками в условиях гендерного обучения.
Тем не менее, исследование показало результативность проведенной работы по оказанию психолого-педагогической помощи детям 2-го класса в формировании межличностных отношений со сверстниками в условиях гендерного обучения. Стоит также отметить перспективу дальнейших исследований по данной проблематике.
На основе все выше сказанного можно утверждать, что все поставленные в работе задачи, цель и гипотеза подтвердились.
Методы исследования:
Теоретические методы – анализ литературы по проблеме исследования.
Методы обработки данных – количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования. Базой исследования школа города Нижний Новгород.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы. Общий объем составляет 70 страниц.
Практическая значимость. Результаты, полученные в работе, могут использоваться в школе для детей любого возраста, поскольку подтверждена актуальность программы помощи младшим школьникам во взаимодействии со сверстниками в условиях гендерного обучения. Она может быть адаптированная под любую вековую категорию детей, но с учетом их возрастных особенностей и с подбором соответствующих форм и методов работы на занятиях.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические подходы к изучению проблемы психолого-педагогической помощи младшим школьникам во взаимодействии со сверстниками в условиях гендерного обучения
1.1 Состояние изученности гендера как социокультурной характеристики личности в процессе взаимодействия
В контексте задач нашей работы необходимо проанализировать научные взгляды на соотношение понятий «пол», «гендер», «социализация» и их взаимодействие в процессе онтогенетического развития.
Мы знаем, что под социализацией личности понимается аккумулирование на протяжении всей жизни опыта социального развития и поведения, накопленного человечеством и передаваемого под средством воспитания и общества .
Итак, в основе психологического понимания социализации личности (в том числе и младшего школьника) лежит характеристика социально-психологического типа личности как специфического образования, продукта социально-психологического отражения социальной жизни и отношений.
Если же говорить о половой социализации, то речь идет о вхождении в общество и активное взаимодействие с социумом мужчин и женщин . Данный процесс берет свои начала из самого детства. Он состоит в подготовке включения мальчиков и девочек в социальную жизнь путем активного усвоения ее норм, ценностей, установок, ролей и идеалов.
Учитывая толкование половой социализации, ученые Л.Е. Орбан-Лембрик, С.Л. Лембрик предлагают рассматривать ее как типичный и единичный процесс. Первый основан на определении социальных условий, которые связанные с формированием типичных для определенного сообщества стереотипов поведения. Второй как единичный процесс предполагает индивидуализацию личности в контексте выработки ею собственной мужской или женской линии поведения, приобретения личного жизненного опыта .
В целом факторы половой социализации личности подразделяются на 3 группы :
— микро факторы;
— мезо факторы;
— макро факторы.
К основным внесемейным факторам, в том числе институтов половой социализации личности в этой структуре, относятся :
— школа, общество сверстников;
— средства массовой коммуникации, реклама;
— «значимые другие» (соседи, учителя, друзья, кумиры);
— этнос, региональные условия, страна, государство, культура и т. п.
Гендер – это понятие, используемое в социальных науках для отражения социокультурного аспекта половой принадлежности человека; прежде всего, это – социальная организация половых различий и культурологическая характеристика поведения в соответствии с полом .
В английском языке понятие «гендер» имеет два толкования: секс (ѕех) – «пол», «гендер» — «социо стать» . Секс и гендер находятся на разных полюсах в жизни человека .
Как известно, составляющие культуры – это ценности, моральные нормы, обычаи, законы поведения. Они усваиваются человеком и передаются из поколения в поколение с помощью механизма социализации языка или другого средства коммуникации. Поэтому современные ученые (Ш. Берн, Кон , и др.) считают культурные исследования пола важными именно потому, что на грани межкультурных различий выясняется, какие черты гендера составляют его биологическую характеристику, а какие – культурную. Иными словами, если конкретное гендерное отличие наблюдается в культурах, которые сильно отличаются в других аспектах, можно предположить, что у этого отличия есть и биологическая основа, а потому она имеет универсальную сущность.
Итак, гендер (как и пол) имеет и биологические корни. Сторонники социального конструктивизма (А. Фиске, Н. Брэм, И. Кассин) настаивают на том, что культурные факторы влияют даже на интерпретацию фактов биологии . Например, со времен античности и до конца VII века культурная модель была однополой и единственной статью считалась мужская, одна из форм которой была женская, а вторая – мужские анатомические половые органы. То есть, «обе» были лишь двумя разными формами мужского пола, но одна из них признавалась более развитой. Однако на протяжении XVII века утверждается взгляд о наличии более четкой дифференциации мужчин и женщин как представителей двух разных полов .
Большинство людей анатомически соответствуют мужскому или женскому полу, однако картина осложняется при попытке изучить их восприятие себя как мужчин и женщин или как носителей признаков маскулинности или феминности. Человеческие существа обладают четким внутренним ощущением своей принадлежности к мужскому или женскому полу или занимают промежуточную кросс-гендерную позицию.
В то же время люди демонстрируют окружающим, насколько они по отношению к обществу занимают мужскую, женскую или кросс-гендерную позицию (своими высказываниями на эту тему, стремлением к сексуальной привлекательности, поведения и тому подобное).
В энциклопедическом словаре отмечается, что половая роль – это публичное проявление человеком отождествления с полом, половой идентичности. Поведение, реализующее эти нормативные ожидания, называется поло-ролевым .
Таким образом, параметры, по которым люди оценивают и воспринимают свою гендерную роль, частично являются физическими, а частично – социокультурными. Маскулинные и феминные элементы, имеющиеся в каждом человеке, даже если его доминирующая идентичность более склонна к тому или иному типу. Поэтому различия в поведении между мужчинами и женщинами носят в основном количественный характер.
Исторически сложилось так, что почти в каждой культуре женщины и мужчины выполняли разную работу, в целом мире рабочие места разделены по половому признаку .
Черты характера, которые общество традиционно приписывает мужчинам, считаются более ценными, чем стереотипные женские качества. В связи с этим определенная часть женщин даже чувствуют себя неполноценными существами в сравнении с мужчинами. А значит, истоки неравенства полов следует искать в историческом разделении труда между мужчиной и женщиной, который в процессе возникновения парной семьи закрепил за сильным полом функции защитника, кормильца, а за женщиной – воспитательную роль. Отсюда и традиционное распределение половых ролей:
— мужчина – лидер, организатор и направляющая сила в семье и обществе;
— женщина – исполнитель, хранительница семейного очага.
Типизированные половые установки, которые доминируют в современном русском социуме, тоже ориентированы на традиционное распределение половых ролей. Однако во времена трансформации поло-ролевых установок стоит распространять такую установку, что сводит позицию женщины до пассивного ожидания судьбы, которая может улыбнуться только в образе мужчины? Принять позицию в подчинении своего Я другому полу означает породить пассивно-зависимую личность, неспособную к самоутверждению в любой сфере человеческого существования .
Задумаемся, почему так мало меняются стереотипные представления о мужчинах и женщинах не только в течение человеческой жизни, но и нескольких поколений.
С одной стороны, именно эта стойкость, облегчает процесс идентификации с половыми ролями, дает ощущение причастности к определенной половой категории, начиная с детства.
С другой стороны люди слепо следуют этим предписаниям и шаблонам, несмотря на то, что их игнорирование могло бы изменить их жизнь к лучшему. Ведь основу половых стереотипов составляют ничем немотивированные предубеждения, преувеличения и неадекватные ожидания, которые базируются на упрощенном понимании социальных явлений, на кажущейся очевидности определенных норм поведения.
Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества, выбора видов деятельности, профессии людьми (поощряя одни и негативно оценивая другие) в зависимости от половой принадлежности индивида .
По гендерным подходом, быть мужчиной или женщиной означает не столько обладание определенными природными качествами, сколько выполнение той или иной гендерной роли. Следовательно, понятие «феминность» и «маскулинность» употребляются в гендерных исследованиях для обозначения культурного и символического смысла «женского» и «мужского» начал . Понятие «пол» – как комплекс биологических характеристик, по которым человечество делится на мужчин и женщин .
Весомое научное наследие в области культурных исследований различий психологических черт мужчин и женщин предложенный зарубежными психологами Д. Уильямсом и Д. Бестом в их труде «Измерения стереотипов, связанных с полом: исследование тридцати народов» . Они выявили такую закономерность: в странах, где интенсивно развивается экономика, увеличивается число работающих женщин, гендерно-ролевая идеология становится более либеральной.
Таким образом, гендерные стереотипы возникают на основе гендерных ролей, выступают как нормы для женщин и мужчин и являются моделями для гендерно-ролевой социализации.
Проблематику гендерных различий исследовала также ученый Е. Игли, которая в своей монографии «Межполовые различия в социальном поведении» предложила теорию, которая описывает механизм взаимодействия культуры и биологии в их возникновении (См. рис.1).
Рисунок 1 – Социально-ролевая теория гендерных различий в социальном поведении
В контексте задач нашего исследования целесообразно проанализировать научные подходы к половой социализации детей в условиях русской этнокультуры.
Так, исследователи Т.В. Говорун, А.И. Забужко, А.М. Шарган подчеркивают, что русская этнокультура раскрывает глубинные архетипические представления о фертильности, чувственности, сближении, сущности спаривания и продолжения рода.
В половом сознании русских отсутствуют ригидные стереотипы относительно маскулинности-феминности, дихотомичность которых свойственна большинству этносов . Ведь истоками маскулинности русских женщин от древних до нынешних времен является как образованность, действенность, решимость княгини Ольги, так и идеи независимости.
Поэтому феминистическое движение в России борьбу женщин за равные права с мужчинами рассматривает лишь как частичные задачи, подчиненные высшей цели: вывести женщину из позиции жертвы, утвердить ее права на равные с мужчиной возможности развить навыки самостоятельного жизненного выбора .
Коллективное подсознание русских содержит немало других поло-ролевых установок, связанных с национальной историей и культурой. На разных ступенях подсознательного доминирующего гендерной чертой русских является уважение к женщине и ее свободе, партнерству статей, индивидуализации характеров вне половой принадлежности, взаимное доверие и нежность. Тем более, что сейчас набирает обороты распространение нового типа семьи и супружеских отношений – партнерских, эгалитарных, которые еще иногда называют биархатними (от лат. bи – удвоение и греч. орхп – власть) .
Гендерное равенство и культурное разнообразие могут иногда вызывать противоречие одно с другим при их столкновении, но уважение культурного многообразия не требует безусловного принятия всех культурных обычаев. Основу гармоничности культурной согласованности составляют, прежде всего, универсальные ценности: гендерное и ролевое равенство. Действие гендерных стереотипов делает разницу между полами еще весомее.
Для анализа гендерных подходов в психологии целесообразно в общих чертах рассмотреть основы теории гендера .
Первая из них – теория социального конструирования гендера, или понимание гендера как социальной конструкции. Индивид усваивает определенные правила поведения и установки, которые общество считает подходящими к их гендерным ролям в процессе социализации. Утверждение о том, что именно общество формирует те или иные стили бытия мужчин и женщин, очень точно и лапидарно выраженное Симоной де Бовуар: «то есть, в обществе существуют определенные структуры, которые побуждают людей придерживаться тех или иных социально половых ролей» .
Вторая теория – понимание гендера как сети, структуры или процесса, то есть гендера как категории в совокупности других категорий, рассмотрение гендера в ряде таких, как класс, раса, возраст.
Третья теория – это понимание гендера как культурной метафоры. Такое понимание обеспечено рассмотрением гендерных исследований, прежде всего, и в основном в социологии. Гендер здесь становится социологической категорией, а гендерное рассмотрение понимают как нечто такое, что имеет отношение к вопросам социального функционирования общества. Эта точка зрения содержательнее, чем просто рассуждения о статусе статей, поскольку гендерные отношения тут можно представить как основные .
Понимание гендера как статуса статей или «социального пола» часто вызывает трудности, поскольку приводит к оппозиции между телом, как биологической категории, и гендером как сущностью, которая по своей природе социальная. При таком понимании гендерная, социальная сторона проявляется, в конце концов, привилегированной, а тело нейтрализованным. А это ведет к социальному конструктивизму.
Кравец В.П. выделяет несколько групп гендерных стереотипов. К первой он относит стереотипы маскулинности — феминности.
Стереотип первый – явно завышенная оценка всего того, что касается мужского пола.
В основе этого стереотипа лежит способность мужчины активно менять, преображать окружающий мир. Половая сила, потенция и производительность определяет лицо культуры, потому-то мужской пол и выглядит ценнее.
Стереотип второй – это двойной стандарт половой морали с преимущественным обеспечением свободы опять же для мужчин.
Мужской пол активнее и ценнее – значит ему и больше свободы в брачно-семейных отношениях. По сути – эта свобода не что иное, как одобрение полигамных ориентаций мужского пола.
Стереотип третий – дифференциация мужества и женственности в сексуальном поведении и половом самосознании.
Определяя различие полов, культура видит смысл этого различия не только в воспроизведении человека, но и в обеспечении сугубо человеческих потребностей – наслаждениях и любви. Притяжение и взаимодополнение различных начал, свойств, характеров, вкусов – вот что кроется за фасадом пола.
Стереотип четвертый ставит более жесткие требования к формированию половой идентификации мужчин, причем, прежде всего, со стороны именно мужского окружения конкретного индивида. Это – обратная сторона высокой ценности мужского пола и признании за ним активного начала.
Таким образом, понятие гендера многоструктурное и имеет много толкований, которые зависят от точки зрения ученого. Но важно отметить большое влияние ментальности народа на формирования гендера, как социального явления.
В русском народе еще с давних времен женщины выступали на второй план по сравнению с мужчиной, но со временем в истории начали формироваться новые представление, например, как гендерное равенство. Данная идеология кардинально сменила нашу жизнь во всех сферах деятельности. Поэтому актуальность данного понятия только возрастает и требует постоянного исследования.