Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психология воздействия в массовой коммуникации. Интернет-СМИ: Meduza и RT
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КАНАЛОВ И ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ 8
1.1 Массовая коммуникация как форма опосредованного общения 8
1.2 Информационно–психологические войны 12
1.3 Теории политико-коммуникационных процессов 15
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2 ПРИНЦИПЫ ЭВЕНТ ЭКШН И АКЦИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 21
2.1 Эвент экшн и акции: основные цели и функции 21
2.2 Анализ контента в области эвент экшн, публикуемый на страницах федеральных и электронных СМИ 31
Выводы по второй главе 39
ГЛАВА 3 СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-СМИ 40
3.1 Анализ психологического воздействия на общество через интернет-портал «Meduza» 40
3.2. Эвент экшн и акции, публикуемые в издании «RT» 44
Выводы по третьей главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Введение:
В Российской Федерации только с начала XX века СМИ стали общедоступными практически для всего населения. С этого времени можно говорить о том, что средства массовой информации стали объектами массовой культуры.
Актуальность исследования обусловлена тем, что XXI век общепринято называют информационным, поскольку общество зависит от информации, а объемы ее потребления значительно выросли. Поведение современного человека во многом характеризуется средствами массовой информации, поскольку они присутствуют в жизни человека повсеместно и оказывают на общество большое влияние.
При этом данные влияния носят, как положительный, так и отрицательный характер.
Сейчас никто не сомневается в том, что наибольшее воздействие на личность и общество оказывают такие средства массовой информации, как телевидение и интернет в силу своей распространённости и легкодоступности.
Человек, который на протяжении длительного времени пользуется интернетом или смотрит телевизор, подвергается разным внушениям, а, следовательно, попадает под власть того, кто старается произвести определенное впечатление и оказать воздействие на психику и воображение человека.
В процессе информационного воздействия человек утрачивает реакцию, а его чувства становятся менее восприимчивыми. В современном обществе сформированы новые стратегии, способы и виды управления людьми, которые чаще всего преследуют корыстные цели: продвигают личные или коммерческие интересы, оказывают манипуляторное воздействие на общество с целью навязывания определенного мнения в отношении того или иного вопроса.
Степень изученности работы и новизна: Вопросам психологического воздействия средств массовой информации на общество уделялось много внимания на каждом этапе становления и развития общества. Однако с конца XX века, после активного развития коммуникаций и перехода средств массовой информации на новый этап развития, вопросы психологического влияния обрели особую актуальность.
Информационная война – это война, которая ведется при помощи информации – глобальных СМИ, информации социальных сетей, различных порталов. В настоящее время существует большое количество определений информационной войны. Первым из них становится определения Дж. Стейна, который выводит содержание информационной войны через призму работы с информацией. По его суждению информационная война — это достижение политических целей при помощи информации.
Смежная проблема — феномен «психологической войны» — отражена в работах Н. И. Живейнова и Д. А. Волкогонова . Среди концептуальных теоретических работ, затрагивающих проблемы философского осмысления сущности ИВ как одного из видов «нового оружия», необходимо отметить труды П. Вирильо и А. Зиновьева . Большое значение имеют работы А. Каптерева , И. Дзялошинского , В. К. Новикова и В. И. Самохвалова о международном информационном обмене, а также ряд публикаций последних лет стали основой для изучения международного аудиовизуального ландшафта — пространства «информационных войн».
Новизна заключается в том, что в работе впервые выявлены особенности психологического воздействия на материале СМИ РФ, как электронных, так и телевизионных, а также рассмотрены такие специфические формы работы с аудиторией, как эвент экшн. В работе были проанализированы 4 телевизионных канала и 3 электронных площадки.
Объектом исследования являются федеральные каналы, в числе которых «Первый канал», «НТВ», «Россия – 1», а также электронные средства массовой информации: информационно-новостной портал «Meduza» и газета «RT».
Выбор электронных СМИ обусловлен их популярностью среди аудитории, а также возникновения в данных СМИ инновационных способов подачи информации.
Предметом работы стали психологические принципы воздействия на аудиторию, используемые на федеральных каналах («Первый канал», «НТВ», «Россия – 1») и информационно-новостных порталах («Meduza» и «RT»).
Целью исследования является изучение психологии воздействия в массовой коммуникации на примере федеральных каналов и электронных средств массовой информации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Выделить теоретические аспекты исследования массовой коммуникации.
2. Провести практическое исследование акций, как средств психологического воздействия, на страницах федеральных и электронных СМИ.
3. Проанализировать психологическое воздействие на общество через интернет-портал «Meduza».
4. Рассмотреть на практике издания «RT» использование эвент-экшн –и акций.
В данной работе были использованы следующие методы:
Системно-типологический: в работе были систематизированы средства психологического воздействия на массовое сознание.
Культурно-исторический: в представленной работе были изучены основные теории массовой коммуникации, представленные в разное историческое время.
Структурно-семантический: в работе проведен анализ публикаций в изучаемых средствах массовой информации.
Социально-психологический: в представленной работе проведен анализ психологического влияния, оказываемого на общество посредством средств массовой информации.
Гипотеза работы заключается в том, что средства массовой информации оказывают значительное психологическое влияние на сознание людей, формируя определенные мысли и установки, которые отражаются в действии людей.
Базовыми теоретическими понятиями для работы становятся такие как:
Эвент экшн (провоцированное событие) — эта форма организации и подачи новостей достаточно активно используется журналистами и требует довольно тщательной проработки и подготовки.
Информационная война относится ко всем методам и действиям, которые позволяют нанести противнику или обеспечить превосходство. Это касается прежде всего:
1. получения стратегической информации (данных или знаний ) о противнике;
2. деградации систем сбора информации и связи;
3. манипуляции и влияния (включая дезинформацию и подрывной деятельности мнения);
4. в целом, тщательно организованное и контролируемое распространение этого противника целого ряда сообщений с содержанием, предназначенным для использования в стратегии его собственного лагеря.
Психологическое воздействие – это преднамеренное или непреднамеренное влияние одного или нескольких людей на психологические состояния, чувства, мысли и поступки другого человека или группы людей.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Информационное общество сегодня приводит к тому, что средства массовой информации представляют пользователю огромное количество разнонаправленной информации. Каждый информационный источник привлекает дополнительную информацию и старается воздействовать на клиента, чтобы склонить на собственную точку зрения.
Как следствие, эвент-экшн сегодня становится одной из наиболее распространенных форм развития информации. Под эвент экшн или провоцированным событием понимается форма организации и подачи новостей, которые активно используются журналистами, но требуют тщательной проработки и подготовки. Эвент экшн по сути являются действием или рядом действий, направленных на то, чтобы вызвать ответные действия у аудитории, целью является искусственное создания тяжёлых обстоятельств или последствий.
Субъектом, совершающим провоцирующее событие, является провокатор. Провоцирующие действия могут направляться как непосредственно на одного человека, так и на целое общество. Метод эвент экшн основывается на особенностях психологии человека, как социального существа. Провоцирующие события используются в политике, масс-медиа и иных сферах социальной жизни. Они направлены на формирование социального мнения, негативного в отношении противника.
Наибольшей популярностью метод эвент экшн пользуется в современных средствах массовой информации. Журналисты используют данный метод, как скрыто, так и открыто, преследуя разные цели: нанести урон оппонентам, спровоцировать собеседника на определенную реакцию, сформировать иллюзию незащищенности, с целью заманить в ловушку или вызвать сочувственную реакцию в обществе.
Сегодня СМИ активно задействуют разнообразные способы воздействия на аудиторию. Касается это как информационных способов воздействия, таких как «общий вагон», «ориентация на свой-чужой», «подтасовка фактов», «приклеивание ярлыков», которые активно задействуются в ситуации информационной войны, до различных эвентов и акций, проводимых СМИ для того, чтобы привлечь аудиторию на свою сторону.
Эффективное речевое воздействие, в том числе его агрессивная форма, может радикально изменить взгляды адресата, но для того, чтобы речевое воздействие было действительно эффективным, необходимо владеть определенными приемами. Стратегия воздействия на представление о ситуации реализуется в тактиках усложнения / упрощения; при этом картина ситуации для человека специальным образом искажается.
Воздействие на шкалу ценностей говорящего осуществляется посредством речевых тактик обвинения и оправдания, упрека, дискредитации и др. К числу приемов, направленных на оценочные представления адресата, можно отнести ссылку на авторитеты, апелляции «к отношениям», к снобизму, к «норме» и иные. Широкое поле для реализации подобных тактик представляет реклама, сфера юриспруденции, воспитания и образования.
При реализации эвент-экшн необходимо учитывать соображения двойного характера: социально-психологических параметров сообществ: поведения, стратегии взаимодействия общества с внешним миром, а также проектирование и коррекцию социальных ролей. События не могут существовать сами по себе, поскольку они неразрывно связаны с интерпретацией. Основной частью впечатления от события достигается в самом процессе мероприятия, однако его отчасти можно скорректировать, тем самым оказывая влияние на постпроектную коммуникацию.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КАНАЛОВ И ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ
1.1 Массовая коммуникация как форма опосредованного общения
Современные условия жизни обусловили резкий рост внимания к такому социальному феномену, как массовые коммуникации. Сейчас массовые коммуникации являются ключевым объектом исследования на разных уровнях и в разных концепциях: социологических, кибернетических, политологических, философских и других.
Данное положение является закономерным и вполне объяснимым. В современном мире происходит переход от индустриального общества к информационно-коммуникативному. Данный переход сопровождается не только вхождением массовой коммуникации во все сферы жизни общества, но и возникновением и развитием совершенно нового типа коммуникативных структур и процессов, глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, а также современных изменений и социально коммуникативной сферы, места и роли коммуникации в развитии общества.
Сегодня совершенно новый смысл приобрели представления Н. Лумана о коммуникации, как о значительной характеристике самого общества, его утверждение о том, что все человеческие отношения и вся социальная жизнь не может быть осуществлена без коммуникаций, что только коммуникация может осуществлять коммуникацию.
Кроме того актуальными являются позиции теоретиков коммуникативного действия Ю. Хабермаса и коммуникативного общества Карла Отто Апеля, поскольку именно в данных в суждениях полноценно раскрывается суть коммуникативности, коммуникативной общности и коммуникативного пространства.
Если говорить о науке массовой коммуникации, необходимо понимать то, что, несмотря на значительное развитие и глобализацию коммуникационных процессов, постоянный рост количества публикаций по данной тематике, науки о коммуникации как определенной области знания все еще не существует. Это обуславливает значительное отставание теоретического осмысления данного феномена от реальных масштабов происходящего действия.
Кроме того коммуникативное направление в процессе изучения социальной реальности имеет не только глубокие корни, но и значительные теоретические и практические достижения, которые были получены в процессе действующих в настоящий момент концептуальных подходах, исследовательских парадигмах и научных сообществах. Общеизвестно, что в американских и европейских университетах в конце 30-х годов начали читаться курсы по коммуникациям, а также получили распространения специальности, связанные с коммуникациями. Так же издается свыше двадцати разных научных изданий по данной тематике.
Кроме того были созданы профессиональные ассоциации: Международная коммуникативная ассоциация, Национальная коммуникативная ассоциация в США, Европейский коммуникативный конгресс. В декабре 2000 года в Российской федерации была образована Российская коммуникативная ассоциация, которая играет значительную роль в деле концептуализации коммуникаций как области знаний, а также формировании и развитии коммуникативного образования в Российской Федерации.
Стоит отметить, что вместе с научными исследованиями активно проводится подготовка соответствующих специалистов. Учитывая то, что в Российской системе высшего образования специальности по массовой коммуникации не существует, но при этом в ряде европейских государств и США уже сформировались определенные традиции в подготовке кадров данного профиля. Первая коммуникационная кафедра была открыта в США более 50 лет назад. В настоящий момент кафедра коммуникативного направления существует практически во всех ведущих американских и европейских университетах.
Последние годы Российской Федерации характеризуется успешным развитием прикладных коммуникаций и специальностей, таких как связи с общественность, реклама, лингвистика и межкультурная коммуникация, а также специальности в сфере масс-медиа и прочее. В большинстве российских высших учебных заведениях сформированы кафедры коммуникативного профиля.
Учитывая мировой и отечественный опыт необходимо сказать, что в настоящий момент сформировался основной континуум науки о коммуникации, который, по мнению профессора Д.П. Гавры, включает в себя следующие дисциплины: общую теорию коммуникации, межличностную деловую коммуникацию, теорию массовой коммуникации и так далее.
В связи с этим, И. П. Яковлев отмечает, что весьма странно выглядит отсутствие интеграции знаний о коммуникационных процессах в виде особой науки, поскольку объект, предмет, теория и отрасль уже существуют, а самой науки еще нет.
По мнению исследователя в качестве такой науки может выступать коммуникология, которая должна стать наукой о месте и роли коммуникации в обществе, а также рассказывать о процессе ее развития, структуре, коммуникационных процессах и средствах.
Многие отечественные и зарубежные исследователи выступают за то, чтобы сформировалась наука о коммуникации, при этом каждый вкладывает в это понятие совершенно разное содержания. Например, Г.Е. Третьяк в качестве предмета изучения науки о коммуникации выделяет ее структуру, функции, типологию, средства и способы коммуникации.