Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психологическое сопровождение профессиональной адаптации студентов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава I. Теоретический анализ представлений о психологическом сопровождении профессиональной адаптации студентов 6
1.1 Феноменология понятия «профессиональная адаптация» в контексте образовательной деятельности колледжа 6
1.2 Понятие о психологическом сопровождении студентов, его основные компоненты 11
1.3 Психологические факторы формирования профессиональной адаптации студентов колледжа 18
Выводы по Главе 1 24
Глава 2. Эмпирическое исследование профессионально-личностного становления и профессиональной адаптации студентов 26
2.1 Описание общего хода эмпирического исследования 26
2.2 Методы исследования 27
2.3 Результаты эмпирического исследования 32
Выводы по результатам исследования 41
2.4 Практические рекомендации по психологическому сопровождению профессиональной адаптации студентов 43
Заключение 46
Список литературы 50
Приложения 54
Введение:
Актуальность работы. В условиях современного мира к специалисту и к процессу его профессиональной подготовки выдвигаются всё новые требования. Модернизацией российского образования обусловлена необходимость освоения технологий, формирующих конкурентоспособную, компетентную, гибкую, творческую личность, являющуюся активным субъектом, познающим и преобразующим действительность и себя, способную действовать целенаправленно. Профессиональное образование призвано создать условия для максимальной реализации профессионально-психологического потенциала личности. Студенту для успешного освоения учебно-профессиональных ролей необходимо стремится к постоянному самосовершенствованию, развивать интеллектуальные, мотивационно-личностные качества, навыки межличностного взаимодействия, эффективного решения поставленных перед ним задач. Необходимость такого интенсивного развития является существенным стрессом для психики студента и предъявляет высокие требования к его адаптационным способностям. Кроме того, студенты средних профессиональных учреждений в большинстве своём находятся в старшем подростковом возрасте, когда эмоционально-личностные и мотивационно ценностные компоненты психической деятельности ещё не до конца сформированы и неустойчивы. Вполне естественно, что в условиях интенсивного учебно-профессионального становления молодые люди нуждаются в помощи и поддержке со стороны коллектива учебных заведений, в качественном и компетентном психологическом сопровождении. В связи с чем проблема психологического сопровождения профессиональной адаптации студентов является весьма актуальной.
Объект исследования – адаптация студентов колледжа.
Предметом исследования является психологическое сопровождение профессиональной адаптации студентов.
Гипотеза исследования: у студентов колледжа имеется ряд особенностей в сфере их профессиональной адаптации, в виде различного для первого и выпускного курса уровня общей адаптивности, разного уровня адаптированности к учебному процессу и учебной группе, профессиональной готовности и идентичности, данные особенности необходимо учитывать в процессе психологического сопровождения студентов.
Цель исследования – выявить психологические особенности процесса профессиональной адаптации студентов.
Для успешной реализации цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходу к пониманию феномена «профессиональная адаптация» в контексте образовательной деятельности колледжа.
2. Провести теоретическое изучение понятия «психологическое сопровождение» и его основных компонентов.
3. Провести теоретический анализ представлений о факторах профессиональной адаптации студентов колледжа.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей профессиональной адаптации у студентов первого и выпускного курсов колледжа.
5. Разработать практические рекомендации по психологическому сопровождению профессиональной адаптации студентов.
Теоретическая база исследования являются. При проведении исследования мы ориентировались на подходы к пониманию феномена профессиональной адаптации и его факторов А.А. Реана, А.К. Марковой, А.Г. Мороза, Л.Е. Солянкиной, М.А. Кузнецова, Е.М. Манакиной, Н.С. Трофимовой, Т.Н. Вершининой, М.А. Георгиевой, Ф.И. Васильевой, В.В.Левченко, Г.А. Поздняковой, О.А. Добриной, О.Е. Султанбековой, А.Л. Лосева и др. При исследовании специфики феномена психологического сопровождения студентов и его компонентов мы опирались на работы Ю.В. Слюсарева, Б.Г. Ананьева, Э.Ф. Зеера, С.П. Жданова, Ф.Х. Койчуевой, Н.С. Пряжникова, Л.С. Румянцевой, И.М. Шиловой, Т.А. Симаковой, Ю.М. Ивановой, Н.В. Ипполитовой, О.А. Боковой и др.
Методы исследования. Эмпирические: анализ литературы по проблеме исследования, психологическое тестирование. Методы обработки данных: количественные (сравнительный анализ). Интерпретационные: установление структурных связей между характеристиками личности.
Методики исследования:
1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [27, с. 549-558];
2. Методика исследования адаптированности студентов Т.Д. Дубовицкой [13];
3.Методика «Профессиональная готовность» [36];
4. Методика изучения статусов профессиональной идентичности [10].
База и выборка исследования. Исследование проведено на базе техникума технологии и дизайна Технического университета города Королёв Московской области. Выборку исследования составили две группы студентов: группа студентов первого курса в количестве 22ух человек в возрасте 14-15 лет и группа студентов четвёртого выпускного курса в количестве 23 человек в возрасте 17-18 лет.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные об особенностях психологического сопровождения психологической адаптации студентов могут быть использованы для проведения профилактической, консультативной и развивающей работы. Практические рекомендации, представленные во второй главе данной работы, могут быть востребованы педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в сфере среднего профессионально образования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 37 наименований, и приложений. Общий объём работы составил 53 страницы.
Заключение:
Таким образом, под профессиональной адаптацией в данной работе мы понимали процесс активного приспособления к профессиональной деятельности, к её характеру и требованиям. Несмотря на то, что традиционно профессиональную адаптацию рассматривают в контексте непосредственной реализации соответствующей трудовой деятельности, фактически этот процесс начинается уже на этапе профессионального обучения. Профессиональная адаптация студентов подразумевает под собой с одной стороны приобретение учебно-профессиональных компетенций, соответствующих выбранной специальности, с другой – развитие коммуникативных компетенций, необходимых для выстраивания профессиональных отношений. Успешная профессиональная адаптация студентов во многом может быть достигнута за счёт их качественного психологического сопровождения.
Под психологическим сопровождением мы понимаем особый вид психологической помощи, направленные на то, чтобы найти скрытые ресурсы личности человека, стимулировать развитие его самосознания с опорой на собственные возможности. Психологическое сопровождение студентов заключается в том, что бы оказывать им своевременную помощь и поддержку в профессиональном становлении личности. Данный процесс имеет свои специфические черты в зависимости от курса обучения и индивидуально-психологических особенностей личности обучающегося. Психологическое сопровождение студентов колледжа заключается в диагностике, стимуляции, прогнозировании, рефлексии и коррекции их учебно-профессионального становления и может осуществляться в виде психологического просвещения, профилактики, консультирования и др.
Факторы профессиональной адаптации представляют собой совокупность условий, обуславливающих процесс и результат приспособления к условиям среды. Профессиональная адаптация студента может зависеть и от внешних факторов профессиональной деятельности, её характера, содержания, условий, однако мы будем говорить о внутренних факторах, связанных с психологическими особенностями молодых людей. К таким факторам могут быть отнесены эмоционально-личностные и мотивационно-ценностные особенности студентов, сформированность учебно-профессиональных и коммуникативных компетенция, способность быстро приспосабливаться к нормам и требованиям среды, готовность к саморазвитию. Особо следует выделить факторы готовности к профессиональной деятельности в совокупности их когнитивных, эмоциональных, рефлексивных и деятельностных компонентов, а также факторы профессиональной идентичности и позитивного отношения к предстоящей профессиональной деятельности. Именно на развитие этих фатеров и должно быть направлена работа по психологическому сопровождению студентов.
Нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого стало исследование профессионально-личностного становления и профессиональной адаптации студентов колледжа. В результате сопоставления данных, полученных на выборках студентов первого и выпускного курсов, были получены выводы о том, что:
1. Все показатели адаптивности первокурсников соответствуют уровню удовлетворительной адаптации, следовательно, находятся в существенной зависимости от внешних условий, процесс их социализации усложнён, возможны проявления конфликтности и агрессивности. В то время как у студентов выпускного курса практически по всем показателям обнаружены хорошие адаптационные способности, они легко приспосабливаются к новым условиям, не конфликтны и эмоционально устойчивы. Выпускники существенно превосходят первокурсников по уровню коммуникативного и общего адаптационного потенциала, т.е. они не только в целом лучше адаптируются к любым условиям, но и значительно легче и быстрее устанавливают контакты, меньше конфликтуют с окружающими.
2. Несмотря на то, что в обеих группах студентов показатели адаптированности к учебной группе и учебному процессу соответствуют среднему уровню, студенты выпускного курса всё же значительно превосходят первокурсников по обоим показателям. Так, они испытывают значительно меньше трудностей при общении с сокурсниками, значительно легче обращаются к ним за помощью, более активны и чаще готовы принимать ответственность за групповую деятельность. Также студентам выпускного курса значительно легче даётся учебный процесс, они легче справляются с заданиями и обращаются за помощью к преподавателям, легче выражают своё мнение и проявляют свою индивидуальность в учёбе.
3. Несмотря на то, что у студентов обоих групп показатель принятия решений является наиболее низким в структуре профессиональной готовности, всё же у студентов выпускного курса он сформирован значительно лучше, чем у первокурсников. Они принимают значительно более взвешенные и обдуманные решения при выборе профессионального пути, лучше соотносят специфику текущей ситуации с имеющимися перспективами, лучше связывают их со своими целями, ценностями и возможностями. Кроме того студенты выпускного курса демонстрируют значительно большую автономность при совершении профессионального выбора, значительно больше ориентируются на свои собственные установки, ценности, знания, навыки и опыт, чем на внешние воздействия.
4. У первокурсников в наибольшей степени сформирована навязанная профессиональная идентичность. Их выбор значительно чаще, чем у выпускников обусловлен не собственными размышлениями, а влиянием авторитетов (друзей, родителей, педагогов), их выбор в значительно меньшей степени соответствует их интересам и способностям, что в дальнейшем может привести к разочарованию в избранном профессиональном пути. У студентов же выпускного курса наиболее выраженным является показатель моратория профессиональной идентичности, им в значительно большей степени присущи признаки кризиса, они чаще перебирают альтернативные варианты профессионального развития, примеряют различные профессиональные роли, ищут пути выхода из кризиса, путём принятия осмысленного решения. Кроме того у студентов выпускного курса значительно выше показатели сформированной профессиональной идентичности, что свидетельствует о том, что у них лучше сформирован профессиональный план как результат осмысленно принятого решения.
На основе выводов, поученных в результате исследования, нами были сформулированы практические рекомендации по психологическому сопровождению студентов колледжа. Целью психологического сопровождения должно стать развитие их адаптационных возможностей, профессиональной готовности и поддержка становления профессиональной идентичности.
Таким образом, нами была подтверждена гипотеза о том, что у студентов колледжа имеется ряд особенностей в сфере их профессиональной адаптации, которые необходимо учитывать в процессе их психологического сопровождения. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные об особенностях психологического сопровождения психологической адаптации студентов могут быть использованы для проведения профилактической, консультативной и развивающей работы. Разработанные нами практические рекомендации могут быть востребованы педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в сфере среднего профессионально образования.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретический анализ представлений о психологическом сопровождении профессиональной адаптации студентов
1.1 Феноменология понятия «профессиональная адаптация» в контексте образовательной деятельности колледжа
Подготовка будущих выпускников колледжа должна быть направлена на адаптацию студентов к постоянно меняющимся, нестабильным условиям учебно-профессиональной и повседневной деятельности и обеспечивать условия для самореализации и самосовершенствования в различных областях жизнедеятельности. Таким образом, объективная реальность требует научно-педагогического анализа термина адаптация с точки зрения профессиональной подготовки студента в образовательном учреждении.
Термин «адаптация» происходит от позднелатинского «adaptatio» – приспособление. В научной литературе выделяют несколько видов адаптации. Для нашего исследования интерес представляет социальная адаптация, которая выступает на первый план в условиях кардинальной смены деятельности человека, сопровождается изменениями в его социальном окружении и является важным условием процесса социализации [25]. Поступление в колледж характеризуется вхождением в новую социальную среду, новую систему образования, новые отношения и, следовательно, вызывает необходимость адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности.
Социальная адаптация определяется некоторыми учеными (И.А. Милославова, Н. Никитина, Л.Л. Шпак) как процесс активного приспособления человека к условиям социальной среды, и как интегративный показатель состояния человека, отражающий адекватное восприятие окружающей действительности и отношений с окружающими. Выделяют разновидность социальной адаптации, которая направлена на поиск наиболее благоприятной социальной среды для жизнедеятельности человека [3, с. 342]. А.А. Реан с соавторами отмечает, что социальная адаптация ориентирована на успешное существование в условиях изменяющейся среды и выступает основой для формирования новых качеств личности [29]. Таким образом, социальная адаптация студентов способствует успешному функционированию в различных (социальных) ситуациях; личностному развитию и самосовершенствованию студентов в профессиональной деятельности.
Одним из видов социальной адаптации является профессиональная адаптация, без которой невозможно становление личности профессионала. В самом общем плане под профессиональной адаптацией понимается активное приспособление к профессиональной деятельности, ее характеру и требованиям. Профессиональную адаптацию традиционно связывают с началом профессионально-трудовой деятельности человека. Однако отметим, что фактически она начинается в процессе профессионального обучения, когда не только приобретаются профессиональные знания и компетенции, но и усваиваются правила, требования и нормы поведения, характерные для будущей профессии [2].
В широком смысле А.К. Маркова определяет профессиональную адаптацию как приспособление к новым условиям труда, на динамику которой влияют мотивация, подготовленность к будущей профессии и профессиональные способности [22]. Согласно работе А.Г. Мороз, профессиональная адаптация выпускника определяется как сложный процесс полного освоения профессии на основе ранее приобретенных и постоянно пополняемых знаний, умений и навыков, в результате которых происходит видоизменение с целью эффективного функционирования [23].
Как отмечает Л.Е. Солянкина традиционно организованная образовательная среда не обладает возможностями интеграции учебного заведения с производством, «когда на основе договорных отношений и в результате погружения студентов в производственный процесс вуз решает проблему трудоустройства выпускников, а партнерские предприятия получают компетентных специалистов, готовых включиться в профессиональную деятельность без доучивания» [32, с. 3]. Следует отметить и такой факт, что многие выпускники не выдерживают период адаптации на производстве, у них зачастую возникает эффект «блокады» взаимодействия в системе «среда – субъект», вызываемый несоответствием готовности обучаемого требованиям трудовой среды.
Данная ситуация свидетельствует о том, что в колледже должны быть созданы такие организационно-педагогические условия, при которых студенты будут включены в гармоничную целостную профессионально ориентированную образовательную среду. Внеаудиторная работа во всем своем многообразии должна стать естественным продолжением учебных занятий, а учебная деятельность наполниться эмоционально-ценностным смыслом. Только тогда будет достигнуто то самое равновесие, которое проявится в интересе обучающихся к учебным и внеаудиторным занятиям, к выбранной профессии и специальности, в проявлении учебно-профессиональной активности, инициативы и творчества, в высокой или адекватной самооценке и позитивном отношении к себе как будущему профессионалу.