Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных подростков в контексте психологического благополучия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ
БЛАГОПОЛУЧИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 9

1.1 Феномен психологического благополучия личности. 9

1.2. Психологические особенности одаренных подростков. 19

1.3. Психологические трудности одаренных подростков. 26

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ.. 33

2.1. Программа и методы исследования. 33

2.2. Результаты эмпирического исследования. 36

2.3. Программа психологического сопровождения одаренных
подростков  56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 63

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..68



 

  

Введение:

 

 

Словосочетание
«подростковый возраст» (англ. adolescence) происходит от латинского adolescere,
что означает «расти» либо «становиться зрелым» [28].

Подростковый
возраст – это период между настоящей взрослой жизнью и беззаботным детством.
Этап сепарации у каждого подростка индивидуален, и протекает абсолютно
по-разному, в зависимости от характера, темперамента и ситуации в конкретной
семье, но есть ряд уже исследованных взаимосвязей и ситуаций, которые помогают
родителям и специалистам поддерживать человека в этот период жизни [45].

Подростковый
возраст – это кризисный этап в развитии личности, именно в этот период человек
начинает резко проявляться в окружающей среде, и то, как будет проходить
развитие личности, во многом зависит от окружающего его социума, а так же от
способности данного индивидуума к построению взаимоотношений со сверстниками
[45].

А
что же принято считать подростковым возрастом? На этот вопрос, пытались
ответить многие ученые и исследователи, среди них были Филип Райс и Ким
Долджин, в их книге «Психология подросткового и юношеского возраста». Авторы
говорят о том, что подростки часто сосредотачиваются на проявлении
эмоциональной независимости от своих родителей и принятии ответственности за
свои собственные поступки. Существует огромная разница между неуверенным в
себе, 12-летним ребенком, который учится в средней школе и уже практически
взрослым 20-летним студентом-второкурсником.

В
связи с этим авторы предлагают различать следующие подростковые периоды:


младший (от 11 до 14 лет);


средний (от 15 до 17 лет);


старший (от 17 лет) [30].

В
данной исследовательской работе рассматривается именно средний подростковый
период, т.е. объектом изучения являются дети, учащиеся в 9-11 классах средней
образовательной школы, поступившие в программу для интеллектуально одаренных
подростков «Одаренная молодежь».

«Одаренная
молодежь» является автономной некоммерческой организацией поддержки развития
интеллектуально одаренной молодежи. Она занимается психологической поддержкой и
развитием интеллектуально одаренных подростков.

Проект
«Одаренная молодежь» создает среду, в которой таланты раскрываются сами собой.
На базе программы проводятся психологические тренинги, обучающие лекции,
развлекательные походы и интеллектуальные игры.

Целевая
аудитория программы – это интеллектуально одаренные старшеклассники
Санкт-Петербурга. IQ участников программы выше 126.

В
течение трех лет (9-11 класс) участники проходят коммуникативные тренинги,
посещают разнонаправленные лекции и делают проекты при поддержке кураторов. В
штате работают квалифицированные психологи, привлекаются волонтеры, а также
профессора различных направлений.

Набор
детей в программу осуществляется в три этапа посредством тестирования детей.
При отборе в программу используется Универсальный Тест Интеллекта (УИТ,
лицензионная версия, ИМАТОН) и тест креативности Торранса. Первый этап отбора
проходит в школах и гимназиях Санкт-Петербурга. В этой программе учувствует
более 100 городских образовательных учреждений. Первый отборочный этап проходит
с середины зимы до начала весны на территории школы или гимназии. Абсолютно для
всех учащихся восьмых классов данного образовательного учреждения. В первом
туре исследуется логика и пространственное мышление. Второй отборочный этап
проходит в середине весны на территории организации АНО «Одаренная молодежь».
На этот этап проходят около 200 подростков со всего Петербурга, которые успешно
прошли первоначальный отбор. Проводится еще одно тестирование, в котором
устанавливается уровень IQ и креативность участников. Третий этап – это начало
действия программы. На этот этап попадают около 40 подростков в основном
составе и еще около 40-50 человек попадают в резерв. Родители и подростки
приходят на ознакомительное собрание, где узнают подробное расписание на
семестр и могут задать любые интересующие их вопросы.

Целью
данной работы является разработка программы психологического сопровождения
интеллектуально одаренных подростков.

Объект
исследования: психологическое благополучие подростков.

Предмет
исследования: психологическое
благополучие одаренных подростков в учащихся в 9-11 классах, вступивших в
программу «Одаренная молодежь».

Актуальность
данной работы состоит в том, чтобы изучить феномен психологического
благополучия подростков и найти способы психологического сопровождения в
ситуациях, когда уровень психологического благополучия субъекта данного
исследования, находится в критическом состоянии. Эта тема на данный момент мало
изучена и требует дополнительного внимания, для того чтобы создать систему
взаимодействия между психологами и одаренными подростками способствующею
оказанию психологической помощи и поддержанию в дальнейшем развитии детей с
высокими интеллектуальными способностями.

Гипотеза
исследования: психологическое благополучие подростков связано с особенностями
психического состояния и самооценкой: при низком уровне психологического
благополучия для подростков будут характерны переживания повышенного уровня
тревожности, депрессии (сниженного настроения), неустойчивость самооценки,
высокий уровень психологического благополучия связан с умеренным или низким
уровнем тревожности, адекватной, устойчивой самооценкой.

 

 

Задачи
выпускной квалификационной работы.

1.               
Провести анализ теоретических источников
по проблеме психологического благополучия, психологическим особенностям
интеллектуально-одаренных подростков.

2.               
Разработать программу эмпирического
исследования и подобрать методы, адекватные предмету исследования.

3.               
Изучить обусловленность психологического
благополучия подростков полом.

4.               
Изучить особенности психологического
благополучия подростков.

5.               
Изучить особенности самооценки одаренных
подростков.

6.               
Исследовать особенности психического
состояния (тревожность, нервно-психическая напряженность).

7.               
Обработать и проанализировать результаты,
полученные в ходе проведенного эмпирического исследования

8.               
Разработать программу психологического
сопровождения одаренных подростков, переживающих психологическое
неблагополучие.

Методы
исследования:


анализ научно-методической литературы по теме исследования;


обобщение и синтез научных теорий;


тестирование;


качественный и количественный анализ эмпирических данных;


математико-статистическая обработка данных.

Для
проведения практического исследования и доказательства гипотезы нами были
выбраны методики:

1.               
Методика Дембо-Рубинштейн. Данная
методика, предложенная Т.В. Дембо и позже модифицированная С.Я. Рубинштейн [28].

2.               
Шкала депрессии Бэка. Данная методика,
разработанная А.Т. Бэком с опорой на данные клинических наблюдений,
позволяет оценить степень выраженности депрессивного состояния [28].

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одним
из центральных положений Федерального государственного образовательного
стандарта нового поколения выступает необходимость обеспечения психологического
благополучия воспитанников. Психологическое благополучие имеет первостепенное
значение, как для развития личности ребенка, так и для сохранения его здоровья,
поэтому решение проблемы его обеспечения выступает актуальной, первостепенной
задачей и для теоретической науки, и для практики. Гуманизация педагогического
процесса, признание самоценности периода детства, понимание его как важного
этапа становления личности требует от специалистов систематической работы в
этом направлении.

Высокий
темп современной жизни, стремительная информатизация пространства,
экономическая и политическая нестабильность жизни обуславливает рост негативных
психологических состояний в обществе. Дети остро ощущают тревожность и
нервозность родителей, поэтому часто, вслед за ними, испытывают негативные
эмоции: раздражение, злость, апатию, депрессию, уныние и пр. Одной из основных
целей современных образовательных организаций выступает нивелирование
негативного влияния внешней среды и обеспечение пространства, свободного от
негативных проявлений, т.е. создание условий для психологического благополучия.

Психологическое
благополучие – это субъективная характеристика для качественной оценки
состояния человека. Психологическое благополучие как компонент психологического
здоровья предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении
доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в
учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в
группах.

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы
удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило разработать
программу психологического сопровождения интеллектуально одаренных
подростков.

Для достижения поставленной цели были
решены следующие задачи:

— был проведен анализ теоретических
источников по проблеме психологического благополучия, психологическим
особенностям интеллектуально-одаренных подростков;

— была разработана программа
эмпирического исследования и подобраны методы, адекватные предмету исследования;

— была изучена обусловленность психологического
благополучия подростков полом;

— были изучены особенности психологического
благополучия подростков;

— были изучены особенности самооценки
одаренных подростков;

— были исследованы особенности
психического состояния (тревожность, нервно-психическая напряженность);

— были обработаны и проанализированы
результаты, полученные в ходе проведенного эмпирического исследования;

— была разработана программа психологического
сопровождения одаренных подростков, переживающих психологическое
неблагополучие.

Качественный и количественный анализ
эмпирических данных позволил частично подтвердить гипотезу исследования о том,
что психологическое благополучие подростков связано с особенностями психического
состояния и самооценкой.

Таким образом, цель работы была
достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О
ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

1.1. Феномен
психологического благополучия личности

 

Психологическое благополучие является условием успешного
психического развития. Существует связь уровня психологического благополучия с
уровнем развития самоконтроля, познавательной мотивации, эмоциональной сферы,
способности к адаптации и т.д.

К.А. Вологдина [10] психологическое благополучие понимает как
положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта, защищенности и доверия к
миру, формирующиеся благодаря матери, семье и ближайшему окружению. Психическое
развитие учащегося происходит под влиянием систем отношений с педагогами,
родителями, сверстниками, нарушение в которых может привести к появлению
психологическое неблагополучия.

Взаимоотношения с взрослыми и ровесниками являются причиной
возникновения у учащегося переживаний. Он испытывает психологическое
благополучие, чувство уверенности и защищенности, бодрое настроение, если
взрослые ласковы, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить.
Поэтому, учащийся, ощущая потребность в положительной оценке окружающих
взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих
способностей и, получая признание, гордится, радуется.

Также в психологической литературе рассматривают
детерминанты и психологического неблагополучия. Человек становится
раздраженным, назойливым, грустным, агрессивным или боязливым, если со стороны
близких людей не находит отклика, его потребности не удовлетворены. Это
психологически неблагополучный индивид, испытывающий отрицательное
психологическое самочувствие в разных ситуациях (неуспех в деятельности,
отвращение к какой-либо пище, жесткая регламентация жизни в обществе) [3].

Н.Ю. Сергеева [40]
провела анализ исследований, который показал, что в них более четко выделены
характеристики психологического неблагополучия:

— эмоциональная отстраненность и разрыв межличностных
отношений;

— усиление эмоций и возрастание значимости внутренних
переживаний;

— деконцентрация внешних условий, сопутствующих действиям;

— психическая неуравновешенность и т.д. [40].

В исследованиях Е.Н. Герасимовой и И.В. Фаустовой [13] установлены
следующие критерии психологического неблагополучия:

— доминирование отрицательных по содержанию эмоций;

— наличие психологических отклонений (повышенная
тревожность, страхи);

— неадекватность психологического реагирования при
взаимодействии с окружающими людьми;

— нестабильность реакций;

— преобладание заниженной самооценки [13].

И.Н. Олина [32]
среди психологических особенностей, провоцирующих негативное развитие
эмоционально-волевой сферы выделила следующие:

— агрессивное поведение;

— недостаточное развитие интеллекта;

— неразвитость коммуникативных навыков;

— низкий уровень самоконтроля;

— повышенная возбужденность нервной системы вследствие
различных причин (травмы, болезни и др.);

— сниженная самооценка [32].

К.А. Вологдина [10] среди причин возникновения отрицательных
психологических состояний основными считает:

— социальные: неконструктивный тип детско-родительских
отношений, неправильное семейное воспитание, несформированные способы
взаимодействия со сверстниками, резкое изменение ближайшего социального
окружения;

— педагогические: информационные перегрузки, неэффективный
стиль педагогического руководства, отсутствие преемственности в подготовке
детей к школе, педагогические ошибки;

— индивидуальные, личностные и психофизиологические
особенности [10].

Причины психологического неблагополучия рассматриваются и с
таких точек зрения:

1. Нарушения произвольной регуляции в проявлении своих
чувств и поведенческих реакций, повышенная тревожность, преобладание
подавленного эмоционального состояния, эмоциональная напряженность.

2. Неблагоприятный опыт непринятия сверстниками
(предъявление группой своих требований), неудовлетворенная потребность в
общении и неуспешность в деятельности.

3. Отсутствие поощрений взрослыми, следовательно, «избегание
неудач» и слабая вера в свои силы.

4. Повышенная агрессивность и импульсивность.

5. Статусное положение индивид в «обществе», отношение к
нему со стороны значимых окружающих [11].

Показателями психологического неблагополучия могут быть:

— заниженные самооценка и уровень притязаний;

— неуверенность, повышенная импульсивность и агрессивность;

— низкий социометрический статус в группе сверстников;

— отрицательные эмоциональные переживания;

— сужение круга общения, снижение его интенсивности и экстенсивности
относительно возрастных показателей [11].

На благополучие или неблагополучие, по мнению А.И. Захарова [20], влияют некоторые
факторы.

1. Социально-культурные: дефицит времени родителей; их
загруженность и невротизация; недостаток условий для снятия напряжения и
расслабления; неумение решать внутриличностные конфликты и отсутствие
возможности оказать психотерапевтическую помощь; ускорение темпа жизни.

2. Социально-экономические: неудовлетворительные
жилищно-бытовые условия; ранний выход матери на работу.

3. Социально-психологические: дисгармония в семейном
воспитании; дисгармония в семейных отношениях; нарушение в сфере
детско-родительских отношений [20].

Если психологическое неблагополучие связано с трудностями в
общении, оно может провоцировать разные типы поведения.

1. Быстрая возбудимость, импульсивность, неуравновешенность.
В конфликтных ситуациях со сверстниками проявляются вспышки гнева, громкий
плач, отчаянная обида, драки, прекращается деятельность. Негативные эмоции
могут быть вызваны и серьезными, и незначительными причинами; быстро вспыхивать
и угасать. Вышеперечисленные проявления ситуативны, представления об окружающих
остаются положительными и не препятствуют дальнейшему общению.

2. Устойчивое негативное отношение к общению. Долго помнится
обида, неприязнь, но присутствует сдержанность в проявлении негативных эмоций.
Издалека пристально следят за происходящим в группе, взаимоотношениями взрослых
и ровесников, избегают общения. Попытка вовлечь такого учащегося в совместную
деятельность вызывает отчуждение, демонстрацию наигранного безразличия ко всем.
Таким образом, маскируется испуг, неуверенность в себе. Психологическое
неблагополучие в этом типе поведения связано с неудовлетворенностью отношением
к ним педагога, недовольством сверстниками, нежеланием посещать образовательное
учреждение.

3. Страхи. С первого года жизни у детей может развиться
большое количество страхов, возникающих в ответ на реальные обстоятельства
(нападение, болезнь) или связанных с пугающими предметами (машина, поезд),
животными (волк, собака), неопределенностью ситуации. В данном случае страх
мобилизует действия, направленные на преодоление опасности и самосохранение [14].

Страхи условно можно разделить на: ситуационные (в
необычной, шокирующей обстановке) и личностно обусловленные (предопределенные
характером человека, появляющиеся при контактах с незнакомыми людьми). Тревога
– это состояние беспокойства в предчувствии реальной или воображаемой
опасности. Чаще всего тревога проявляется в ожидании события, которое трудно
предугадать и может угрожать неприятными последствиями.

Между страхом и тревогой есть общее сходство – волнение.

Страх, возникающий из-за серьезного психологическое
неблагополучия, может иметь крайние формы выражения (потрясение, ужас,
эмоциональный шок), полное отсутствие контроля со стороны сознания,
неблагоприятное воздействие на формирование характера, отношения с окружающими
и приспособление к внешнему миру. Он связан со сложностью, неустойчивостью
внутреннего мира ребенка. В этом случае страх не связан с предметами или
ситуациями, проявляется в форме тревоги, беспричинного страха, поведение
становится непредсказуемым, самооценка занижена. Чем сильнее психологическое
неблагополучие, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности
взаимодействия с внешним миром. Если негативная реакция на травмирующую
ситуацию закрепляется, формируется устойчивое агрессивное поведение, что
приводит к серьезным нарушениям во взаимодействиях человека с окружающими.
Может быть агрессия словесная или физическая (драка, разрушение, нанесение
повреждений себе и другим), что представляет опасность. Она выполняет защитную
функцию и может снижаться благодаря воспитанию.

И.В. Дубровина и А.Г Рузская [16] утверждают, что длительное
подавленное эмоциональное состояние дезорганизует жизнедеятельность человека.
Закрепившись, оно регулирует психическую деятельность и поведение
неблагоприятным образом: приводит к агрессии, недоверию окружающим,
отрицательным представлениям об окружающих, равнодушию. А в дальнейшем – к
формированию негативной жизненной позиции, задержке общего развития.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы