Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психологическое сопровождение адаптации детей мигрантов в начальной школе .

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 8
1.1. Адаптация мигрантов как психологическая проблема 8
1.2. Особенности адаптации детей мигрантов в начальной школе 14
1.3. Социально-психологические формы и методы адаптации детей мигрантов в школе 25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 39
2.1. Организация эмпирического исследования 39
2.2. Программа процесса адаптации детей мигрантов в начальной школе 52
2.3. Анализ результатов исследования 59
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 81

 

  

Введение:

 

На современном этапе социально-экономического развития массовые миграционные процессы затрагивают все сферы жизнедеятельности, в том числе и систему образования. Процессы миграции создают трудности как для принимающего населения, так и для мигрантов, вынужденных адаптироваться к новой культуре и условиям жизни. Особые сложности испытывают дети мигрантов, которые оказываются не только в ситуации социальной, но и психолого-педагогической адаптации. Несформированность навыков общения в новой культурной среде приводит к трудностям взаимодействия со сверстниками, а плохое владение языком в совокупности со слабой подготовкой к школе препятствует усвоению школьной программы. Наряду с этим новый для детей-мигрантов социум воспринимается ими с позиций отвергающего и дискриминирующего, что, в свою, очередь, приводит к проявлениям межгрупповой враждебности на этнической основе.
Исследования проблем миграции в контексте образовательной парадигмы актуализируют значимость поддержки и защиты личности учащихся-мигрантов, адаптации в поликультурной образовательной среде. Степень адаптационных возможностей определяется их индивидуально — личностными особенностями, готовностью к переменам, знаниям культуры принимающей стороны, условий жизни, сходством и размещением между культурами, ну и, конечно, знанием языка. Для более активного социального действия интеграции создаются языковые курсы, в учебных заведениях действуют билингвистические программы, а с учащимися-мигрантами работают многокультурные преподаватели, обладающие чувством уважения и толерантностью к мигрантам и их семьям.
Первые массовые потоки мигрантов в Россию появились в 2014 году. С тех пор их количество непрерывно увеличивается в среднем на 250 тыс. человек в год — это мигранты из Таджикистана, Казахстана, Грузии, Азербайджана, Чечни, расселившиеся буквально по всей России. Причины возникновения современных потоков в России связаны с добровольным и вынужденным переселением;местом исхода — миграцией внутри страны, миграцией из стран бывшего СССР;наличием или отсутствием у мигрантов российского гражданства; миграцией по комплексным причинам (экономическим, законодательным).
Актуальной проблемой современной системы образования в настоящее время выступает подготовка адаптированных учащихся к школьному социуму в рамках ФГОС. На начальной ступени общего образования обязательным требованием является формирование адаптационных механизмов к учебному процессу, вхождению в мир школы. В рамках ФГОС благоприятная адаптация школьников начального этапа обучения обеспечивается посредством анализа основных показателей эффективной адаптации ребенка: сохранением физического, психического и социального здоровья детей; установлением контакта с учащимися, с учителем; формированием адекватного поведения; овладением навыками учебной деятельности
Адаптация младшего школьника — наличие психологической готовности к школьному обучению; характеризуется успешностью вхождения ребенка в новую социальную группу, приспособлением к этой новой системе социальных условий, отношений, требований, режиму жизнедеятельности; вырабатыванием способностей к дальнейшему психологическому, личностному, социальному росту с сохранением физического, психического и социального здоровья; установлением контакта с учащимися, с учителем; формированием адекватного поведения; овладением навыками учебной деятельности. Коллектив учащихся поликультурен по различным признакам: национальному, возрастному, половому, физического развития, семейному воспитанию и др. Поэтому поликультурное пространство школы должно быть на направлено на сохранение традиций, открытие культурных перспектив, ориентацию на открытость в отношении новых культур, формирование способности принятия других культур, воспитание эмпатии к людям разных национальностей.
Методологическую основу исследования в совокупности составляют принципы и подходы, способствующие эффективной адаптации обучающихся: системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, и др.) [17, 41, 73]. На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, указывают исследования М.Р. Битяновой [9, 10], Л.И.Божович [11, 12], А.Л. Венгера [15], и др. Проблемы социальной и этнокультурной адаптации мигрантов исследовались отечественными и зарубежными учеными: А. Асмолова, В. Глебкина [4], Н.М. Лебедевой [40], Г.У.Солдатовой [62], Т.Г. Стефаненко [63], и др. Особое значение имеют работы в области решения проблемы школьной адаптации детей мигрантов (Е.А. Бауэр [7], О.В. Гукаленко [21], Н.И. Ковалевой [33, 34], М.А. Лобас [43], И.А. Мнацаканян [47], Э.В. Хачатуровой[68] и др.). Однако в современной психологической науке еще недостаточно исследован ряд аспектов проблемы школьной адаптации детей мигрантов, не определено содержание процесса адаптации детей мигрантов, обучающихся в начальной школе; не обозначены показатели успешности школьной адаптации; не разработаны модель психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей мигрантов.
В современном образовании имеют место противоречия между потребностью детей мигрантов в успешной школьной адаптации в новых для них условиях поликультурного общества и необходимостью разработки форм, средств и методов школьной адаптации детей мигрантов.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в необходимости выявления особенностей школьной адаптации на уровне начального общего образования у детей из семей мигрантов для разработки системы психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса в общеобразовательных учреждениях.
Объект исследования: школьная адаптация детей мигрантов.
Предмет исследования: психологическое сопровождение школьной адаптации детей мигрантов.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать структурно-функциональную модель психолого-педагогического сопровождения адаптации детей мигрантов к обучению в начальной школе.
Гипотеза исследования. Адаптация детей мигрантов в начальной школе будет успешной, если психолого-педагогическое сопровождение школьной адаптации детей мигрантов обеспечит:

— организованную совместную деятельность (игровую, учебную, трудовую) детей мигрантов и детей принимающей стороны;
— благоприятный психологический климат в учебной группе;
— выстраивание толерантных взаимоотношений между учениками, основанных на знаниях о культурном многообразии, принятии иных культур и готовности к взаимодействию с представителями различных культур.
— будут созданы эффективные социально-педагогические условия, способные обеспечить снятие тревожности у первоклассников, повысить самооценку учащихся, оптимизировать психологический климат класса, школьную мотивацию и личностное развитие каждого ребенка в соответствии с мотивационным, эмоциональным и поведенческими компонентами адаптации;
Задачи.
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы конкретизировать понятие «адаптации мигрантов».
2. Рассмотреть особенности адаптации детей мигрантов в начальной школе.
3. Определить социально-психологические формы и методы адаптации детей мигрантов в школе.
4. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей мигрантов к школе и дать анализ ее эффективности.
5. Оценить результативность экспериментальной работы по психолого-педагогическому сопровождению адаптации детей мигрантов к обучению в начальной школе.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы, синтез, обобщение); эмпирические (наблюдение, тестирование); методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Теоретическая значимость. Концептуально обосновано содержание понятия «школьная адаптация детей мигрантов»; приведены доказательства того, что школьная адаптация детей мигрантов представляет собой сложный интегративный процесс вхождения ребенка в новую этнокультурную и образовательную среду, результатом которого становится адаптированность к школьному обучению.
Практическая значимость определяется тем, что позволяет педагогам начального образования и школьным психологам пополнить свой методологический арсенал, расширить свои познания в вопросе адаптации к школе детей мигрантов младшего школьного возраста. Разработана модель психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей мигрантов в условиях общеобразовательной школы. Результаты исследования могут быть использованы в работе школьной психологической службы для организации психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей мигрантов на этапе начального образования; для профилактики этнопсихологических проблем; развитию педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах школьной адаптации детей мигрантов.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Работа снабжена таблицами, диаграммами.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследование проблемы школьной адаптации детей мигрантов способствует решению научных задач по созданию теоретической базы для интеграции детей мигрантов в образовательную среду и определению психолого-педагогических условий, оптимизирующих процесс школьной адаптации.
Актуальной проблемой современной системы образования в настоящее время выступает подготовка адаптированных учащихся к школьному социуму в рамках ФГОС НОО. Социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, а соотношение выделенных компонентов, определяющих характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида и от возможностей их достижения в социальной среде.
В целях эффективной социальной адаптации младших школьников в контексте современного ФГОС осуществлена разработка программы психологического сопровождения по формированию социальной адаптации школьников — мигрантов, предполагающей наличие следующих этапов: информационно-ориентировочный этап; диагностический этап; организационный этап; этап мониторинговой диагностики; контрольно-рефлексивный этап. Каждое занятие содержало определенные этапы: приветствие, разминку, основную и заключительную часть, представленные развивающими, обучающими и релаксирующими элементами.
Планируемые результаты работы представлены в календарно-тематическом планировании, в котором определены предметные, метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД) и личностные ожидаемые результаты. Программа включала 13 тренинговых занятий, реализованных на организационном этапе и направленных на выработку познавательных интересов, общих учебных знаний, коммуникативных навыков и т.д. Ценностные ориентиры формирования УУД определяются ФГОС на основе выработки представлений о портрете младшего школьника.
В качестве предполагаемого результата практической деятельности выступало повышение уровня адаптации детей-мигрантов и снижение дезадаптированности, положительная динамика исследуемых параметров.
На основании полученных результатов по всем методикам произошли значительные изменения: дети мигранты приобрели сформированную позицию школьников, адаптировались к школьной жизни, приобрели более осмысленную учебную мотивацию, переосмыслили взаимоотношения в классе и взгляд на психологический климат класса. Дети характеризуются отзывчивостью, состраданием, сопереживанием к детям других национальностей, что говорит о стремлении детей к бесконфликтному взаимодействию с детьми других этносов и их способностях реализовывать себя в этническом взаимодействии.
В качестве педагогических условий выделены следующие: преобразование традиционной классно-урочной системы в систему личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса; достижение педагогом соответствия характера педагогического воздействия субъективным особенностям личности младшего школьника; опора учебно-воспитательного воздействия на «зону ближайшего развития» ребенка при формировании мотивации достижения успеха; формирование самооценки школьников; внедрение игр в процесс учебной работы с детьми.
Полученные результаты позволяют утверждать о том, что гипотеза исследования доказана. Данное исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение проблемы психологического сопровождения адаптации детей мигрантов в условиях начальной школы. В исследовании предложен один из возможных способов организации оптимального образовательного пространства. Дальнейший научный поиск может быть направлен на расширение возрастных границ выборки, на расширение круга методических инструментов психологического сопровождения с учетом интегративного подхода.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Адаптация мигрантов как психологическая проблема

Содержание термина «мигрант» многозначно.Так, в большом энциклопедическом словаре «миграция» (от лат. migratio) определяется как переселение, перемещение, странствие. Для более полного рассмотрения данного феномена следует исходить из принципа междисциплинарного подхода. Различными аспектами изучения научной категории «дети-мигранты» занимаются юриспруденция, демография, социология, психология, социальная педагогика, медицина.
Миграция, представляя собой сложный процесс, затрагивающий различные стороны социально-экономической, общественно-политической, этнической, социально-психологической жизни мигрирующих групп населения, имеет определенные правовые границы.
Сущность понятия миграция в различных областях научного знания и то социальное значение, которое миграция приобрела на современном этапе развития общественной жизни людей, обусловило и возникновение устойчивого интереса к науке и её изучению. Рассматривая исторически сложившиеся виды миграционных процессов, следует отметить, что в пространственном отношении миграционные перемещения людей распределяются между двумя полюсами: полюсом вы¬бытия и полюсом прибытия; по обстоятельствам выезда и въезда миграции распадаются на добровольные и недобровольные.
Тем не менее, по своей этимологии термины «мигранты», «вынужденные переселенцы», «беженцы», «внутри перемещенные лица» близки и означают лиц, которые недобровольно сменили (временно или насовсем) место своего жительства. Однако в международном праве и юридических системах ряда государств понимание этих определений по социальному и юри¬дическому статусу различно. Согласно международному праву, понятие «бе¬женец» имеет конкретное значение. Как зафиксировано в Конвенции ООН о статусе беженцев (принята в 1951 г.) и Протоколе к ней (принятом в 1967 г.), термин «беженец» относится к лицу, которое «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или поли-тических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежно-сти и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользовать-ся защитой вследствие таких опасений».
Миграция населения – это «любое территориальное перемещение населения», которое основано на пересечении административно-территориальных внешних и внутренних границ, имеющее целью смену постоянного места жительства либо временного пребывания на территории другой страны для того, чтобы осуществлять трудовую деятельность либо с целью учебы, вне зависимости от факторов, оказывающих доминирующее значение — «притягивающих или выталкивающих» [64].Миграция, представляя собой процесс, неизменно представлена таким компонентом, как адаптация, которая предусматривает организацию активной деятельности, направленной на трансформацию собственных стереотипов, личностных установок, поведения в соответствии с новыми стимулами, детерминированными условиями постоянно меняющейся среды. Поэтому для того, чтобы понять социально-психологическую сущность миграции, необходимо подробнее остановиться на феномене адаптации.
Проблема адаптации личности к чужой культурной среде в последние годы приобретает особую актуальность, что обусловлено ростом миграции в иную культурную среду различных социальных групп. Процесс социально-психологической адаптации необходимо рассматривать на стыке индивидуализации и социализации индивида, взаимодействие данных составляющих представляет индивидуальную обобщенную систему взглядов на собственную жизнь. В данном контексте адаптация представлена социализацией личности. Показателями эффективной адаптации служат положительные оценки личностью собственных субъективных возможностей, активности, ценностным ориентациям, находящимся во взаимозависимости от социально-психологической адаптации.Стратегии адаптивного поведения мигрантов классифицируются в зависимости от степени включенности (активность и пассивность) в жизнедеятельность принимающего общества, а также типа миграции.
В качестве особенностей социально-политического развития в условиях современности служит увеличение потока мигрантов, и, в связи с этим, расширение сферы межэтнических контактов, что часто приводит к развитию межэтнических конфликтов, мигрантофобии. Среди проблем включенности мигрантов в культурную среду принимающего населения среди приоритетных можно выделить такие, как трудности взаимодействия с населением, материально-бытовые сложности, проблемы профессионального самоопределения; развитие негативных эмоциональных состояний (стрессов, тревожности. агрессии), проблемы девиантного поведения, обусловленные различными ценностями и нормами поведения. В совокупности все эти проблемы приводят к трудностям адаптации мигрантов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы