Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психологическое консультирование родителей дошкольников с признаками гиперактивности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИЗНАКАМИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ 6
1.1. Подходы к анализу причин возникновения гиперактивности в психолого-педагогических и медицинских исследованиях 6
1.2. Понятие, виды и формы психологического консультирования 14
1.3. Содержание и методы консультационной работы с родителями дошкольников с признаками гиперактивности 26
Выводы по 1 главе 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОБЛЕМАМ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 40
2.1. Описание и результаты констатирующего этапа 40
2.2. Программа психологической помощи родителям дошкольников с признаками гиперактивности 51
2.3. Результаты и интерпретация контрольного этапа исследования 56
Выводы по 2 главе 63
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения 74

 

  

Введение:

 

В последнее время всё больше начинают уделять внимание проблеме детей с синдромом гиперактивности. Об это свидетельствуют постоянно растущее количество публикаций на эту тему. Причиной этому явлению является катастрофический рост числа детей активных и гиперактивных детей. В области медицины, психологии и педагогики синдром гиперактивности является объектом исследований.
Необходимость разработки, усовершенствования диагностических методов выявления таких детей – основные задачи для учёных и практиков. Появилась важность в изучении основных сведений о проявлении, причине, признаках данного расстройства; в практике и внедрении психокоррекционной работы в образовательные и воспитательные процессы; в просвещении родителей и педагогов в вопросах оказания помощи и поддержки ребёнку, у которого существуют проблемы в поведении.
В современное время существует противоречие между значимостью психокоррекционной работы и психодиагностической работы с детьми, которые страдают синдромом гиперактивности, и недостаточной разработанностью теории и практики данной проблемы в практической деятельности педагога-психолога.
Однако, как бы ни была названа проблема, она существует и её нужно решать. Число детей с синдромом гиперактивности растет, родители всё чаще не осознают своей роли помощи ребёнку, педагоги не знают методов и приёмов работы с такой категорией детей.
За рубежом, а теперь и в России, педагоги и психологи всё часто обращаются именно к этой проблеме. Это связано с тем, что данное расстройство диагностируется у 5-10% детей, и число это постоянно увеличивается.
Несмотря на интерес специалистов к синдрому дефицита внимания с гиперактивностью в детской практической психологии, существующие методы работы с детьми младшего школьного возраста имеют недостаточно комплексный характер. Современные направления развивающей и коррекционной работы (Семенович А.В., 2002; Пылаева Н.М., Ахутина Т.В., 1997; Обухов Я.Л., 1998; Семаго Н.Я., 2000; Сиротюк А.Л., 2002) опираются на принцип замещающего развития. Требуются программы, рассматривающие мультиморбидность проблем развития ребенка с СДВГ в комплексе с проблемами в семье, коллективе сверстников и сопровождающих развитие ребенка взрослых, основанные на мультимодальном подходе.
Учеными многих направлений подчеркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребенка с признаками гиперактивности, формирования его внутренней жизни являются окружающие его близкие люди, прежде всего родители, и этот процесс не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни. Дети, с первых дней жизни растущие в атмосфере семейной любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение отношений родителей к ребенку ведет к формированию различных психологических проблем и развитию большого количества комплексов, что влечет за собой большое число трудностей в реализации личностного формирования.
Выявлено, таким образом, противоречие между особой и значимой ролью родителей в психическом и социальном развитии ребенка с признаками гиперактивности и усугублением нарушений в родительском отношении к ребенку с признаками гиперактивности, что особенно негативно сказывается на его развитии. Актуальным в таком случае становится поиск психологических средств изменения отношения родителей к ребенку с признаками гиперактивности. Мы предполагаем, что коррекционным потенциалом в этой связи обладает такой тип психологической помощи, как групповое психологическое консультирование.
Цель исследования заключается в разработке и апробации программы психологического консультирования как средства изменения отношения родителей к ребенку с признаками гиперактивности.
Объект исследования: является семья ребёнка с гиперактивностью.
Предмет исследования: программа консультативных встреч как средство изменения отношения родителей к ребенку с признаками гиперактивности.
Гипотеза: мы предположили, что психологическое консультированное положительно повлияет на изменение отношения родителей к ребенку с признаками гиперактивности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблематике.
2. Выявить особенности проведения психологического консультирования родителей детей с признаками гиперактивности.
3. Подобрать диагностический комплекс для изучения особенностей детско-родительских отношений в семьях с ребенком с признаками гиперактивности.
4. Описать психологическое консультирование как форму работы с родителями, воспитывающими детей с признаками гиперактивности.
5. Разработать и провести программу консультативных встреч.
6. Обобщить результаты исследования.
В ходе работы были использованы следующие методы: анализ литературы, анализ законодательной и нормативной базы, анкетирование, тестирование.
Работа состоит из двух глав, введения и заключения, список литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время гиперактивное поведение очень распространено среди детей младшего школьного возраста. Гиперактивное поведение – это специфические нарушения поведения, характеризующиеся повышенной двигательной активностью, нарушением внимания и импульсивностью. Такие дети плохо переносят ситуации, где требуется ограничение движений, мыслей, они начинают метаться, перескакивая в своем внимании с одного объекта на другой. В ходе работы нами были определены основные особенности проявления гиперактивного поведения детей. У таких детей часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, дети встают со своего места в группе во время уроков, находятся в постоянном движении, обычно не могут спокойно играть. Они крутятся и вертятся, проявляя бесцельную двигательную активность. Такие дети болтливы, часто отвечают на вопросы, не задумываясь и не выслушав их до конца.
Особое значение в развитии ребенка с признаками гиперактивности имеет отношение родителей к данному ребенку. Родительское отношение имеет многофакторную зависимость, которая и определяет тот или иной тип родительского отношения. Р.В. Овчарова выделяет эффективный (оптимальный) тип родительского отношения, который способствует гармонизации детскородительских отношений и неэффективный (нарушенный) тип родительского отношения. В последнее время очень часто встречаются нарушения детско-родительских отношений, особенно характерные для тех, кто воспитывает ребенка с признаками гиперактивности, поэтому возникла необходимость в изучении детско-родительских отношений, с последующим развитием и гармонизацией детско-родительских отношений в семье.
В качестве потенциального средства по коррекции детско-родительских отношения у родителей, воспитывающих детей с признаками гиперактивности, может выступать психологическое консультирование, определяемое как форма оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного изучения проблем, беспокоящих клиентов, а также изучения самих клиентов, и их взаимоотношений с окружающими людьми. В данном случае психологическое консультирование может быть как индивидуальным, так и групповым. В контексте психологического консультирования появляется возможность коррекции мотивационного, когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов материнского отношения к ребенку.
На основе анализа различных моделей психологического консультирования мы определили возможные этапы психологического консультирования родителей, воспитывающих детей с признаками гиперактивности (начало беседы с клиентом, установление контакта; сбор информации; психокоррекционное воздействие; выработка альтернативных решений; обобщение), и их содержание, отметив впрочем их условность: каждая консультативная ситуация имеет свои неповторимые особенности, обуславливающие различия в содержании и длительности этапов психологического консультирования в различных ситуациях.
После проведения констатирующего эксперимента нами была выявлена проблема эмоционального отвержения, эмоционального непринятия ребенка – родители достаточно часто испытывает негативные эмоции в отношении ребенка с признаками гиперактивности, считают ребенка неудачником, не верят в его будущее, низко оценивают его способности и нередко третирует ребенка. А также проблема требовательных, строгих, даже авторитарных, при этом последовательных родителей в применении различных мер воспитания к ребенку. Выявлены также и матери, которые не демонстрируют никакого контроля над действиями ребенка.
Полученные результаты легли в основу формирующего эксперимента, направленного на изменение отношения родителей к ребенку с признаками гиперактивности. При реализации разработанной программы, нами предполагается повышение уровня компетентности в вопросах эмоционального благополучия и возможность снижение степени негативного проявления паттернов родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с признаками гиперактивности, а также повышение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с признаками гиперактивности.
Проведя наше исследование, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза — мы предположили, что психологическое консультированное положительно повлияет на изменение отношения родителей к ребенку с признаками гиперактивности. Выдвинутая гипотеза подтверждена, цель данного исследования была достигнута.
Практическое значение исследования состоит в разработке программы психологического консультирования, направленной на изменение отношения родителей к ребенку с признаками гиперактивности. Существенной практической значимостью характеризуются также разработанные методы к построению и планированию процесса группового консультирования в определении алгоритма его использования в описанных целях.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования родителей дошкольников с признаками гиперактивности

1.1. Подходы к анализу причин возникновения гиперактивности в психолого-педагогических и медицинских исследованиях
Термин «гиперактивный» произошел от слияния двух корней: «гипер» — (от греч. нyper — над, сверху) и «активный», означающий «действенный, деятельный». Гиперакти́вностью является состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной. Гиперактивность характеризуется как признак неуравновешенности нервной системы [18].
Основными показателями гиперактивности в поведении ребенка являются признаки:
— общей чрезмерной высокой активности по сравнению с другими детьми того же возраста и интеллектуального развития;
— чрезмерной нетерпеливости, особенно в ситуации, где требуется относительное спокойствие;
— часто наблюдаемые беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребёнок постоянно крутится, вертится;
— частые вскакивания со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
— частые проявления бесцельной двигательной активности: беготня, прыжки вокруг, ребенок карабкается, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо;
— шумность в играх и неспособность тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге;
— излишней двигательной активности: ребёнок часто находится в постоянном движении.
— частые проявления чрезмерной шумливости и болтливости [18].
Американское исследование 2016 года (Гарвардское исследование), включившее немногим более 3 тысяч человек, позволило его авторам рассчитать ожидаемую распространённость синдрома гиперактивности в 4,4 % во взрослой популяции (диагноз по критериям DSM-IV). Более высокая распространённость синдрома гиперактивности выявлялась, если обследуемый являлся мужчиной, этническим европейцем, безработным и женатым в прошлом. В несколько более раннем исследовании (тоже в США, 966 взрослых обследованных) распространённость синдрома гиперактивности среди взрослых была установлена в 2,9 % для синдрома гиперактивности в узком понимании (Narrow ADHD, установлен по критериям DSM-IV) и 16,4 % для синдрома гиперактивности в расширенном толковании (диагноз ставился с учётом ряда дополнительных, подпороговых критериев) [29]. С возрастом распространённость синдрома гиперактивности у взрослых снижается.
Распространённость синдрома гиперактивности у взрослых существенно зависит от наличия сопутствующих психологических проблем и заболеваний: по данным мексиканского исследования 2015 года наличие СДВГ было установлено у 5,37 % обследуемых из общей популяции (обследовано 149 человек) и у 16,8 % амбулаторных пациентов психиатров с непсихотическими психиатрическими заболеваниями (обследован 161 человек). Особенно примечательно, что среди психиатрических пациентов половые различия в распространённости синдрома гиперактивности оказались «перевёрнутыми» по отношению к синдрому гиперактивности в общей популяции и среди детей: синдрома гиперактивности был установлен у 21,6 % пациенток-женщин и только у 8,5 % пациентов-мужчин [28].
Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и/или концентрировать внимание. Установлено, что от 3 до 5 процентов или почти 2 миллиона детей страдают СДВГ в Соединенных Штатах. Это значит, что в классе, состоящем из 25-30 детей, скорее всего хотя бы у одного будет СДВГ.
СДВГ был впервые описан доктором Генрихом Хоффманом (Heinrich Hoffman) в 1845 году. Врач, автор книг по медицине и психиатрии, доктор Хоффман был к тому же поэтом. Он начал писать детские стихи, когда не смог найти подходящую книгу для чтения своему трехлетнему сыну. Результатом этого стал иллюстрированный томик стихотворений о детях и их характерных чертах. В «The Story of Fidgety Philip» («История неугомонного Филиппа») точно описывался маленький мальчик с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. И только в 1902 году сэр Джордж Ф. Стилл (George F. Still) опубликовал серию лекций для the Royal College of Physicians в Англии, в которых описывалась группа импульсивных детей с значительными бихевиоральными проблемами, связанными с генетической дисфункцией, а не с плохим воспитанием ребенка – детей, которым сегодня ставят диагноз СДВГ. С тех пор несколько тысяч научных статей, посвященных этому расстройству, были опубликованы, обеспечивая нас информацией о его природе, течении, причинах, трудностях, связанных с ним, и методах его лечения. Ребенка с СДВГ ждут впереди трудные, но не непреодолимые задачи. Для того чтобы потенциал таких детей полностью реализовался, им нужны помощь, руководство и понимание родителей, школьных консультантов и системы народного образования. Эта статья предлагает информацию по СДВГ и его лечению, включая исследования препаратов и влияние на поведение, а также полезные источники по воспитательным методам [23].
Так как СДВГ обычно остается и во взрослом возрасте, то данная статья содержит раздел по диагностике и лечению СДВГ у взрослых.
Основными симптомами СДВГ являются дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность. Эти признаки появляются в очень раннем возрасте. Так как многие здоровые дети тоже имеют такие симптомы, но выраженные в меньшей степени, или вызванные другим расстройством, для ребенка важно тщательное обследование и соответствующий диагноз, поставленный высококвалифицированным специалистом.
Можно найти в литературе совершенно разные и противоречивые мнения о причинах проявлений у детей гиперактивности. Наиболее распространенными являются предположения о генетической предрасположенности (наследственность); биологические подходы, определяющие родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности; социально-психологические подходы, раскрывающие проблемы алкоголизма родителей, микроклимата в семье, условий проживания, неправильную линию воспитания.
Нами проанализированы различные теории, позволившие выделить причины возникновения гиперактивности у ребенка. Некоторые исследования показали, что основная причина возникновения гиперактивности у детей является определенная патология и осложнения во время беременности матери ребенка, в частности органическое повреждение головного мозга, чаще всего возникающее из-за кислородного голодания (внутриутробная гипоксия). Поэтому очень важно, чтобы беременность протекала нормально, без осложнений и патологий. Женщина должна соблюдать все требования и рекомендации врачей. Будущая мать должна много времени гулять, проводить время на свежем воздухе, так как у беременных возрастает потребность в кислороде на 25-30 %, за счет того, что плод забирает его из крови матери [25].
Важно полностью отказаться от курения и алкоголя, так как никотин, попадая в кровь матери, лишает плод кислорода и питания и негативно сказывается на нервных клетках, а алкоголь может нанести непоправимый вред клеткам головного мозга. Так же следует с большой осторожностью отнестись к приему лекарственных препаратов — принимать строго по предписанию врача [63].
Будущая мама должна правильно питаться. Во время беременности очень опасны травмы живота, но важны не только физические травмы, но и психологические травмы, различные стрессы. Ребенок для матери должен быть желанным, неудачные попытки прерывания беременности, нежелание заводить ребенка, могут негативно повлиять на беременность и как следствие на развитие плода.
В младенчестве гиперактивность проявляется в виде чрезмерной раздражительности, нарушениях сна и питания, частого плача. В возрасте 3-5 лет ребенок становится заметно невнимательным, рассеянным, неусидчивым, чрезмерно подвижным, ему трудно концентрироваться и запоминать новую информацию. В старшем детском возрасте это может привести к тяжелым последствиям. Поэтому так важно найти особенный подход к таким детям не только в семье, но и в детском саду.
Гиперактивный ребенок не «не хочет» остановиться, а не может, потому что он другой. На таких детей не действуют просьбы, беседы, уговоры, разговоры и так далее. Такие дети часто практически безостановочно бесцельно двигаются, бегают, прыгают, они не способны сосредоточить свое внимание на чем-то, даже на том, что интересно большинству других детей.
Гиперактивность сопровождается импульсивностью, часто невнимательностью (синдром дефицита внимания). Гиперактивный ребенок не может сосредотачивать свое внимание на чем-либо, он не вслушивается, складывается впечатление, что он игнорирует речь и слова окружающих, часто не доводит начатое дело до конца, в силу того, что ему сложно усвоить правила, инструкции. У таких детей не работает механизм самоконтроля, и обычные методы тут бесполезны [70].
Первый важный момент в общении с гиперактивными детьми – это понимание того, что ребенок неосознанно выполняет некоторые действия, он ненамеренно «плохо себя ведет», а сам страдает от своей чрезмерной энергичности. Поэтому терпение – залог успеха, взрослым необходимо оставаться максимально спокойными и нераздражительными. Часто такие дети получают много негатива со стороны сверстников и, в особенности, взрослых, что приводит к замкнутости в себе, отчужденности и агрессии. Важно дать ребенку почувствовать поддержку, веру в него, научить его настраивать взаимоотношения с собой и окружающим миром.
Несмотря на выше перечисленное, гиперактивные дети интеллектуально развиты, о чем говорят результаты многочисленных тестирований, основная проблема таких детей — им необычайно сложно сосредоточиться, организовать собственную работу [27].
Гиперактивным детям весьма свойственна импульсивность, ребенок постоянно что-то делает, не подумав, отвечает на задаваемые вопросы невпопад, перебивает окружающих. Во время игр со сверстниками не следует правилам, из-за чего с участниками возникают конфликтные ситуации.
Гиперактивный ребенок с нарушением внимания не может довести выполнение задания до конца, он несобран, не может сосредоточиться на неоднократно повторяющейся деятельности, не приносящей сиюминутного удовлетворения, часто переключается с одного занятия на другое [31].
Гиперактивность значительно уменьшается или вовсе исчезает к подростковому возрасту, но импульсивность и нарушения функции внимания, как правило, сохраняются до взрослого возраста.
Гиперактивность у ребенка так может возникнуть в первые годы жизни по различным причинам. Мозг растущего человечка активно формируется на протяжении первых 12 лет его жизни, именно поэтому в этот период он более уязвим. Сильное влияние на него могут оказать физические травмы, поэтому важно сразу же обратиться к врачу, даже если на первый взгляд травма несерьезная. Отрицательное воздействие на мозг так же могут оказать некоторые заболевания и прием ряда сильнодействующих препаратов. Огромное значение в формировании мозга ребенка имеет окружение, в первую очередь его семья [56].
Существует еще одна теория, заслуживающая внимания — неправильное питание развивающегося детского организма может стать причиной гиперактивности. Это неудивительно, если учитывать что все продукты питания, употребляемые современным ребенком содержат консерванты, красители, ароматизаторы, искусственные красители, наполнители. Вся эта вещества способствуют химическому дисбалансу головного мозга.
Многочисленные исследования показали, что большинство гиперактивных детей страдают от дефицита витаминов и микроэлементов.
Окружающая среда тоже имеет значение в развитии мозга ребенка.
Плохая экология так же способствует развитию гиперактивности. По многочисленным исследованиям в организме гиперактивных детей содержится большое количество свинца и алюминия. Отравление свинцом приводит к таким серьезным последствиям, как нарушение работы нервной системы, разрушает память, тормозит восприятие, влияет на адекватность поведения и так далее.
Конечно экологическая ситуация отдельно не может способствовать появлению гиперактивности, но если она уже имеется, способствует прогрессированию заболевания, лечить ее будет тяжелее.
Серьезные проблемы начинаются, когда такой ребенок попадает в детский сад. Ребенок попадает в коллектив, живущий и подчиняющийся определенному распорядку дня и правилам.
Ребенку тяжело адаптироваться к растущим психическим и физическим нагрузкам, ребенку трудно на чем-то сосредоточиться, он не в состоянии воспринять даже короткий рассказ, обучение проходит крайне тяжело, он мешает заниматься другим детям. Педагоги жалуются, что ребенок ничего не слушает, не хочет ничего делать, отвлекает других детей, вследствие чего сильно отстает от своих сверстников. И все это происходит на фоне его постоянной двигательной активности, ребенок ни на минуту не прекращает двигаться, суетиться [60].
Из-за его неадекватного активного поведения у окружающих начинает формироваться негативное отношение к нему, ребенка часто ругают, наказывают, дети смеются над ним. Все это приводит к занижению своей самооценки, у ребенка начинают формироваться комплексы, что он не такой как другие дети, все его не любят и т.д.
Часто ребенок становится вспыльчивым, неуравновешенным и даже агрессивным. Агрессивное поведение гиперактивного ребенка становится бедой для всего коллектива детского сада, он постоянно бьет других детей, кусает, толкает детей, кидается предметами, что становится очень серьезной проблемой, как со стороны побитых детей и воспитателей, так со стороны родителей гиперактивного ребенка — между ними назревает конфликт, разгораются нешуточные страсти, родители начинают жаловаться сначала руководству детского сада, затем в вышестоящие инстанции, писать заявления с просьбой отчислить «виновника». А между тем конфликта могло бы и не быть. Суть проблемы часто состоит в том, что родители часто не видят «проблемы» или недооценивают ее масштабы и последствия. Родители могут считать, что ребенок просто чрезмерно активен и подвижен, педагоги — что избалован, педагогически запущен [26].
Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается: математикой, физкультурой или проводит свободное время. На занятиях физкультурой, например, он в один миг успевает начертить мелом полосу для бросков мяча, построить группу и стать впереди всех для выполнения задания. Однако результативность подобной «брызжущей» активности не всегда имеет высокое качество, а многое начатое просто не доводится до конца.
Внешне создается впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, побочных, ненужных и даже каких — то навязчивых движений.
Дефицит внимания, контроля и самоконтроля подтверждается и другими особенностями поведения: перескакиванием с одного дела на другое, недостаточно четкой пространственной координацией движений (заезжает за контуры рисунка, задевает при ходьбе за углы). Тело ребенка как бы не «вписывается» в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей «живая» мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, «выпадают» из деятельности и из всей ситуации, то есть «уходят» из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее «возвращаются».
Однако вышеописанные особенности поведения все же не дают полной характеристики этого типа детей, хотя и лежат на поверхности в виде повышенной двигательной активности и недостаточно сформированных действий самоконтроля. Может быть, не столь ярко выступающими, но имеющими чрезвычайно важное значение и для понимания природы гиперактивного поведения детей, и для коррекции отдельных ее проявлений являются разнообразные симптомы и нарушения эмоциональной сферы [23].
Во — первых, дети этого типа часто или возбудимы, или внутренне напряжены. Для них характерны смена настроений, переживание, чувства страха, проявления тревожности, негативизма.
Во — вторых, обследования подтверждают, что эти дети бедны эмоциональными ощущениями: у них не выразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения; неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям.
В — третьих, чему следует уделить особое внимание, подобная картина эмоционального поведения дошкольника может быть существенно дополнена изучением эмоциональной взаимосвязи между ребенком и близким взрослым, в первую очередь между ребенком и матерью.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы