Юридическая психология Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психологические особенности самопрезентации студентов в интернет-пространстве.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ 6
1.1 Общая характеристика студенческого возраста 6
1.2 Основные направления и проблематика исследований самопрезентации 16
1.3 Анализ основных характеристик самопрезентации студентов в интернет-среде 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ 36
2.1 Цели и методики исследования самопрезентации студентов в интернет-пространстве 36
2.2 Ход эксперимента и анализ полученных результатов 42
2.3 Выводы и рекомендации по результатам исследования самопрезентации студентов 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………………73

  

Введение:

 

В современных условиях развития российского общества проблема социальной потребности в психологически зрелых, успешных и хорошо образованных людях занимает довольно важное положение.
За последние годы произошла огромная трансформация социальных институтов и общественных отношений. При этом существенно важным представляется переход экономики на рыночную модель, что в свою очередь оказывает влияние на формирование качественно нового поколения, меняет ценности и мотивы, установки и стереотипы, а также и саму поведенческую модель молодежи. Серьезные изменения в последние десятилетия наблюдаются и в стиле жизни современного студенчества.
В глобальном смысле, студенчество представляет своего рода авангард социума, потенциал которого значительно влияет на состояние и развитие страны. При этом и спектр общественных ролей студентов за последние годы довольно многогранно обогатился и изменился.
Различным органам государственной власти и образовательным учреждениям, которые взаимодействуют со студенческой молодежью, надо четко и структурированно представлять современное состояние студенчества, отслеживать динамику развития и изменения его социально-психологического портрета. Стоит абсолютно практическая насущная потребность общества знать и понимать потребности современных студентов, их систему морально-нравственных ценностей, жизненные планы и уровень удовлетворенности, основные проблемы и сложности, с которыми они сталкиваются.
Последние десятилетия ознаменовались тотальным распространением интернета как в профессиональной, так и в повседневной жизни современного человечества. Именно через интернет совершаются покупки, происходит общение, а также черпается различного рода информация о всех аспектах жизни и окружающей действительности. Как справедливо замечают современные исследователи, нет такого аспекта в жизни, который не затронул бы интернет. Все это в итоге привело к тому, что для современного социума стала довольно актуальной проблема использования интернета и представленности в нем различных слоев населения. При этом именно психологические особенности самопрезентации студентов в интернет-пространстве занимают особенно важное значение.
Таким образом, вышеуказанные положения определяют актуальность и практическую значимость настоящего исследования.
Цель работы – анализ психологических особенностей самопрезентации современных студентов в интернет-пространстве.
Объект исследования – студенты в период своего обучения в ВУЗе.
Предмет исследования – характерные особенности самопрезентации личности студентов в интернете.
Поставленная цель определила постановку и конкретизацию следующих задач:
1. Дать общую характеристику студенческого возраста.
2. Проанализировать основные направления и проблематику исследований самопрезентации в интернет-среде в современной науке.
3. Осуществить экспериментальное исследование динамики самопрезентации студентов в интернет-пространстве и сформулировать практические рекомендации по результатам исследования.
Гипотеза исследования состоит в том, что в интернет-пространстве особенности самопрезентации современных студентов имеют свою гендерную специфику у юношей и девушек.
Теоретическая новизна исследования заключается в том, что в современной научной литературе в существенной мере описаны вопросы самоотношения личности, но до конца еще не определены характерные особенности динамики самопрезентации студентов в интернет-пространстве.
Методологическая основа исследования: Рассмотрению феномена самопрезентации и определению различных способов самопредъявления посвятили свои работы такие ученые как Р. Аркин, Э. Гоффман, Э. Джонс, М. Лири, М. Снайдер, Е.В. Зинченко, Е.П. Никитин, И.М. Богдановская, Ю.Л. Проект, Н.Е. Харламенкова, В.В. Хороших и др.
Методологической основой данного исследования также является концепция самоотношения С.Р. Пантилеева, которая представляется наиболее разработанной и эмпирически обоснованной с современной отечественной психолого-педагогической науке.
Методы исследования:
1) метод теоретического анализа;
2) метод наблюдения;
3) тестирования;
4) методы количественного и качественного анализа результатов.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности разработки и внедрения психолого-педагогической программы по формированию конструктивной самопрезентации современных студентов в интернет-пространстве.
Структура ВКР: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Самопрезентация как социально-психологический феномен напрямую связана с решением проблем эффективного межличностного взаимодействия. Выбор стратегии самопрезентации детерминируется в основном мотивационным и личностным аспектами, а выбор ее техники применяется всегда на ситуационном уровне.
К настоящему времени нет единого подхода к определению понятия «самопрезентация», однако, обобщая различные определения, можно констатировать, что самопрезентация представляет собой осознаваемое и неосознаваемое, целенаправленное и стихийное самопредъявление своего Я при взаимодействии с окружающими людьми. Вопрос самопрезентации приобретает особенное значение именно в студенческом возрасте, что связано, прежде всего, со свойственным юношам желанием самоутвердиться, выделиться, а также с тем, что в данном возрасте для человека довольно существенное значение имеет то, как его воспринимают его другие люди, как они к нему относятся.
В реальном социальном взаимодействии студент более ограничен в возможностях управления информацией о себе. Ввиду своей доступности для саморепрезентации студенты выбирают Интернет. Характерная особенность виртуальной самопрезентации – это возможность абсолютного управления впечатлением о себе.
Тем не менее, коммуникации в интернет-пространстве могут носить как позитивную, так и негативную окраску. Социальные сети могут помочь расширить круг контактов и успешно интегрироваться в группу.
Таким образом, современная интернет-среда, являясь социальной «виртуальной» средой, позволяет студенту реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным.
Основная функция интернет-пространства для студентов – это свободное общение, возможность себя показать и подружиться с кем-то интересным. Виртуальная самопрезентация может служить выражением подавленной части своей личности либо удовлетворять потребность в признании и силе. Удовлетворяя потребность в признании и силе, люди создают такую виртуальную самопрезентацию, которая соответствует их идеалу Я и замещает «плохое» реальное Я.
Эмпирическое исследование показало, что студенты с разной степенью зависимости от интернета имеют свои характерные особенности самопрезентации. Студенты группы «норма» преимущественно используют стратегии аттрактивного поведения, самопринижения, самопродвижения и вариативности поведения; реже – уклонение, самовозвышения, стремления понравиться, примерности, отслеживания впечатления; не используют силовое влияние, запугивание, демонстрацию слабости.
Студенты группы «пограничные» преимущественно используют стратегии самоопринижения, силовое влияние, самопродвижения; реже — уклонения, стремления понравиться, примерности, запугивания и демонстрации слабости; не используют самовозвышение, аттрактивное поведение, отслеживания впечатления, вариативности поведения.
Студенты группы «зависимые» преимущественно используют стратегии уклонения, самопринижения, силовое влияние, запугивания, демонстрации слабости; реже – самовозвышения и примерности; не используют аттрактивное поведение, стремления понравиться, самопродвижения, отслеживания впечатления и вариативности поведения.
Гиперболизированный интерес к какой-либо деятельности или объекту с дальнейшим формированием к ней эмоциональных отношений, подменяет нормальные межличностные отношения и, в конечном счете, способен окончательно блокировать все остальные, ранее значимые для индивида, сферы деятельности. Поэтому, для проведения психо-коррекционной работы с интернет-зависимыми лицами стоит применять в комплексе и на основе системного подхода методы как индивидуальной, так и групповой психотерапии.
Несмотря на бесспорную пользу, которую несет современному человечеству интернет, проблемы, рассмотренные в настоящем исследовании, иллюстрируют оборотную сторону формирования современных технологий, бросающих новые вызовы глобальному здоровью населения всей Земли, и свидетельствующие о необходимости их своевременного конструктивного решения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Прежде всего при анализе общей характеристики студенческого возраста следует отметить, что данный возраст представляет собой важнейший этап развития человека, который находится между подростковым возрастом и взрослостью.
Основоположником изучения юношеского возраста в психологии по заслуженному праву принадлежит зарубежному исследователю С. Холлу. Основываясь на разработанной теории рекапитуляции, этот ученый полагал, что юношеская стадия в развитии человека определенным образом соответствует эпохе романтизма в развитии человечества и воспроизводит эпоху хаоса, когда базовые природные стремления человека сталкиваются с требованиями общественной жизни и нормами поведения в социуме и окружающей среде. Именно С. Холл первым описал психологические особенности юношеского возраста [13, с. 17].
Еще один исследователь юношеского возраста — Э. Шпрангер – рассматривал данный возраст в культурно-духовном контексте; характерные особенности развития в юношеском возрасте объяснялись, исходя из внутренних закономерностей развития индивида, который несомненно включен в мир культуры и истории. Содержание юношеского возраста, по мнению этого ученого, составляет врастание индивида в культуру, в непосредственный культурно-исторический дух данной эпохи. Заслуженное признание в психологии получило его утверждение о разнотипном характере перехода юноши во взрослую жизнь [27, с. 82].
В связи с этим Э. Шпрангер выделил три типа врастания юноши во взрослую жизнь и культуру:
1) первый тип определяется резким, бурным, кризисным течением, переживается человеком как так называемое «второе рождение», в итоге которого возникает новое ощущение «Я» индивида;
2) второй тип – это плавный, медленный постепенный рост, когда юноша входит во взрослую жизнь без глубоких и серьезных сдвигов в развитии собственной личности;
3) третий тип представляет собой такой вариант развития, при котором человек юношеского возраст самостоятельно активно и сознательно развивает и воспитывает себя, преодолевая усилием воли собственные внутренние тревоги и кризисы. Данный тип врастания человека во взрослую жизнь характерен для индивидов с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.
Заслуживает внимания тот факт, что культурно-антропологические исследования М. Мид определили решающее значение культурных факторов в развитии юношей и складывании их социально-культурных интересов и морально-нравственных ценностей. Ею было выявлено, что биологическое развитие в онтогенезе выглядит как константный фактор, протекает в целом везде однотипно, но при этом в психологическом формате юноши из разных культур очень отличаются друг от друга [28, с. 116].
И. С. Кон считает, что довольно значимой инстанцией самосознания, во многом определяемой в юности, представляется самоуважение личности. Причем, это понятие довольно системно и многозначно, подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя такого как есть, и чувство собственного достоинства [12, с. 62].
К настоящему времени в психолого-педагогической науке уже многими исследователями эмпирически доказано, что в студенческом периоде в русле становления нового уровня самосознания развивается и качественно новый уровень самоотношения.
Для студенческой возрастной категории весьма характерно своеобразие целостной личностной активности, а также динамичность протекания различных психических процессов. У студентов обнаруживается на поведенческом уровне повышенная эмоциональность, стремление к различного рода самостоятельным поискам и самоутверждению в глазах значимых окружающих людей. Кроме этого следует отметить, что в студенческом возрасте часто обнаруживаются завышенные самооценки и самомнение, а также некоторая беспечность и легкомыслие.
Для студенческого возраста весьма свойственно завершение процесса роста, приводящего, в конечном результате, к расцвету организма, который создает все основания не только для особого положения молодого человека в профессиональном развитии и становлении, но и для овладения иными социальными возможностями, ролями и притязаниями.
С позиций возрастной психологии, в студенческом возрасте меняются характеристики внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и переструктурируются различные психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой уклад всей жизни.
Именно в студенческом возрасте у молодого человека формируется проблема выбора различных жизненных ценностей. Юность стремится активно сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе самому, по отношению к окружающим людям, а также к моральным ценностям и нравственным установкам. И в юношеский период молодой человек вполне уже сознательно и активно отрабатывает собственное место среди категорий добра и зла. Такие понятия как честь, достоинство, право, долг и иные характеризующие личность категории довольно остро волнуют индивида в студенческие годы и юности [27, с. 51].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы