Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психологические особенности отношения юношей и девушек к гражданскому браку

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы исследования психологических особенностей отношения юношей и девушек к гражданскому браку 6
1.1. Проблема юношей и девушек в отношении к браку в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Психологические особенности юношеского возраста 14
1.3. Особенности психологической готовности к браку юношей и девушек 22
Вывод по первой главе 35
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей отношения к браку у юношей и девушек 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Сравнительный анализ психологической готовности к браку у юношей и девушек 40
Выводы по 2 главе 61
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение 67

  

Введение:

 

Актуальность темы: По данным Федеральной службы статистики, в 2019 году в России было зарегистрировано 278 тысяч браков и более 168 тысяч разводов. Получается, что распадается 6 из 10 браков. 50-60% всех разводов приходится на молодые семьи, из которых большая часть разво-дится в первые три месяца — полтора года совместной жизни.
Семья — важный социальный институт, в нем развертывается процесс социализации человека, и любые, даже не ярко выраженные, изменения этого института свидетельствуют об изменениях в других областях челове-ческой жизни, государства, общества.
Семья играет особую роль в жизнедеятельности общества — через физическую и социокультурную смену поколений обеспечивает возмож-ность его существования. В семье создается больше общественное богат-ство — человек. Здесь она рождается и формируется как личность. Это та ячейка, с которой начинается любое государство. Нет страны без семьи, семейно-родственных отношений.
Без семьи невозможно воспроизводство населения, его социализация и, наконец, невозможно образование всех других социальных институтов. Именно уровень развития семьи вместе с характером труда обусловлива-ют общественный порядок, по которым живут люди в разных государ-ствах, в разных исторических условиях.
В то же время функционирование семьи является результатом специ-фических социальных процессов, происходящих в обществе. Итак, семья — это как бы промежуточное состояние между обществом и индивидом.
Учитывая особую значимость семьи для жизнедеятельности обще-ства, социологи уделяют много внимания ее изучению. С тех пор, когда социология семьи сформировалась как самостоятельная научная отрасль, проведено уже несколько десятков тысяч исследований относительно са-мых разных сфер семейной жизни.
Подготовка к семейной жизни — это сложный целостный процесс, по-казателем результативности которого является готовность молодых людей правильно строить свои взаимоотношения в супружеской жизни. В связи с тенденцией к резкому омоложения брака актуальной становится подготов-ка к бракосочетанию молодежи.
Анализ научной литературы и жизненная практика свидетельствуют о том, что молодожены часто испытывают трудностей, обусловленных их психологической неподготовленностью: низким уровнем психологических знаний, не сформированностью качеств семьянина, неумением решать межличностные проблемы, неспособностью проявлять эмпатию, взаимо-уважение, заботу. Все это вызывает у них недовольство, разочарование, неуверенность в себе, нежелание вместе с партнером налаживать семейные взаимоотношения, снижение мотивации брака.
Причиной разводов выступает непонимание между мужчиной и женщиной, недоверие, неискренние отношения, трудности, которые возни-кают после бракосочетания, финансовые трудности. То есть, можно утверждать, что молодые супруги не осознает трудностей супружеской жизни, перед вступлением в брак. Имеет несколько иллюзорное представ-ление о будущей жизни.
Как известно, юношеский максимализм, не всегда позволяет влюб-ленным реально взвесить будущие, уже семейные, права и обязанности. И в таком случае желательно семейная жизнь не совпадает с реальным. Что, в свою очередь, приводит к взаимному разочарованию и раздражению.
Не надо упускать тот момент, что с возрастом наши привычки, ха-рактерологические и мировоззренческие особенности, приобретают все более устойчивого характера. А юношеский возраст, а именно тем перио-дом, когда эти личностные характеристики начинают активно формиро-ваться и закрепляться. То есть, юношеский возраст является наиболее бла-гоприятным для формирования готовности к семейной жизни. Что нельзя сказать о взрослый возраст.
В юношеском возрасте, люди еще могут изменить в себе какие-то моменты, для того, чтобы построить совместную семью, однако с возрас-том это сделать все труднее. Ведь тогда человек становится менее лабиль-ной, и больше поддается силе привычек, что приводит к непониманию со своим партнером. Когда каждый отказывается поступаться своим личным пространством, и «тянет одеяло на себя».
Исследование готовности к семейной жизни, на нашу точку зрения, позволит выяснить конкретные моменты, которые вызывают больше всего вопросов и споров у будущих супругов. Что даст возможность, в какой-то мере, сократить количество разводов и улучшить общий климат в инсти-туте семьи. Именно поэтому нами была выбрана данная тема исследова-ния.
Объект — психологическая готовность к семейной жизни.
Предмет — Психологические особенности отношения юношей и деву-шек к гражданскому браку.
Цель – определить особенности психологической готовности к се-мейной жизни в юношеском возрасте.
Задачи:
1. Теоретически исследовать понятие психологической готовности и проанализировать особенности семейной жизни в юношеском возрасте.
2. Качественно проанализировать готовность юношей и девушек к семейной жизни;
3. Математико-статистически исследовать психологическую готов-ность к семейной жизни именно в юношеском возрасте;
Для решения задач исследования были использованы следующие ме-тоды:
1. Теоретико-аналитический метод (анализ, синтез, классификация, систематизация научной информации)
2. Эмпирический метод: наблюдение, устного и письменного опроса (беседа, интервью, анкетирование), тестирование (тесты Г. М. Волковой, Т. М. Трапезниковой на изучение ролевых ожиданий и притязаний в браке, В. В. Столин, Т. Л. Романовой — на исследование степени удовлетворенно-сти браком, Т. Лири — на межличностные отношения, тест-опросник на эмоциональную взаимодействие супругов и т.д.).
3.Метод статистической обработки данных.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическая го-товность к созданию и развитию семьи у студентов сформирована недоста-точно, поскольку обусловлена неадекватным воспитанием в родительской семье, влиянием взглядов сверстников на брак, низким уровнем подготов-ки к созданию семьи в школе, неполными представлениями студентов о требованиях, которые предъявляет семья.
Характеристика выборки:
Эмпирическая база исследования основывается на результатах диа-гностики группы респондентов, в которую входят влюбленные пары, юношеского возраста, готовятся создать семью. В исследовании приняло участие 50 студентов вуза возрастом от 18-25 лет.
Практическая значимость работы: полученные результаты можно использовать семейным психологам во время консультативной и терапев-тической работы с парами, которые стремятся создать семью, учитывая показатели их готовности к браку.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучение представлений современной молодежи о любви с нашей точки зрения является актуальным направлением в области современных психологических исследований.
Юношество – период расцвета креативности, когнитивных и интел-лектуальных способностей и логических подходов к решению проблемных ситуаций. Указанный возрастной период характеризуется как этап завер-шения физического, полового созревания и активного становления лично-сти, личностного и профессионального самоопределения, развития само-сознания и достижение социальной зрелости. Л.И. Божович определяет юношеский возраст как «совокупность индивидуальных процессов, свя-занных с переживанием соматических изменений, с необходимостью адап-тации к ним, овладение ими, а также с социальными реакциями на них»[3].
Готовность — не только состояние личности, но и динамическая и в то же время устойчивая характеристика будущего семьянина, полагают С.Пителин. Под психологической готовностью к браку и семье педагог, понимает интегративное качество личности, основанную на адекватном восприятии молодым человеком совокупности требований, обязанностей, социальных стандартов поведения, которыми регламентируется семейную жизнь и творческом отношении к ним [10].
В целом в позициях исследователей нашли отражение три основные идеи: психологическая готовность личности к созданию и осуществлению семейной жизни — это определенный уровень личностной зрелости; психо-логическая готовность личности к семейной жизни — это интегративное об-разование, включающее в себя много составных частей; психологическая готовность является важнейшим условием успешности решения различных проблем, которые возникают в процессе семейной жизни как деятельности.
Таким образом, анализ литературы по проблеме психологической готовности к семейной позволяет определить психологическую готовность к семейной жизни как целостное интегративное психологическое образова-ние, обеспечивающее личности успешное вхождение в семейную жизнь и ее реализацию, имеющее собственную структуру с функциональными связя-ми между компонентами.
По итогам исследования сделаны следующие выводы:
1. Психологическая готовность к созданию и развитию семьи явля-ется сложным образованием личности, единство мотивационного, когни-тивного, операционного и эмоционально-волевого ее компонентов. У мо-лодых людей, которые планируют учиться в вузах дальше, вышеупомяну-тая готовность сформирована недостаточно, поскольку обусловлена неадекватным воспитанием в родительской семье, влиянием взглядов сверстников на брак, низким уровнем подготовки к созданию семьи в шко-ле, неполными представлениями студентов о требованиях, которые предъ-являет семья.
2. Факторами, которые приводят к дисфункциональности семей яв-ляются: 1) объективные условия (материальные трудности, проблемы обу-чения и службы брачных партнеров, вмешательство в их взаимоотноше-ния родителей и т.п.); 2) субъективные условия (психологическая несовме-стимость темпераментов, характер, взглядов, интересов, увлечений и т.д.; низкая коммуникативная компетентность, способность к конструктивному решению внутри- семейных проблем; неадекватность установок, ожиданий относительно брачного партнера и т.д.).
Выделены наиболее важные показатели стабильности функциониро-вания семьи; осознанность важности стабильных отношений, чувств люб-ви, уважения, взаимопонимания, коммуникативная компетентность, спо-собность к согласованию позиций, действий, к саморегуляции поведения и психических состояний и тому подобное.
Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования психологических особенностей отношения юношей и девушек к гражданскому браку
1.1. Проблема юношей и девушек в отношении к браку в зару-бежной и отечественной психологии

В отечественной психологической науке проблемой исследования се-мьи занимались различные ученые, а именно: Эйдемиллер Е. Г., Обозов И. Н., Силяяева А.Г., Шавлов А.В., Шнейдер Л.Д. и другие. В то же время относительно зарубежной психологии, то здесь необходимо отметить определенных исследователей таких как. Сатир, Дж. Левинджер, Г.А.Левис, Г.В. Спаниер и других.
Большинство отечественных ученых отмечает (Артамонова Ю. Б., Варга А.Я., Шнейдер Л.Б.), что переход нашей страны в условия новых экономических отношений повлиял на формирование семьи, так как семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью» [5; с. 78].
Как мы видим, социально-психологические исследования современ-ной семьи позволяют определить то, что «представление семьи все больше уходит от безусловно признанных строгих функций, заданных обществом, а все более приближаются к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей» [2; с.88-94].
Анализ литературных источников [1; с. 63, 3; с. 74, 6; с. 47] показы-вает, что исследователи, работающие над изучением проблем современной семьи придают большое значение как социальному, так и психологическо-му исследованию.
Так, наиболее значительные работы в области исследования соци-ально-психологических функциональных взаимоотношений исследуемой проблемы представлены в работах. Антонова А.И., Голода С.И., Мацков-ского М.С., Харчева В.Г. и других.
В современной психологической науке, существуют ученые (Бойко В.В., Волкова А.М., Обозов Н. М.,), которые занимались изучением соци-ально-психологических характеристик семьи. В своих исследованиях эти ученые так или иначе выходили к аспекту специфики семьи, которая обу-словлена тем, что она является совокупностью разнообразных отношений: между супругами (супружеский союз), супружеское благополучие, роди-телями и детьми, между поколениями, представителями разных полов. С одной стороны, семья — явление общественное, а с другой — естественное. В силу этих обстоятельств, надо отметить, что семья – это двуединое явле-ние, в котором своеобразно отражается противоречивое единство природ-ного и социального на уровне первичной ячейки общества.
Поиск наиболее важных сфер и феноменов современной семьи может идти в направлении анализа семейных функций и семейных ролей.
В социально-психологических исследованиях современной семьи (Гозман Л.Я., Шкопоров И.Б., Ольшанский Д.В.) выделяются различные направления, а именно: психологическая совместимость — несовместимость; факторы супружеского благополучия; стиль эмоциональных отношений между любыми двумя членами; ценности семьи и другие [4; с. 41]
Психологическая совместимость-несовместимость определяется та-кими критериями, как то:
— эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привя-занности;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы