Психология и социальная педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психологические особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 8
1.1. Социально-психологическая характеристика полных и неполных семей. Сравнительный анализ семейного воспитания в условиях полной и неполной семьи 8
1.2. Возрастные этапы коммуникативного развития в период дошкольного детства 19
1.3. Особенности развития навыков коммуникации детей дошкольного возраста из полных и неполных семей 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 39
2.1. Методологические принципы исследования 39
2.2. Организация и планирование исследования 40
2.3. Характеристика выборки исследования 42
2.4. Характеристика методов и методик исследования 42
2.5. Методы математико-статистической обработки данных 48
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 49
3.1. Результаты сравнительного анализа значений показателей коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей 49
3.2. Результаты корреляционного анализа значений показателей коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей 70
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И ПСИХОЛОГАМ ПО ОПТИМИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 73
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 91

 

  

Введение:

 

Микросоциальные условия жизни, сложности социально-экономических условий, расширение диапазона стрессовых нагрузок предъявляют высокие требования к воспитательным возможностям современной семьи. Семья является первичным социальным институтом, в котором происходит формирование и развитие личности. Благоприятные условия воспитания содействуют успешной социализации ребенка, однако воспитываясь в условиях неблагополучной семьи, у ребенка происходит и неблагополучное психическое развитие.
В научной литературе, обращенной к исследованию проблем семьи, попытки систематизации типологии семейного воспитания зачастую сводятся к выделению характеристик полных и неполных семей. При этом обнаруживается недостаточная проработанность критериев для их определения, и имеющиеся классификации не всегда наглядно и информативно отражают взаимоотношения между родителями и детьми в процессе семейного воспитания.
Современное российское общество претерпело значительные изменения в политике, социальной сфере, появились новые социокультурные модели взаимодействия между членами социума. Видоизмененная социальная реальность повлекла за собой преобразования во многих социальных, институтах, в том числе и семьи. В последнее время увеличивается количество семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одним из родителей. На сегодняшний день неполные семьи — реальность, имеют тенденцию к росту, в итоге семья с одним родителем становится общественной нормой.
При ослаблении либо деформации одной из функций биологического или социального порядка формируются депривационные условия воспитания для ребенка. В неполных семьях наблюдается дефицит имеющихся воспитательных ресурсов ввиду отсутствия одного из родителей, нарушаются процессы социализации и половой идентификации. В итоге у ребенка происходит нарушение психологического развития, формируется так называемая «семейная запущенность», развиваются различные неблагоприятные эмоциональные состояния, нарушаются навыки коммуникации. В неполной ослаблена материальная поддержка несовершеннолетних членов семьи, снижена реализация репродуктивной функции, затруднена возможность организации содержательного досуга и отдыха, по причине занятости одинокого родителя, могут произойти нарушения в овладении ребенком социальными нормами и правилами. Специфические условия воспитания детей в семье с одним родителем, как благополучной, так и проблемной в воспитательном отношении, снижают потенциальные возможности детей, затрудняют процесс их развития, социализации и формирования навыков коммуникации.
Цель: изучить психологические особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Предмет исследования: коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Гипотеза исследования: предполагается, что дети, воспитывающиеся в условиях неполной семьи, менее благополучны в общении, чем дети из полных семей, что проявляется в меньшей степени эмоциональной вовлеченности в действия сверстника, невыраженности сопереживания сверстнику, слабой инициативности в общении, недостаточно сформированных навыках коммуникации, что подкрепляется неблагоприятной семейной ситуацией.
В соответствии с выдвинутой целью, объектом и предметом исследования были определены задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в полных и неполных семьях.
2. Дать общую характеристику неполной семье и провести сравнительный анализ семейного воспитания в условиях полной и неполной семьи.
3. Рассмотреть возрастные этапы коммуникативного развития в период дошкольного детства.
4. Выявить особенности развития навыков коммуникации детей дошкольного возраста из полных и неполных семей.
5. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей коммуникативного развития у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей и дать анализ полученным результатам.
6. Описать методические рекомендации педагогам и психологам по оптимизации коммуникативного развития дошкольников из неполных семей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения об этапах формирования навыков общения у детей дошкольного возраста (А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, С.Д. Смирнов, В.М. Холмогорова, и др.). В исследованиях А.Я. Варги, В.И. Гарбузова, В.И. Дружинина, А.И. Захарова, М. Земска, Г. Крайга, С.В. Ковалева, В. Сатир, А.С. Спиваковской и др. накоплен обширный научный материал по вопросам воспитания детей в семье и детско-родительских отношений.
Исследованием проблем неполных семей занимались А. Я. Варга, В. М. Целуйко, М. И. Буянова, И.Ф. Дементьева, Н. Зубарева, М.А. Костенко, Л.Г. Лунякова и др. Исследователи изучали взаимоотношения между родителями и детьми, влияние на их развитие; изучали проблемы воспитания ребенка в семьях, в том числе и неблагополучных.
Различные аспекты жизни неполной семьи, особенности развития и воспитания детей, рассматриваются в ряде работ отечественных социологов, психологов и педагогов (Е. П. Арнаутова, Т. Ю. Гущина, А. М. Демидов, В. И. Костив, Т. К. Лютова, Ю. П. Литвинене, В. А. Сысенко, В. Я. Титаренко, А. Г. Харчев, В. А. Юницкий и др.), а также в работах зарубежных авторов (Дж.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы и обобщения.
Неполная семья — это особый тип семьи, характеризующийся специфической формой институирования, нарушением внутренней структуры и деформацией супружеского и родительского аспектов семейных отношений. Неполные (монородительские) семьи, преимущественно материнские, обладают меньшим воспитательным потенциалом ввиду нарушенной внутрисемейной структуры, что сказывается на особенностях интеллектуального и психического развития детей, на становлении процесса половой идентификации, и нередко приводит к трудностям социализации и трудностям коммуникации у детей. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, не могут наблюдать за образцами поведения обоих родителей и формами взаимоотношений в семье, вследствие чего плохо осваивают психосоциальные роли, испытывают трудности в межличностном и в последующем в межполовом общении, нередко отличаются эмоциональной незрелостью. Отсутствие доступной социализирующей модели поведения приводит к трудностям коммуникации у детей со сверстниками.
Эмпирическое исследование психологических особенностей коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей показало, что дети из полных семей характеризуются большим благополучием в общении со сверстниками и взрослыми, в то время как дети из неполных семей имеют проблемные зоны коммуникативного развития, о чем свидетельствуют результаты диагностического исследования.
Дети из неполных семей в меньшей степени эмоционально вовлекаются в действия сверстников, откликаются на успех и удачу сверстников и одобрение успехов со стороны взрослого не всегда адекватно воспринимают; в большей степени ориентированы на оказание провокационной и прагматической помощи, чем безусловной; менее инициативны, предпочитают пассивные и ведомые роли, занимают позицию подчинения; имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками; недостаточно выражено сопереживание сверстнику; недостаточно сформированы навыки совместной работы и взаимопомощи в совместной деятельности; не способны в достаточной степени координировать действия друг друга и приходить к согласию, не всегда соглашаются с выбором партнера; не всегда считаются с мнением сверстника, интерес к деятельности сверстника в большей степени носит эпизодический характер; несмотря на отношение к сверстнику, как к равноправному партнеру, присутствует конфликтность во взаимоотношениях, изредка приходят на помощь сверстнику по собственной инициативе. В неполных семьях более выражено наличие чувства неполноценности детей в семейной ситуации, имеются признаки семейного неблагополучия, тревожности, конфликтности.
У детей из полных семей в большей степени носит характер одобрения и поддержки, более выражена эмоциональная вовлеченность в действия сверстников; оказывают сверстникам безусловную помощь; более адекватно воспринимают похвалу других детей; отличаются инициативой и благополучием в общении, имеют сформированные игровые навыки; пользуются большей популярностью в среде сверстников; выражено сопереживание сверстнику; имеют сформированные навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности; способны быстро прийти к согласию и договориться, умеют координировать действия друг друга и признавать за партнером выбор; стараются считаться с мнением сверстника, стараются относиться к сверстнику как к равноправному партнеру, однако иногда присутствует некоторая конфликтность в отношениях, инициативны в оказании помощи сверстнику. В полных семьях выявлена более благоприятная семейная ситуация, в меньшей степени выражены показали враждебности, конфликтности, тревожности.
Полученные результаты, опираясь на данные теоретического анализа, можно объяснить тем, что психологическая атмосфера в неполной семье часто характеризуется эмоциональной нестабильностью, неэффективным родительским отношением к ребенку, что негативно сказывается на развитии общения дошкольника с окружающими.
Наличие в группе дошкольников, воспитывающихся в неполных семьях, детей с неразвитыми дружескими взаимоотношениями, с низким уровнем сотрудничества, со слабым уровнем чувствительности к воздействиям сверстника, отсутствием инициативности в совместной деятельности, отсутствием эмоциональной включенности и адекватного сопереживания действиям сверстников, отсутствием интереса к деятельности сверстника, отсутствием помощи сверстнику, а также с признаками неблагополучия в семейной среде, доказывает необходимость проведения с детьми дальнейшей работы по коммуникативному развитию.
Анализ статистических параметров по критерию Стьюдента свидетельствует о том, что по шкалам «благоприятная семейная ситуация» и «конфликтность» обнаруживается значимость различий на уровне значимости p<0,01. Также обнаружена достоверность различий по следующим параметрам: «характер и степень проявления просоциальных форм поведения»; «инициатива в общении»; «благополучие в общении»; «оказание помощи сверстнику»; «чувство неполноценности в семейной ситуации» на уровне значимости p<0,05.
Таким образом, гипотеза частично нашла экспериментальное подтверждение.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее, и в дальнейшем планируется проведение диагностического исследования для выявления сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях. В рамках дошкольных образовательных учреждений остро возникает необходимость внедрения

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

1.1. Социально-психологическая характеристика полных и неполных семей. Сравнительный анализ семейного воспитания в условиях полной и неполной семьи

Исторически сложилось множество определений семьи Согласно определению О.А. Карабановой, семьей называется малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство [21, с. 10].
Родственные связи включают кровное родство (братья и сестры), порождение (родители — дети) и брачные отношения (супруги). Семья – это исторически сложившаяся и устоявшаяся система взаимоотношений, существующих сначала только между супругами (совместное проживание, ведение хозяйства), руководствующимися приоритетами любви, затем при последовательном видоизменении структуры отношений существующих уже между супругами и их детьми, включающих социализацию и воспитание подрастающего поколения.
Семья, по определению В.Н. Дружинина – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу [17].
Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис приводят определение, что семья — это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство [72].
По определению Харчева А.Г. и Мацковского М.С., семья – это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности [64].
«Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» [37, с. 91].
Становление личности ребенка напрямую обусловлено ее воспитательными способностями. Психологическое здоровье ребенка зависит от стиля родительского воспитания, наличия воспитательного потенциала у родителей и следование образцу взаимоотношений родителей. Семья должна обеспечивать ребенку комфортные условия для развития и критерием психического здоровья будет являться психическое равновесие, способствующее формированию адаптивных возможностей психики ребенка.
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи [50].
Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. П.Ф. Лесгафт определил условия, необходимые для того, чтобы ребенок полноценно развивался: атмосфера любви и взаимного уважения; поддержание эмоционального контакта; исключение «прибавочных раздражителей»; гармоничное развитие способностей; согласование принципов постепенности и последовательности; ограждение от негативных воздействий [31].
Особенностями семейного воспитания являются следующие составляющие: связь родителей с жизнедеятельностью ребенка; непрерывность и длительность воздействия; многократность воспитательных воздействий; непосредственность общения между родителями и детьми на основе родства и любви; относительная замкнутость; взаимная направленность воздействий членов семьи друг на друга.
В качестве ведущей цели семейного воспитания можно отметить формирование у ребенка качеств личности, способствующих адаптации к взрослой жизни. Задачами семейного воспитания являются следующие: создание оптимальных условий для развития личности ребенка; передача опыта создания и сохранения семьи; обучение детей необходимым прикладным умениям и навыкам, направленным на самообслуживание; воспитание ценности собственной личности, достоинства. Социальный опыт приобретается ребенком в семье, носит реалистичный характер: через призму наблюдаемого поведения родителей у ребенка формируется собственное отношение к миру.
Важнейшей функцией семьи является воспитательная функция, которая заключается в духовном воспроизводстве населения. Воспитание заключается в сотрудничестве, и выделяются следующие аспекты воспитательной функции семьи:
— воспитание личности ребенка: семья является посредником между ребенком и социумом, способствует передаче ребенку социального опыта.
— систематическое воспитательное воздействие семьи на ребенка, ребенок начинает осмысливать значимость «семейного кредо», предъявляемого семейным коллективом к своим членам.
— оказание родителями влияния на детей, выступающее побудителем самовоспитания. Родители вместе со своими детьми занимаются самообразованием и самовоспитанием, приобретают опыт, мудрость [17].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы