Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психологические особенности агрессивности мальчиков и девочек в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД 7
1.1. Подходы к изучению агрессивности в зарубежной и отечественной психологии 7
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста 12
1.3. Причины и проявления агрессивности у подростков 19
1.4. Гендерные особенности проявления агрессивности у подростков 28
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Процедура исследования: характеристика выборки, методик 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 39
2.3. Программа психологической коррекции агрессивности с подростками 51
2.4. Оценка эффективности программы. Выработка рекомендаций 56
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Введение:
Актуальность. Подростковый возраст – это самый и трудный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Этот период является наиболее важным и ответственным этапом, поскольку происходит формирование основ нравственности, критического отношения к себе и окружающим. Переход к периоду подростничества сопровождается личностным развитием подростка, зависящим от изменения условий взаимодействия со значимыми взрослыми и сверстниками. Коренная смена ситуации развития приводит к переосмыслению внутренней позиции подростка. Происходит изменение личностной сферы, меняются и переосмысливаются установки, ценностные ориентации, регуляторные механизмы, формируются собственные взгляды и убеждения.
Кризисные процессы, происходящие в условиях современного общества, негативно влияют на психологию подростков, порождая жестокость, озлобленность, агрессивные тенденции в подростковой среде. Подростки особенно остро реагируют на социальные изменения. Кроме того, атмосфера современного образовательного пространства усложняется совокупность умственных, эмоциональных и физических нагрузок, что отражается на психических процессах и способах реагирования подростков в стрессовых ситуациях.
Подростки часто отдают предпочтение агрессивным формам поведения, чем поиску компромиссов в разрешении трудных ситуаций. Психология личности несовершеннолетних обусловлена спецификой подросткового возраста — наряду с повышенной возбудимостью отмечается повышенная восприимчивость к ситуационным воздействиям и эмоциональная нестабильность. В ситуации взросления еще больше актуализируются внутренние конфликты, провоцирующие различные формы проявления агрессии. Агрессия неизменно сопровождается эмоциональным состоянием гнева, обусловленным мотивами регуляции поведения и способным проявляться в ходе физической агрессии.
Проблема исследования агрессивного поведения подростков вызывает в настоящее время повышенный интерес, что обусловлено ростом агрессивных проявлений подростков в современном мире. Возникновению агрессивных тенденций в подростковом возрасте способствуют такие важные факторы, как возрастные новообразования и влияние социума (семьи, школы, сверстников, СМИ).
Подростковый возраст подробно анализировался в трудах Л.С. Выготского, В.Е. Смирнова, Л.И. Божович, Э. Эриксона, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьева, и др. Так, Л.И. Божович центральным моментом кризиса подросткового возраста считала развитие самосознания и самооценки; Д.Б. Эльконин — в появлении чувства взрослости и осознания себя в мире; В.И. Слободчиков — персонализацию; Э. Шпрангер — открытие Я, рефлексию, осознание индивидуальности; и т.д.
Агрессия рассматривается с точки зрения психоаналитического, подхода (З. Фрейд), фрустрационной теории (Дж. Доллард, С.Д. Озеровский), теории социального научения (бихевиоральной) (А. Бандура Б.,Э. Торндайк, Дж. Уотсон), гуманистического направления (К. Роджерс, В. Франкл, Ф. Перлз), теорий биологической обусловленности (М.И. Буянов, А.Е. Личко), биологической и социальной обусловленности (С.Н. Ениколопов, М. Косаевский), когнитивной теории (Л. Берковиц), теории фрустрации (Дж. Доллард) и т.д. На сегодняшний день агрессивность изучается многими как западными (Л. Бендер, Л. Берковиц, Г.Э. Бреслав, К. Лоренц, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.), так и отечественными (И.Б. Бойко, С.Н. Ениколопов, Е.П. Ильин, Ю.Б. Можгинский, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурманов и др.) учеными.
Исследованием агрессивного поведения в подростковом возрасте занимались такие ученые, как Л.М. Семенюк, В.С. Мухина, С.Л. Соловьева, В.И. Трубников, Л.В. Берковиц, А. Бандура, Р. Бэрон, Р. Уолтер и др. Среди отечественных исследователей в рамках рассмотрения агрессии основополагающим является понятие процесса социализации, формирующего воздействия социальной ситуации развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.), однако данные концепции не дают исчерпывающего ответа относительно того, почему подростки прибегают к агрессивному поведению.
Изучением проблемы педагогической и психологической коррекции агрессивного поведения подростков занимались Н.А. Дубинко, М.П. Квадрициус, Н.А. Корытченкова, Э.И. Кондракова, Е.А. Карасева, Л.М. Семенюк, Т.П. Смирнова, И.А. Фурманов, Л.М. Чепелева, и др.
Несмотря на большое количество исследований, посвященных изучению агрессивности детей подросткового возраста, до настоящего времени остаются неразработанными вопросы изучения гендерных особенностей агрессивных проявлений в подростковой среде.
Целью исследования является изучение психологических особенностей агрессивности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
– Осуществить анализ научной литературы по проблеме изучения агрессивности в подростковой среде;
– Дать психологическую характеристику мальчикам и девочкам подросткового возраста;
– Описать специфику гендерных особенностей проявления агрессивности у подростков;
– Провести эмпирическое исследование психологических особенностей проявления агрессивности мальчиков и девочек;
– Провести анализ результатов исследования, написать выводы и рекомендации.
Объект исследования: агрессивность мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Предмет исследования: психологические особенности агрессивности мальчиков и девочек подросткового возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности проявления агрессивности у мальчиков и девочек подросткового возраста имеют качественные различия в доминирующих типах реакций («физическая, вербальная агрессия», «косвенная агрессия», «раздражение», «негативизм», «обида», «подозрительность»); степени выраженности интегральных форм коммуникативной агрессивности (спонтанность агрессии, способности к торможению, способы переключения агрессивности, аутоагрессия и т.д.), а также степени выраженности цинизма, агрессивности и враждебности.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 25 молодых людей и 25 мальчиков и девочек подростков в возрасте 13-16 лет, распределенные в 2 группы, по 25 человек в каждой.
Методы исследования: теоретические – анализ литературных источников, синтез, обобщение, систематизация, классификация; эмпирические: тестирование; методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Данная работа позволяет расширить и конкретизировать представления относительно особенностей проявления агрессивных реакций среди мальчиков и девочек подросткового возраста. Полученные результаты исследования дополняют научное знание в рамках изучения проблемы.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, выводы, рекомендации, заключение и список литературы, приложения (3). Работа иллюстрирована 12 таблицами и 14 рисунками.
Заключение:
Анализ научной литературы по проблеме изучения особенностей агрессивных реакций в подростковой среде позволил решить поставленные задачи и сформулировать следующие выводы.
Ведущими мотивационными стратегиями подросткового возраста являются самопознание, самовыражение и самоутверждение. В качестве ведущих новообразований младшего подросткового возраста выступают: своеобразное отношение к себе (принятие себя), острая потребность в самооценке, появление чувства взросления; определение своей похожести на других (образ Я); избирательность контактов. В старшем подростковом возрасте наряду с самокритичностью актуализируется потребность в самоуважении, самопознании, самоутверждении и самореализации. Возникает оперативная самооценка; происходит становление идентичности; осознание собственной уникальности; отмечается повышенная критичность; чувство ответственности; потребность в интимно-личностном общении.
В настоящее время в современной науке не существует однозначной трактовки понятия «агрессивности» — «свойство личности, предполагающее готовность индивида к агрессии» (А.А. Реан), «врожденно присущий человеку инстинкт самосохранения» (З. Фрейд); «тип психологической защиты, продиктованный стремлением к безопасности» (К. Хорни); «ответные действия индивида на ограничение его свободы» (К. Роджерс); и т.д. Агрессивность – устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессивному поведению. Агрессия – мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее общественным нормам и способное причинить моральный и физический вред объектам агрессии.
Агрессия подростков может быть способом привлечения внимания, самоутверждения, защиты, завуалированной просьбы о помощи, способом завоевания нового статуса, привычным способом поведения и т.д. В настоящее время общепризнанным является положение о том, что агрессивные модели поведения подростков являются проекцией специфики социализации и социальной дезадаптации. Формированию агрессивного поведения подростков содействует совокупность социально-психологических и биологических факторов (семейные отношения, стиль поведения сверстников в референтной группе, биологическая предрасположенность к проявлениям агрессивного поведения).
Специфика агрессивного поведения подростков обусловлена гендерной принадлежностью, возрастными новообразованиями, проявляется на фоне неадекватной самооценки и синдрома отверженности; способа самовыражения, отстаивания и защиты своих интересов; способа самотверждения и привлечения внимания; проекции своей агрессивности на окружение; ограниченного репертуара реакций на проблемные ситуации; низкого уровня эмпатии; слабого самоконтроля и саморегуляции; высокого уровня конформности по отношению к референтным личностям и группам.
Эмпирическое исследование психологических особенностей агрессивности среди мальчиков и девочек подросткового возраста было направлено на выявление качественных различий в доминирующих типах агрессивных реакций; в степени выраженности интегральных форм коммуникативной агрессивности; в степени выраженности цинизма, агрессивности и враждебности.
В исследовании приняли участие 25 мальчиков и девочек подростков в возрасте 13-16 лет, распределенные в 2 группы, по 25 человек в каждой.
Экспериментальная работа имела целью коррекцию проявления агрессивности у мальчиков и девочек подросткового возраста на основе внутриличностных и поведенческих изменений, формирования навыков эффективного межличностного общения, навыков эмоционально-поведенческой саморегуляции, коррекции агрессивности и негативизма, тревожности. С подростками применялись такие формы работы, как игровые практикумы, дискуссионные клубы, беседы, индивидуальное и групповое консультирование, тренинги.
Были организованы занятия, каждое из которых включало проведение бесед, лекций, коммуникативных игр, психотехник на отработку положительных эмоций, отработку эталонов поведения в различных ситуациях, динамической релаксации, медитаций. В итоге у подростков постепенно формировались положительные установки к общественно принятым нормам поведения, они освобождались от негативных эмоций и агрессии, осознавали собственные чувства, отрабатывали навыки коммуникативной компетентности, учились способам реагирования в стрессовых и проблемных ситуациях, обучались навыкам конструктивного взаимодействия, навыкам саморегуляции.
Результаты контрольного этапа подтвердили эффективность программы, о чем свидетельствует положительная динамика по всем методикам. Несмотря на то, что у подростков, особенно у мальчиков, значительно снизились показатели по шкалам враждебности и агрессивности, у мальчиков-подростков по-прежнему более выражены показатели агрессивности и враждебности, нежели у девочек. Также наблюдается снижение показателей коммуникативной агрессивности: большинство подростков имеет умеренный и средний уровни агрессивности, значительно снизились показатели повышенного уровня агрессии у мальчиков. Также произошла динамика в показателях цинизма и агрессивности, по шкале враждебности результаты практически без существенных изменений. Большей динамикой отмечены результаты у мальчиков-подростков, что связано с тем, что результаты у мальчиков-подростков изначально были выше, чем у девочек-подростков. Мальчики по сравнению с девочками отличаются большим цинизмом, враждебностью и агрессивностью.
В целом коррекционная работа была направлена на вхождение подростков в социальную среду и обучение активному взаимодействию в проблемных ситуациях; реконструкцию неблагоприятных психологических новообразований, рассматриваемых в качестве факторов риска; оптимизацию межличностных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; отработку агрессивного поведения страхов, навязчивости, негативизма; коррекцию дисфункциональных состояний; и т.д.
Таким образом, результаты исследования доказывают гипотезу исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД
1.1. Подходы к изучению агрессивности в зарубежной и отечественной психологии
В настоящее время в современной науке не существует однозначной трактовки понятия «агрессивности». Агрессия в широком смысле трактуется с позиций поведения, предполагающего нанесение физической либо моральной травмы другому человеку, с применением угрозы в его адрес, либо оказанием деструктивного воздействия на группу.
Агрессивность – устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессивному поведению. Агрессия – (от латинского «нападение, приступ» ) — это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее общественным нормам и правилам, способное причинить моральный и физический вред объектам агрессии [55, с.8-9].
А.А. Реаном понятия «агрессии» и «агрессивности» существенно различаются. При этом под агрессией подразумеваются намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому, а «агрессивность» определяется как свойство личности, предполагающее готовность индивида к агрессии [48, с. 129].
Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют следующие основные детерминанты агрессии: социальные (фрустрация, подстрекательство), внешние (жара, шум), индивидуальные (личность, установки, гендер) [11, с. 120]. В классификации, предложенной А. Бассом и А. Дарки источником агрессивного поведения становятся три параметра, определяющих различные формы агрессивного поведения, среди которых выделяется физическая агрессия; раздражение; вербальная агрессия; косвенная агрессия; негативизм. В период интеллектуального развития ребенка агрессия способствует становлению личности ребенка либо в потенциального агрессора, либо в жертву, выполняя тем самым негативную роль.
Проблема агрессивности становится предметом научного анализа, потому что для уточнения и понимания природы агрессивности необходимо уточнение значения и смысла данного понятия. Проявления агрессии обусловлены многими факторами, которые являются присущими исключительно людям, и эти факторы предопределяют их поведение. Результатом агрессии в любом случае являются негативные последствия [6, с. 129].
Термин «агрессия» часто ассоциируется с такими негативными эмоциями, как гнев, злость; с мотивами, (желание оскорбить); с установками (расовые предрассудки) [59, с. 12].
В соответствии с концепцией Г. Аммона, существуют виды агрессии:
— конструктивная агрессия, выраженная открытым проявлением агрессивных побуждений, которые реализуются социально приемлемым способом, и применением стереотипов поведения;
— агрессия эмоционального реагирования, направленная на открытость социальному опыту, с коррекцией и саморегуляцией поведенческих актов;
— дифференцированная агрессия выражается в недостаточной реализации агрессивных тенденций при дефиците навыков поведения, способствующих подавлению негативных эмоций;