Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психологические факторы адаптации первоклассников к обучению в школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения психологических факторов адаптации первоклассников к обучению в школе 7
1.1 Содержание понятия «адаптация» в психологической литературе 7
1.2 Особенности процесса адаптации детей к обучению в школе 12
1.3 Влияние психологических факторов на процесс адаптации первоклассников 20
ГЛАВА 2. Организация эмпирического исследования психологических факторов адаптации первоклассников к обучению в школе 29
2.1 Цель, задачи и ход эмпирического исследования 29
2.2 Характеристика методик эмпирического исследования 32
2.3 Характеристика участников эмпирического исследования 37
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования психологических факторов адаптации первоклассников к обучению в школе 38
3.1 Анализ и обсуждение результатов диагностики психологических факторов адаптации первоклассников к обучению в школе 38
3.2 Рекомендации по обеспечению адаптации первоклассников к обучению в школе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….66
Введение:
Актуальность исследования. Процесс адаптации выступает в качестве определенного совместного изменения субъекта и адаптогенной ситуации. Процесс адаптации заключается в постепенном накоплении изменений, ведущих к достижению оптимального соотношения между субъектом и адаптогенной ситуацией. Основной результат адаптации – приобретение субъектом нового качества, позволяющего существовать в адаптогенной ситуации. В привычных условиях деятельности процесс адаптации не развивается, потому что субъект не имеет необходимости приспосабливаться, обладая большим объемом ресурсов, достаточным для обеспечения своего оптимального функционального состояния. Адаптация как система формируется только при длительном воздействии стрессогенных условий. Бывает так, что возникшие у субъекта под влиянием стрессогенных обстоятельств качества не достаточны для полноценного функционирования. Тогда можно говорить о формировании неполной адаптации или даже дезадаптации.
Поступление ребенка в школу – одно из наиболее стрессовых событий, переживаемых детьми в возрасте дошкольного и младшего школьного детства. Школа предполагает изменение условий жизни и деятельности ребенка, рост его эмоциональных, интеллектуальных и физических нагрузок, решение задач, для которого не достаточно имеющегося жизненного опыта. Обилие новых впечатлений вызывает желание ими поделиться, а необходимость сдерживать себя во время уроков обуславливает эмоциональное перевозбуждение. Непривычная поза за партой и длительная вынужденная неподвижность приводят к физическому напряжению и усталости. Поддержка концентрации внимания на словах педагога и усвоение новых знаний приводят к информационным перегрузкам. К новой системе социальных условий, межличностных отношений, требований, деятельности и соблюдению режима ребенок должен приспособиться. Только приспособление обеспечит его адаптированность.
Успешная адаптация к обучению в школе важна не только для того, чтобы ребенок хорошо усваивал новый материал и имел необходимую к обучению мотивацию. Вся успешность последующей социальной деятельности ребенка будет во многом обусловлена тем, как именно пройдет его адаптационный процесс. Так, федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире определено одним из личностных результатов освоения основной общеобразовательной программы.
Особенности адаптации детей к обучению в школе изучали Т.Ю. Андрущенко, Н.А. Богачкин, М.М. Безруких, А. Гиппиус, С.Г. Косарецкий, Т.В. Костяк, Б.В. Куприянов, С.К. Магид, Н.В. Самсонова, Г.М. Шашлова и др.
В связи со сказанным мы можем обратить внимание на то, что проблема поиска путей обеспечения наиболее благоприятных условий для адаптации детей к началу школьного обучения востребована как наукой, так и практикой, что подтверждается нормативно-правовыми документами.
Объект исследования: адаптация детей к обучению в школе.
Предмет исследования: психологические факторы адаптации первоклассников к обучению в школе.
Цель исследования: выявить и рассмотреть психологические факторы адаптации первоклассников к обучению в школе.
Гипотеза исследования: предполагается, что на качество адаптации первоклассников к обучению в школе оказывают влияние ряд психологических характеристик, среди которых можно выделить характер их мотивации, уровень тревожности, самооценки и коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть содержание понятия «адаптация» в психологической литературе.
2. Определить особенности процесса адаптации детей к обучению в школе.
3. Изучить влияние психологических факторов на процесс адаптации первоклассников.
4. Выполнить анализ и обсуждение результатов диагностики психологических факторов адаптации первоклассников к обучению в школе.
5. Составить рекомендации по обеспечению адаптации первоклассников к обучению в школе.
База исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В эмпирическом исследовании приняли участие ученики 1-го класса в составе 25 человек.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; тестирование; анкетирование качественная и количественная обработка эмпирических данных.
Методики исследования:
— модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой (для определения уровня и характера мотивации);
— тест школьной тревожности Филипса (для определения уровня школьной тревожности);
— методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн (для выявления уровня самооценки детей);
— методика «Картинки» Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной (для выявления коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило выявить и рассмотреть психологические факторы адаптации первоклассников к обучению в школе.
Для достижения вышеуказанной цели были решены следующие задачи:
— было рассмотрено содержание понятия «адаптация» в психологической литературе;
— были определены особенности процесса адаптации детей к обучению в школе;
— было изучено влияние психологических факторов на процесс адаптации первоклассников;
— был выполнен анализ и обсуждение результатов диагностики психологических факторов адаптации первоклассников к обучению в школе;
— были составлены рекомендации по обеспечению адаптации первоклассников к обучению в школе.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что на качество адаптации первоклассников к обучению в школе оказывают влияние ряд психологических характеристик, среди которых можно выделить характер их мотивации, уровень тревожности, самооценки и коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость состоит в обобщении содержания понятия «адаптация» в психологической литературе; в выявлении особенностей процесса адаптации детей к обучению в школе; в изучении влияния психологических факторов на процесс адаптации первоклассников.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций по обеспечению адаптации первоклассников к обучению в школе, основанных на эмпирических данных, полученных в ходе самостоятельно проведенного исследования. Данные рекомендации могут быть внедрены в учебно-воспитательный процесс начального звена общеобразовательной школы. Помимо этого, материалы работы могут быть полезны школьным психологам, студентам, обучающимся по направлению «Психология», молодым ученым и родителям, воспитывающим детей, поступивших в первый класс.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть содержание понятия «адаптация» в психологической литературе.
2. Определить особенности процесса адаптации детей к обучению в школе.
3. Изучить влияние психологических факторов на процесс адаптации первоклассников.
4. Выполнить анализ и обсуждение результатов диагностики психологических факторов адаптации первоклассников к обучению в школе.
5. Составить рекомендации по обеспечению адаптации первоклассников к обучению в школе.
База исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В эмпирическом исследовании приняли участие ученики 1-го класса в составе 25 человек.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; тестирование; анкетирование качественная и количественная обработка эмпирических данных.
Методики исследования:
— модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой (для определения уровня и характера мотивации);
— тест школьной тревожности Филипса (для определения уровня школьной тревожности);
— методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн (для выявления уровня самооценки детей);
— методика «Картинки» Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной (для выявления коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения психологических факторов адаптации первоклассников к обучению в школе
1.1 Содержание понятия «адаптация» в психологической литературе
Основные аспекты адаптации в отечественной науке раскрывали Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, А.А. Бодалев, М.А. Галагузова, Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, М.И. Лисина, Н.Ф. Маслова, А.В. Мудрик, Ю.П. Поваренков и др., в зарубежной – А. Адлер, Э. Берн, У. Джеймс, Г. Селье, Л. Филипс и т.д. Анализ теоретических исследований по проблеме адаптации показал различия в подходах к изучению адаптации [53].
В результате литературного анализа выделяются два ведущих направления человеческой адаптации – биологическое направление и социальное направление. В истоках этого разделения стояли работы таких ученых как К. Бернар [6] (он изучал системный аспект работы организма), У. Кеннон [20] (посвятил свои исследования гомеостатическим свойствам), Г. Селье [47] (разрабатывал концепцию синдрома адаптации).
С позиции М.А. Галагузовой [16], адаптация ребенка есть процесс активного приспособления его к условиям социальной среды.
По мнению Ю.В. Васильковой и Т.А. Васильковой [10], адаптация – это усвоение действующих в обществе норм, овладение средствами и формами деятельности.
Н.Ф. Маслова [29] отмечает, что адаптация – это успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений.
А.В. Мудрик [32] выделяет следующие факторы адаптации личности к обществу: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы (рис. 1).
Рис. 1. Факторы адаптации личности к обществу (по А.В. Мудрику) [32]
Макрофакторы – это совокупность экономических, социально-политических условий государственного и общественного функционирования, которые влияют на модель личностной адаптации.
Мезофакторы – это общность культуры, менталитета, этнических стереотипов, национального характера, языка, имплицитных личностных и воспитательных концепций, межэтнических взаимодействий, религиозных, демографических и этнических различий, социально-психологических, культурно-профессиональных региональных особенностей.
Микрофакторы – объединение семьи, дружеских сообществ, возрастной субкультуры, микросоциума (социокультурной среды по месту жительства: двора, улицы, подъезда, и т.д.), производственных коллективов, государственных образовательных институтов (учреждений), общественных организаций, движений, групп и т.д. [32].
Далее представим содержательные характеристики и компоненты адаптации.
Термин «адаптация» впервые был использован во второй половине XVIII в. немецким физиологом Г. Аубертом. Г. Ауберт с помощью данного термина обозначил изменение чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей по типу приспособления [21].
Большой вклад в постижение сущности человеческой адаптации внесли базовые положения, предложенные Л.С. Выготским, о личностной активности в общении, а также концепции:
— Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна о психологии деятельности;
— А.А. Бодалева и Б.Ф. Ломова и психологии общения [21].
Адаптационный процесс для личности заключается в постоянных структурных изменениях, призванных восстановить или заново обеспечить равновесие с окружающей средой и социумом, нарушенное в результате изменения среды.
Адаптационный процесс трансформирует те структурные компоненты личности, что наиболее динамичны:
— Я-концепцию;
— психические состояния;
— смысловые и ценностные ориентации [21].
В том случае, если адаптационный процесс развивается результативно, то возникает такое интегративное личностное свойство как адаптированность, выступающее сложным психическим образованием, возникающим в процессе приспособления к новым условиям среды.
Зарубежная наука трактует понятие адаптации по-разному, отталкиваясь от выбранной методологии и теоретических исследовательских ориентаций. Нередко в исследованиях даже отсутствует сам термин «адаптация» как таковой, однако, из контекста становится ясно, что речь идет именно об этом процессе.
Бихевиористическая парадигма, исследуя адаптационный процесс, отдает должное взаимодействию человека с окружающей средой в контексте научения, позволяющего обеспечить нарушенное равновесие между индивидуумом и окружающим миром [60].
Ученые, поддерживающие когнитивный подход, базирующийся на теории Пиаже [37, c 717-777], утверждают, что процесс адаптации протекает во время постижения общественных норм и понятий; на базе данного процесса дети и подростки подчиняют свое поведение требованиям социума. Ребенок впитывает ценности и нормы нравственности через интериоризацию правил общественной жизни, то есть принимает их как собственные ценности.
Гуманистическое научное направление предполагает, что обеспечению адаптации личности в динамичных условиях окружающего мира способствует высокий творческий потенциал личности.
По мнению А. Маслоу [30] существует целый ряд базовых потребностей личности, обеспечивающих ее развитие:
— удовлетворение потребности в безопасности;
— обеспечение возникающих физиологических потребностей;
— удовлетворение потребности в уважении, как самой личностью, так и окружающим социальным большинством;
— удовлетворение потребности в любви и принадлежности;
— удовлетворение самоактуализационной потребности [30].
По сути, А. Маслоу [30] также говорит о личностной адаптации, так как воплощение на практике данных потребностей приведет к гармонизации отношений общества и личности, а, следовательно, и к адаптации личности к данному обществу [30].
В теории К. Роджерса [41] находят продолжения постулаты А. Маслоу [30] о роли самоактуализации как наиболее эффективного раскрытия потенциала личности. При этом по К. Роджерсу [41], самоактуализация – это не итог человеческого развития, а скорее то стремление, которое свойственно каждому индивиду. Именно успешная самоактуализация обеспечит индивида полноценным личностным функционированием, даст ему свободу, поддержит его креативность.
Изучение специфики толкования вопроса адаптации в различных школах и направлениях науки дает возможность прийти к выводу о том, что в них сформировались определенные традиции изучения данного феномена. Этот вопрос исследуется с разнообразных теоретических и методологических точек зрения и поэтому происходит акцентуация различных моментов. В отечественных научных школах сформировалась традиция изучения процесса адаптации в его связи с личностной активностью во время взаимодействия личности с окружающей ее средой. Данное взаимодействие, которое связано со спецификой среды, а так же с возможностями и особенностями личности параллельно, определяет или ее адаптацию, или ее дезадаптацию.
Адаптацию следует трактовать в качестве составного компонента более обширного процесса – процесса социализации. При этом важно осознавать, что сутью адаптации выступает двухмерный процесс, в рамках которого, с одной стороны, индивид приспосабливается к окружающим условиям, а. с другой стороны, тот же индивид приспосабливает эти условия к себе, обеспечивая, тем самым, более комфортные рамках своего проживания [31, c. 362-368].
Следовательно, нужно отметить, что, обращаясь к процессу адаптации, ученые обоснованно уделяют особое внимание изменению содержания компонентов динамических подструктур личности:
— в «Я-концепции»;
— в психических состояниях личности;
— в ценностных ориентациях [57].
В тех случаях, когда процесс адаптации протекает эффективно, развивается адаптированность как сложное образование психики, интегративное качество личности. В ситуации неэффективной адаптации, когда индивид не может справиться с трудностями и требованиями новой для него окружающей среды, формируется обратный процесс – дезадаптация, который завершается дезадаптированностью – сложным образованием психики, которое проявляется в дисгармоничном формировании различных подструктур и компонентов личности:
— негативных психических состояний;
— неадекватности самооценки;
— неадекватности уровня притязаний;
— гипер- или гипомотивация и др. [57].
Итак, выполнение анализа литературы по проблеме адаптации позволило прийти к выводу о том, что результативность адаптационного процесса у индивида обеспечивается разумным сочетанием стабильности и изменчивости, чередование которых позволяет человеку наиболее эффективно взаимодействовать с окружающей средой.