Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психологические детерминанты патриотического отношения к Родине у современной молодежи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ психологических детерминант развития патриотического отношения к Родине у современной молодежи 7
1.1. Понятие патриотизма и концептуальные подходы к его исследованию 7
1.2. Исследование психологических факторов развития патриотического отношения к Родине 14
1.3. Особенности развития патриотического отношения к Родине у современной молодежи 31
Выводы по главе 41
ГЛАВА 2. Практическая реализация процесса развития патриотического отношения к Родине у современной молодежи 44
2.1. Исследование психологических детерминант развития патриотического отношения к Родине у современной молодежи 44
2.2. Программа развития патриотического отношения к Родине у современной молодежи 59
2.3. Результаты и анализ результатов формирующего эксперимента 65
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Глоссарий 72
Список использованных источников 73
Приложения 80

 

  

Введение:

 

Введение
Воспитания патриотизма у молодежи в условиях современного общества приобретает особую актуальность и значимость, что является как частью общегражданской культуры, так и основой общегражданского воспитания, опирающееся на общепринятые человеческие ценности (жизнь, здоровье, духовно-нравственное принципы человека и гражданина, права и свободы личности и др.). Одним из проявлений патриотических чувств человека является – любовь к своему Отечеству, преданность и готовность служить своей Родине, что неразрывно связано с привязанностью человека к родной земле, языку, культуре и традициям своего народа. В современном обществе для человека является актуальным восстановление культурных и исторических связей с родным краем и своей малой Родиной.
На современном этапе развития общества, в свете произошедших в стране коренных преобразований, сопровождающихся изменениями в политической, социально-экономической и духовной сферах общества и социальных ориентиров, сознания, ценностей граждан, необходимы новые подходы к воспитанию патриотизма у молодежи. Это отражено в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020гг», которая подчеркивает, что «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества» [1].
В последние годы проблема патриотизма государство рассматривает в контексте национальной безопасности России. В этой связи перед педагогической наукой и системой высшего профессионального образования встает задача усиления внимания к патриотическим ценностям молодежи, нахождения и внедрения в практику новых методов и средств к их развитию у студентов вузов в процессе профессиональной подготовки.
Патриотическое воспитание должно проходить не только в ходе обучения, но и во внеучебной деятельности. Это позволяет студентам проявить себя и свои личностные качества, способствует развитию ценностных ориентаций и патриотических ориентиров.
Основам патриотического воспитания посвящены труды многих исследователей: М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, С. Соловьева, И. Ильина и др. Во всех трудах подчёркивалось особенная важность воспитания в подрастающего поколения любви к Родине, своему народу, родному языку, национальной культуре и ее традициям.
Вопросам патриотического воспитания посвящено много исследований, но, не смотря на данный факт, тема патриотического воспитания, особенно студенческой молодежи, остается и по сей день актуальной. В постоянно развивающемся современном мире не стоит забывать и о накопленном опыте, который постепенно забывается новыми поколениями. Воспитание патриотических чувств необходимо и должно занимать одно из центральных мест воспитания подрастающего поколения.
Для повышения уровня патриотического сознания молодежи необходимо выявить основные психологические детерминанты, которые определяют процессы становления гражданской идентичности личности и формирования ценностного отношения к своей Родине, что позволит выявить и нивелировать основные причины депатриотизации современной молодежи и создать условия для развития более эффективной системы патриотического воспитания.
Таким образом, сложились объективные предпосылки изучения психологических детерминант формирования патриотического сознания молодежи, выявление которых необходимо для обоснования исходных установок, целей, содержания, задач, условий и методов патриотического воспитания. Необходимость выявления психологических детерминант становления патриотического сознания определяется интересами современного общества, социальных и государственных институтов, а также интересами самой личности, переживающей в определенный возрастной период процессы самоидентификации и поиска собственного пути интеграции в общественное пространство.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется, с одной стороны, недостаточной теоретической разработанностью проблемы формирования патриотического сознания современной молодежи и, с другой стороны, необходимостью создания научно-обоснованных методов и методик психолого-педагогического развития этого важного качества.
Объект исследования — патриотическое сознание молодежи.
Предмет исследования — психологические детерминанты формирования патриотического сознания молодёжи.
Цель работы — выявление особенностей психологических детерминант формирования патриотического отношения к Родине у современной молодежи.
Гипотеза исследования: существует ряд психологических детерминант формирования патриотического сознания молодежи, а именно:
— компоненты ценностной сферы, удовлетворенности качеством жизни и этнической идентичности личности;
— существуют определенные различия в социально-психологических детерминантах формирования патриотического сознания молодежи возраста 18-23 лет (учащейся) и молодежи возраста 25-30 лет (работающей).
-положительная динамика патриотической идентичности молодого человека может быть достигнута с помощью специально разработанной социально-психологической программы, направленной на развитие позитивности этнической идентичности и духовных ценностных ориентации молодежи.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие патриотизма и концептуальные подходы к его исследованию.
2. Изучить психологические факторы формирования патриотического отношения к Родине.
3 Рассмотреть особенности формирования патриотического отношения к Родине у современной молодежи.
4. Выявить психологические детерминанты формирования патриотического отношения к Родине у современной молодежи
5. Подобрать программу формирования патриотического отношения к Родине у современной молодежи.
6. Проанализировать результатов формирующего эксперимента.
Теоретико-методологическая основа исследования: положения, относящиеся к направлению философии содержания образования (П.П. Блонский, В. Дильтей, П. Наторп, Г.П. Щедровицкий и др.); концепции гражданского воспитания и народности (Н.К. Крупская, А. С. Макаренко, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев. В.С. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, К.Д, Ушинский, С.Т. Шацкий и другие); исследования проблем содержания и структуры современного патриотического воспитания (В.А. Белевцев, А.К. Быков, А.Г. Горельцев, Е.Н. Иванов, В.А. Коробанов, Б.Т. Лихачев, В.И. Лутовинов, С.П. Меньшиков, Л.И. Шутова, В.М. Хаустов и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; эмпирическое исследование; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость исследования: полученные результаты ректорат ВУЗов может использовать для улучшения работы по патриотическому воспитанию, методисты и преподаватели – для создания различных методических пособий и рекомендаций.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, список литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ понятия патриотизма в психолого-педагогической литературе (М. И. Бабинов, И.В. Блауберг, В. А. Даль, Н. В. Ипполитовой, Н. И. Матюшкин, Т.В. Мешаткина, В. Микрюков, М. В. Митин, С. И. Ожегов, И. К. Пантин, М. А. Свердлин, И. Ф. Харламов, А. Чопоров, Г. И. Щукина и др.), показал его сложность и многогранность. Анализ существующих подходов к понятию позволил включить в содержание патриотизма следующие составляющие: любовь к родным местам, к Родине, родному языку; уважение и знание истории страны, к обычаям и традициям народа, понимание стоящих перед страной задач; уважение к другим народам, их культуре и обычаям, нетерпимость национальной и расовой неприязни; стремление к укреплению чести и достоинства страны, готовность защищать Родину и уважение к армии; готовность служить интересам Отечества, сознательное и активное участие в трудовой деятельности.
Существенное влияние на формирование патриотического сознания молодежи оказывает доминирование гуманистической, морально-нравственной направленности ценностных ориентации. Это отражается в высоком уровне нравственно-волевых проявлений сознания патриотически ориентированной молодежи.
Существенное влияние на формирование патриотического сознания современной российской молодежи оказывает этническая идентификация (с русским этносом). Это говорит о доминировании в социальной идентификационной матрице именно этнической идентичности и об утрате в сознании патриотической молодежи приоритета государственной (гражданской) идентичности, что чревато националистическими тенденциями в патриотических настроениях современной молодежи.
Гуманистическая направленность ценностных ориентации позволяет современной молодежи на основе адекватно-позитивной оценки культурного и исторического наследия русского этноса испытывать гордость за принадлежность к великой нации, а, следовательно, стремиться преданно служить своему великому Отечеству. Данные выводы соотносятся с высокими показателями ассоциаций «Отечество — культурная среда» в сознании патриотически ориентированной молодежи.
Обозначенные социально-психологические детерминанты формирования патриотического сознания: приоритет «духовных ценностей», высокий уровень позитивности этнической идентичности, а так же низкий уровень неопределенности этнической идентичности, — выявлены отдельно в группе молодежи возраста 18-23 лет и в группе молодежи 25-30 лет. Это говорит об адекватности выделенных детерминант для разных выборок молодых людей.
Но в структуре социально-психологических детерминант молодежи возраста 18-23 лет выявлено также сочетание высокого уровня ценности «духовное удовлетворение» с высоким уровнем прагматических ценностей «собственный престиж» и «достижения». Это характеризует, по нашему мнению, идеалистические представления патриотически ориентированных молодых людей о возможности в будущем сочетать творческую высоконравственную деятельность с достижением высокого положения в обществе.
Если у патриотически ориентированной учащейся молодежи 18-23 лет выраженность патриотической идентичности взаимосвязана с неудовлетворенностью своей жизнью в настоящем, но надеждой на самореализацию в будущем, то у патриотически ориентированной работающей молодежи 25-30 лет выраженность патриотической идентичности взаимосвязана с наличием жизненных целей и удовлетворенностью поддержкой со стороны окружающих людей.
Основным результатом применения социально-психологической программы формирования патриотической идентичности, посредством развития позитивности этнической идентичности и духовно-нравственных ценностных ориентации молодежи, явилась положительная динамика патриотического сознания в экспериментальной группе.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретический анализ психологических детерминант развития патриотического отношения к Родине у современной молодежи

1.1. Понятие патриотизма и концептуальные подходы к его исследованию
В обществе, цель которого – достижение и закрепление таких общегражданских категорий, как свобода, законность, права человека, плюрализм, гуманизм, толерантность, патриотизм является одной из главных ценностей гражданской культуры, которая проявляется в уважительном отношении к истории, традициям и ценностям своей страны.
Формирование подобного отношения к Родине можно достичь в ходе эффективного патриотического воспитания. Решение проблемы патриотического воспитания осложняется неустойчивостью сложившейся в обществе идеологической и политической обстановки, изменением экономического положения, социальными конфликтами и др.
Особенно пристальным внимание государственных структур к формированию у подрастающего поколения патриотизма становится в период демократизации и стабилизации отношений в обществе, реразвития правовой системы, расширения сети общественных объединений. Причем эффективность патриотического воспитания и стабилизация в обществе – это взаимосвязанные процессы.
Видимо, именно по этой причине патриотическому воспитанию на протяжении всей истории общества уделялось и уделяется огромное внимание. Несмотря на это, до сих пор нет однозначности и четкости в определении понятий «патриотизм» и «патриот» [8].
В различные периоды развития общества понятие «патриотизм» трактовали по-разному, рассматривая его в качестве нравственного и политического принципа, или социального, высшего морального чувства, или социальной и нравственной ценности и т.д.
Патриотизм обусловлен образованием и развитием государств, их борьбой за самостоятельность и независимость. Поэтому явлению патриотизма несколько столетий.
Дать сегодня определение термину «патриотизм» — означает определить, каким должен быть человек, его отношение к окружающим людям, к себе, к семье, к природе, Родине и др. Но при этом отношения наполняются определенными желаниями, чувствами, потребностями, т.е. всем, что характеризует отношение в качестве сложной психологической структуры.
В педагогической литературе наметилась тенденция к расширительному толкованию термина «патриотизм»: количество элементов, которые входят в его состав, неодинаково у разных авторов.
Большинство исследователей признаками патриотизма называют любовь к Родине, готовность к ее защите, желание трудиться на ее благо, интернационализм, ненависть к врагам и т.д.
Впервые слово «патриот» употребилось в период Великой французской революции 1789–1793 гг. Тогда патриотами называли врагов абсолютизма и защитников революции. Слово «патриотизм» восходит к римскому и греческому времени и означает отец, родина. В первичной форме патриотизмом называли приверженность традициям отцов, уважение их обычаев и веры, отторжение «чужого» [3].
Интерес к толкованию данного понятия не ослабевает. Определение понятию дают психологи, педагоги, филологи, философы. Например:
— преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу (В.А. Даль, С. И. Ожегов, Словарь современного русского литературного языка, Российская педагогическая энциклопедия);
— «готовность подчинять свои личные и групповые интересы интересам страны, верно служить ей и защищать ее» (Психолого-педагогический словарь);
— стремление своими действиями служить интересам Отечества (Философский энциклопедический словарь);
— нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины (Краткий словарь философии);
— «любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа» (В. Микрюков) [34].
Таким образом, патриотизм рассматривается как любовь и преданность к родине и готовность защищать ее интересы.
С точки зрения Н. В. Ипполитовой, большинством философов (Н. И. Матюшкин, М. В. Митин, М. А. Свердлин, А. Чопоров и др.) патриотизм определяется как высшее нравственное чувство. Некоторые (М. И. Бабинов, И.В. Блауберг, И. К. Пантин и др.) рассматривают патриотизм в качестве нравственного или политического принципа [цит. по 25].
В своих педагогических исследованиях Н. И. Болдырев, Н.К. Гончаров, И. П. Тукаев и др., патриотизмом называют нравственные принципы; В.В. Белорусова, Д. Н. Щербаков, Н. Е. Щуркова и др. патриотизм относит к нравственным чувствам. Однако большинство ученых (Л. Р. Болотина, Н. П. Егоров, Т. А. Ильина, Т. Н. Мальковская, И. С. Марьенко, Ю. П. Сокольников, А. Д. Солдатенков и др.) патриотизмом называют сложное нравственное качество [цит. по 54].
Существуют и другие трактовки патриотизма: совокупность нравственных чувств и черт поведения (А.Г. Черняк [56]), черта морали (А.В. Шлыков [60]), часть духовности личности (Ш. Ш. Хайрулин [49]), совокупность принципов, чувств и качеств (С.Е. Матушкин [33]) и др.
Выявить сущность патриотизма возможно проанализировав его структуру. Большинство исследователей (Е.В. Беляева [3], Л.А. Гащенко [15], Н. В. Ипполитова [22], Т. В. Мишаткин [33], В. А. Середа [45], Н. М. Снопко [46] и др.) выделяют следующие структурные компоненты патриотизма:
— государственный патриотизм, предполагающий необходимость любить не только страну, но и ее социально-политическое устройство, служение не народу вообще, а государственной власти. Служба государству – это патриотический долг гражданина. В результате отождествления власти с Родиной, любая политика, которая противоречит правительственной, является «предательством национальных интересов», а нарушение государственной тайны – «изменой Родине». Но в истории множество примеров, когда интересы нации и власть имущих диаметрально противоположны, а государство под флагом патриотизма может вменять в обязанность гражданам безнравственные поступки: бессмысленные жертвы, предательство, несправедливые войны и т.п. В силу этих обстоятельств может формироваться абсолютно другой вид патриотизма, который основан на идее освобождения страны от неправедных правителей и связан с борьбой за справедливое общественное устройство. Таким образом, патриотизм является амбивалентным чувством и может выражаться и в одобрении политического строя, и в непринятии общественных порядков, в стремлении изменить государственный строй. Это свидетельствует, что Родина и государство не тождественны [45];
— гражданский патриотизм – это формирование нравственного идеала общества у подрастающего поколения, воспитание нравственности, моральных качеств, трудолюбия, уважения к людям, семье, природе, к себе. Важное значение здесь имеет привитие навыков здорового образа жизни, способности противостоять вредным привычкам и асоциальным общественным проявлениям и т.д. Этот компонент является показателем гражданской активности, деятельности по усовершенствованию общества [46];
— задача интернационализма – формирование терпимого отношения к чужой позиции и точке зрения, уважительного отношения к представителям других наций, возможность мирного урегулирования конфликтов. Проблема этого направления – противостояние различным, особенно крайним, формам национализма;
— космополитизм также возник давно. Древние греки разработали образец «гражданина мира» в противовес «гражданину полиса», и уже в то время в идее космополитизма существовало две стороны: стремление преодолеть полисную ограниченность во имя более широких общечеловеческих интересов и социальный эскапизм, равнодушие к общественной жизни, бегство от ответственности за то, что происходит в обществе. Эти моменты продолжают проявляться в моральном сознании [14].
Наряду с этими компонентами Т.В. Мишаткина [33] и Е.В. Беляева [3] выделяют религиозное служение Родине как идею, которая символизирует высший смысл жизни человека. Отношение к Родине как священной ценности означает, что ради нее необходимо пожертвовать имуществом, семьей и даже жизнью. Погибшие за Родину обретают бессмертие [3]. Подобную теорию развивает М.Ю. Узгорок [52], который предлагает духовно-религиозный компонент в качестве формы патриотизма, объясняя это тысячелетним периодом развития религиозно-патриотических взглядов и вкладом в разработку этого направления ряда представителей духовенства. Существует и другая точка зрения, отражающая взгляд на патриотизм как на качество личности. Исходя из этого, Н.М. Снопко [46] основываясь на психологическую и педагогическую литературу, к структурным компонентам патриотизма относит:
— патриотическое сознание, определяющее характер и целесообразность поступков, мотивы поведения в определенной ситуации. Оно выступает как единство прочных и глубоких идейных убеждений, определяет потребность быть полезным Родине, отношение к политике государства, к Родине, характеру общественных отношений. Патриотическое сознание молодежи является фундаментом, на котором можно строить и развивать качества, необходимые гражданину;
— патриотические чувства активизируют волю и познавательные усилия человека, подготовку к деятельности, настойчивость, которая особенно ярко проявляется в служении Родине. Источником их развития является среда, в которой происходит жизнедеятельность человека. Непосредственное участие, самовыражение по отношению к конкретной ситуации – одно из основных условий становления чувств патриота;
— толерантность – способность слышать и уважать точку зрения окружающих. Толерантность необходимо рассматривать в контексте понятий признание (способность видеть в другом носителе других ценностей, форм поведения, логики мышления, а также осознание его права быть другим), принятие (безусловное положительное отношение к отличиям), понимание (умение видеть изнутри другого, взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей и его);
— патриотические убеждения складываются в результате усвоения знаний о патриотизме и развития патриотических чувств. На их формирование направлено использование социальных проектов. Как компонент патриотизма патриотические убеждения подразумевают уверенность в правильности и необходимости применения знаний о патриотизме в жизни, осознание личностью общечеловеческих ценностей;
— навыки патриотического поведения. Основное средство для их развития – социальные упражнения – создание ситуаций, в которых личность побуждается к самоопределению, к выбору максимально приемлемого способа поведения [46].
Не менее интересным является подход Н.В. Ипполитовой [22], которая в структуре патриотизма выделяет рационально-идеологический, эмоционально-психологический и действенно-практический компоненты. Благодаря этому удалось отойти от одностороннего понимания патриотизма как переживания отношения к Отечеству и Родине. Автор усилила аспект патриотизма, который указывает на обязательность осознания патриотического долга и необходимость постоянной реализации патриотически направленной деятельности.
Рассматривая патриотизм как сложное явление, Н.В Ипполитова приходит к следующим заключениям:
— выделение в структуре патриотизма таких понятий, как Родина и Отечество, предполагает включение в содержание патриотизма любовь к Родине, верность и служение Отечеству, что определяет сочетание положительного эмоционального отношения к своей стране и к родной земле, обществу на данном этапе его развития;
— любовь к родному языку, к родным местам, уважение к своему народу, его традициям и обычаям относятся к нравственным чувствам, которые характеризуют переживания человека на основе соотнесения моральных норм с поступками людей. На методологическом уровне патриотизм реализуется как нравственный принцип; на эмоционально-психологическом − как моральное чувство, на поведенческом – как интегративное нравственное качество. Подобная трактовка позволяет дать рассматриваемому явлению целостную характеристику и выявить его сущность [22].
Результаты анализа структуры понятия «патриотизм» представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Структура понятия «патриотизм»

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы