Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психологические барьеры у школьников при изучении иностранного языка( на примере английского)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 7
1.1 Понятие, виды, психологические факторы учебных затруднений школьников 7
1.2 Психологические предпосылки успешности и трудностей в изучении иностранного языка в подростковом возрасте 16
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УЧЕБНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 28
2.1 Диагностика учебных затруднений обучающихся 8-го класса МОУСШ … 28
2.2 Система работы учителя иностранного языка по профилактике учебных затруднений школьников 39
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Интеграция в мировое сообщество, новые требования Федеральных образовательных стандартов (далее – ФГОС) не только ставит перед нашим государством новые задачи, но и выдвигает новые требования к решению уже имеющихся. Это касается как различных отраслей хозяйства, так и системы образования; в частности, актуализируется вопрос изучения иностранных языков, без чего невозможна подготовка специалистов международного уровня. Однако эта задача имеет много аспектов, которые требуют тщательного рассмотрения. В то время, как некоторые из них являются хорошо изученными, исследованию других еще не уделено достаточного внимания ученых. Именно рассмотрению одного из таких аспектов посвящено наше исследование.
Организация учебного процесса по изучению иностранных языков в современных условиях заставляет педагогов не только задействовать все имеющиеся для этого возможности, но и постоянно искать новые. Решение этой проблемы требует максимально полного использования как имеющихся психологических ресурсов учащихся, так и овладение педагогами современными средствами и методами психологического воздействия в процессе психолого-педагогического взаимодействия [Высоцкая, 2002, с. 445-452]. В частности, стоит задача выявления и преодоления психологических барьеров, которые зачастую возникают при изучении иностранных языков.
К изучению проблемы психологических барьеров неоднократно обращались как отечественные, так и зарубежные исследователи [Василевская, 2017; Глазкова, 2012; Разина, 2016 и др.]. Психологические барьеры, препятствующие общению на иностранном языке, получили название «языкового барьера». Языковой барьер проявляется как индивидуальная, субъективная невозможность использования имеющихся знаний. Это своеобразный психологический барьер речи, который проявляет себя в невозможности выразить свои мысли, а также собственную точку зрения. Такой барьер присутствует и в родном языке, однако часто прослеживается именно при изучении иностранных языков.
В психологии под барьерами понимают определенные препятствия, мешающие достижению взаимопонимания между людьми; их разделяют на содержательные и психологические. Содержательные барьеры являются следствием того, что одно и то же явление можно трактовать по-разному. Несовпадение смыслов создает препятствия для взаимопонимания между партнерами. Механизм психологических барьеров заключается в усилении негативных переживаний – стыда, чувства вины, страха, тревоги, заниженной самооценки и тому подобное. Психологические барьеры проявляются в неадекватной ситуации пассивности, или же наоборот, чрезмерной активности субъекта, что препятствует выполнению им определенных задач [Манина, 2013; Ульянова, 2018].
Вопрос о психологических барьерах тесно связано с субъективными трудностями личности, с которыми она сталкивается при выполнении той или иной деятельности. Существует определенная связь между психологическими барьерами личности и недостатками ее психологических свойств, прежде всего, черт характера. Решение проблемы психологических барьеров актуально в связи с поиском психологами путей повышения эффективности деятельности. В этом контексте проведены исследования по проблемам психологической готовности личности к деятельности. Тематика, которая касается самореализации, также касается вопроса преодоления внутренних препятствий для реализации личности [Массанов, 2010, c. 8-9]. В частности, как отмечает автор, к таким ограничениям относятся борьба с неблагоприятными эмоциональными состояниями, трудности в общении, иногда это может быть внутренний конфликт и тому подобное. Это же можно сказать и о негативных переживаниях, сопровождающих процесс изучения языков.
Противоречие исследования: несмотря на теоретическую разработанность вопроса отмечается недостаточная методическая разработанность проблемы преодоления психологических барьеров у школьников при изучении иностранного языка, в частности английского.
Объектом исследования является учебная деятельность школьников.
Предметом исследования являются индивидуальные психологические особенности и способности учащихся, обусловливающие возникновение учебных затруднений при обучении иностранному языку.
Цель исследования – выявление психологических предпосылок (факторов) успешности и трудностей в изучении иностранного языка у современных школьников.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие, виды, психологические факторы учебных затруднений школьников.
2. Описать психологические предпосылки успешности и трудностей в изучении иностранного языка в подростковом возрасте.
3. Провести опытно-экспериментальную работа по профилактике учебных затруднений у школьников при изучении иностранного языка.
4. Разработать систему работы учителя иностранного языка по профилактике учебных затруднений школьников.
Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что существует связь между психологическими особенностями ученика и имеющимися у него трудностями в освоении иностранного языка.
Методологическую основу исследования составили идеи Л.С. Выготского, Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, Е.И. Пассова, M. Hayase, J. Higgins и др.
Эмпирическую базу исследования составила опытно-экспериментальная работа, проводимая в МОУ СШ…
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
– теоретически: анализ литературы, моделирование, проектирование;
– эмпирические: опросно-диагностические методы, изучение педагогической документации, обобщение педагогического опыта;
– статистические: статистическая обработка полученных результатов в ходе исследования.
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена тем, что собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках данной проблемы, а также в качестве лекционного материала для студентов психолого-педагогических специальностей.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что они имеют практическую ценность при решении проблем, связанных с психологическими барьерами у школьников при изучении иностранного языка; в разработанной системе работы учителя иностранного языка по профилактике учебных затруднений у школьников.
Структура и объем выпускной квалификационной работы обусловлена логикой проведенного исследования.
Работа состоит из введения, двух главы, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате написания данной работы была достигнута цель исследования: выявлены психологические предпосылки (факторы) успешности и трудностей в изучении иностранного языка у современных школьников.
Достижению данной цели способствовало решение ряда задач:
1. Рассмотрены понятие, виды, психологические факторы учебных затруднений школьников. Учебная неуспеваемость у части детей – это довольно закономерное явление, которое нельзя полностью преодолеть или предупредить никоим стандартизированным набором психолого-педагогических воздействий. Причина этого – чрезвычайно высокая вариативность факторов, которые могут порождать проблему, их зависимости как от личностных, так и вне личностных факторов. Именно постоянная изменчивость причин, становятся основой первичной школьной неуспеваемости, и определяет недостаточную эффективность переноса наработанных коррекционных мероприятий в новые условия. Разработка методик преодоления учебной и общей неуспеваемости, основанных на работе с психологической составляющей явления, тормозится отсутствием целостного представления о его психологических механизмах.
2. Описаны психологические предпосылки успешности и трудностей в изучении иностранного языка в подростковом возрасте. Педагоги должны учитывать физиологические, когнитивные и аффективные аспекты каждой возрастной категории при разработке и практическом применении в учебных заведениях рабочих программ по иностранному языку. Учет разногласий между детьми и подростками в вопросах изучения иностранного языка будет способствовать успешности данного процесса.
3. Проведено опытно-экспериментальную работу по профилактике учебных затруднений у школьников при изучении иностранного языка. Диагностика мотивации у учащихся по методике М.И. Лукьяновой показала, что 4 испытуемым свойственен очень высокий уровень мотивации, 6 испытуемых обладают высоким уровнем мотивации учения. Нормальный (средний) уровень мотивации учения выявлен у 3 испытуемых, сниженный уровень мотивации учения – у 2 учащихся.
Было установлено, что учебный мотив свойственен 4 учащимся; социальный мотив – 3 учащимся; позиционный мотив – 2 испытуемым; оценочный мотив – 2 испытуемым; игровой мотив – 2 испытуемым; внешний мотив – 2 испытуемым.
Диагностика мотивации у учащихся по методике Н.Г. Лускановой показала, что 6 испытуемых обладают положительным отношением к школе, то есть в целом отношение к школе у детей положительное, хотя большинство привлекает внеурочные аспекты обучения – общения с учителем и сверстниками, позиция школьника, атрибутика школьной жизни. Максимально высокий уровень мотивации свойственен 5 ученикам, хорошая школьная мотивация – 4 испытуемым. Низкая мотивация обнаружена у 2 учащихся, негативным отношением к школе не обладает никто.
Обследование диалогического высказывания у подростков показало, что: высокий уровень свойственен 6 учащимся; средний уровень – 7 учащимся; низкий уровень – 2 учащимся.
На уровне статистической значимости была определена взаимосвязь уровня мотивации и трудностей и барьеров в овладении иностранным языком. Для этого использовался автоматический расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
4. Разработана система работы учителя иностранного языка по профилактике учебных затруднений школьников.
Уроки английского языка должны иметь коммуникативную направленность и учитывать психологические особенности учащихся, в связи с этим приоритетными видами деятельности, которые связаны с преодолением трудностей и формированием у обучающихся умений и навыков использовать язык как средство общения для удовлетворения собственных нужд, в частности перспектив профессионального самоопределения. Заинтересованность учащихся по усвоению языка в значительной степени зависит от мотивированности учебных действий, выполняемых на уроке.
Овладение иностранным языком происходит не только в урочное время. Органическое сочетание урока, домашней и внеклассной работы позволяет обеспечить эффективное формирование иноязычных коммуникативных навыков и умений, способствует преодолению психологических и языковых барьеров, развитию у учащихся самостоятельной, коммуникативно-познавательной и социальной активности, которая ориентирует их на использование иностранного языка.
Хорошо поставленная урочная и внеклассная работа способствует повышению качества знаний учащихся, помогает закрепить, расширить и углубить эти знания, способствует дальнейшему совершенствованию их речевых навыков и умений и создает условия для осуществления комплексного подхода ко всему воспитанию учащихся, развивает их творчество, инициативу и самостоятельность.
Внеклассные мероприятия являются хорошим стимулом к изучению иностранного языка, так как они создают условия, в которых учащиеся на практике пользуются иностранным языком как средством общения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

1.1 Понятие, виды, психологические факторы учебных затруднений школьников

Современные образовательные задачи интенсификации и оптимизации школьного обучения, его личностной ориентированности логично ставят проблему выявления и нивелирования факторов неуспеваемости учеников. Проблема возникновения неуспеваемости у каждого отдельного ученика своеобразна и связана как с индивидуальными чертами его личности, так и особенностями его взаимодействия с окружающей средой. Особенности учебной деятельности детей и связанные с ней характерные черты их способности к учению имеют специфику на разных этапах обучения.
Явление школьной неуспеваемости всегда находилось в центре внимания различных специалистов: педагогов, психологов, медиков. Однако в исследованиях преобладал педагогический ракурс видения проблемы, педагогический подход, направленный на предупреждение и коррекцию, а не на выявление механизмов несостоятельности ребенка эффективно усваивать материал. К тому же, как отмечает Ю. Машбиц, психологи долгое время рассматривали процесс обучения преимущественно «как передачи информации от учителя к ученику либо как подкрепление поведения. При таком толковании обучения проблема его психологических механизмов не выступала как актуальная [Машбиц, 2002, с. 469]. Источники школьной неуспеваемости искали в социальных условиях жизни, моральных или генетических особенностях ребенка, психологическом дискомфорте, неумении наладить контакт с учителем или одноклассниками, несоответствия потребностей ребенка системе обучения и тому подобное.
Однако при всем разнообразии причин школьной неуспеваемости, которые выделяли исследователи проблемы, чаще всего главным внешним показателем выступал ниже (по сравнению с общей выборкой) уровень сформированности у ребенка как определенных формальных знаний и умений, так и определенных психологических черт [Милицына 2017; Милицына 2018]. Следует отметить, что в течение долгих лет изучения вопроса почти каждая черта индивидуальности школьника была названа исследователями как возможная главная причина школьной неуспеваемости.
Факторы, обусловливающие проблемы в обучении младших школьников, можно условно разделить на социальные и личностные. Социальные факторы определяют особенности среды, в которой развивается ребенок, происходит становление его системы «Я». Факторы, связанные с личностным развитием ребенка, и обусловливающие возникновение проблем в учебной деятельности, можно рассматривать как физиологические и психологические [Авдеева, 2011, с. 5]. Указанные факторы влияют на становление ребенка еще в дошкольном возрасте. С началом школьной жизни важную роль играет еще один фактор – влияние самой системы обучения и, в частности, учителя, который может проявляться в таких аспектах:
 несоответствие организации школьного обучения физиологическим особенностям детей;
 не учёт учителем социальных факторов, влияющих на становление и развитие личности; недостаточная внимание педагога к физическому и психическому развитию ребенка;
 несистематическое содействие психологическому развития личности; несостоятельность педагога осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывая низкую профессиональную активность и подготовку, нежелание внедрять новые методики обучения;
 недостаточное умение учителя уравновешивать свое психическое состояние, регулировать собственное поведение, учитывая возрастные особенности развития младших школьников;
 чрезмерное внимание педагога к дифференциации детей на группы по уровню умственного развития и успеваемостью, предоставление открытой преимущества ученикам с высоким уровнем развития интеллекта и знаний тому подобное.
На способность ученика младшего школьного возраста длительное время достигать поставленной цели, целенаправленно преодолевать трудности и препятствия влияет развитие его волевых качеств. Их несформированность приводит к тому, что в случае неудачи ребенок может потерять веру в свои силы и возможности, тогда как в учебной деятельности для самостоятельного достижения результата нужна особая сосредоточенность умственных и волевых усилий [Климчук, 2008, с. 5].
Способность преодолевать трудности в учебном процессе имеет большое влияние на формирование положительной мотивации учащихся. Проблема в обучении – это осознанное противоречие, которое тормозит дальнейший процесс деятельности учащихся, способствует возникновению установки на сложность учебного процесса для ребенка, его собственную несостоятельность к получению успехов [Зверева 2015].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы