Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему психологические аспекты применения игровых технологий на уроках экономики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Игровая деятельность в трудах отечественных и зарубежных ученых 5
1.2. Применение игровой деятельности в учебном процессе 19
Выводы по Главе 1. 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Результаты исследования и их анализ 44
Выводы по Главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 64

  

Введение:

 

В современных условиях ускорения социально-экономического развития РФ остро стоит проблема обеспечения высокого уровня экономической компетентности молодого поколения. Перед современной школой стоит задача подготовки к социально-трудовой, педагогической и психологической адаптации учащихся и выпускников учреждений общего среднего образования. Экономическое образование стало потребностью сегодняшнего дня и призвано сформировать у школьников не только экономические знания, а главное — экономическую культуру.
Проблема психологических аспектов применения игровых технологий на уроках экономики в старших классах массовой школы является актуальной в связи с тем, что вызовы современности требуют поиска эффективных психолого-педагогических форм и методов развития интереса школьников к обучению вообще, экономических знаний — в частности. Для этого необходимо учитывать психологические факторы, которые активизируют процесс обучения, что возможно посредством активного внедрения в учебно-воспитательный процесс игровых технологий, направленных на становление у учащихся положительной познавательной мотивации, формирование интереса учащихся к экономическим знаниям.
Развитию теории игровой деятельности посвящены многочисленные научные психологические исследования, в которых данная проблема рассматривается с разных точек зрения (З. Фрейд, А. Фрейд, Г. Спенсер, К. Фабри, Ж. Пиаже, К. Гросс, Й. Хейзинг, Д. Винникот, Э. Берн, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.).
Психологические аспекты применения игровых технологий нашли отражение в трудах П.П. Блонского, П.А. Ветлугиной, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна др.
В исследованиях А.П. Панфиловой, Н.В. Матяш, М.Н. Гусловой, Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина и др. определена эффективность использования игр в развитии и социализации школьников в рамках общего образовательного учреждения.
Теоретический анализ научно-методологической литературы и современных исследований в области психологии и педагогики, посвященных проблеме психологических аспектов применения игровых технологий на уроках экономики, свидетельствует о ее значимости и определяет актуальность исследования.
Объектом исследования является — учебная игра как эффективное средство обучения.
Предмет исследования — психологические аспекты применения игровых технологий на уроках экономики.
Цель: исследование психологических аспектов применения игровых технологий на уроках экономики.
Гипотеза: при применение игровых технологий на уроках экономики у школьников повышается мотивация и креативность мышления.
Задачи исследования:
— изучить проблему игровой деятельности в трудах отечественных и зарубежных ученых;
— охарактеризовать применение игровой деятельности в учебном процессе;
— представить характеристику и методы исследования
— провести эмпирическое исследование психологических аспектов применения игровых технологий на уроках экономики.
Методы исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов научного исследования, в частности:
— теоретические: изучение, анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы и интернет-источников относительно психологических аспектов применения игровых технологий на уроках экономики., научно-методических основ использования игр в процессе обучения экономике в рамках массовой школы;
— эмпирические: наблюдение, эксперимент;
— статистические: количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных.
Методики:
1 Тест «Изучение мотивационной сферы учащихся (Н.Ц. Бадмаевой)
2 Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате исследования психологические аспектов применения игровых технологий на уроках экономики нами была получена возможность для формулировки следующих выводов:
Игра имеет большое значение в жизни и развитии людей разного возраста. В ходе игры происходит формирование важнейших психических процессов и действий, в игре активно усваиваются нормы поведения, разнообразные правила взаимоотношений между людьми, моральные нормы и др.
Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.
В результате проведенного эмпирического исследования психологических аспектов применения игровых технологий на уроках экономики нами была доказана поставленная в работе гипотеза о том, что при применение игровых технологий на уроках экономики повышается мотивация и креативность мышления школьников.
Выявлено, что использование игровых форм организации учебной деятельности способствует развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности.
На констатирующем этапе средний ранг уровня творческого мышления составляет 2,6, на контрольном этапе – 3,2. Это доказывает то, что увеличение индивидуальных показателей развития творческого мышления под воздействием психологических аспектов применения игровых технологий на уроках экономики, неслучайно.

 

Фрагмент текста работы:

 

Проблема игровой деятельности издавна привлекает к себе внимание со стороны психологической науки.
Игра имеет большое значение в жизни и развитии людей разного возраста. Игровая деятельность представляет собой некоторую активность индивида, направленную на условное моделирование определенной развернутой деятельности, форма деятельности в условных ситуациях, которая направляется на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.
В ходе игры происходит формирование важнейших психических процессов и действий, в игре активно усваиваются нормы поведения, разнообразные правила взаимоотношений между людьми, моральные нормы и др.
Зарубежные и отечественные психологи посвящали свои исследования теории и практике игры (З. Фрейд, А. Фрейд, Г. Спенсер, К. Фабри, Ж. Пиаже, К. Гросс, Й. Хейзинг, Д. Винникот, Э. Берн, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.).
При этом, результаты проведенного анализа научной литературы свидетельствуют о том, что несмотря на то что важность игры признается практически всеми психологами, до сих пор в мировой науке нет однозначного определения, что же такое игра, а рамках рассмотрения каждого направлении игра понимается по-разному. В рамках психологической науки зарубежными исследователями накапливались теории игры. Каждая из теорий отражала определенные проявления многогранного явления игры, не охватив при этом полной истинной ее сущности.
На понимание природы игры большое влияние оказала психоаналитическая теория З. Фрейда, которая отмечала в ней реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни. По Фрейду, основной функцией игр является снятие «запретов» и имитация удовольствия от неудовлетворенных желаний.
Современные последователи психоанализа, разработанного З. Фрейдом, рассматривают игру как проекцию тех трудностей и конфликтов, которые существуют в реальной жизни ребенка, в ее взаимоотношениях с близкими людьми. Путем символического розыгрыша травмирующей ситуаций ребенок может успешно преодолеть реальные конфликты. Таким образом, игра рассматривается как способ, обеспечивающий успешную адаптацию ребенка к социальному миру.
Д. Л. Морено был не совсем согласен с выводами З. Фрейда и предложил использовать игру как основу для формирования и развития «Я». Ученый относился к игре как к средству терапии и символического исполнения желаний [Гришунин, 2012, с. 47].
В понимании игры А. Адлер отталкивался из того, что под воздействием непрерывного травмирующего влияния, у ребенка появляются вытесненные желания: влечение к власти, к самоутверждению, которые он реализует в игре, а бесконечно воспроизводя их — изживает.
К. Юнг видел в игре то, что «…помогает справиться с реальной жизнью», динамическую силу, которая толкает фантазию.
На протяжении XIX-XX вв. были сформулированы четыре основные теории игры:
1. Теория избытка нервных сил Г. Спенсера. В теории игры Г. Спенсера источник игры усматривается в избытке сил. По мнению автора «…избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре». Как отмечалось ученым, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждал, что игры людей являются проявлением инстинктов, направленных на успех в «борьбе за существование», вызывают «идеальное удовольствие» этих инстинктов и совершаются ради этого удовольствие [Кобзарь, Тикменов, Тикменова, 2016, с.102].
2. Теория тренировки (инстинктивности) К. Гросса получила особую популярность. Под влиянием идей З. Фрейда ученый дополнил свою теорию учением об игре, как катарсисе (душевном очищении). В исследовании К. Гросса сущность игры выражается в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности, у взрослых игра является дополнением к жизненной действительности и отдыхом [Яцковец, 2018]. Так, автор считал игры школой жизни, игра, по Гроссу — вечная школа поведения.
Необходимо отметить, что ученый фактически показал социальность игры, охарактеризовал ее, как способ присоединить человека к социуму посредством добровольного подчинения правилам и лидеру. Автор описал основные факторы, которые влияют на человека во время игры: ответственность за себя и команду, уважение к правилам, попытка показать себя, благородство, формирование способности к образованию.
Несмотря на то, теория К. Гросса неоднократно подвергалась критике ученых, она имеет большое значение для современной науки.
3. Теория рекапитуляции и антиципации (Г.С. Холла). Г. С. Холл выдвинул идею рекапитуляции (сокращенного повторения этапов развития человечества) в детских играх. Игра, по мнению ученого и сторонников теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться более цивилизованными.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы