Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Физическая культура

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психологические аспекты отбора и ориентации в игровых видах спорта

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА И ОРИЕНТАЦИИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА…………………………………………………… 6
1.1. Понятия «спортивный отбор» и «спортивная ориентация»……………. 6
1.2. Основные виды, принципы, критерии, методы, средства, формы отбора…………………………………………………………………………. 10
1.3. Особенности спортивного отбора на этапах многолетней подготовки 22
1.4. Технология психологического отбора в спорте………………………… 31
1.5. Отличительные особенности игровых видов спорта………………….. 38
Выводы к главе 1………………………………………………………………….47
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА И ОРИЕНТАЦИИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА………………………………………………….. 49
2.1. Структура профессионально-важных качеств спортсменов игровых видов спорта…………………………………………………………………… 49
2.2. Составление психограммы спортсменов игровых видов спорта……… 53
2.3. Анализ экспериментальных данных по отбору спортсменов в игровых видах…………………………………………………………………………… 56
Выводы к главе 2……………………………………………..………………….62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 66

  

Введение:

 

Актуальностью работы является вопрос о своевременном выявлении способностей у детей и подростков, так как у них по мере формирования и развития организма двигательные и психические способности дифференцируются, различные их проявления становятся менее взаимосвязанными, и все заметнее начинают обнаруживаться склонности к занятиям игровыми видами спорта. Спортивный отбор представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта. Эффективный отбор может быть осуществлен на основе длительных комплексных исследований (педагогических, медико-биологических, психологических и антропометрических критериев отбора), которые предполагают анализ личности спортсмена в целом и его спортивных способностей. Слабое проявление свойств личности и физических способностей применительно к футболу не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Мало предпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечить высокую результативность в другом виде спорта. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора, опираясь на научные основы и методики отбора детей для комплектования спортивных групп.
Важная роль в подготовке спортивных резервов принадлежит эффективной системе отбора перспективных юных кандидатов на роль спортсмена в игровых видах спорта. Больших успехов добиваются те из них, которые наряду с ярко выраженной двигательной одаренностью обладают высоким уровнем развития моральных и волевых качеств, значительной работоспособностью, в совершенстве владеют спортивной техникой и тактикой, а также обладают высокой степенью устойчивости к сбивающим факторам в соревнованиях. Все это обуславливает необходимость специального отбора лиц, обладающих высоким уровнем развития перечисленных качеств и способностей для успешной специализации в игровых видах спорта.
Кроме того, зависимость успешности спортивной деятельности от определенного набора индивидуальных и личностных качеств является одной из ключевых проблем в психологии спорта.
Ввиду малой изученности данной проблемы в литературе задача настоящего исследования заключалась в выявлении уровня развития и влияния профессионально важных психологических качеств на результативность технико-тактических действий юных спортсменов.
На сегодняшний день проблема результативности технико-тактических действий в игровых видах спорта является недостаточно изученной. Возможно, это является одной из причин недостаточной результативности соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов.
Анализ степени изученности проблемы подготовки спортсменов в игровых видах спорта свидетельствует о наличии ряда вопросов, требующих решения. Одним из таких вопросов является изучение уровня развития профессионально важных психологических качеств и их влияния на обучение технико-тактическим действиям. В этой связи разработка обозначенной проблемы считается актуальной и целесообразной для совершенствования подготовки юных спортсменов.
Объект исследования: процесс спортивного отбора в игровых видах спорта.
Предмет исследования: психологические аспекты отбора и ориентации в игровых видах спорта.
Цель исследования – выявить психологические аспекты отбора и ориентации в игровых видах спорта.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— исследовать основные виды, принципы, критерии, методы, средства, формы спортивного отбора и спортивной ориентации;
— выявить отличительные особенности игровых видов спорта;
— определить структуру профессионально-важных качеств спортсменов игровых видов спорта;
— составить психограмму спортсменов игровых видов спорта и провести анализ экспериментальных данных по отбору спортсменов в игровых видах.
Гипотеза исследования. Предполагается, что результативность технико-тактических действий на примере спортсменов игровых видов спорта связана со сформированностью профессионально важных психологических качеств, а при отборе детей для занятия футболом не следует руководствоваться показателями только физических качеств, следует также использовать данные их психофизиологических особенностей, поскольку существует взаимосвязь выбранных критериев.
Методы и методики исследования: анализ литературных источников, тестирование, педагогическое наблюдение, методы математической статистики.
Научная новизна результатов исследования состоит в следующем: показана недостаточно высокая результативность технико-тактических действий в игровых видах спорта, на примере юных спортсменов в футболе; выявлен уровень развития ряда профессионально важных психологических качеств, обусловливающих результативность технико-тактических действий; показана взаимосвязь психологических качеств с результативностью технико-тактических действий.
Теоретическая значимость заключается в дополнении положений теории спортивной тренировки новыми сведениями о содержании профессионально важных психологических качеств и их значении в овладении юными футболистами технико-тактическими действиями.
Практическая значимость полученных результатов заключается в выявлении значимости профессионально важных психологических качеств в овладении и выполнении технико-тактических действий спортсменами, что позволяет рекомендовать полученные результаты для внедрения в практику.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Спортивный отбор представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта. Эффективный отбор может быть осуществлен на основе длительных комплексных исследований, которые предполагают анализ личности спортсмена в целом и его спортивных способностей на основе педагогических, медико-биологических, психологических и антропометрических критериев отбора.
Анализ литературных источников показал, что проблемам спортивного отбора и спортивной ориентации уделяется достаточно внимания. Для грамотного решения проблемы спортивного отбора необходимо подобрать наиболее информативные и эффективные критерии. Выбор критериев зависит от особенностей избранного вида спорта, а также от этапа спортивной подготовки.
Спортивный отбор представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта. Эффективный отбор может быть осуществлен на основе длительных комплексных исследований, которые предполагают анализ личности спортсмена в целом и его спортивных способностей на основе педагогических, медико-биологических, психологических и антропометрических критериев отбора [13]. Слабое проявление свойств личности и физических способностей применительно к футболу не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Мало — предпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечить высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора, опираясь на научные основы и методики отбора детей для комплектования спортивных групп. Важная роль в подготовке спортивных резервов принадлежит эффективной системе отбора перспективных юных футболистов. Больших успехов добиваются те из них, которые наряду с ярко выраженной двигательной одаренностью обладают высоким уровнем развития моральных и волевых качеств, значительной работоспособностью, в совершенстве владеют спортивной техникой и тактикой, а также обладают высокой степенью устойчивости к сбивающим факторам в соревнованиях. Все это обуславливает необходимость специального 5 отбора лиц, обладающих высоким уровнем развития перечисленных качеств и способностей для успешной специализации в футболе
В практической части исследования была проведена диагностика футболисток 8-9 лет Детско-юношеской спортивной школы «Олимп». В футболе начальный отбор практически осуществляется с помощью двух методов: игрового и тестового. На вступительных экзаменах предлагают одни и те же упражнения и нормативы совершенно разным по своему развитию детям. Ведь среди 8-9 летних девочек есть те, которые по темпам биологического созревания существенно опередили своих сверстников. В спортивной практике отбор будущих футболисток осуществляется, как правило, на основании результатов, показанных в специальных тестах на приемных испытаниях, в тренировочные группы зачисляются те, кто показал лучшие результаты среди экзаменуемого контингента.
На основе примененных для оценки методик 85% процентов имеют слабую силу нервной системы. Организм со слабой нервной системой неспособен к длительной активности при высоком психическом напряжении, а также с неравномерной максимальной интенсивностью: человек с таким организмом быстро утомляется и истощается. 15% игроков имеют инертный тип нервной системы. В спорте этот тип проявляется прежде всего в недостаточно быстрой выработке и переделке двигательных навыков, в замедленных реакциях, в трудности переключения от одного вида деятельности к другому. Низкая устойчивость внимания у 25%, средняя у 40%, высокая у 35%. Так же у 95% испытуемых низкий объем внимания, это говорит о том, что при быстрой смене событий, например, при более опытном и быстром сопернике игроки с низким объемом внимания будут теряться, т.к. будет быстро меняться ситуация игры. Всего 5% имеют средний объем внимания. 100% игроков обладают высоким уровнем распределения внимания.
Проанализировав результаты методик, мы пришли к выводу, что есть игроки с инертным типом нервной системы (15%), но только один игрок с таким типом в силу своего физического развития опережают своих сверстников в физической подготовке, сдает контрольно — переводные нормативы лучше, но т.к. тип нервной системы измениться со временем не может, ему будет все сложнее и сложнее адаптироваться к быстро меняющейся ситуации на поле, игроки с иным типом нервной системы будут более продуктивны, хотя сейчас они уступают в физическом развитии.
Иными словами, одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало говорят о его перспективных возможностях. Поэтому что бы не терять перспективных детей, не стоит проводить отбор только по их физическому развитию.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА И ОРИЕНТАЦИИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА
1.1. Понятия «спортивный отбор» и «спортивная ориентация»

Проблема спортивного отбора начала оформляться в единое научное направление в 60-е годы XX-го столетия, получив особенно большое развитие в 70-80-е годы.
1. У истоков создания целого направления в науке стояли доктор педагогических наук, профессор В. П. Филин (педагогическое направление) и доктор медицинских наук, профессор Р. Е. Мотылянская (медицинское направление). В 60-е годы во ВНИИФКе в секторе юношеского спорта была открыта лаборатория спортивного отбора, а в секторе спортивной медицины – лаборатория возрастной функциональной диагностики. В развитие проблемы большой вклад внесли труды В. П. Филина, С. С. Грошекова, П. З. Сириса, Р. Е. Мотылянская, В. С. Гориневская, Э. Г. Мартиросова, М. С. Бриля, Н. Ж. Булгаковой, В. М. Волкова, А. А. Гужаловского, В. А. Запорожанова, В. Н. Платонова, В. Б. Шварца, С. В. Хрущева и других.
На основе методологических разработок сформировалась общая теория спортивного отбора. В настоящее время, несмотря на достаточно полное освещение в научной литературе, считается, что теория спортивного отбора находится в стадии становления [10].
Из основных понятий теории спортивного отбора В. М. Волков[9] и В. П. Филин [52] выделяют три:
− спортивный отбор;
− спортивная ориентация;
− спортивная селекция.
Спортивный отбор – это комплекс организационных мероприятий по выявлению способных детей для данного вида спорта или группы видов спорта.
Спортивная ориентация – это вид ориентации, направленной на оказание организованной помощи детям и молодежи в выборе предмета спортивной специализации, с учетом индивидуальных способностей, склонностей и интересов.
Спортивная селекция – это отбор лучших спортсменов на различных этапах спортивного совершенствования [11].
Таким образом, в целом можно сказать, что отбор – это поиск здорового ребенка, ориентированного на повышенную двигательную активность, а ориентация – это выбор для каждого отдельно взятого ребенка вида спортивной деятельности, исходя из требований вида спорта (межвидовая ориентация) или соответствия спортивному амплуа (внутривидовая ориентация) [10].
Рассматривая спорт как профессиональную деятельность человека, возникает необходимость и важность проведения спортивного отбора. От качества его проведения зависит развитие не только избранного вида спорта, но и спортивной деятельности в целом.
По мнению В.П. Филина, спортивный отбор – это система организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки и способности детей в определенном виде спорта [50].
Отбор детей для занятий игровыми видами спорта в спортивные школы и организации является важнейшим условием, выполнение которого гарантирует высокий уровень подготовки. Поиск идеала командного игрока подразумевает выявление требований, которым должен соответствовать спортсмен самого высокого класса. Образец (эталон) должен обладать комплексом необходимых свойств – физиологических, антропометрических, физических, социологических. [8]
На примере нормативов для зачисления в группы по волейболу на этапе начальной подготовки видно, что основные критерии отбора спортсменов определены как скоростные, скоростно-силовые качества и координация (табл. 1) [1].
Требования по отбору детей по антропометрическим показателям отсутствуют. Хотя ранее, во всех примерных программах, рекомендованных Министерством спорта РФ, методических рекомендациях Всероссийской федерации волейбола одним из обязательных нормативов для зачисления в спортивную школу являлись ростовые показатели ребенка. [3]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы