Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психологическая готовность педагогов к работе с дошкольниками с РАС
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С РАС 6
1.1 Психологическая характеристика педагогов, работающих с 6
дошкольниками 6
1.2 Психологическая характеристика дошкольников с РАС 11
1.3 Проблемы психологической готовности педагогов к работе с дошкольниками с РАС 27
1.4 Возможности использования цифровых технологий в диагностике психологической готовности педагогов к работе с дошкольниками с РАС 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 38
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С РАС 40
2.1 Организация и методы исследования психологической готовности педагогов к работе с дошкольниками с РАС 40
2.2 Анализ результатов по изучению психологической готовности педагогов к работе с дошкольниками с РАС 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
Введение:
Современная ситуация в мире в целом и в России в частности характеризуется увеличением количества лиц с ограниченными возможностями здоровья всех категорий, и в том числе с расстройствами аутистического спектра.
Специалисты указывают, что возможности реабилитации и адаптации таких лиц, обучения их существуют и реализуются достаточно успешно. Современные тенденции в развитии образования характеризуются активным развитием инклюзии, что подразумевает, что любой ребенок с ОВЗ, в том числе страдающий расстройствами аутистического спектра, может воспитываться в среде здоровых сверстников. Большая роль в этом отводится воспитателям. Однако в данном случае может возникнуть проблема психологической неготовности воспитателя к работе с детьми данной категории. Это обусловлено рядом аспектов: во-первых, в настоящее время существует недостаток соответствующих знаний и навыков у воспитателей. Неподготовленным педагогам сложно наладить контакт с таким ребенком, включить его в занятия, подобрать те формы работы, которые оптимально подходят для конкретного воспитанника с РАС, определить момент, когда для ребенка наступает перегрузка, справиться с неадекватными поведенческими и эмоциональными проявлениями и т. д. Во-вторых, недостаток подготовленности соотносится с тем, что в обществе существует достаточно большое количество мифов в отношении данной категории детей: необучаемость или наоборот гениальность детей с РАС, полное отсутствие возможности наладить с ними контакт, агрессивность и т. д. – такие представления о лицах с РАС сложились в житейском сознании. Также следует отметить, что система помощи детям с ОВЗ, в том числе РАС, в современных условиях развита на достаточно низком уровне. Перечисленные факторы становятся причиной низкого уровня психологической готовности педагогов дошкольного образования к работе с детьми с РАС.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы Каннера Л., Карвасарской И. Б., Никольской О. С., Шипицыной Л. М., Баенской Е. Р., Шеломцевой А. А., Баляновой А. А. и др.
Цель исследования: проанализировать особенности и изучить уровень сформированности психологической готовности педагогов дошкольного образования к работе с детьми с РАС.
Объект исследования: деятельность педагогов дошкольного образования с воспитанниками с РАС.
Предмет исследования: психологическая готовность педагогов к работе с дошкольниками с РАС.
Задачи:
1) Проанализировать теоретические основы исследования психологической готовности педагогов к работе с дошкольниками с РАС;
2) Составить схему эмпирического исследования, определить методики исследования и обработки данных;
3) Эмпирически изучить особенности психологической готовности педагогов к работе с дошкольниками с РАС;
4) Проанализировать полученные данные, сформулировать выводы.
Гипотеза: мы предполагаем, что психологическая готовность педагогов дошкольного образования к работе с детьми с РАС находится на низком уровне, что связано:
1) С недостаточным уровнем специальных знаний и навыков взаимодействия с данной категорией детей,
2) Недостаточным уровнем коммуникативной толерантности педагогов.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, анкетирование, психологическое тестирование, качественный и количественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования: в результате выполненной работы нами выполнены обзор и систематизация современных научных исследований в области психологической готовности педагогов дошкольного образования к работе с детьми, имеющими РАС, а также более глубоко изучены некоторые особенности данного феномена, что может представлять интерес для других исследователей в их работе.
Практическая значимость исследования: изучение факторов, лежащих в основе низкого уровня психологической готовности педагогов дошкольного образования к работе с детьми, имеющими РАС, позволит определить мероприятия, направленные на повышение данного вида готовности, например, составить программы повышения квалификации, создать необходимые курсы и т. д.
Заключение:
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. В настоящее время отмечается рост количества детей с различными нарушениями развития. Достаточно большую долю среди них представляют дети с расстройствами аутистического спектра. Данный спектр расстройств представлен достаточно большим количеством вариантов дизонтогенеза, при этом ребенок может как демонстрировать практически нормативное течение онтогенеза, показывая определенные нарушения, которые заметны исключительно специалисту, до чрезвычайно тяжелого течения, которое предполагает недоступность ребенка для контакта, тяжелые нарушения умственного развития, а также неэффективность коррекционных мероприятий.
Следует отметить, что в современных условиях отмечается интенсивная тенденция к внедрению инклюзивной практики в образовательную систему. Это предполагает, что дети, имеющие различные нарушения развития, в том числе нарушения аутистического спектра, получают возможность обучаться в среде здоровых сверстников, однако не отменяет необходимость выстраивания для них специализированного образовательного маршрута, привлечения комплекса специалистов для работы с ним. В связи с этим возникает необходимость исследования такого аспекта, как психологическая готовность педагогов ДОУ к работе с дошкольниками данной категории.
Психологическая готовность исследовалась различными специалистами. Можно обозначить следующую структуру психологической готовности: мотивационный компонент, когнитивный компонент, а также эмоциональный компонент. Однако можно предположить, что психологическая готовность педагогов ДОУ к работе с дошкольниками, имеющими расстройства аутистического спектра будет достаточно низкой, так как они не имеют необходимо набора знаний и умений, испытывают определенный страх перед необходимостью работать с данной категорией детей, что связано с представлениями об их агрессивности, ненормативном поведении и др., а также обладают недостаточным уровнем коммуникативной толерантности, что, несомненно, снижает готовность педагогов к работе с детьми с РАС.
Для исследования уровня психологической готовности педагогов к работе с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра, нами было проведено исследование, в котором приняли участие 54 педагога общеобразовательных ДОУ. В результате этого исследования было установлено, что психологическая готовность педагогов к работе с такими детьми действительно является достаточно низкой. Так, большое количество педагогов указали на то, что у них не хватает специальных знаний и практических навыков, которые бы дали им возможность осуществлять эффективную деятельность с детьми данной категории. Кроме того, установлено, что даже педагоги, у которых такие знания имеются, не всегда пользуются достоверными источниками таких знаний. Также следует отметить, что многие педагоги не готовы самостоятельно преодолевать имеющиеся у детей нарушения, так как они выделяли тот факт, что будут активно привлекать специалистов при необходимости осуществления деятельности с данной категорией детей. Можно предположить, что это связано с определенными страхами перед работой с такими детьми. Также отмечается низкий уровень коммуникативной толерантности педагогов дошкольного образования, что выражается в неготовности терпимо принимать детей с нарушениями поведения и психики, желание «переделать» таких детей в соответствии со своими представлениями о нормативном поведении, не всегда корректные проявления своего эмоционального состояния по отношению к таким детям. Все установленные закономерности и факторы указывают на то, что актуальный уровень психологической готовности педагогов к работе с дошкольниками с РАС довольно низок.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С РАС
1.1 Психологическая характеристика педагогов, работающих с
дошкольниками
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования в качестве основных принципов дошкольного образования можно выделить:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) конструирование образовательного процесса с учетом уникальных характеристик развития каждого конкретного воспитанника, в результате чего непосредственно ребенок получает статус активного субъекта в плане отбора содержания своего образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в разнообразных формах деятельности;
5) взаимодействие дошкольного учреждения с семьей;
6) приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) развитие и активизация познавательных интересов и познавательных действий воспитанника в разнообразных формах деятельности.
Соответственно, в своей профессиональной деятельности педагог дошкольного учреждения решает ряд задач: реализация индивидуально-личностного подхода к дошкольнику, формирование у него представлений обо всем разнообразии окружающего мира, раскрытие творческого потенциала воспитанника в разнообразных формах деятельности, выработка у него коммуникативных навыков и способностей к продуктивному взаимодействию с другими детьми и взрослыми, духовно-нравственное развитие. Развитие и формирование личности ребенка-дошкольника в значительной степени обусловлено не только профессиональными знаниями и умениями воспитателя, но и особенностями его личности. Это основывается на таких факторах, как специфика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте, сензитивность к усвоению социокультурного опыта во всём многообразии взаимоотношений детей со значимыми взрослыми. Согласно представлениям И. А. Зимней, именно профессионально-психологический портрет специалиста в области дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными (индивидуально-психологическими) характеристиками и коммуникативными (интерактивными) качествами в их совокупности по сравнению с педагогом любого другого уровня и формы обучения [2].
Структура педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения тождественна общепедагогической, однако методы ее реализации и средства осуществления имеют специализированную направленность. Деятельность педагога дошкольного образования многоаспектна и обладает творческими характеристиками. Динамичность, умение находить нестандартные творческие решения в разнообразных ситуациях, способность к непрерывному самосовершенствованию и саморазвитию, высокий самоконтроль и ответственность за совершаемые действия и поступки, принятые решения – все эти качества профессионализма должны быть развиты у педагогов.