Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психокоррекция тревожности у детей сирот в подростковом возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СПОСОБОВ ЕЕ ПСИХОКОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Общая характеристика подросткового возраста 7
1.2. Анализ отечественных и зарубежных подходов к определению тревожности. Проявления и причины возникновения тревожности у подростков 12
1.3. Психолого-педагогические особенности детей-сирот и специфика формирования тревожности в подростничестве 24
1.4. Возможности психологической коррекции в контексте преодоления тревожности 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ-СИРОТ 39
2.1. Организация и проведение процедуры исследования 39
2.2. Программа психокоррекции тревожности с детьми-сиротами подросткового возраста 46
2.3. Оценка эффективности программы. Анализ и интерпретация результатов исследования 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Введение:
В современных условиях постоянно растет количество детей, оставшихся без попечения родителей. Сиротство является одной из крайне острых проблем, стоящих перед обществом, и в настоящее время в России наблюдается значительный рост численности детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Вопросы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их прав и законных интересов регламентируются в частности рядом нормативно-правовых документов, среди которых Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
Проблема исследования тревожности подростков является одной из значимых в современной психологической науке, однако ее решение направлено в основном на решение проблем тревожности у детей и подростков из обычных семей, в то время как вопросы, связанные с изучением тревожности подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, остаются без внимания. Возникновение подростковой тревожности обусловлено возрастной спецификой, обнаруживаемой в ее содержании, формах проявления компенсации и защиты. Тревожность является устойчивым личностным образованием, способным сохраняться продолжительное время; имеющим побудительные силы и устойчивые формы реализации с доминированием защитных и компенсаторных проявлений. В настоящее время зачастую не придается особого значения эмоционально-личностному развитию детей, связанному с психологическим и социальным благополучием.
Состояние тревожности является следствием подросткового кризиса, способного протекать по-разному и оказывать дезорганизующее влияние на жизнедеятельность подростков. В настоящее время значительно возросло количество подростков, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В период подросткового возраста тревожность становится устойчивым личностным образованием, опосредованным особенностями «Я — концепции», самоотношения. Наличие выраженной тревожности способствует образованию у подростков непродуктивных реакций психологической защиты.
Актуальным изучение проблем, связанных с моделированием деятельности психолога в учреждениях интернатного типа, выявлением условий эффективного формирования социальных компетенций у воспитанников школ-интернатов. Регламентированность и монотонность жизнедеятельности в условиях детского дома, отсутствие свободы выбора и атмосферы психологического комфорта и безопасности, социальная ситуация развития, подкрепленная материнской, сенсорной и коммуникативной депривацией, приводят к социальной дезадаптации детей-сирот подросткового возраста. Им свойственны такие характеристики, как инфантильность, неприятие себя как личности; нарушения интеллектуальной, потребностной, аффективной сфер; эмоциональная и психическая депривация.
К настоящему времени возникает ряд противоречий между необходимостью изучения тревожности детей-сирот подросткового возраста и недостаточным использованием потенциала психологической коррекции тревожности у подростков, воспитанников интернатных учреждений.
Цель исследования: выявить возможности психокоррекции в преодолении и профилактике тревожности у детей-сирот подросткового возраста.
Объект исследования: тревожность как психолого-педагогический феномен.
Предмет исследования: психокоррекция как средство преодоления тревожности у детей-сирот подросткового возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что существует разница между проявлениями тревожности у подростков, являющихся воспитанниками интернатных учреждений и подростками из обычных семей.
В соответствии с выдвинутой целью, объектом и предметом исследования были определены задачи исследования:
1. Раскрыть сущность феномена «тревожности» в отечественной и зарубежной психологии.
2. Выявить особенности проявления тревожности у подростков в контексте школьного обучения, и анализа семейного воспитания.
3. Изучить уровни тревожности у детей-сирот подросткового возраста.
4. Провести эмпирическое исследование эффективности применения психологической коррекции тревожности у подростков-сирот и дать анализ полученным результатам.
Методологическая основа исследования.
Подростковый возраст подробно анализировался в трудах Л.С. Выготского, В.Е. Смирнова, Л.И. Божович, Э. Эриксона, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьева, и др. Так, Л.И. Божович центральным моментом кризиса подросткового возраста считала развитие самосознания и самооценки; Д.Б. Эльконин — в появлении чувства взрослости и осознания себя в мире; В.И. Слободчиков — персонализацию; Э. Шпрангер — открытие Я, рефлексию, осознание индивидуальности; и т.д. Особенности внутрисемейных отношений изучали А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, и другие.
В настоящее время отмечается наличие работ, посвященных изучению тревожности детей в разные возрастные периоды (А.И. Захаров, Б.И. Кочубей, и др.). Проблемой тревожности занимались многие психологи: Л. И. Божович, К. Изард, А.М. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, Дж. Тейлор, А. Фрейд, К. Хорни, и др. Тревожность как базовое состояние развития неврозов исследовали З. Фрейд, А.И. Захаров, и др.
В многочисленных литературных источниках по психологии и педагогике можно встретить точки зрения различных авторов (Овчарова Р.В., Лютова Е.К., Монина Г.Б., и др.), представлены наблюдения и предположения по поводу причин возникновения тревожности, форм её проявления и последствий. По мнению А.И. Захарова, Л.М. Прихожан, систематические переживания тревоги приводят к тому, что тревожность преобразуется в личностное новообразование. Эффективности школьного обучения содействует выявление уровня тревожности учащихся, которая способна негативно отражаться на состоянии здоровья детей, снижать уровень успеваемости и мотивацию к учению, а также являться источником нарушений межличностных взаимоотношений в классном коллективе.
Методы исследования: определяются поставленными задачами:
— теоретические: теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования; синтез; обобщение; эмпирические: тестирование; методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных. В работе использовались следующие методики: методика на тревожность Спилберга в русскоязычном варианте адаптирована Ю.Л. Ханиным; методика измерения уровня тревожности (Дж. Тейлор).
База и контингент исследования. В исследовании приняли участие подростки возрастной категории 13-15 лет общим количественным составом 50 человек, распределенные в контрольную и экспериментальную группы, по 25 в каждой (подростки из обычных семей и подростки-сироты, воспитывающиеся в условиях школы-интерната).
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации на практике тренинговой программы психокоррекции тревожности у детей-сирот подросткового возраста. Полученные результаты вносят существенный вклад в решение проблем личностной тревожности у подростков, воспитывающихся в домах-интернатах и дополняют научное знание об эмоциональных состояниях личности; в работе представлены динамика и детерминанты развития тревожности у детей-сирот подросткового возраста.
Структура работы. ВКР включает ведение, две главы, заключение. Имеется список литературы и источников, приложение.
Заключение:
Ведущими мотивационными стратегиями подросткового возраста являются самопознание, самовыражение и самоутверждение. В качестве ведущих новообразований подросткового возраста выступают: принятие себя, формирование Я — концепции; острая потребность в самооценке, появление чувства взросления; избирательность контактов, становление идентичности.
К подростковому возрасту тревожность становится устойчивым личностным образованием. В подростковом возрасте тревожность формируется в результате фрустрации потребности устойчивого положительного отношения к себе со стороны значимых других.
В подростковом возрасте причинами развития тревожности служат такие факторы, как увеличение количества учебных дисциплин и учителей; учебные перегрузки; неспособность ребенка справиться со школьной программой; неадекватные ожидания со стороны родителей; регулярные оценочно-экзаменационные ситуации проверки знаний; неприятие ребенка коллективом сверстников и т.д.
Регламентированность и монотонность жизнедеятельности в условиях детского дома, отсутствие свободы выбора и атмосферы психологического комфорта и безопасности обусловливают психолого-педагогические особенности воспитанников учреждений интернатного типа. У подростков отсутствует базовое доверие к миру (чувство доверия и безопасности); присутствуют трудности произвольного поведения и эмоциональная и психическая депривация; отмечается несформированность эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, склонность к конфликтному поведению. Формализованный характер общения и необходимость адаптироваться в большим коллективам способствуют формированию у воспитанников личностной тревожности и неустойчивой самооценки.
Психокоррекция означает систему мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии и поведения с применением специальных средств психологического воздействия. Применение психокоррекционных мероприятий особенно эффективно при работе с подростками, воспитывающимися в условиях родительской депривации, в школе-интернате.
По результатам эмпирического исследования, проводившегося с подростками двух групп, получены следующие результаты.
На констатирующем этапе исследования диагностика тревожности подростков по опроснику Спилберга-Ханина позволило выявить разницу в уровнях тревожности у подростков двух групп: у подростков, воспитывающихся в обычных семьях, показатели личностной и ситуативной тревожности значительно ниже. При этом более выраженными оказались в обеих группах показатели личностной тревожности. Исследование тревожности по методике Дж. Тейлора также позволило выявить разницу в показателях тревожности у подростков — в группе подростков из обычных семей, показатели тревожности ниже, чем в группе подростков — сирот.
По результатам исследования становится очевидным, что в контрольной группе, которую составили подростки, воспитывающихся в обычных семьях, состояние эмоциональной сферы отличается большей стабильностью, чем у подростков, воспитывающихся в условиях школы-интерната. Подростки из обычных семей способны преодолевать состояния тревожности, обладают большим самоконтролем, уверенностью в себе. Устойчивость к эмоциональным нагрузкам способствует тому, что подростки обладают большей стрессоустойчивостью, способны преодолевать препятствия, мотивированы на успех, им не свойственна неуверенность в себе, расстройства настроения, чрезмерное беспокойство и т.д.
Экспериментальная работа на формирующем этапе исследования имела целью коррекцию проявлений тревожности и беспокойства у подростков-сирот на основе внутриличностных и поведенческих изменений, формирования навыков эффективного межличностного общения, навыков эмоционально-поведенческой саморегуляции, коррекции негативизма, оптимизации самооценки. Отдельно прорабатывались нарушения коммуникативного взаимодействия с окружающими. С подростками применялись такие формы работы, как игровые практикумы, дискуссионные клубы, беседы, индивидуальное и групповое консультирование, тренинги.
Были организованы занятия, каждое из которых включало проведение бесед, лекций, коммуникативных игр, психотехник на отработку положительных эмоций, отработку эталонов поведения в различных ситуациях, динамической релаксации, медитаций. В итоге у подростков постепенно формировались положительные установки к общественно принятым нормам поведения, они освобождались от негативных эмоций, осознавали собственные чувства, отрабатывали навыки коммуникативной компетентности, учились способам реагирования в стрессовых и проблемных ситуациях, обучались навыкам конструктивного взаимодействия, навыкам саморегуляции. В целом коррекционная работа была направлена на вхождение подростков в социальную среду и обучение активному взаимодействию в проблемных ситуациях; реконструкцию неблагоприятных психологических новообразований, рассматриваемых в качестве факторов риска; оптимизацию межличностных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; отработку страхов, тревожности; коррекцию дисфункциональных состояний и негативных эмоций; и т.д.
Анализ эмпирических данных по результатам контрольного этапа исследования свидетельствует о положительной динамике в показателях тревожности по всем тестам у детей-сирот подросткового возраста.
По результатам теста личностной и ситуативной тревожности по методике Спилберга (адаптация Ю.Л. Ханина) большинство детей-сирот подросткового возраста имеют умеренный (средний) уровень ситуативной (реактивной) и личностной тревожности, однако показатели личностной тревожности отличаются большей выраженностью, в то же время она не препятствует осуществлению деятельности и способствует оптимизации необходимого уровня беспокойства за результаты собственной деятельности.
В экспериментальной группе детей-сирот подросткового возраста, воспитанников интернатного учреждения по методике измерения уровня тревожности (Дж. Тейлор, адаптация В.Г. Норакидзе) достигнуты более позитивные изменения по всем шкалам: большинство подростков имеют средний уровень тревожности с тенденцией к высокому, остальные испытуемые распределились между низким уровнем тревожности и средним уровнем тревожности с тенденцией к низкому, что доказывает эффективность проведенных психокоррекционных мероприятий.
Результаты контрольной группы без существенных изменений.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СПОСОБОВ ЕЕ ПСИХОКОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1. Общая характеристика подросткового возраста
Изучение подросткового возраста представляет собой определение механизмов личностного становления индивида. Это сложный возрастной период, представленный образованием негативных проявлений, обусловливающих зачастую дисгармоничность личностного развития.
На первой стадии подросткового возраста (10-11 лет) личности свойственно своеобразное отношение к себе (принятие себя). Характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон. При этом дети обнаруживают острую потребность в самооценке и в то же время переживают неумение оценить самих себя.
На второй стадии подросткового периода, в 12-13 лет наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности.
На третьей стадии этого возраста, в 14-15 лет, возникает «оперативная самооценка», основывающаяся на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности [23, с. 189].
Образ Я, являясь когнитивной составляющей Я — концепции, предполагает в первую очередь представление индивида о самом себе. При оценке индивидом собственных возможностей, качеств среди окружающих в качестве эмоционально-оценочной составляющей выступает самооценка. Конкретные действия, вызванные образом Я и самооценкой, в совокупности составляют потенциальные поведенческие реакции. Формирование позитивного образа Я, т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. При формировании негативного образа Я могут возникнуть деформации личности в подростковом возрасте, однако чаще всего это наблюдается при девиантном поведении подростков, ранних депривациях, семейном неблагополучии, педагогической запущенности.
В подростковом возрасте важнейшими условиями для самосовершенствования являются самопознание, выделение и сопоставление своего Я с другими. Подросток начинает осознавать собственную уникальность, что способствует последовательной переориентации с внешних оценок на внутренние [9]. Образ Я, формируемый у подростков, выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной. Лишь в конце подросткового возраста происходит стабилизация целостной системы Я — концепции. Открытие собственного Я, осознание собственной индивидуальности, зарождение жизненного плана направляют Я на включение в сознательные сферы жизни посредством различных видов деятельности [50]. Изменчивые и подверженные внешним влияниям образы Я постепенно интегрируются в единое целое, и самосознание и образ Я становятся важнейшими психологическими новообразованиями в подростковом возрасте. В подростковом возрасте акцентируется внимание на собственных недостатках, а желательный образ Я формируется из ценимых ими достоинств других людей.
Самооценка является неотъемлемым компонентом самосознания. В 11-12 лет у подростков происходит развитие интереса к своему внутреннему миру, анализ личностных черт и поступков. В период подросткового возраста в развитии образа Я как когнитивного компонента Я — концепции, отмечаются существенные изменения, которые характеризуют переход самосознания на качественно новый уровень. Образ Я соотносится с групповым «мы», но редко совпадает с ним. Младшие подростки ориентированы, по мнению Л.И. Божович, на определение своей похожести на других, а старшие — на отличие своего «Я» от других [8].
Подростковый возраст является периодом важнейших преобразований, происходящих в организме, периодом осознания подростком собственного внешнего облика и физических черт. Определяющим фактором социального признания подростка становится соответствие собственного физического развития принятым в подростковой среде стандартам.
Подростки характеризуются неустойчивостью самооценки, претерпевающей трансформации по ходу личностного становления. Самооценка детерминирована внешними обстоятельствами. Подросток пытается понять себя и открывает в себе все новые и новые черты, то есть образы «Я» (насколько я способный, сильный, красивый, общительный). Выделяются три вида самооценки: прогностическая, актуальная, ретроспективная [28].Для подростков наиболее оптимальной выступает актуальная самооценка. Субъектом относительно благополучно воспринимается мнение других о себе, своих характеристиках, результатах деятельности.
В соответствии с Я-концепцией подростки стараются приблизить ее к идеальному Я. Достижение соответствия между этими составляющими способствует освобождению от внутренних конфликтов и тревоги. Самовоспринятие приводят к принятию самого себя и самоуважению. Если же возникают значительные расхождения между Я-концепцией и идеальным Я, это стимулирует возникновение психологических проблем, фрустрации, эмоционального дискомфорта. На формирование «Я» — концепции подростов влияет стиль семейного воспитания, роль значимых других, взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом. При этом с возрастом заметно снижается влияние родителей на подростка, и повышается влияние сверстников как референтной группы. Отношение и оценка одноклассников в старшем подростковом возрасте определяют самоотношение подростков.