Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психофизиологические особенности учащихся при выборе профессии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ 7
1.1 Проблема выбора профессии в России и за рубежом 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов 11
1.3 Особенности профессионального самоопределения учащихся 17
1.4. Современные тенденции выбора профессии 25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Контингент обследуемых 27
2.2 Методы исследования 27
2.2.1 Психофизиологические показатели 27
2.2.2 Психологические характеристики 28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ 30
3.1 Психофизиологические особенности учащихся 30
3.2 Психологические особенности учащихся 32
ВЫВОДЫ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….. 54
Введение:
Актуальность исследования. Профессиональная ориентация — это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам, сложная и многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
МОСКВА, 16 апреля. /ТАСС/. Отвечая на вопрос в студии «Прямой линии» президент РФ Владимир Путин сказал, что «подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства, является одним из ключевых элементов роста на ближайшее время». «И, конечно, нам нужны прежде всего высококвалифицированные рабочие кадры». При этом президент подчеркнул, что власти в этом вопросе много работают с объединением предпринимателей, есть договоренности о целом наборе мер и совместных действий, касающихся производственной практики и так далее. «Без этого просто невозможно двигаться, это очевидный факт». Он также подчеркнул, что «лучше бы начинать профориентацию на самой ранней стадии, еще в школе». Путин обратил внимание, что, например, в Москве чуть ли не 100% школьников стремятся поступать в вузы. «Тяга к знаниям, кстати говоря — это очень хорошая вещь. Но это в том числе говорит о том, что у нас плохо организована та самая профориентация еще на школьном уровне».
Как указывает Н.С. Пряжников, конечной целью системной профориентации является формирование субъекта самоопределения. На этом уровне, по мнению автора, человек готов самостоятельно и осознанно осуществлять ответственные жизненные и профессиональные выборы без посторонней помощи [39]. Активная фаза выбора профессии приходится на конец ранней юности. А.П. Егоршин, анализируя профессиональное самоопределение на различных стадиях становления личности, указывает, что в периоде реалистической оптации профессиональные планы юноши весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. В свою очередь, статистика свидетельствует о том, что выбор учебно-профессионального учреждения психологически не обоснован [22].
Этот вопрос является одним из главных жизненных шагов, которые совершает человек в юном возрасте, поскольку с приобретением профессии определяется и его дальнейший образ жизни.
Учащиеся 9 и 11-х классов встают перед этой не лёгкой дилеммой. В этот период протекает формирование профессионального самоопределения, что становится определяющим в постановке карьерных целей и разработки планов. В старшем школьном возрасте обучающим присуще приобретение конкретных представлений, которые связаны с профессиональным и личностным будущим, с требованиями, которые выдвигаются в каждой конкретной профессии.
Развитие отношений в нынешнем обществе предусматривает признание ценности человеческой личности, воплощение ее способностей с учетом индивидуальных физических и психических характеристик. Совершенствование подготовки будущих специалистов в ситуации современного образования детерминировано различными факторами, среди которых одним из наиболее значительных предстает проблема профессионального выбора старшеклассников.
Формирование системы профессионального самоопределения старшеклассников является сегодня важным направлением современного этапа модернизации в системе профессионального образования в целом. Однако при этом важно учитывать психофизиологические особенности школьников, чтобы помочь выбрать им ту профессию, в которой они смогут достичь наиболее высоких результатов, а также получить максимальное удовольствие от своих профессиональных и карьерных достижений. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Степень изученности темы исследования. Среди исследователей, которые занимались вопросами профессионального самоопределения, можно выделить работы А.С. Гусевой, А.А. Деркача, А.И. Китова, С.И. Сотниковой и др. Проблемой психологии профессиональной деятельности и самоопределения занимались такие ученые как А.Г. Асмолов, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова и др.
В.И. Блинов и Н.С. Пряжников говорят о том, что современный этап профессиональной ориентационной деятельности предполагает, что ее проведение связано с сопровождением профессионального самоопределения обучающихся, так как сегодня на первом месте в системе образования стоит приоритет личности и ее ответственность за результаты своих решений.
Е.А. Климов указывает, что центральное требование к организационно-педагогическим условиям сопровождения профессионального самоопределения обучающихся старшеклассников заключается в создании непрерывности такого сопровождения, которая при этом соблюдает непрерывность процесса развития личности и ее становление как субъекта труда.
Таким образом, целью исследования является выявление психофизиологических особенностей учащихся при выборе профессии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что современные старшеклассники имеют различные психофизиологические особенности в зависимости от места жительства: город, поселок городского типа или село.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагает решение следующих задач исследования:
1) изучить психофизиологические особенности учащихся;
2) изучить особенности профессионального самоопределения;
3) оценить профессиональную расположенность учащихся города, посёлка городского типа и села;
Объектом исследования психофизиологические и личностные показатели учащихся.
Предметом исследования являются психофизиологические особенности учащихся.
Методы исследования:
1. Теоретико-познавательные: теоретический анализ литературы и публикаций по теме исследования, осмысление и систематизация содержания проведенных другими специалистами исследований, сравнение и сопоставление существующих точек зрения, классификация и схематизация полученных результатов.
2. Эмпирические методы – беседа, наблюдения, опрос, тестирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и уточнении представлений о психофизиологических особенностях учащихся при выборе профессии. Теоретические и экспериментальные результаты имеют значимость для психологии личности.
Практическая новизна исследования представлена тем, что полученные в ходе эмпирического исследования данные, дают возможность определить пути оптимизации проблемы выбора профессии с учетом психофизиологических особенностей обучающихся города, поселка городского типа и села. Результаты исследования могут применяться в практике работы психологов с целью диагностики особенностей психофизиологических особенностей старшеклассников.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
1) изучить психофизиологические особенности учащихся;
2) изучить особенности профессионального самоопределения;
3) оценить профессиональную расположенность учащихся города, посёлка городского типа и села;
Городские школьники имеют высокий уровень механической памяти и объем внимания. Также у них высокая точность реакции. Они легко адаптируются. Самопринятие и принятие других находится на высоком уровне. Имеют высокий уровень эмоционального комфорта и стремятся к доминированию. Показали, что склонность к профессиям из групп «человек-человек», «человек-природа». Имеют склонность к реалистичному и предприимчивому типу.
Мальчики из поселка городского типа имеют высокий уровень смысловой памяти. Механическая память и объем внимания находятся на среднем уровне. Что касается точности движения, то преобладает опережение и задержка реакций. У них высокий уровень эмоционального комфорта. На среднем – стремление к доминированию, самопринятие и принятие других. А вот интернальность низкая. Склонны к профессиям, относящимся к группам «человек-человек», «человек-художественный образ» и «человек-знак». Отмечается предпочтение к реалистичному, социальному и артистическому типам.
Все психофизиологические показатели испытуемых из села находятся на низком уровне. Также наблюдается опережение и задержка реакции. Уровень адаптации является средним. Также на среднем уровне находится самопринятие, интернальность. Принятие других – на высоком. Стремление к доминированию и эмоциональный комфорт – на низком уровне. Школьники из села проявляют склонность к профессиям из групп «человек-художественный образ», «человек-техника». Отмечается предпочтение к реалистичному, социальному и артистическому типам.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ
1.1 Проблема выбора профессии в России и за рубежом
По мере развития системы профессионального образования, которое становится все более доступным, возрастает количество вариантов выбора для профессионального самоопределения молодых людей. В этой связи особенно актуально наличие организованной и эффективной профориентационной работы, в равной степени, отвечающей как интересам развития личности конкретного молодого человека, так и интересам общества и государства.
Несмотря на огромный опыт профориентационной деятельности в России, сложностей в ее реализации на сегодняшний день, пожалуй, не меньше, чем успехов или системных достижений. На поле профориентации присутствуют много игроков (школа, учреждения профессионального образования, органы управления образованием, работодатели, органы труда и занятости населения, Центры профориентации и т.д.), но каждый преследует свои цели, определенные или государством, или конъюнктурой рынка. Отчасти поэтому не выстроена гармоничная цепочка карьерного сопровождения выпускников «школа – вуз (суз) – рынок труда».
Отдельной «головной болью», создающей проблемы для личностно-ориентированного перехода из общеобразовательной школы в профессиональные учебные заведения, является действующая система итоговой аттестации и поступления в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ).
В последнее время ЕГЭ не критиковал только ленивый, но существуют реальные проблемы профориентации молодежи, обусловленные этим экзаменом. Его односторонность и шаблонность позволяют оценить лишь уровень определенного набора общих знаний учащегося и, в незначительной мере, умение решать формализованные задачи. ЕГЭ не дает возможности определить мотивационную готовность абитуриента, личностную и гражданскую зрелость, обдуманность профессионального выбора, выявить степень умения мыслить и решать неформальные творческие задачи.
Системой отечественного профессионального образования используются и заграничные модели. Рассмотрим некоторые их них [40].
Система профориентации в США децентрализована и имеет множество организационных схем. Согласно закону от 1981 г. профконсультирование учащихся идет на протяжении всего времени обучения. На каждого ученика консультантом заводится досье, которое, по окончании школы, передается в службу занятости [17, с.66]. В последнее время в Штатах понятие «профессия» все чаще заменяется словом «карьера» [14, с.104]. Для выпускников американских школ наряду с уровнем оплаты труда важен интерес к работе и возможность личностного развития. В этой связи в школах появились и эффективно используются образовательные программы «Академия Х» и «От школы к работе», нацеленные на адаптацию выпускников к взрослой жизни. Активно действуют и центры по трудоустройству, причем как государственные, так и частные, в которых можно получить информацию по вакансиям на рынке труда, пройти профтестирование и даже взять направление на работу.
В Канаде тоже создана многоуровневая система содействия в профессиональном самоопределении учащихся, активно использующая инновационные принципы. Профориентация начинается в раннем подростковом возрасте, но не ограничивается только школой – она разнообразна и по форме, и по видам. Основная работа ведется в специальных учреждениях – Центрах содействия найму (ЦСН). Это подразделения общенациональной государственной службы. Через взаимодействие с информационными отделами ЦСН, которых по Канаде открыто более 400, школьники, достигшие возраста 13–14 лет, могут приобрести сведения о вакансиях на рынке труда, пройти психологическую диагностику и получить консультации специалистов-профориентологов. Канадское правительство выделяет специальные гранты и финансирует программы ЦСН по временному трудоустройству молодежи, в рамках которых с апреля по сентябрь (т.е. в период, приуроченный к каникулам) учащиеся могут попробовать себя в роли специалиста той или иной отрасли.