Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Психодиагностика профессиональной пригодности — профессия воспитатель

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФПРИГОДНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ 7
1.1. Понятие профессиональной пригодности в психологии 7
1.2. Профессиональная пригодность педагогов ДОУ 11
1.3. Критерии оценки профессиональной пригодности педагогов дошкольного учреждения 26
Выводы по 1 главе 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФПРИГОДНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение 35
2.3. Рекомендации по оптимизации уровня профпригодности воспитателей дошкольных учреждений 56
Выводы по 2 главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 70

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы профессионального развития педагогических кадров на одно из ведущих мест. Необходимость повышения профессионально-педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных организаций обусловлена реализацией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Новый поворот в системе образования нацеливает все педагогическое сообщество на развитие профессиональной пригодности педагогов как основных субъектов образовательного процесса, что весьма актуально в связи с тем, что повышение эффективности образовательных отношений в дошкольных образовательных организациях современное общество связывает с профессиональной успешностью педагога и его умением представлять свои профессиональные достижения.
Профессиональная пригодность является позитивным феноменом, выступающим в качестве не только субъективной потребности личности, но и значимой объективной социальной (общественной) потребности. Определение профессиональной пригодности происходит за результатами диагностирования уровня развития индивида, которое включает оценка его личностных характеристик, способностей, склонностей, мотивацию, физическое состояние, профессиональную подготовленность.
Профессиональную пригодность рассматривают в системе взаимодействия «человек–профессия». Определение профессиональной пригодности педагога ДОУ в этой системе основывается на исследовании взаимной адаптации человека к профессии. Взаимная адаптация обусловлена влиянием профессиональной деятельности на формирование личности и возможностью личности изменять процесс этой деятельности. Профессиональная пригодность рассматривается, с одной стороны, как наличие способностей человека к освоению профессии педагога ДОУ с совокупностью психологических, физиологических качеств необходимых для выполнения профессиональных задач, а, с другой, успешностью приобретения профессиональных знаний, умений и навыков, которые способствуют профессиональному становлению педагога.
Многие современные исследования посвящены анализу профессиональной пригодности педагога, выявлению факторов, обусловливающих успешность и инновационность профессии педагога (А. А. Деркач, И. А. Зимняя, Н. Л. Киселева, В.А. Крутецкий, В.А. Сластенин, Т.Н. Щербакова).
Проблема профессиональной пригодности актуальна для отечественных и зарубежных исследований (А.Г. Асмолов, Дж. Аткинсон, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.). Профессиональная пригодность стимулирует развитие интегративных социокультурных, нравственных, интеллектуальных качеств, степень развитости которых входит в профессиональную культуру всех специалистов системы человек-человек (И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В.А. Сластенин).
В ряде работ рассматриваются понятия, сходные по своему содержанию с профессионально-педагогической пригодностью. При характеристике профессиональной пригодности можно проследить употребление таких понятий как «профессиональная компетентность», «профессионализм» и «педагогическое мастерство». В работах Ю.В. Варданян, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, В.А. Сластенина можно увидеть понятие профессиональная компетентность и диагностика профессиональной компетенции педагогов. Особенности диагностики профессионального мастерства рассматривают в своих трудах такие авторы как Ф.Н. Гоноболин, Н.Н. Деменева, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.А. Орлов, Т.М. Сорокина.
Однако практически отсутствуют исследования, изучающие диагностику и становление профессиональной пригодности педагогов дошкольного образования. Исходя из этого, анализ развития современной образовательной ситуации в дошкольном образовании позволяет выявить противоречие между возрастающими требованиями к профессиональной пригодности современного педагога дошкольной образовательной организации и отсутствием разработанной психодиагностики, направленной на изучение особенностей профессиональной пригодности педагога в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Цель исследования – провести психодиагностику профессиональной пригодности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Объект исследования – профессиональная пригодность воспитателя.
Предмет исследования – психодиагностика профессиональной пригодности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Гипотеза исследования. Мы исходили из следующих допущений:
— существуют различия в профессионально важных качествах у педагогов трех групп: «профессионально пригодных», «условно пригодных», «непригодных»;
— предложенный нами комплекс методик может быть использован в качестве основы психодиагностики профессиональной пригодности воспитателей в дошкольных учреждениях.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия профессиональной пригодности, рассмотреть различные подходы к организации психодиагностики профессиональной пригодности педагогов дошкольного учреждения.
2. Подобрать методы диагностики, направленные на диагностику профессиональной пригодности воспитателей дошкольных учреждений.
3. Апробировать комплекс методик, направленных на диагностику профессиональной пригодности воспитателя ДОУ.
4. Разработать рекомендации психологам и администрации дошкольных учреждений по оптимизации профпригодности воспитателей.
Методологической основой исследования явились современные теории организации профессионального образования (В.П. Беспалько, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, О.П. Морозова, Т.С. Панина, Ю.В. Сенько, В.Я Синенко, Н.В. Чекалева). Исследования, определяющие деятельность современного педагога как воспитателя (Л.И. Боровиков, Д.В. Григорьев, А.И. Григорьева, И.А. Колесникова, Н.Е. Щуркова). Психолого-педагогические идеи организации межличностного общения педагогов в образовательной деятельности (О.А. Казанский, В.А. Кан-Калик, Н.А. Морева, В.Н. Мясищев, И.А. Зимняя, Л.А. Петровская).
База и этапы исследования. Исследование проводилось на базе МКДОУ №25 г.Тавда.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап – поисково-аналитический. Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата изысканий. Изучались философская, психолого-педагогическая и методическая литература, определялись теоретико-методологические основания исследования по исследуемой проблеме, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап – экспериментальный. Реализация программы эмпирического исследования профпригодности педагогов дошкольного учреждения.
Третий этап – заключительно-обобщающий. Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного исследования, уточнение основных выводов, обобщение, систематизирование и оформление материала ВКР.
Методы исследования:
теоретические — теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме;
эмпирические – анкетирование, тестирование (Н.В. Микляева), опрос, беседа;
статистические — качественный и количественный анализ результатов исследования, метод математической статистики
Практическая значимость исследования заключается в том, исследования заключается в том, что разработанная система психодиагностики профессиональной пригодности педагогов ДОУ, может быть использована в практической деятельности заместителями заведующих ДОО в целях повышения эффективности методической работы для развития профессиональной пригодности воспитателя.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В тексте работы имеется 11 рисунков и 2 таблицы. Общий объем работы составляет 75 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, проведенное нами исследование позволило подтвердить выдвинутую нами гипотезу и сделать следующие выводы.
1. Проблема профессиональной пригодности воспитателей ДОО можно представить как способность к эффективному осуществлению профессиональной деятельности, которая определяется должностными требованиями, основывающиеся на базовом научном образовании и эмоционально-личностном отношении к педагогической деятельности. Существующая проблема предполагает наличие профессионально значимыми установками, теоретическими знаниями, личностными качествами, профессиональными навыками и умениями.
2. Работа с педагогами по формированию профессиональной компетентности воспитателей возможна при обеспечении стабильной работы всего педагогического коллектива, всестороннее воспитание и развитие дошкольников, качественное усвоение детьми программного материала, который соответствует возрастным и индивидуальным особенностям, а так же при повышении эффективности всего образовательного процесса дошкольной образовательной организации. Воспитатели проявляют активное участие в методических объединениях, реализация творческих способностей каждого из педагогов в повседневной деятельности детей.
3. Все формы и методы формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОО, можно представить при помощи взаимосвязанных между собой групп:
— групповые формы работы методической службы, представленные в виде семинаров, педагогических советов, практикумов, творческих микро групп, консультаций, открытых просмотров, деловых игр, разработок по единым методическим темам и т.д.);
— индивидуальные формы работы методической службы, представленные в виде индивидуальных консультаций, самообразования, собеседований, стажировки, наставничества и т.д.).
4. На основе проведенной диагностики уровня сформированности педагогической компетентности воспитателей ДОО дает возможность сделать вывод о том, что выбранная система работы методической службы не обеспечивает в полной мере рост педагогической компетентности и формирование творческого потенциала всех педагогических работников. Достаточно часто встречаются трудности в осуществлении педагогического процесса на высоком уровне, с учетом возрастных и индивидуальных потребностей воспитанников, а также запросов родительской общественности, особенно в отношении молодых начинающих воспитателей, методическая служба, в отношении которых должна носить целенаправленный и системный характер.
Также в результате корреляционного анализа было выявлено, что существую прямая взаимосвязь между уровнем развития компонентов профессиональной компетенции педагогов ДОУ и стажем работе, то есть чем дольше воспитатель работает по специальности, тем выше у него показатели профессиональной компетенции.
Таким образом, работа профессионального методического объединения способствовала формированию интереса молодых педагогов к выбранной профессии, активному освоению методов и приемов работы с воспитанниками и их родителями. Данная методическая работа оказала благотворное влияние на совершенствование профессиональной деятельности воспитателя, а также позволила воспитателям получить элементарные знания, умения и навыки об основах педагогики и психологии, овладеть основами педагогического опыта.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФПРИГОДНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1. Понятие профессиональной пригодности в психологии
Жизнь человечества – это его развитие. Человек и все человечество уже так долго развивает самого себя и весь окружающий мир. И он будет продолжать это делать. А все потому, что нам, то есть людям, всегда необходимо что-то большее. Недаром и потребности наши растут и растут. Именно поэтому нам необходимо развивать окружающий мир, чтобы удовлетворять эти самые потребности путем лучших условий.
Как показывает практика, до настоящего момента человечество делало упор на техническом развитии, а не социальном. И в этом мы можем видеть проблему, причем довольно глобального уровня. Каждому из нас в свое время приходится делать выбор своей профессии, например, когда мы решаем, на какую специальность мы хотим поступить. И делаем мы это, как правило, в довольно короткий промежуток времени. Конкретно те профессии, которые мы выбираем, требуют определенных личностных качеств, уровня подготовки. Иногда к этим требованиям мы приспосабливаемся, иногда – нет, и это может быть именно тем препятствием, из-за которого мы не сможем продолжать свою профессиональную деятельность.
Вот причина того, почему каждому перед выбором своей профессии необходимо не только обучаться выбранному делу, но и оценивать, насколько лично ты подходишь к его требованиям. Таким образом, профессиональная пригодность – это сумма всех тех особенностей и характеристик человека, которые влияют на то, как успешно он пройдет обучение профессии, и на то, как эффективно он будет ее выполнять.
Конечно же, профессиональная пригодность формируется у человека не сразу, а в течение жизни. Существует ряд этапов, пройдя через которые профессиональная пригодность и формируется:
1. трудовое воспитание и обучение – на этом этапе человек обучается владению элементарными орудиями труда, его способами, развиваются первичные навыки труда, понимается необходимость труда;
2. профессиональная ориентация – человеку помогают выбрать профессию, основываясь на его просвещении, личных консультациях;
3. профессиональный отбор – определяется, насколько индивидуальные особенности человека подходят к выбранному им виду деятельности;
4. профессиональная подготовка – различные рекомендации к средствам обучения, его методикам, оценки;
5. профессиональная адаптация – разрабатываются способы, критерии оценки того, как человеку приспособиться к условиям выбранной деятельности;
6. профессиональная деятельность – обеспечиваются все нормы условия выбранного труда;
7. профессиональная аттестация – оценка квалификации человека для того, чтобы понять, соответствует ли он своей должности, разработка рекомендаций по изменению должности, периодической переподготовки;
8. профессиональная реабилитация – физическое и психологическое восстановление человека после частых профессиональных неудач, болезни, напряженной работы.
При анализе человека во время прохождения им всех вышеперечисленных этапов ни в коем случае нельзя забывать о характеристиках этого человека, которые в той или иной степени влияют на то, как эти этапы будут пройдены:
 профессиональная мотивация, которая направляет человека на удовлетворение его потребностей, как биологических, так и познавательных, социальных, в труде, самореализации и т.д.;
 общая и профессиональная подготовленность, то есть все знания и умения человека;
 уровень функциональной готовности – то, насколько организм человека готов к деятельности;
 состояние индивидуально психологических функций человека, которые характеризуют его процессы познания, темперамент, характер, эмоции.
По мнению Б.Г. Ананьева, профессиональная пригодность не просто зависит от всех этих качеств и характеристик, но в большей степени от их эксплицитности, то есть выраженности. Разные люди, выполняющие одну и ту же работу и обладающие схожими характеристиками, аксиома не могут выполнить ее одинаково. И дело как раз в том, что характеристики этих людей хоть и схожи, но выражены в разных степенях, и используются они в разных сочетаниях, даже при выполнении абсолютно идентичных задач.
Когда анализируется профессиональная пригодность человека, по мнению Е.А.Климова, самые важные качества для профессии образуют собой систему, которая и является скелетом профессиональной пригодности:
 гражданские качества – нравственность, мораль в человеке;
 отношение к труду и профессии – потребности, интересы, характер человека;
 дееспособность – общие способности человека, его психическое и физическое здоровье;
 специальные способности – отдельные качества, необходимые для конкретной профессиональной деятельности;
 профессиональная подготовленность – умения, навыки, знания, опыт человека.
Помимо этого, Е.А.Климов считал, что у человека в принципе не бывает готовой профессиональной пригодности. Несмотря на то, что многие необходимые качества для этой пригодности формируются заблаговременно, в своем виде она проявляется лишь во время непосредственной деятельности.
В свое время Е.А.Климовым была разработана классификация профессиональной пригодности, которая базируется на основе психологических и медицинских предпосылок к тому, насколько деятельность может быть успешна:
1. годность – нет противопоказаний;
2. непригодность – есть отклонения, несовместимые с рабочей деятельностью;
3. соответствие – нет противопоказаний, а также присутствуют некоторые качества, подходящие профессии;
4. призвание – нет противопоказаний, присутствия очень многих качеств, необходимых для данной профессиональной деятельности.
Стоит отметить, что при анализе степени пригодности некоторые исходные неудовлетворительные качества и характеристики могут компенсироваться. Но на эту коррекцию всегда существует определенный лимит времени.
Нельзя забывать, что профессиональная пригодность формируется всегда только индивидуально. В то время как создание условий для достижения определенных успехов в профессии для людей с разными уровнями мотивации и подготовки вполне реально, то что касается индивидуальных профессиональных и психологических качеств, они довольно устойчивы в масштабе времени выбора профессии, подготовки, роста. Более того, очень часто человек просто не может овладеть определенными видами деятельности в приемлемые сроки.
В связи со всем вышесказанным развитие анализа и прогнозирования профессиональной пригодности в настоящее время становится все более и более актуальным.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы