Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Международные отношения

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Противоречия и споры между Китаем и США на современном этапе: причины, динамика, последствия.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Политика США в Азитско-Тихоокеанском регионе. 8

1.1 Эволюция стратегии США в
АТР. 8

1.2 Основы американской
политики регионального сдерживания КНР. 15

Глава
2. Анализ динамики американо-китайских отношений в 20-21 веке. 22

2.1 Трансформация
американо-китайских отношений при различных администрациях США.. 22

2.2 Американо-китайские
отношения в контексте реализации внешнеполитической стратегии Д. Трампа и
концепт политики Д. Байдена. 38

Глава
3. Проблемы экономических отношений США и КНР. 48

3.1 Приоритеты влияния
американо-китайской торговой войны.. 48

3.2 Санкционная политика США
против КНР. 58

Заключение. 70

Список источников и литературы   75  

Введение:

 

 

Актуальность работы. В течение
последних десятилетий роль Китая в международной системе существенно выросла и
приобрела новые масштабы, о чем свидетельствуют его отношения с ведущими
государствами мира, усиление влияния в Юго-Восточной Азии, Африке, Латинской
Америке, в странах постсоветского пространства, участие в «большой двадцатке»,
успешная зарубежная инвестиционная политика, начало крупных проектов
глобального характера, таких, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и
«Один пояс, один путь». Свидетельством этого также является и динамика
американо-китайских отношений, в которых произошли важные трансформации,
связанные как с внутренними процессами в обоих государствах, так и с
изменениями в международной системе в целом.

За короткий исторический промежуток времени произошел стремительный рост
региональной и глобальной роли Китая что в значительной степени повлияло на
динамику американо-китайских отношений. По сравнению с первым постбиполярным
десятилетием, в XXI в. тематика американо-китайского диалога значительно расширилась,
она вышла за пределы двусторонних отношений, на региональный и глобальный
уровень. Существенно усилилась взаимозависимость между США и Китаем в
финансово-экономической сфере. В то же время усилилась конкуренция между двумя
государствами.

Отношения между ними развиваются волнообразно и характеризуются
периодическими подъемами и спадами. Поскольку позиция США и Китая по многим
вопросам различна, противоречия между ними останутся.

Цель работы заключается в
обосновании теоретических и практических

положений,
комплексном анализе причин, текущей динамики и последствий взаимоотношений США
и Китая, демонстрации реализации различной стратегии в политики двух стран.

Задачи работы обусловила
необходимость решения следующих задач:

·       
Выявить эволюционность проводимой стратегии США
в АТР;

·       
Определить основные параметры американской
политики регионального сдерживания КНР;

·       
Охарактеризовать трансформацию пути
американо-китайских отношений при различных администрациях США

·       
Сформулировать американо-китайские отношения в
контексте реализации внешнеполитической стратегии Д. Трампа и обосновать
перспективу и концепт политики администрации Д. Байдена

·       
Проанализировать приоритеты влияния
американо-китайской торговой войны;

·       
Резюмировать сущность проводимой санкционной
политики США против КНР.

Объектом работы противоречия и
споры отношений США и Китая.

Предметом работы являются основы
политики США и Китая в контексте реализации концепции сдерживания, определение
причин, мотивов, последствий складывающейся ситуации.

Методы работы включают
совокупность классических подходов к рассмотрению международных. Использованы
сравнительный, исторический, институциональный и функциональный методы
исследования, а также акторный подход при рассмотрении вопросов о их роли в
современных международных отношениях. Использован
пространственно-организационный подход к анализу мировой политики. Рассмотрение
внешнеполитических подходов к развитию стратегических конкурентных отношений
опирается на анализ официальных документов и заявлений официальных лиц, а также
наиболее значимых публикаций в прессе. На уровне общенаучной методологии были
использованы теоретические методы анализа, синтеза и абстрагирования, индукции,
дедукции и системного подхода при рассмотрении вопросов становления и
функционирования международных отношений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

По результатам проведенной работы можно резюмировать следующее:

1. Концепт «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» была
анонсирована американским руководством в 2017 г. Политика по отношению к этому
региону и само его выделение выступает компонентом стратегии Вашингтона,
ориентированной на сдерживание Китая. Центральным театром американо-китайского
противоборства выступают их двусторонние торгово-экономические отношения, а
региональное измерение сдерживания с точки зрения США выполняет вспомогательные
функции.

Политика Байдена в отношении Азии во многом продолжит линию, заложенную
его предшественниками. Изменения будут отражают склонность администрации к
опоре на многосторонние действия в противовес акцентированию институциональных
основ американской гегемонии республиканцами.

Ещё с первой половины 2010-х гг. США проводят курс на блокирование
усиления Китая. Его результатом становится тенденция к утверждению биполярного
регионального порядка. При Трампе эта политика реализовывалась более последовательно
и открыто, чем ранее. Замена концепта Азиатско-тихоокеанского региона
Индо-Тихоокеанским обусловлена, в первую очередь, стремлением вовлечь Индию в
систему сдерживания КНР.

Наступательная политика США, добивающихся поддержки своих усилий по комплексному
сдерживанию Китая, натыкается на амбивалентное отношение региональных игроков
(в меньшей степени характерное для Японии и Австралии). С одной стороны,
азиатские страны хотели бы видеть США в качестве противовеса КНР, что
предоставило бы им большее пространство для политического маневрирования. С
другой – эти же самые государства опасаются обострения американо-китайского
противоборства, которое может выродиться в региональную дестабилизацию.

2. Акцентирование США противодействия Китаю сопровождается
переориентацией американского военного строительства на задачи межгосударственной
конкуренции. На настоящий момент Вашингтон сохраняет подавляющее качественное
военное превосходство над Пекином, но за последние годы наращивание потенциала
КНР существенно повысило цену возможного конфликта для США. Инерция американской
бюрократической системы затрудняет переориентацию ресурсов для интенсификации присутствия
США в Индо-Тихоокеанском регионе.

Значимым компонентом региональной политики в Азии стали конкуренция
инфраструктурных проектов и соперничество инвестиционных потенциалов. США ищут
ответ на китайскую инициативу «Пояса и пути». Администрация США выдвинула
комбинированный подход, предполагающий наращивание государственной поддержки
частных американских инвестиций, углубление сотрудничества с ключевыми
союзниками, а также делегитимацию зарубежных вложений Пекина. Тем не менее, ни
один из используемых инструментов в отдельности не выглядит убедительным, а
синергетический эффект их совмещения пока вызывает вопросы. В значительной
степени Вашингтон исходит из того, что сами китайские планы окажутся
нереализованными ввиду чрезмерной амбициозности.

3. Можно предположить развитие событий по такому сценарию. Во-первых,
отсутствие единства. Дуализм китайской политики Вашингтона может продолжаться
неопределенно долгое время вследствие противоречивого характер
американо-китайских отношений. Современное состояние отношений между США и
Китаем сильно отличается от советско-американского соперничества времен
«холодной войны», для которого была характерна гонка вооружений и глобальное
противостояние. Однако есть основания полагать, что такая дуалистичность может
исчезнуть под влиянием веских обстоятельств.

Это может произойти вследствие дальнейшего осложнения экономической
ситуации в США, что заставит Вашингтон употреблять протекционистские меры в
отношении китайского импорта. Нельзя исключать и возможность обострения
внутренних социальных и этнических проблем в Китае, способных побудить
руководящие круги Китая прибегнуть к жестким шагам на международной арене с
целью мобилизации великодержавных и националистических настроений. Безусловно,
в случае агрессивных действий Китая в отношении соседей, позиция США станет
более консолидированной и последовательной. Так, например, это произойдет в
случае попытки Пекина реализовать силовой сценарий воссоединения с Тайванем или
в случае решения территориальных споров в Южно-Китайском и Восточно-китайском
морях.

4. США будут целенаправленно окружать Китай, если не системой военных
соглашений, то соглашениями на основе двустороннего и многостороннего
сотрудничества. В соседних с Китаем странах обсуждается проект создания дуги
безопасности, протянется от Кореи через Японию, Филиппины в Австралию.

О планах окружения Китая свидетельствует расширение военного
сотрудничества США с Индией и Вьетнамом, налаживание контактов с Мьянмой после
многих лет категорического ее непризнания. Этот тезис подтверждается и
созданием единого командования американскими военно-морскими силами в Индийском
и Тихом океанах. Достаточно прогнозируемо и то, что Китай будет избегать
глобального соперничества с США, одновременно настойчиво вытесняя США с АТР.

Стратегия США в АТР, как и раньше, будет состоять в том, чтобы обеспечить
себе всестороннюю вовлеченность и лидерство во всех региональных процессах.
Основанием для таких претензий будут группировки своих вооруженных сил в
регионе и двусторонние военно-политические союзы (прежде всего, с Японией).

5. Также последствия противостояния между США и Китаем в торговой сфере
оказывают существенное влияние как на отдельные страны, так и на мировую
торговую систему в целом, о что свидетельствует участие большого количества
заинтересованных стран в рассмотрении споров между этими странами в ВТО. Состояние
рассмотрения дел в ВТО, инициированных США и Китаем, указывает на попытки достичь
определенных компромиссов сторонами и их рассмотрение будет зависеть, в
частности от прогресса в реализации положений Экономического и торгового
соглашения между правительством США и правительством КНР.

Показатели закупки Китаем американской продукции согласно первой фазы соглашения
не были достигнуты. На состоянии торговли между США и Китаем сказались как
форс-мажорные обстоятельства (пандемия COVID-19, авиакатастрофы, вспышки
птичьего гриппа в США), так и экспортный контроль, решение Всемирной торговой
организации, длительное воздействие

введенных
обеими сторонами тарифов и тому подобное.

Вследствие введенных Китаем тарифных мер серьезные убытки понесли

американские
фермеры, что заставило правительство США выделить значительные ассигнования,
направленные в их поддержку. От высоких тарифов на импорт китайской продукции
страдают также американские потребители и несут потери некоторые американские
компании-импортеры китайской продукции, в связи с чем последние начали подавать
судебные иски в суд США по международной торговле.

Можно предположить, что Китай будет продолжать уменьшать зависимость от
США в торгово-экономической сфере, в том числе за счет расширения
сотрудничества с другими странами в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
На текущий момент торговое перемирие между США и Китаем достаточно нестабильно
учитывая то, что большинство проблемных вопросов остались нерешенными.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Политика США в
Азитско-Тихоокеанском регионе

 

1.1 Эволюция
стратегии США в АТР

 

В современной международной системе КНР стала центром силы, с которой
нельзя не считаться. В государствах, которые ныне определяют мировую политику,
ни один деятель, который разрабатывает и реализует проекты в области
безопасности над регионального значения, не может игнорировать китайский
фактор. Не случайно еще в «Стратегии национальной безопасности США»[1] от 17 сентября 2002 г.,
КНР отнесена к потенциально великой державе – недемократической, но с рыночной экономикой, за которой признается бесспорное право
владеть и совершенствовать ракетные и ядерные военные технологии.

Контуры мира, в котором Китай будет играть роль геополитического и
геостратегического центра, пока сложно определить, но он постепенно
формируется, независимо от желания тех или иных международных акторов. Борьба
Пекина за планетарное лидерство началась достаточно давно, хотя сами китайские
лидеры об этом открыто не говорят, зато проводят в жизнь тезис о
многополярности мира как более производительном и стабильном мироустройстве.

Говоря о США, то на фоне громких заявлений о смене после прихода к власти
США Д. Трампа по мнению его Администрации, этот курс сочетал в себе элементы
новаторства, чтобы сохранить значительную согласованность с логикой своих
предшественников. Его руководство также унаследовало большую часть
традиционного набора инструментов внешней политики США, хотя сочетание
инструментов, используемых в любой момент времени, оказывается уникальным для
определенного исторического периода (и нынешнее не является исключением.

Несмотря на то, что средства массовой информации (и прежде всего
американские) пытаются изобразить бывшего президента как импульсивного политика[2], курс Администрации США гораздо
более последовательный, прямой и понятный, чем курс других Админгистраций-предшественников.

Более того,
в ряде случаев правящую Администрацию США можно заподозрить в сознательном
использовании тактической непредсказуемости и неконвенциональных коммуникативных
практик лидера (Д.Трампа) для повышения собственной переговорной силы во
взаимодействии с контрагентами (создание ореола иррациональности американского
руководства ставит его партнёров и оппонентов в более реактивную и уязвимую
позицию).

В той
мере, в какой курс Администрации США отличается от политики предшественников, то
изменения, как правило, отражают обещания президентской кампании на выборах
2016 г. В этом отношении Д. Трамп демонстрировал большую чувствительность к
обязательствам, которые он давал избирателям, по сравнению с многими другими
американскими лидерами[3].
Символическим в этом отношении стало одно из первых его решений после
инаугурации в январе 2017 г. о выходе из Транстихоокеанского партнёрства –
преференциального экономического соглашения, подвергавшегося острой критике в
ходе предвыборной гонки[4].

Стержнем
глобальной стратегии США выступает признание растущей мощи Китая и стремление
предотвратить превращение КНР в равного Соединённым Штатам конкурента. Наиболее
явно курс на сдерживание Китая был заявлен в программном выступлении
вице-президента М. Пенса в октябре 2018 г. в вашингтонском Институте Хадсона[5].
Вместе с тем сама эта речь представала лишь констатацией сложившегося за первые
полтора года пребывания республиканцев у власти курса, а не заявлением какой-то
новой доктрины.

В
рамках общей стратегии сдерживания Китая, концепция «Свободного

и
открытого Индо-Тихоокеанского региона» в первую очередь позиционируется как политика
Соединённых Штатов, ориентированная на содействие региональным государствам в
защите их суверенитета от внешнего давления[6].
Хотя источник такого давления впрямую не упоминается, под ним явно подразумевается
Китай, проводящий активную линию на расширение военно-политического и экономического
присутствия в Южно-Китайском море, Юго-Восточной Азии, а также в акватории Индийского
океана и (в меньшей степени) в Южной части Тихого океана.

Само по
себе осознание того, что именно Китай обладает потенциалом для превращения в
конкурента американскому доминированию в мире не является новым. Оно
прослеживалось в правящих и экспертных кругах Соединённых Штатов ещё с 1990-х
гг. В этой связи политика сменяющих друг друга администраций на протяжении
последних двадцати лет была построена

на
совмещении усилий по сдерживанию КНР и интеграции Пекина в американоцентричный
порядок[7].



[1] The National Security
Strategy of the United States of America. September 2002
. URL: https://history.defense.gov/Portals/70/Documents/nss/nss2002.pdf?ver=oyVN99aEnrAWijAc_O5eiQ%3d%3d

[2] Wolff M. Fire and
Fury: Inside the Trump White House. Henry Holt and Co., 2018. –
Р.321p.

[3] Thiessen M. Trump
could be the most honest president in modern history. URL:
https://www.washingtonpost.com/opinions/trump-could-be-the-most-honest-president-in-modern-

history/2018/10/11/67aefc5a-cd76-11e8-a3e6-44daa3d35ede_story.html?utm_term=.6e0b1e1326db

[4] Presidential
Memorandum Regarding Withdrawal of the United States from the Trans-Pacific
Partnership

Negotiations and Agreement. URL:
https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/presidential-memorandum-regarding-withdrawal-united-states-trans-pacific-partnership-negotiations-agreement/

[5] Pence M. Remarks on
the Administration’s Policy Towards China. URL:
https://www.hudson.org/events/1610-vice-president-mike-pence-s-remarks-on-the-administration-s-

policy-towards-china102018;

[6] Pompeo M.R. Remarks
on "America’s Indo-Pacific Economic Vision". URL:
https://www.state.gov/secretary/remarks/2018/07/284722.htm

[7] Byman D., Cliff R.,
Orletsky D.T., Shlapak DA., Tellis A.J. The United States and a Rising China:
Strategic and Military Implications. Santa Monica, CA: RAND Corporation, 1999.
URL: https://www.rand.org/pubs/monograph_reports/MR1082.html).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы