Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Профилактика и предупреждение внутригрупповых конфликтов средствами социально-психологического тренинга»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологический анализ социально-психологического тренинга как средства профилактики и предупреждения внутригрупповых конфликтов 7
1.1. Общая характеристика социально-психологического тренинга как инструмента практической работы психолога 7
1.2. Групповая динамика рабочего коллектива 18
1.3. Особенности использования СПТ в процессе профилактики и предупреждения конфликтов в рабочей группе 25
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование эффективности СПТ в работе по профилактике и предупреждению конфликтов в условиях рабочего коллектива 33
2.1. Организация и проведение практического исследования 33
2.2. Основные этапы реализации программы социально-психологического тренинга по профилактике и предупреждению внутригрупповых конфликтов 46
2.3. Оценка эффективности программы: анализ и интерпретация результатов исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Введение:
Кардинальные изменения, происходящие в политической, социально-экономической, производственной и других сферах жизни влияют на характер взаимоотношений между сотрудниками. В настоящее время в условиях активной трансформации всех сфер жизни общества особый интерес приобретает проблема изучения внутригрупповых конфликтов, что обусловлено широким распространением конфликтов в общественной жизни. Конфликты в организации являются неотъемлемой составляющей любого трудового коллектива. Организационный конфликт представляет собой процесс развития и разрешения противоречивых взаимоотношений членов организации в контексте организационного функционирования.
Множество научных исследований посвящены изучению проблем эффективности организации и управления персоналом, регуляции взаимоотношений между сотрудниками внутри коллектива, причин возникновения конфликтных ситуаций на предприятии. В современных социально-экономических условиях модернизации экономики, повышения социальной напряженности в обществе, в качестве объективной необходимости на первый план выходит разработка средств и методов управления конфликтами в организации, поиск надежных средств, обеспечивающих их эффективное преодоление и предупреждение, а также минимизацию их деструктивных дисфункциональных последствий. Одним из таких средств является социально-психологический обучающий тренинг, направленный на повышение уровня стрессоустойчивости работников и руководителей в различных конфликтных ситуациях, а также на повышение уровня конфликтологической компетентности работников, на оптимизацию благоприятного социально-психологического климата.
Прикладные социально-психологические исследования, носящие инструментальный характер, направлены на анализ социальных ситуаций, феноменов. Фундаментальные исследования обеспечивают отдаленную временную перспективу. Практический аспект социальной психологии включает такие направления, как социально-психологическая диагностика; социально-психологическое консультирование; социально-психологическое воздействие или применение социально-психологических технологий, оказание социально-психологической помощи. Результативность такого подхода может обеспечиваться в процессе использования социально-психологического тренинга, обладающего возможностями для тренировки социальных навыков, компетентности в общении, приобретения позитивного опыта самовосприятия и изменения схемы негативного мышления.
Коррекционная направленность социально-психологического тренинга заключается в овладении человеком коммуникативными способностями и социально-психологическими знаниями, развитии рефлексивных навыков и гибкого реагирования в ситуации конфликта и стресса, в овладении способностью анализа ситуации.
Проблеме изучения производственных внутригрупповых конфликтов и роли социально-психологического тренинга в их коррекции посвящено множество исследований в клинической и общей психологии и психотерапии, однако, несмотря на наличие теоретической базы, данный феномен недостаточно изучался на практике в сфере прикладных исследований социальной психологии. Отмечается недостаточное количество исследований роли социально-психологического тренинга в стабилизации взаимоотношений, формировании конфликтологической компетентности.
Анализ научных исследований выявил существующее на практике противоречие между потребностью в определении и использовании наиболее эффективных средств профилактики и предотвращения внутригрупповых организационных конфликтов и недостаточным использованием потенциала техник социально-психологического тренинга.
Выявленное противоречие, актуальность проблемы и ее практическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: Профилактика и предупреждение внутригрупповых конфликтов средствами социально-психологического тренинга.
Объект исследования: внутригрупповые конфликты и их профилактика.
Предмет исследования: социально-психологический тренинг как средство предупреждения и профилактики внутригрупповых конфликтов.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность применения социально-психологического тренинга как средства профилактики и предупреждения внутригрупповых конфликтов в рабочей группе.
Гипотеза исследования: использование элементов социально-психологического тренинга в психологическом взаимодействии с рабочей группой позволит организовать и провести эффективную коррекционно-профилактическую деятельность, направленную на преодоление и предупреждение конфликтных внутригрупповых ситуаций среди сотрудников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы дать общую характеристику социально-психологическому тренингу.
2. Описать ключевые характеристики групповой динамики в рабочем коллективе.
3. Рассмотреть опыт использования и возможности СПТ в процессе профилактики и предупреждения конфликтов в рабочей группе.
4. Эмпирическим путем проверить эффективность применения СПТ в работе по профилактике и предупреждению конфликтов в условиях рабочего коллектива и дать интерпретацию результатам исследования.
Заключение:
С целью оценки эффективности социально-психологического тренинга по профилактике и предупреждению конфликтов в условиях рабочего коллектива было проведено экспериментальное исследование, проходившее на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Аксайского района, г. Аксай, детский сад общеразвивающего вида второй категории № 13 «Сказка» с женским коллективом дошкольной организации в количественном составе 20 человек. В качестве показателей для оценки внутригрупповых конфликтов были определены следующие: групповые взаимоотношения; социально-психологический климат, доминирующие стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Результаты констатирующего этапа исследования показали недостаточное эмоциональное благополучие сотрудников в системе личных взаимоотношений обусловлено количеством взаимных выборов; наличие негативной тенденции уклонения отдельных сотрудников от ответственности. Лица, имеющие неблагоприятный социометрический статус, характеризуются остальными сотрудниками как люди, имеющие недостаточный уровень знаний по занимаемой должности, с невысокой степенью ответственности и качеством выполнения должностных обязанностей, но, в то же время как люди, способные выбирать общественные интересы в ущерб личным. Несмотря на преобладание в коллективе благоприятного климата, отсутствия открытых проявлений антипатии, в то же время выявлено, что в коллективе критика выступает как явные либо скрытые выпады, нередко успехи коллег воспринимаются с равнодушием, есть строгое статусное деление коллектива на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Наряду со стратегиями сотрудничества и компромисса, в группе присутствуют стратегии соперничества и избегания в конфликтной ситуации.
На формирующем этапе исследования была реализована на практике программа социально-психологического тренинга по профилактике и предотвращению внутригрупповых конфликтов, представленная 11 занятиями, каждое из которых включало определенную структуру: приветствие, разминку, основную часть и рефлексию. В ходе проведения тренинга оптимизировались межличностные взаимодействия между сотрудниками с помощью техник пристроек и подстроек, чему способствовало проживание участниками тренинга конфликтных импровизированных ситуаций, участницы осознавали собственное эмоциональное поле восприятие конфликта, осознавали также и свое типичное поведение в ситуации конфликта. СПТ способствовал трансформации у сотрудников коллектива привычных и непродуктивных стратегий разрешения конфликта посредством анализа собственных стереотипов поведения, эмоций, мотивов, психологических защит в конфликтной ситуации. Этому в определенной степени содействовали и тесно-ориентированные упражнения, позволявшие определить, каким образом конфликт отражается в телесных ощущениях и существуют ли различия в переживаемых эмоциях на разных стадиях протекания конфликта и снизить эмоциональное напряжение.
В ходе СПТ выявлялись реакции женщин на различные фрустрирующие ситуации, производился анализ индивидуальных реакций и согласованности действий каждой участницы с группой, выявлялась специфика позиций в группе, осуществлялся анализ подчинения неформальному лидерству, доминирование доброжелательности либо враждебности при смене лидерства в контакте. Затем формулировались выводы относительно выбора сотрудницами наиболее эффективных путей при разрешении конфликта в импровизированных проигрываемых ситуациях (драматизация конфликта), с инструкциями для «начальника» и «подчиненных». Члены коллектива постепенно, в ходе наблюдения за реакцией и поведением друг друга в ситуации выбора, проводили анализ стратегий отреагирования, избавлялись от психологических зажимов. При этом у испытуемых развивалось чувство ответственности за другого, совершенствовались навыки волевой саморегуляции, приобретался опыт совместных эмоциональных переживаний, отрабатывались коммуникативные техники и поведенческие ходы для закрепления конструктивных стратегий разрешения конфликта. Заданная участницам противоречивая конфликтная ситуация и ролевое взаимодействие в данной ситуации способствовали осознанию участницами драматизации причин конфликта, мотивов собственного поведения, они лучше осознавали свои чувства, пересматривали тактики и стратегии поведения в идентичных ситуациях на основе этически корректного разрешения конфликта.
В качестве наиболее эффективных средств можно назвать следующие: ритуалы приветствия и прощания; тренинг в условиях смысловых помех, личностного роста; различные формы групповой работы, драматизация конфликта; беседы, лекции; дискуссии; игровая терапия;сценарные и импровизированные, коммуникативные и ролевые игры и упражнения; релаксационные методики: психогимнастика, телесно-ориентированные игры; техники психодрамы; этюды на отработку чувств; мозговой штурм, методы случайных ассоциаций, ключевых вопросов; техники подчеркивания значимости; техники пристроек и подстроек; и др.
Результаты контрольного этапа исследования характеризуются положительной динамикой по всем тестам. Результаты социометрии подтверждаются данными, полученными в результате диагностики дополнительных параметров: высокостатусные, по мнению большинства коллег, сотрудники признаются как лица с высоким уровнем профессиональных знаний, с высокой степенью ответственности, хорошим качеством выполнения должностных обязанностей. В коллективе стали в большей степени преобладать жизнерадостные настроения; отсутствуют проявления антипатии, агрессии, открытой враждебности, взаимоотношения носят добрый настрой); снизилась внутригрупповая конфликтность; ярко выражен эмоциональный отклик среди коллег на необходимость осуществления совместных дел). Члены коллектива стали более позитивно воспринимать совместное времяпрепровождение, с большей готовностью соглашаются участвовать в совместных делах, прислушиваются к мнению друг друга; испытывают чувство гордости за свой коллектив; эмоционально переживают достижения и неудачи коллектива.
Таким образом, использование социально-психологического тренинга способствует эффективной коррекции конфликтных внутригрупповых отношений среди сотрудников, формированию их конфликтологической компетентности, повышению стрессоустойчивости, профилактики и предупреждению деструктивных конфликтов внутри коллектива, что доказывает гипотезу исследования.
В целом проведенное исследование не претендует на исчерпывающее, и, в последующем необходимо проведение дальнейшей работы по изучению влияния СПТ на снижение конфликтности среди сотрудников в условиях дошкольной образовательной организации. Особое внимание может уделяться формированию организационной культуры, конфликтологической компетентности, а также повышению уровня стрессоустойчивости работников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВНУТРИГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ
1.1. Общая характеристика социально-психологического тренинга как инструмента практической работы психолога
В настоящее время в социальной психологии существует множество определений методов групповой психологической работы, ставящей целью развитие компетентности в общении: группы открытого общения, активное социальное общение, группы интенсивного общения и т.д. Социально-психологический тренинг является наиболее часто употребляемым и устоявшимся термином, обозначающим совокупность разнообразных методов. М. Форверг считается автором данного термина, служащего для обозначения эффективного средства психологического воздействия, направленного на повышение компетентности в общении [2].
Г.И. Марасанов приводит следующее определение социально-психологического тренинга (СПТ) – это один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемый в рамках интенсивного группового взаимодействия, направленный на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников групп [26].
Существует множество модификаций СПТ в зависимости от ряда признаков. Групповой психологический тренинг используется для развития навыков эффективного общения и повышения коммуникационной компетентности; для работы с психически здоровыми людьми в целях оказания им помощи в саморазвитии (тренинг креативности, профессиональных умений и т.д.); для социально-психологической подготовки руководителей промышленного производства; в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний.
Развитие тренинговых форм обусловлено ведущими направлениями современной психологии: необихевиоризм, современный психоанализ, когнитивизм, экзистенциальная и гуманистическая психология.
В зависимости от психологических ориентации выделяются виды тренинговых групп: Т-группы — группы социально-психологического тренинга общения; группы бихевиоральной ориентации (тренинг умений, навыков социального взаимодействия); группы личностного роста; гештальт-группы (тренинг осознания человеком своих потребностей); группы психодрамы (тренинг по выработке социальных навыков и умений на имеющемся личномопыте); психоаналитически ориентированные группы (в интересах психотерапии) и др.
М.А. Василенко считает, что социально-психологические тренинги отражают определенную парадигму психологических направлений, которые при организационном построении тренинговых занятий проявляются в качестве формы обучения паттернам поведения при положительном подкреплении; в качестве тренировки отработки навыков эффективного поведения; как метод активной передачи знаний и развитии умений; как метод создания условий, способствующих самораскрытию и писку выхода из проблемных ситуаций [8].
К частным формам социально-психологического тренинга общения относят тренинг сензитивности; тренинг делового общения; социально-ролевой тренинг.
Тренинг сензитивности – частная форма (составная часть) социально-психологического тренинга общения, основанная на тренировке межличностной чувствительности в процессе социального взаимодействия и направленная на развитие способностей адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения [31].
Отличительная особенность этого тренинга – максимальная самостоятельность участников. Метод основан на актуализации чувств и эмоций за счет обратной связи как искреннем предъявлении информации о своем отношении к другому человеку.
А.В. Сидоренков подчеркивает, что цель сензитивного тренинга – формирование умения управлять стилем своего поведения за счет осознания того, как оно воспринимается окружающими, совершенствовать умение наблюдать, определять психическое состояние другого человека по внешним признакам и соответственно строить свое поведение, развивать эмпатию. Психологическим механизмом является перестройка установок личности, изменение отношения к себе и другим [38].
В социально-психологическом тренинге общения и тренинге сензитивности, реализуемого в Т-группах, содержание взаимоотношений между членами этих групп служит средством для понимания процесса взаимодействий людей в целом. Изучение групповых процессов и групповой динамики дает информацию о межличностных отношениях и поведении членов группы в реальной жизни. Совершенствование межличностных умений и социально-психологической компетентности предполагает понимание групповых процессов, поощряющих развитие адекватной самооценки. В Т-группах особое значение придается непосредственным переживаниям членов группы.