Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних средствами просветительской деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 6
1.1. Анализ исследований девиантного поведения несовершеннолетних 6
1.2. Характеристика девиантного поведения несовершеннолетних 10
1.3. Характеристика направлений профилактики девиантного поведения несовершеннолетних 16
Выводы по 1 главе 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 21
2.1. Характеристика базы исследования и программа исследования 21
2.2. Исследование условий и причин девиантного поведения несовершеннолетних средствами просветительской деятельности 21
2.3. Анализ результатов диагностики 33
Выводы по 2 главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
Введение:
Актуальность проблемы девиантного поведения несовершеннолетних обусловлена усугубляющейся сегодня тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников имеющих отклонения в поведении.
Дело в том, что социально-кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие.
Тяжёлое экономическое положение страны привело общество, к значительному увеличению уровня самых различных видов отклоняющегося поведения.
Статистика свидетельствует о росте социально неодобряемого поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно в сложном положении в этот период оказались подростки.
Исследователи отмечают, что отклоняющееся поведение в той или иной форме присуще пятидесяти процентам несовершеннолетних, наблюдается резкий рост бродяжничества, алкоголизации, наркомании, преступности среди подростков.
Представление о подростковом возрасте как о наиболее сложном возрастном периоде вызвано теми эмоционально напряжёнными отношениями, которые возникают в общении с подростками и испытываются самими подростками и окружающими их взрослыми.
Отдаление подростков от взрослых (родителей и учителей), отсутствие взаимопонимания с ними, невозможность преодолеть протестное, а порой и открыто агрессивное поведение подростков – все это позволяет считать подростковый, переходный возраст наиболее трудным периодом становления личности .
Особенность рассматриваемой проблемы нами проблемы в том, что анализ конкретного случая девиантного поведения несовершеннолетних, определение мотива совершения им проступка невозможен без учёта характерологических и личностных свойств, сопряжённых с типом ситуации развития.
Исследования психологов позволяют также констатировать, что детерминирующими отклоняющееся поведение являются личностные факторы, а ситуативные играют роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных особенностей.
Именно поэтому, чтобы не допустить возникновения девиантного поведения, необходимо раннее распознавание личностных изменений, ведущих к отклонениям в поведении.
Цель исследования: изучить особенности проблемы девиантного поведения несовершеннолетних средствами просветительской деятельности.
Объект исследования: отклоняющееся поведение несовершеннолетних.
Предмет исследования: девиантное поведение несовершеннолетних средствами просветительской работы.
Для реализации цели исследования сформулированы следующие задачи.
1) Изучить причины девиантного поведения в несовершеннолетних;
2) Рассмотреть методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних;
3) Дать методические рекомендации педагогам по диагностике девиантного поведения несовершеннолетних средствами просветительской работы.
В ходе работы были применены научно-исследовательские методы междисциплинарного теоретического анализа научной и методологической литературы.
Теоретическое значение работы заключается в разработке проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте применительно к кризису подросткового возраста, традиционному объекту возрастно-психологического анализа, с позиций общепсихологического изучения, в связи, с чем выявлены особенности субъективной картины критического периода.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Девиантное поведение несовершеннолетних – это поведенческие нарушения, связанные с поступками или серией поступков не отвечающих общепринятым нормам поведения в обществе либо правонарушениями. Причинами девиантного поведения, как правило, являются социально-неблагополучные семьи, неполные семьи, неправильное воспитание либо недостаток внимания. На самом деле причин намного больше, учёные пришли к выводу, что причиной девиантного поведения может быть генетическая предрасположенность.
Во многом это доказывается развитием девиантного поведения у детей, принятых в благополучные семьи на усыновление. При этом даже, если ребёнка взяли в семью в раннем возрасте, и он не знал своих биологических родителей, проявления социальных правонарушений и неадекватное поведение (бродяжничество, воровство, ранняя алкоголизация и т.д.) имеют место. Все это свидетельствует в пользу того, что образ жизни матери во время беременности сказывается на психическом развитии ребёнка в будущем.
Система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, является следствием не какой-то генетической предрасположенности, изначальной агрессивности и др., а выступает, в большинстве случаев, только как ситуация замещения или неприятия подростком мира социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания того, что их не понимают.
Сложившаяся в обществе система воспитания детей, принятые к ним требования, отношение взрослых к подрастающему поколению не учитывают особенностей их личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, бегства от опеки.
Девиантное поведение – система действий и поступков людей, которые противоречат социальным нормам.
Социальная норма – это явление группового сознания в виде представлений, разделяет группа, и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению с учётом социальных ролей, которые создают оптимальные условия бытия. Выделяют следующие нормы: правовые; моральные; эстетические.
Моральные нормы, носителем которых является сам человек, а также социальные институты, такие, как семья, религиозные конфессии, общественные организации, – это прежде всего общечеловеческие ценности, представленные в научной мысли и гуманитарной культуре.
Морально-этические нормы – это ожидания-предписания определённой социальной группы (реальной или номинальной) по её членам-участникам. Этические нормы, как правило, является прямым следствием нравственных ценностей.
В воспитании личности основным определением норм поведения является её соответствие социальным нормам общества, к которым относится индивид. Конечно, цивилизованное общество не всегда гармонично сочетает общечеловеческие и национальные нравственные нормы – ценности, которые и должен сознательно присвоить человек.
Норма – это процесс последовательного и закономерного возникновения и функционирования качественных особенностей личности, специфических и необходимых для определённого этапа развития.
Девиантное поведение несовершеннолетних может проявляться различными способами и в разном возрасте. Обычно первые проявления начинаются с переходом в подростковый возраст (11-12 лет), однако возможно и более ранние проявления.
Проявляется девиантное поведение подростков такими отклонениями: воровство, бродяжничество, хамство, алкоголизм и наркомания, токсикомания, мелкие хулиганства, агрессивность или, наоборот, замкнутость, депрессия, самоунижение и т.д.
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений в работе с детьми является социально-педагогическая работа с теми, кто так или иначе всегда выделяется в самостоятельную категорию, но называются при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети риска и др.
Понятие «девиантное» поведение подростков имеет социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее – несоответствия ей.
Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире – процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе – приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.
Социально-педагогическая работа с подростками с девиантным типом поведения имеет свои специфические особенности.
Например, педагогическая диагностика позволяет социальному педагогу выбрать оптимальную методику, которая подходит индивиду, учитывает интересы, особенности данного ребёнка, и тогда она выступает как фактор действенности педагогических влияний.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Анализ исследований девиантного поведения несовершеннолетних
Интерес к проблеме девиантных проявлений среди несовершеннолетних и их профилактики в настоящее время все более возрастает. Это вызвано тем фактом, что девиантное поведение среди детей и подростков в последние десятилетия значительно распространяется, и это побуждает учёных к активным поискам эффективных путей ее предупреждения и устранения, а властные структуры – к обновлению законодательных актов и разработку долгосрочных программ, касающихся содержания девиаций.
Педагоги (В.Оржеховская, И.Козубовская, С.Моисеева, М.Рожков, М.Сакурова, М.Фицула), психологи (И.Горькова, Н.Лисовская, И.Севастьянова, Л.Шипицина), правоведы (В. Васильев, В.Пирожков, О.Туришев), социологи (Б.Паригин, С.Сергейчик) и медики (В.Менделевич, Л.Мирошниченко, П.Сидоров, М.Сованюк) начали исследования различных аспектов исследуемой нами проблемы и обнародовали весомые достижения относительно путей ее решения.
Анализ научных источников позволяет утверждать, что на сегодня в значительной мере раскрыто вопрос о сущности девиантного поведения, однако остается неопределенным критерий девиаций несовершеннолетних в обществе. По нашему убеждению, учет критерия девиантного поведения может способствовать проведению своевременной диагностики, поиска наиболее эффективных путей предупреждения негативных проявлений.
Именно поэтому в сегодняшних условиях проблема девиантного поведения среди несовершеннолетних изучается с разных точек зрения.
В современной научной литературе можно найти различные толкования понятия «девиантное поведение».
Так, к примеру, В.Иванов трактует отклонения в нравственном развитии как начальную стадию процесса асоциального формирования личности [1, с. 47]. В.Попов вводит обобщенное понятие социального отклонения как такового проявления деятельности, образа жизни и поведения индивида, противоречит социальной нормативности [2].
Попытку дать более четкое определение понятию «отклонения в поведении» с позиции психолого-педагогических знаний осуществила З.Раевская, называя такое поведение девиантным, то есть таким, которое не соответствует моральным нормам. Она считает, что девиантное поведение отличается от уголовного тем, что не предполагает нарушения норм права, а от аномального тем, что оно свойственно психически здоровым детям. Наиболее типичными проявлениями этого поведения являются: отсутствие положительных интересов, негативизм, недисциплинированность, конфликтность, агрессивность и т.д. [3, с. 8].
А.Печенюк рассматривает девиантное поведение как такое, которое противоречит общепринятым нормам и в своих крайних формах проявления имеет характер правонарушений, которые не подлежат уголовному наказанию. К определенным стереотипам девиантного поведения автор относит следующие формы: систематическое уклонение от учебы, побеги из дома и бродяжничество, аддиктивное и агрессивное поведение [4, с.10].
М.Вострокнутов употребляет термин «делинквентное поведение» и определяет его как проступки детей и подростков, которые являются асоциальными по своей направленности, систематически повторяют и составляют устойчивый стереотип действий, нарушают правовые нормы, но не предусматривают уголовной ответственности по причинам ограниченной общественной опасности этих действий или недостижения делинквентого возраста уголовной ответственности [5, с. 23].
Делинквентное поведение, с одной стороны, связано с формированием асоциальных установок и уголовных привычек, а с другой – с внешними и внутренними конфликтами несовершеннолетних в их микросреде.
Отметим, что большинство ученых, рассматривая проблему агрессивности, исходяят из соотношения этого понятия с понятием социальной нормы. Такие нормы формируются во всех сферах общественной жизни и регулируют все виды общественных отношений, обеспечивая, с одной стороны, относительную универсальность человеческого поведения, а с другой – формируя основу для реализации функции социального контроля, применения различных санкций.
Норму чаще всего понимают как наиболее целесообразную, эффективную форму любого явления материальной и духовной сферы деятельности людей [13, с. 152].
Иногда норму рассматривают как адаптивное саморегулируемое поведение, обусловленное внутренней ответственностью индивида перед собой и людьми, или как взаимодействие индивида с микросредой, которое соответствует потребностям и возможностям его развития, социализации.
Норма – это распоряжение, служит общими указаниями для социального действия. Человеческое поведение всегда имеет определенную упорядоченность, что является следствием подчинения общим ожиданиям или нормам. Таким образом, социальные нормы являются регуляторами не всякой деятельности человека, а только ее общественного поведения.