Методология и методика анализа социальных процессов Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Профессиональные риски в социальной работе и их профилактика

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.   ОБЩАЯ ХАРАКТЕИСТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ. 6

1.1.   Понятие и сущность
профессионального риска в социальной работе. 6

1.2.   Факторы профессиональных
рисков в социальной работе. 17

1.3.   Виды профессиональной
деформации социальных работников. 21

2.   ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО МИНИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ. 34

2.1. Причины
и профилактика профессиональной деформации социальных работников. 34

2.2. Методы
предотвращения синдрома «эмоционального выгорания» в социальной работе. 42

2.3.
Эффективные практики по профилактике и преодолению профессиональной деформации
социальных работников. 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 58

ПРИЛОЖЕНИЕ. 71

 

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования обусловлена тем, что любой работник, выполняя свои функции
согласно должностной инструкции, может подвергнуться риску. Не исключением
является и социальный работник, который, в частности, оказывает услуги на дому
гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Постоянные стрессовые
ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного
взаимодействия с подопечными, и желание вникнуть в суть их проблем, а также
личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают
негативное воздействие на его здоровье, поскольку он является своего рода
эмоциональным донором.

С целью нейтрализации
негативного воздействия различных факторов на работников в социальных
учреждениях работодателями регулярно проводятся мероприятия по профилактике
профессиональных заболеваний работников, а также направленные на повышение
психологической культуры, предоставляются консультации относительно
профессиональных рисков в социальной работе.

Однако на сегодняшний
день этого недостаточно, так как каждый вид социального риска имеет свою
причину, проявляясь по-разному относительно различных категорий граждан, то и
формы защиты от этого риска и формы его профилактики должны носить конкретный
характер.

Система социальной работы
должна иметь комплекс элементов, воздействующих на каждый риск адекватными
мерами, имея для каждого случая особенные механизмы. Каждому социальному риску
должны быть противопоставлены меры компенсирования, минимизирования или
блокирования его вредного воздействия, наполненные содержанием.

Все это свидетельствует
об актуальности и практической востребованности по научному осмыслению,
изучению системы профилактики социальных рисков в практике социальной работы, а
также –выработке практических рекомендаций по минимизации их негативного
результата для отдельных уязвимых категорий граждан в конкретном муниципальном
образовании.

Степень научной
разработанности проблемы исследования.

Изучением вопросов
социального риска и адаптации индивидов к риску занимались И.А. Афанасьев, С.Р.
Ахмеров, С.А. Красиков, А.В. Мозговая, В.Б. Моторин и другие. В.В. Волков, К.
Керне, О.И. Ларичев, Л.В. Лесков, В. И. Марков, Т. Саати, Дж. Томпсон, Г. Хакен
описывали способы принятия решений в условиях риска, анализировали механизмы
принятия решений в повседневных и кризисных ситуациях, дали характеристику
индивидуальным и групповым поведенческим стратегиям в условиях риска.

Проблемам профилактики и
преодоления социального риска посвящены исследования А.П. Альгина, А.И.
Бедрицкого, П. Бернстайна, Е.М. Бухвальда, В. Виленского, О.И. Ларичева, Б.Н.
Порфирьева, Н.В. Хохлова, В.И. Яковлевой. К этой же группе относятся законы,
указы, постановления, программы федерального, регионального и муниципального
уровней, ориентированные на преодоление различных социальных рисков и их
профилактику.

Однако проблемы
профилактики социальных рисков в практике социальной работы освещены
недостаточно. Слабо раскрыты вопросы методики проведения социологических
исследований по выявлению причин и источников социальных рисков для уязвимых
групп населения, их представлений о стратегиях выхода из зоны социального
риска.

Целью выпускной
квалификационной работы является комплексный анализ профессиональных рисков в
социальной работе и их профилактика.

Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть понятие и
сущность профессионального риска в социальной работе,

  исследовать факторы профессионального риска в
социальной работе,

— изучить виды
профессиональной деформации социальных работников

— проанализировать
причины профессиональной деформации социальных работников

— выявить методы
предотвращения и профилактика синдрома «эмоционального выгорания»,

— разработать
рекомендации по профилактике и преодолению профессиональной деформации
социальных работников.

Объект — профессиональные
риски в социальной работе.

Предмет — профилактика
профессиональных рисков в социальной работе.

В качестве методов исследования
использовались методы дедукции и индукции, методы анализа и синтеза.
Сравнительный метод применялся с целью выявить особенности профессиональных
рисков в социальной работе.

Структура выпускной
квалификационной работы определяется целью и задачами исследования,
необходимостью логического расположения материала.

Работа включает введение,
две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список использованных
источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Растущая социальная и имущественная
дифференциация населения, появление большого числа безработных, маргинальных
групп, неблагоприятная экологическая и демографическая обстановка — это реалии
сегодняшнего дня России.

В этих условиях требуют решения вопросы,
связанные с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией отдельных индивидов,
групп лиц, вышеуказанных категорий населения. При создании и развитии
государственных и общественных структур, занимающихся проблемами социальной
работы, возникает острая потребность в подготовке квалифицированных кадров —
профессионалов.

Высокий профессионализм социальных
работников позволяет достигать наибольшего эффекта от вложенных в социальное
обеспечение населения средств. Профессиональная деятельность социального работника,
независимо от многообразия исполняемых функций, относится к категории профессий
с высокой моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей, и это вызывает
подчас профессиональную деформацию личности.

Постоянные стрессовые ситуации, в которые
попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с
получателями социальных услуг, оказывают негативное воздействие на него самого.
Неблагоприятные условия труда способствуют профессиональной деформации, которая
приводит к снижению трудоспособности, эффективности труда, к негативным
изменениям психики и утрате ценностных ориентаций в труде.

Всё многообразие факторов, детерминирующих
профессиональные деформации, можно разделить на три группы: объективные,
связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономической
ситуацией, характером профессии, профессионально-пространственной средой);
субъективные, обусловленные особенностями личности и характером
профессиональных взаимоотношений; объективно-субъективные, порождаемые системой
и организацией профессионального процесса, качеством управления,
профессионализмом руководителей.

На любом этапе профессионального
становления: допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм
и послепрофессионализм человек может деформироваться, что зависит от его
личностных качеств. Деформация распространяется на все стороны физической и
психической организации человека, которые находятся под влиянием профессии.

Профессиональная деформация считается
одним из отрицательных качеств профессионала, основным признакам которой
являются: синдром психофизиологического истощения и психосоматических нарушений
(постоянное чувство усталости, бессонница, обострение хронических заболеваний,
апатия и пониженный фон настроения; снижение способности получать удовольствие
от того, что ранее его доставляло; раздражительность и нарастающая
конфликтность); синдром редукции профессиональных достижений (снижение
эффективности, хроническая неудовлетворённость работой; нарастание равнодушия к
работе и людям; нежелание идти на работу, манипулирование людьми; рост
конфликтов; стремление избежать работы; сомнение в эффективности деятельности;
желание поменять работу); синдром деперсонализации (ощущение личной
несостоятельности; нарастание конфликтности или деструктивного поведения;
повышение критичности или цинизма к людям; ощущение бессмысленности
происходящего; распространение данных проблем за пределы профессии — ухудшение
отношений с людьми).

Проведенное исследование
показало, что все работники Учреждения независимо от возраста, образования,
стажа и семейного положения в той или иной степени подвержены и
профессиональной деформации и эмоциональному выгоранию.

Интенсивность указанных
явлений зависит от степени удовлетворенности работой и семейной жизнью, уровня
притязаний и реализованности амбиций.

Безусловно, для того,
чтобы не усугублять, а наоборот исправлять и корректировать указанную ситуацию,
необходимо осуществлять различного рода профилактические мероприятия.

Меры
психопрофилактического характера могут осуществляться в процессе
индивидуального консультирования и коррекции, проведения психотренировок и
социально-психологических тренингов, а также путем проведения лекций-бесед о
предпосылках, сущности и последствиях профессиональной деформации;
стимулирования личностного роста социальных работников; обучения приемам и
методам психической саморегуляции; коррекция негативных стереотипов обыденного
сознания и неадекватных механизмов психологической защиты; формирование
профессиональной мотивации и адаптивных механизмов саморегуляции.

Вместе с тем наиболее
эффективным способом является выбор правильной копинг-стратегии самим
сотрудником, что зависит от жизненного опыта и целевых установок, важно, чтобы
он умел находить конструктивные пути снятия стресса, например, с использованием
методик, описанных в работе или за счет работы с профессиональным психологом.

Социальные работники –
это призвание, такая профессия не привлекательна для целей обогащения, сложно
ее также назвать востребованной и престижной, поэтому только искренне желание
помогать людям, милосердие, сочувствие являются мотивирующими факторами.

Очень важно, чтобы эта
вера в добро и собственную значимость не были разрушены, необходимо, прежде
всего, материально стимулировать и поощрять социальных работников, поднимать
престиж профессии, чтобы происходил приток молодежи, преемственность поколений,
обмен опытом-все это будет способствовать большей удовлетворенности и
самореализации, снизит уровень эмоционального выгорания.

 

Фрагмент текста работы:

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ В
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

1.1.        
Понятие и
сущность профессионального риска в социальной работе

 

С позиции Т.П. Волковой, профессиональный
риск зависит от профессиональной деятельности людей и предназначается для
ограниченного контингента лиц, которые заняты тем или иным видом деятельности
[1].

Ряд теоретических подходов к изучению
профессиональных рисков обоснованы в работах зарубежных исследователей: У.
Бека, Дж. Касперсона,
В. Ковелло, У. Розенталя, Дж. Шорта, К. Хохенемзера и др.
Среди отечественных специалистов проблемами
профессионального риска занимались А.П. Альгин, С.М. Бабосов, С.П. Булавин,
С.М. Никитин, В.А. Петровский, О.Н. Яницкий и
др.

Разработка концепции профессионального
риска ведется с 60-х годов прошлого века, с установления первых статистических
закономерностей развития несчастного случая. Термин «профессиональный риск»
впервые приведен в 1959 г. в рекомендации МОТ «О службах здравоохранения на
предприятии». Накопленные в процессе производственной и эксплуатационной
деятельности знания позволили установить, что важным критерием минимизации
риска является приоритет предупредительных мер в процессе осуществления
профессиональной деятельности
[2].

С позиции ряда исследователей,
профессиональные риски — риски, обусловленные выполнением профессиональных
обязанностей (например, риски, связанные с профессиональной деятельностью
специалистов по социальной работе, социальных педагогов, психологов и т.д.)
(Л.В. Ахметова, Л.Ф. Чупров, Р.Р. Гарифуллин, К.Л. Лидин, Л.Б. Шнейдер и др.).

Профессиональный риск Т.П. Волкова
определяет, как риск для здоровья, либо жизни, который связан с трудовой
деятельностью и имеет крайние формы, это вероятность наступления повреждения
здоровья с утратой трудоспособности в процессе профессиональной деятельности
работника, которое может наступить в течение определенного трудового периода
[3].

Исследователи выделяют ряд элементов,
входящих в профессиональный риск (таблица 1).



[1] Волкова
Т.П._Профессиональные и социальные риски: механизм регулирования. Вестник
Челябинского государственного университета. 2016. № 11 (393). Экономические
науки. Вып. 54. С. 19-27.

[2] Кашинцева Л. В.
Производственная безопасность и профессиональный риск. Актуальные вопросы
современных профессиональных рисков [Электронный ресурс] URL:.-http://eanw.mfo/konkurs-2012/bezopasnosti-i-risk.pdf
(дата обращения 04.10.2020).

[3] Волкова Т.П.
Профессиональные и социальные риски: механизм регулирования. Вестник
Челябинского государственного университета. 2016. № 11 (393). Экономические
науки. Вып. 54. С. 19-27.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы