Методика обучения математики Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Проектная деятельность по математике обучающихся основной школы как один из факторов повышения интереса к предмету

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К
МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 7

1.1. Развитие познавательного интереса как педагогическая
проблема. 7

1.2. Понятие «проект», «проектная деятельность» в
психолого-педагогической литературе в области развития познавательного интереса
у обучающихся основной школы.. 12

1.3. Особенности организации проектной деятельности для
формирования познавательного интереса к математике обучающихся основной школы.. 20

Вывод по первой главе. 24

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА
К МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 26

2.1. Цель и планируемые результаты
обучения решения задач на доказательство и применения именных теорем. 26

2.2. Дидактический анализ
учебно-методических комплектов. 34

2.3. Методические особенности работы
с именными теоремами. 40

2.4. Организация контроля по усвою
знаний и решения задач на доказательство и применения именных теорем. 58

Выводы по второй главе. 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   72  

Введение:

 

Актуальность исследования.
Ведущей целью современного российского образования является реализация
федерального государственного образовательного стандарта, в основу которого
положен системно – деятельностный подход к обучению, ориентируемый на
планируемые результаты обучения и воспитания. Это в свою очередь нацеливает на
формирование у обучающихся мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, в основе которых лежит познавательный интерес

Проблема активизации
познавательного интереса школьников рассматривается в трудах многих философов,
педагогов и психологов (А.С. Белкина, В.А. Крутецкого, И.Я. Ланиной, Л.М.
Фридмана, Г.И. Цукиной и др.). Некоторые вопросы, связанные с развитием
познавательных интересов, анализировались в исследованиях Х.Ж. Ганеева, В.А.
Гусева и др.

Полученные результаты
могут быть использованы для урочной формы организации учебной и познавательной
деятельности обучающихся. Однако отметим, что проведенный анализ научной,
психолого-педагогической и методической литературы показывает актуальность
вопросов, связанных с мотивационной сферой обучающихся, в том числе и
активизацией познавательного интереса в процессе обучения математике.

Современные педагоги и
психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития
школьников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста, в
частности у школьников средних классов (Т.Л. Блинова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский,
А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И.Сорокина, Г.И.
Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская,
B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б.
Годовикова, В.Г. Иванов).

Дополнительно отметим,
что, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, выпускник
должен не только освоить предметные знания, но и уметь с их помощью решать практические
задачи в условиях реальной жизни. В связи с этим, одной из основных задач
школьного образования, в том числе – математического, становится усиление
прикладной и практической направленности обучения при изучении различных
разделов и содержательных линий. Решению вышеизложенных задач может
способствовать метод проектов. Проектная деятельность в соответствии с ФГОС
общего образования является неотъемлемой деятельностью школьников. С помощью
неё достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
Проект – это деятельность по достижению нового результата в рамках
установленного времени с учетом определенных ресурсов. Описание конкретной
ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.

В работах Н.Ю. Пахомовой,
И.Д. Чечель, раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности
школьников; Л.П. Иванова, А.А. Ларионова, Т.В. Роговенко рассмотрены
особенности проектной деятельности на уроках математики.

Анализ научной и
методической литературы показал, что проектная деятельности учащихся помогают
осуществить глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышают
личное участие каждого обучающегося и его интерес к учению и могут быть
организованы на уроках математики.

Таким образом, следует
выделить наличие противоречия между
необходимостью преобразования процесса повышения интереса к предмету математика
и недостатком научно-обоснованных методических рекомендаций по использованию
проектной деятельности по математике обучающихся основной школы как один из
факторов повышения интереса к предмету

Проблема
исследования
заключается в выявлении возможностей
проектной деятельности по математике обучающихся основной школы как один из
факторов повышения интереса к предмету.

Это обусловило выбор темы исследования «Проектная
деятельность по математике обучающихся 8-х классов как один из факторов
повышения интереса к предмету».

Объектом
исследования
является процесс развития познавательного
интереса к предмету математики у обучающихся основной школы.

Предметом
исследования
является особенности организации
проектной деятельности для формирования познавательного интереса к математике
обучающихся основной школы.

Цель
исследования
– обосновать возможность применения
проектной деятельности по математики как средства развития познавательного
интереса обучающихся к предмету.

Гипотеза исследования
состоит в предположении о том, что проектная деятельность обладает большим
потенциалом в формировании познавательного интереса у обучающихся основной
школы при соблюдении следующих условий: этапности проектной деятельности,
сотрудничестве обучающегося и педагога при решении разнообразных задач,
применение деятельностного, культурологического подходов, возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся основной школы.

Задачи
исследования:

1.
Рассмотреть особенности развития познавательного интереса как педагогическая
проблема.

2.
Раскрыть сущность понятия «проект», «проектная деятельность» в
психолого-педагогической литературе в области развития познавательного интереса
у обучающихся основной школы.

3.
Изучить особенности организации проектной деятельности для формирования
познавательного интереса к математике обучающихся основной школы.

Методы
исследования:

— теоретические (анализ
психолого-педагогической, социологической, учебно-методической литературы);

— эмпирические методы
(наблюдение, беседа, опрос, эксперимент).

Практическая
значимость
заключается в том, что разработанные и апробированные
педагогические условия организации проектной деятельности для формирования
познавательного интереса к математике обучающихся основной школы быть
использованы в практической работе педагогов основной школы.

Структура исследования:
выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложения.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Интерес – активная деятельность человека, направленная на изучение и
познание не только самого себя, но и окружающего мира, способствующая более
высокому уровню развития целостной личности индивида. Своеобразие
познавательного интереса заключается в стремлении углубляться в суть изучаемого
предмета, в стремлении искать и выделять существенные признаки предмета, в
стремлении искать решение познавательных задач при помощи поисковой и
творческой деятельности.

Одним из средств развития познавательного интереса у обучающихся
основной школы является проектная деятельности. Проектная деятельность – это
организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, которая
предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в
виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения
этого результата.

Использование проектной деятельности, в работе с обучающимися основной
школы, является одним из наиболее эффективных способов развития познавательного
интереса, так как у обучающихся данного возраста наблюдается достаточный
уровень сформированности психических процессов. Им присущи познавательная и
творческая активность, и такой уровень устойчивости интересов и внимания, что
делает возможным применение элементов проектной деятельности в качестве
средства формирования опыта трудовой деятельности.

Организацию проектной деятельности обучающихся можно рассматривать как
процесс приведения деятельности учащихся из дифференцированных частей в
определенную целостную структуру, которая обеспечит достижение максимально
возможного полезного эффекта от реализации этой деятельности с учетом
конкретных условий.

В школьном курсе математики первое знакомство с терминами «аксиома» и
«теорема» происходит в начале курса геометрии 7 класса. Однако практика
показывает, что у большинства учащихся к этому времени еще не вырабатывается
потребность в доказательстве теорем. Соответственно уже в курсе математики 5 —
6 классов необходимо включать на уроках упражнения, позволяющие показывать
школьникам необходимость логических доказательств некоторых утверждений, а
также знакомящих учащихся с первыми дедуктивными доказательствами.

Проанализируем задачный материал, который дается для усвоения и
закрепления данных тем, после анализа видно, что в алгебре для усвоения теоремы
дается примерно от 20-50 задач, а по геометрии от 4 и выше, все зависит от
распространённости теоремы. Тип задач был предоставлен в параграфе 4, где для
каждой теоремы (наиболее часто встречающейся в программе по математике за 7-9
класс) были поставлены типы. В основном было выделено от 2-5 типов задач. В
алгебре это были задачи на нахождение корней квадратных уравнений и уравнений
высших степеней, на применение обратных теорем, решение задач с параметрами и
т.п. В геометрии в основном предлагаются задачи на нахождение неизвестной
величины и на доказательство геометрического факта при помощи «именной»
теоремы.

В результате исследования был разработан проект для учащихся по теме
«Именные теоремы» в курсе геометрии основной школы. Выполнен анализ содержания
теоретического материала по теме «Именные теоремы» в курсе геометрии основной
школы. Сформулированы методические рекомендации по организации проектной
деятельности обучающихся в курсе геометрии основной школы: проектная
деятельность требует правильного следования принципам и логике, описаны
особенности проектной деятельности, три вида урочных занятий для формирования
проектной деятельности, выделены критерии и параметры оценивания.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1. Развитие
познавательного интереса как педагогическая проблема

Особой и важной областью
феномена «интерес» определяется познавательный интерес в образовательном
процессе школы. Отметим, что в [10] утверждается, что предметом познавательного
интереса выступает значительное свойство человека познавать окружающий мир не
только с целью биологической и социальной ориентировки [10]. Это существенное
отношение человека к миру, которое выражается в стремлении проникать в его
многообразие, отражать в сознании сущностные его стороны, причинно-следственные
связи, закономерности, противоречивость.

Растущая роль математики
в решении задач научно-технического прогресса ставит перед школой задачу
эффективной помощи учащимся в овладении учебным материалом и присущим этому
предмету стилем мышления, является важной компонентой общей культуры
современного человека. Основная задача обучения математике в школе — овладение
учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной
жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных
для изучения современных дисциплин и продолжения образования. В последний время
большое внимание уделяется повышению эффективности процесса обучения в школе,
поскольку традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает
условий для улучшения качества обучения и развития учащихся. Таким образом,
предмет познавательного интереса прямо указывает на необходимость
взаимодействия с окружающим миром как условие существования познавательного
интереса человека.

Познавательный интерес
рядом исследователей определяется как отношение к предмету или деятельности.
Отметим, что специфика интереса заключается, во многом, в его
эмоционально-познавательной стороне, характеризующаяся у человека побуждением и
появлением вопросов, стремлением к выполнению действий и активностью.

Т.Л. Блинова полагает,
что познавательный интерес – существенное развитие личности, которое
формируется в ходе жизнедеятельности человека, формируется в общественных
условиях его жизни и практически никаким способом не считается свойственным
человеку с рождения [
11].

А.М. Матюшкин показывает
интерес как «стремительно-познавательное и чувственно-познавательное отношение
лица к обществу» [
36].

Л.С. Выготский полагал,
что познавательный интерес – это «природный двигатель детского действия», он
считается «правильным формулированием невольного желания; указанием на то, что
работа ребенка имеет схожесть с его базисными нуждами» [
19].

Д.С. Елисеева, в свою
очередь, устанавливает познавательный интерес как первопричину, обрисовывая ее
как «немаловажную индивидуальную характеристику ученика и как накопленную
познавательно-психологическую позицию ученика к учению». Автор полагает, что
интерес – это отображение сложных действий, совершающихся в мотивационной
области работы [
24].

Г.И. Щукина устанавливает
«познавательную активность» как свойство личности, которое содержит стремление
личности к пониманию, высказывает интеллектуальный отзыв на процесс постижения.
Качеством личности «познавательная активность» становится, по их взгляду, при
крепком проявлении желания к постижению. Эта структура индивидуального
свойства, в которой необходимости и интересы означают массивную характеристику,
а желание подразумевает форму [
55].

Сначала у учащихся
формируется интерес к самому процессу учебной деятельности. Затем формируется
интерес к результату своего труда. После возникновения интереса к результатам
своего учебного труда формируется у первоклассников интерес к содержанию
учебной деятельности, потребность приобретать знания.

Формирование интереса к
содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием учащимися
чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение
учителя, взрослого, подчеркивание даже самого небольшого успеха, продвижения
вперед. В целом в процессе обучения у учащихся должны сформироваться следующие
качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; они должен успешно
освоить программу; у них должны быть сформированы основные компоненты учебной
деятельности; должен сформироваться качественно новый, более «взрослый» тип
взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Математика как никакой другой
предмет поможет развить эти качества.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы