Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Проектная деятельность младших школьников по изучению животных родного края
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИВОТНЫХ РОДНОГО КРАЯ 6
1.1 Проектная деятельность младших школьников в начальной школе 6
1.2 Особенности формирования знаний о животных в начальной школе (УМК «Перспектива») 15
Вывод по первой главе 25
ГЛАВА 2 СФОРМИРОВАННОСТЬ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ЖИВОТНЫХ РОДНОГО КРАЯ 26
2.1 Диагностика уровня сформированности знаний о животных у младших школьников 26
Вывод по главе 2 32
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИВОТНЫХ РОДНОГО КРАЯ 34
Вывод по главе 3 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
Введение:
Актуальность исследования. Одной из приоритетных задач на современном этапе функционирования системы начального образования является создание полноценных условий для формирования гармоничной личности ребенка, его активной позиции, организация учебно-воспитательного процесса с акцентом на развитие мышления учащихся, способностей к проектированию и исследовательской деятельности. В нынешних условиях недостаточно владеть совокупностью знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, а также уметь применить на практике, в жизненных ситуациях. На важность данного направления указывают такие нормативные документы, как Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [6], Национальная доктрина образования [1], Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы [5].
Актуальность нашего исследования обусловлена возросшей ролью школы и созданием новой образовательной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) [4].
Значительный потенциал имеет организация проектной деятельности младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир», поскольку в нем сосредоточены естественнонаучные, обществоведческие, исторические сведения о природе, человеке, обществе. В процессе освоения программы предмета «Окружающий мир» школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края [9].
Проблема нашего исследования состоит в разрешении существующего противоречия между потенциальными возможностями проектной деятельности младших школьников и недостаточным уровнем ее использования в процессе изучения природы родного края, в частности, животного мира родного края. Недостаточная разработанность обозначенной проблемы обусловила выбор темы исследования.
Цель исследования: разработать и апробировать проект «Животные родного края» с методическим сопровождением, помогающим учителю реализовать проектную деятельность младших школьников.
Объект исследования: проектная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: проектная деятельность младших школьников при изучении животных родного края.
Гипотеза исследования: проектная деятельность позволяет повысить уровень сформированности знаний о животных родного края у младших школьников, если:
сочетаются наблюдения в природы родного края с дополнительным материалом;
используются разнообразные приемы работы с текстом зоологического содержания.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Осуществить анализ научной и методической литературы в контексте проблемы исследования, выполнить терминологический анализ ключевых категорий исследования.
2. Определить критерии и уровни сформированности знаний младших школьников о животных родного края – Ленинградской области.
3. Разработать и эмпирически проверить эффективность предложенного проекта для младших школьников по изучению животных родного края.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: деятельностный подход (Б. Ананьев, Л. Выготский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.) [14], который предполагает насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности; основные положения теории и практики проектной и исследовательской деятельности (Е. С. Полат [23], А. И. Савенков [26], Г. К. Селевко [27]).
Для достижения цели и решения поставленных задач были применены следующие методы исследования: теоретические – сравнительный анализ научной, учебно-методической литературы по изучаемой проблеме, обобщение педагогического опыта; эмпирические – анкетирование обучающихся и учителей, беседа с обучающимися и учителями, педагогический эксперимент, (констатирующий, формирующий этапы); математические методы обработки экспериментальных данных.
Исследование проводилось в ГБОУСОШ Невского района № 331, в 3 «А» классе, классный руководитель Санина Светлана Викторовна.
Практическое значение исследования: практические материалы, разработанные и апробированные в ходе педагогического эксперимента, могут быть использованы педагогами начальной школы в образовательной практике.
Заключение:
Таким образом, проектная деятельность представляет собой такой метод организации познавательной деятельности, который позволяет задействовать собственные ресурсы познавательной сферы школьника, активизировать его познавательный интерес к исследуемому объекту, а также сформировать необходимые универсальные учебные действия разной направленности. Следует отметить, что в начальной школе проектная деятельность находится на начальном этапе развития, что обуславливает достаточно активное участие педагога в реализации данного вида деятельности.
Младший школьный возраст – это этап, когда у детей начинается активное формирование знаний о природе, в первую очередь, с животными родного края. Наличие у детей интереса к познанию природных объектов подтверждено результатами эмпирического исследования (методика ЭЗОП), согласно которой, дети в качестве доминирующей установки по отношению к природным объектам выбрали когнитивную установку.
Также проведенное исследование выявило недостаток знаний о животных родного края у школьников третьего класса, что также подтверждает актуальность проводимой деятельности. С этой был разработан план проектной деятельности, результатом проведения которой должны стать прочные и достаточно глубокие знания детей о животных родного края, а также бережное, сознательное отношение к природным объектам.
Применение подобной деятельности является эффективным в плане формирования знаний, а также поддержания высокой познавательной активности и интереса к познавательному процессу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИВОТНЫХ РОДНОГО КРАЯ
1.1 Проектная деятельность младших школьников в начальной школе
Понятие «деятельность» в гуманитарных науках является одним из основных. Прежде всего, оно рассматривается как ключевая категория философии. В «Энциклопедии эпистемологии и философии науки» под «деятельностью» понимается специфический для человека тип преобразования действительности. Деятельность является такой формой активности, для которой характерно наличие целевой детерминации. Деятельностный подход как философская концепция предполагает, что смысл понятий и человеческих представлений порождается характером деятельности и представляет собой результат ее опредмечивания. В отношении деятельности можно говорить о ее целях, средствах, собственно о процессе и результате [28].
Понятие «проектная деятельность» подразумевает под собой такую деятельность, в ходе которой создается и вводится в использование что-то, чего ранее не существовало (знание, изделие, услуга, зрелище, метод, и т. п.) или усовершенствуется что-то уже существующее [13].
Как отмечает Н. В. Матяш [16], на рубеже XX — XXI вв. проектирование стало всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации: усилился процесс проектизации знания, культуры и производства (проектные разработки научно-исследовательских программ, творческих планов, целевых программ и систем управления хозяйственно-экономическими, производственными, социально-культурными, образовательными и другими процессами). Проектность становится определяющей стилевой чертой современного мышления, одним из важнейших признаков современной культуры [16].
Термин «проектное обучение» предложил Ч. Ф. Ричардсон. В своей теории проектного обучения ученый объяснял необходимость его использования тем, что ребенок должен не просто накапливать знания в процессе обучения, а развивать свои способности, раскрывать творческий потенциал, чему и способствует применение проектного метода [16].
В отечественной теории проектного обучения в конце 70–80-х гг. ХХ в. можно выделить научно-педагогические идеи, послужившие основой для современного понимания данного феномена:
– проектное обучение как совокупность последовательных действий учащихся по решению личностно значимой проблемы представляет собой один из возможных способов проблемного обучения, поскольку учитель ставит учащимся проблемную задачу, предоставив исходные данные и очерчивая круг планируемых результатов (В. В. Гузеев) [16];
– проектное обучение следует рассматривать как важный системообразующий компонент при описании и характеристике различных образовательных технологий (Г. К. Селевко) [27].
В нашей работе мы будем опираться на определение Н. В. Матяш: проектная деятельность школьников – это форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения. Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, обеспечивающим координацию различных сторон процесса обучения – содержательной, процессуальной, коммуникативной и др., синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, преобразовательной, профессионально-трудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности [16].
В литературе представлено многообразие определений понятия «проект»: совокупность документов, расчетов, чертежей для создания сооружения или изделия; совокупность проблемы, замысла ее решения, средств его реализации и получаемых в процессе реализации результатов; комплексное мероприятие, предполагающее внедрение нового; последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного периода времени [29].
Изначально проект понимался как образ будущего результата, представленный в форме рисунка, чертежа или уменьшенной копии (макета). В современных условиях термин проект понимается значительно шире – как способ инновационной деятельности, в ходе которой создается и вводится в использование что-то, чего ранее не существовало (знание, изделие, услуга, метод и т. п.) или усовершенствуется что-то уже существующее. Проект можно определить также как особый способ постановки и решения проблем [13]. Лутцева Е. А. проект определяет как определенную деятельность, мероприятия, которые нацелены на создание какого-либо оригинального, нового продукта, результата [15].
Содержание проекта и проектной деятельности зависят от того, на изменения в какой области он ориентирован. Согласно этому, различают технические, социальные, экологические, исследовательские, деловые, гуманитарные проекты. Учащиеся выполняют учебные проекты, под которыми следует понимать разработанный и изготовленный продукт (изделие, услугу, мероприятие, электронный ресурс и пр.) – от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной и выполненный в ситуации субъектного взаимодействия с учителем.
Е. С. Полат, являясь одним из ведущих специалистов рассматриваемой проблемы, выделила следующие основные требования к использованию метода проектов:
обязательно наличие актуальной проблемы или задачи, требующее исследовательского, творческого подхода к ее решению;
планируемые результаты должны обладать теоретической, практической, познавательной значимостью;
самостоятельная, парная или групповая деятельность учащихся;
поэтапное планирование проекта, с указанием промежуточного результата;
использование исследовательских методов [22].
Е. А. Лутцева также рассматривает особенности реализации проектной деятельности в начальной школе. Она указывает на то, что проект нужно отличать от работы по образцу, которая не предполагает создания определенного оригинального продукта. Кроме того, проект имеет ряд отличительных признаков по отношению к творческой деятельности, несмотря на то, обе этих формы деятельности завершаются созданием абсолютно нового продукта. Проектная деятельность имеет следующие признаки:
1. Определенные временные рамки. Это касается самого процесса выполнения проектной деятельности, а не ее результатов. Если временные ограничения отсутствуют, то данная деятельность относится к операциям и может иметь любую продолжительность.
2. Результат проекта, его продукт должен быть оригинальным, новым, иначе данная деятельность может считаться только операцией и в данном случае может длиться сколько угодно по времени.
3. Последовательная разработка: проект развивается, проходя через определенные этапы [15].
Кроме того, Лутцева Е. А. определяет определенные требования к реализации проектной деятельности:
1. наличие значимой цели и задач;
2. практическая и (или) теоретическая значимость предполагаемых результатов;
3. самостоятельная индивидуальная или групповая деятельность учащихся;
4. четкая дифференциация всех этапов проекта (исследование и разработка проблемы, реализация проекта, защита и презентация;
5. использование исследовательско — аналитических методов: навык выделения проблемы и формулировки задач; навык формулирования гипотезы и проектирования вероятных путей решения проблемы; сбор, систематизация и анализ собранных данных;
6. продукт проекта имеет определенную материальную форму (газета, видеофильм, фотоколлаж, поделка и др.) [15].
Таким образом, мы видим, что оба исследователя выдвигают сходные требования к проектной деятельности: наличие конкретной цели и задачи, соблюдение определенных этапов реализации, творческий характер данного вида деятельности, наличие определенного продукта как итога.
Согласно классификации Е. С. Полат, на основе доминирующей деятельности выделяют следующие типы проектов:
1. Исследовательский проект – это проект подчинен логике исследования и имеет соответствующую структуру: определение темы исследования, аргументация ее актуальности, определение предмета и объекта, задач и целей, определение методологии исследования, выдвижение гипотез, касающихся проблемы, и разработка путей ее решения, определение новых проблем для дальнейшего развития исследования;
2. Поисковый проект – основой реализации проекта является поисковая деятельность учащихся, а результатом – найденная информация (объект);
3. Творческий проект – акцент делают на творческом оформлении результатов проекта, который требует продуманной структуры в виде сценария, рукописного журнала, видеофильма, альбома, газеты, статьи, репортажа;
4. Игровой проект – участники берут себе определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Участники имитируют социальные и деловые отношения, которые затрудняют вымышленными ситуациями. Степень творчества учащихся здесь высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является игра;
5. Практико-ориентированный проект – результат деятельности участников четко определен с самого начала, он ориентирован на их социальные интересы. Организация координационной работы протекает в виде поэтапных обсуждений и презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику;
6. Информационный проект – проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, его анализ и обобщение фактов. Такой проект может быть органической частью исследовательских проектов;
7. Конструкторский проект – основой проекта является конструкторская деятельность учащихся, предусматривающая разработку нового устройства, детали и т. д. или их усовершенствование [23].
Выделяют четыре основные фазы проектной деятельности (Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Н. Сауренко и др.):
Первая фаза – проектировочная – осуществляется стратегия проектной деятельности (информационная подготовка). Определяются задачи, осуществляется поиск информации, анализ данных, формулируются идеи, сравниваются варианты, выбирается оптимальное решение, стратегия;
Вторая фаза – технологическая (фаза реализации) – проводятся действия проектной командой по претворению планов в жизнь: выполнение заданий, проведение консультаций с руководителем, систематические обсуждения получаемых промежуточных результатов;
Третья фаза – презентационная – оформление результатов проектной деятельности, подготовка отчета о проделанной работе, публичная презентация проекта;
Четвертая фаза – рефлексивная – оценивание положительных и отрицательных результатов, оценка работы команды по проекту [16], [20].
При планировании работы над учебным проектом необходимо придерживаться определенной последовательности, выполнять проект поэтапно. В концепциях разных авторов нет существенных различий в определении этапов работы над проектом. Ученые Е. С. Полат [22], Н. Ю. Пахомова [20] выделяют шесть основных этапов: мотивационный, планирующий, информационно-операционный, практический, контрольно-коррекционный, рефлексивно-оценивающий, дают характеристику содержания этих этапов и деятельности учеников, учителя и родителей на каждом из этапов (приложение 1).
В качестве этапов проектной деятельности Лутцева Е. А. обозначает этап исследования и разработки проблемы, на котором происходит непосредственно зарождение замысла проекта, формулировка целей и задач. Автор обозначает данный этап, как наиболее творческий в проектной деятельности. Затем следует этап разработки проекта: сбор информации об исследуемой теме, выполнение и оформление задуманного результата. Третий этап – это защита проекта, которая подразумевает не только презентацию полученного продукта, но и обоснование значимости выбранной темы, оригинальности результата и т.д [15]. Таким образом, представления об этапах проектной деятельности у разных исследователей также сходны, различия состоят только в том, что Полат Е. С. предлагает более подробное выделение этапов.
Говоря об особенностях проектной деятельности в начальной школе, Лутцева Е. А. указывает на то, что, собственно, о проектной деятельности у младших школьников нельзя говорить. Это связано с тем, что дети пока не обладают достаточными знаниями, а главное навыками исследовательской деятельности, которые позволили бы им выполнять подобную деятельность самостоятельно. Соответственно, начальная школа может рассматриваться как подготовительный этап в развитии проектной деятельности школьников. На данном этапе происходит накопление необходимых знаний и формирований определенных умений [15]. Этого же мнения придерживаются Матяш Н. В., Симоненко В. Д. [17]
Так, период обучения в первом-втором классах нацелен на накопление предметных знаний, воспитание личностных качеств, основ творческой деятельности. На данном этапе можно говорить в большей степени об обучающих и творческих работах, нежели о проектах. Данная деятельность происходит совместно с педагогом на начальных этапах, затем – под контролем педагога.
В третьем-четвертом классах происходит развитие основ творческой деятельности, освоение новых материалов путем переноса известных знаний и умений в новые ситуации, формирование коммуникативных качеств, приобретение социального опыта. На данном этапе уже можно говорить о проектной деятельности, хотя дети пока еще не способны самостоятельно выполнить проект от начала и до конца, но здесь уже можно говорить об относительно самостоятельном выполнении проекта.
Особо Лутцева Е. А. указывает на то, что на начальном этапе обучения у ребенка недостаточно сформированы коммуникативные навыки, позволяющие ему работать совместно с другими учащимися. Первоклассник может работать совместно с учителем, затем постепенно вводится работа парами, и лишь к третьему классу социальные и коммуникативные навыки позволяют ребенку успешно работать в микрогруппе.
Непосредственно школьный проект определен Е. А. Лутцевой как совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решить некую значимую проблему в результате самостоятельной деятельности учащихся с обязательной презентацией этих результатов [15].
Также автор выделяет ряд качеств и умений, которые могут рассматриваться как базовая основа для выполнения школьниками проектной деятельности:
— знания и умения (технико-технологический, математические, биологические, художественные и др.);
— исследовательские умения (выделять, сравнивать, определять новое и неизвестное, а также известное в неизвестном, формулировать гипотезы и др.;
— навык работы с информацией (искать в различных источниках, отбирать, оформлять в различном виде;
— качества творческого мышления (воображение, ассоциативность, умение выделять противоречия, умение определять причинно-следственные взаимосвязи и др.);
— коммуникативные (умение слушать другого человека, обсуждать, вести диалог, работать в группе, реализовывать социальные роли и др.) [15].
Бармина В. Я. выделяет принципы, на основе которых строится применение проектного метода в школьном обучении: принцип продуктивности, который подразумевает, что результатом обучения должен быть определенный продукт, а также принцип интерактивности, определяющий необходимость информационно-коммуникационной среды и организации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса [8].
Проектный модуль — раздел рабочей программы, представляющий собой систему уроков, построенную в логике развертывания проектной деятельности обучающихся и направленную на овладение ими определенными проектными действиями, составляющими проектную компетентность школьника.
Также она выделяет ряд особенностей образовательного процесса в проектном модуле:
1. Система уроков конструируется не в логике освоения предметного содержания, а в логике проектной деятельности, т. е. нацелена на создание проектного продукта, решающего заявленную прикладную или исследовательскую предметную проблему.
2. Проектная деятельность реализуется как в процессе уроков под руководством (при консультировании) учителя, так и при выполнении домашних заданий.
3. Каждый отдельный урок (несколько уроков) представляет собой этап (или этапы) проектной деятельности, в процессе реализации которого обязательно создается промежуточный проектный продукт.
4. Каждый ученик пользуется советами в письменной форме, как рациональнее действовать (алгоритмы-памятки), где найти нужный учебный материал и т.д. Наличие раздаточных материалов с печатной основой позволяет, с одной стороны, учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками, с другой стороны, совершить переход от действия под руководством учителя к действию по инструкции (алгоритму-памятке), и затем к самостоятельному действию.
5. В ходе реализации проектного модуля обязательно оформляется проектная документация: программа проекта, отчет-презентация, рефлексивный лист проекта, который помещается в портфолио ученика, в раздел «Проектная деятельность».
6. По итогам проектного модуля выполняется диагностическая работа каждым учеником индивидуально с целью определения уровня сформированности действий, результаты доводятся до сведения учителя, реализующего следующий проектный модуль [8].