Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Начальное образование

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательной активности младших школьников 6
1.1. Развитие познавательной активности как педагогическая проблема 6
1.2. Содержание понятия «проектная деятельность» в педагогической науке 13
1.3. Особенности и возможности проектной деятельности как средства развития познавательной активности младших школьников 23
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию познавательной активности младших школьников средствами проектной деятельности 33
2.1. Диагностика уровня развития познавательной активности младших школьников на констатирующем этапе опытно-практической работы 33
2.2. Содержание работы по развитию познавательной активности младших школьников средствами проектной деятельности 40
2.3. Анализ результатов исследования 54
Выводы по 2 главе 62
Заключение 63
Список использованных источников 66

 

  

Введение:

 

Развитие познавательной активности у младших школьников очень актуальна для построения учебного процесса, т. к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, к процессу познания — важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Проблема познавательной активности является необходимым компонентом разработки таких проблем как совершенствование в организации урока, написание учебных пособий, воспитание самостоятельности учащихся, повышение мастерства учителя, развитие мышления учащихся.
Проблемой развития познавательной активности занимались ученые: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Я. Коменский А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, Д.И. Мясищев, Н.Л. Погореловой, Л.С. Рубинштейн, В.А Сластенин, К.Д. Ушинский, Н.Г Чернышевский, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и другие. Наукой доказано необходимость разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения. Многие педагоги активно используют в практике своей работы различные приемы и методы, способствующие развитию познавательной деятельности детей.
Различные аспекты проектной деятельности школьников рассмотрены в педагогической науке и практике достаточно обстоятельно, однако не рассмотрены вопросы содержания учебного материала, влияющие на развитие познавательной активности младших школьников в проектной деятельности.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования познавательной активности младших школьников в проектной деятельности, а также трудности в практической деятельности учителей начальной школы в этом направлении определили выбор области научных исследований. Это подтверждает актуальность проблемы, поставленной в исследовании.
Проведенный анализ учебно-методической и научной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие противоречия:
 между социальными требованиями системы образования и недостаточной заинтересованностью школьников в проектной деятельности в начальной школе;
 между необходимостью формирования познавательного интереса у младших школьников и недостаточной разработанностью и систематизированностью теоретического материала по их формированию.
Проблема, решаемая в работе: как организовать проектную деятельность, чтобы она стала средством развития познавательной активности у младших школьников.
Объектом исследования является процесс развития познавательной активности младших школьников.
Предметом исследования является проектная деятельность как средство развития познавательной активности у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс занятий внеурочной деятельности с применением проектной деятельности, направленный на развитие познавательной активности у младших школьников.
В основу исследования была положена гипотеза: развитие познавательной активности у младших школьников посредством комплекса занятий внеурочной деятельности с применением проектной деятельности будет результативным, если:
 проектную деятельность осуществлять по этапам;
 применять деятельностный подход;
 соблюдать возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. проанализировать научную педагогическую литературу по проблеме развития познавательной активности у младших школьников;
2. определить уровень развития познавательной активности младших школьников на констатирующем этапе опытно-практической работы;
3. разработать, апробировать и оценить результативность комплекса занятий внеурочной деятельности с применением проектной деятельности, направленный на развитие познавательной активности у младших школьников.
В ходе исследование использовались следующие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; обобщение; систематизация; эмпирические: анализ педагогического опыта; анкетирование, опрос, качественный и количественный анализ полученных результатов.
База исследования. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоомская средняя общеобразовательная школа».
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по главам, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Познавательная активность в данной работе рассматривается как личностное образование, которое выражается в готовности ребенка к познавательной деятельности и инициативность в ней. Познавательная активность определяется через различные компоненты. Одним из главных в этом процессе является познавательная активность, как двигатель активизации деятельности познания.
Анализ литературы показал, что познавательная активность создается непосредственно в познавательной деятельности; способствует интеллектуальному развитию человека, предполагает не только потребность в решении задач познавательного характера, но и необходимость практического применения полученных знаний. Познавательная активность направляет человека к определенным самостоятельным действиям: спросить, отыскать определенную информацию, прочитать, написать, сделать.
Проектная деятельность позволяет формировать технологическую культуру и элементы проектного мышления и проектной культуры обучающихся. Под проектной деятельностью обучающихся понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы; способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Большую роль в осознании, освоении и развитии познавательной активности у детей младшего школьного возраста играют педагогические средства обучения и воспитания, в том числе детское проектирование. Оно позволяет максимально реализовать инициативность и самостоятельность детей, развивает любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения и в целом познавательную активность.
Опытно-практическая работа включала три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В опытно-практической работе участвовали 18 учащихся 2 «А» класса.
Целью исследования являлась проверка результативности работы по повышению уровня развития познавательной активности младших школьников.
Для диагностики такого критерия познавательной активности младших школьников, как мотивационный, была использована методика А.А. Горчинской. Для диагностики такого критерия познавательной активности младших школьников, как эмоционально-волевой, была использована методика Г.И. Щукиной. Для диагностики такого критерия познавательной активности как содержательно-операциональный продукты деятельности учащихся анализировались с позиции демонстрации в них общеучебных умений. Отслеживались проявления творчества при выполнении других методик.
С учётом результатов, полученных во время констатирующего этапа, нами был разработан комплекс занятий внеурочной деятельности с применением проектной деятельности, направленный на развитие познавательной активности у младших школьников.
Цель формирующего этапа: создать и реализовать содержание работы по развитию познавательной активности младших школьников средствами проектной деятельности.
После подведения итогов проведенного исследования можно сделать вывод, что после реализации работы на основе проектной деятельности уровень познавательной активности повысился. Использование проектной деятельности при обучении в начальной школе повышает уровень развития познавательной активности у младших школьников.
Проанализировав все данные, которые были получены в результате опытно-практической работы, можно прийти к выводу, что уровень познавательной активности у обучающихся 2 класса стал выше. Их творческая активность повысилась, повысилась и исполнительная активность, стало меньше детей, которые находятся на низком уровне.
Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи решены. Гипотеза подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательной активности младших школьников
1.1. Развитие познавательной активности как педагогическая проблема

В педагогической литературе существует большое количество исследований, посвященных проблеме развития познавательной активности детей младшего школьного возраста. Несмотря на это, авторы не могут прийти к единому описанию понятия «познавательная активность» и описывают его с различных точек зрения.
Но прежде чем мы рассмотрим трактовки данного понятия, обратимся к термину «активность».
Р.С. Немов определял «активность» как одно из природных начал: способность живых существ к реагированию на изменения внутренних состояний и спонтанные движения под воздействием внешних раздражителей [43].
Т.А. Куликова рассматривает активность в двух аспектах: во-первых, это деятельность как таковая, а во-вторых, это инициативность, живость, энергичность, творческая неуемность личности [30].
Переходя к рассмотрению познавательной активности, отметим, что проблема развития познавательной активности в научной литературе не является новой. Еще Я.А. Коменский, великий чешский педагог и мыслитель XVII века, считал данную проблему ведущей при развитие личности субъекта образования: «юношество должно получать образование истинное, руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывая из книг и понимая чужие мысли о вещах или даже заучивая и воспроизводя их в цитатах, но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их» [26].
В педагогике познавательную активность определяют, как деятельностное состояние личности, которое характеризуется стремлением к умственному напряжению, учению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями [17].
Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление учащегося к познанию. По мнению Я.А. Коменского «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению» [26, 56].
Ряд ученых (Л.Н. Клименко, М.И. Лисина) рассматривают познавательную активность в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Под познавательной активностью они понимают [33]:
 самостоятельную, инициативную деятельность ребенка, направленную на познание окружающей действительности;
 самостоятельную деятельность по добыванию нужной информации, вычленению проблем и поиску пути их решения.
О.Г. Шишкова не разграничивает понятия «познавательная активность» и «самостоятельность» [61].
Интересной является точка зрения Д. Б. Богоявленской, использующей термин «интеллектуальная активность», вместо «познавательной активности». Под «интеллектуальной активностью» ученый понимает личностное свойство, меру интеллектуальной инициативы [6].
Подчеркивая деятельностную природу познавательной активности, некоторые ученые объединяют познавательную активность с деятельностью, а именно определяют ее как:
 состояние готовности к познавательной деятельности;
 продуктивную деятельность, направленную на формирование устойчивых познавательных интересов и мотивов;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы