Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Проектная деятельность как средство ознакомление с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ 12
1.1. Проектная деятельность в ДОУ: сущность, значение, особенности 12
1.2. Предпосылки ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых 22
1.3. Возможности проектной деятельности как средства формировании представлении о труде взрослых 29
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. База, методы исследования 35
2.2. Качество организационно – педагогических условий ранней профориентации в старших группах ДОУ 45
2.3. Особенности представлении о профессии у детей старшего дошкольного возраста 56
Выводы по второй главе 60
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 64
3.1. Цель и задачи формирующего этапа исследования 64
3.2. Ход формирующего этапа исследования 70
3.3. Оценка эффективности 79
Выводы по третьей главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
Введение:
Актуальность исследования определяется тем, что процесс ознакомления ребенка с миром профессий является актуальной проблемой со-временности. Истоки зарождения профессио-нального самоопределения лежат в дошкольном детстве, и его становление происходит на протя-жении всей жизни. Еще в дошкольном возрасте у ребенка проявляется склонность к какому-либо занятию, и, эта склонность, в будущем, может перейти в профессиональную деятельность.
Особую значимость представляет реализа-ция работы педагогов дошкольного учреждения, а, также, родителей по обогащению дошкольни-ков представлениями о многообразии мира про-фессий. Одним из перспективных методов, спо-собствующих развитию представлений о про-фессиях, труде взрослых, является метод про-ектной деятельности.
Проблеме формирования представлений о профессиях и людях разных профессий у детей дошкольного возраста уделяли внимание отече-ственные ученые: И.Д. Власова, Г.И. Григорен-ко, Р.И. Жуковская, В.В. Кондратов, В.Г. Нечае-ва, А.Т. Шахманова.
Вопрос формирования представлений до-школьников о профессиях с помощью проектной деятельности изучали Е.Н. Белова, Н.Е. Веракса, Е.С. Евдокимова, Л.С. Киселева, М.Б. Чурилова.
Являясь сторонниками свободного разви-тия личности ребенка, зарубежные ученые-теоретики Т. Мор, Ф. Энгельс, Ф. Гальтон, Джон Дьюи, К. Маркс, приветствовали реализацию не-скольких направлений по формированию пред-ставлений о трудовой деятельности человека: «диагностическое», «воспитательное», «саморе-ализации».
Тем не менее, несмотря на существующие исследования, представленные в научной педа-гогической литературе, проблема формирования представлений дошкольников о профессиях с помощью проектной деятельности остается недо-статочно разработанной.
Потому, предлагаемое исследование направлено на разрешение ряда противоречий между:
— социальным заказом на формирование представлений дошкольников о профессиях (становлением их профессионального самоопре-деления) и отсутствием систематической, плано-мерной работы по этому направлению;
— наличия разработок методологии (тео-рии) профориентационного обучения и ограни-ченным использованием данной подготовки до-школьников через практическую деятельность;
— возможностями проектной деятельности в формировании представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста и недо-статочным использованием данной формы рабо-ты в педагогической практике.
На основе сформулированных противоре-чий была определена проблема исследования: каковы возможности проектной деятельности, как условия формирования представлений о профессиях детей старшего дошкольного воз-раста.
Цель исследования: теоретически обосно-вать и экспериментально проверить возможно-сти проектной деятельности как условия форми-рования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при использовании в образовательном процессе про-ектной деятельности, а, также, при соблюдении ряда условий:
− теоретическом обосновании, разработки и внедрения в образовательную деятельность детского сада проекта по формированию пред-ставлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях;
− определении критериев и показателей сформированности представлений дошкольни-ков о профессиях.
Задачи исследования:
Раскрыть теоретические аспекты использо-вания проектной деятельности для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых;
Провести исследование особенностей пред-ставлений о профессии у детей старшего до-школьного возраста;
Организовать опытно-экспериментальную работу по ознакомлению детей старшего до-школьного возраста с трудом взрослых посред-ством проектной деятельности.
Теоретико-методологическую основу ис-следования составили:
— Педагогические исследования Д.Б. Эль-конина, Г.Н. Годиной, Т.В. Потаповой, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеер, раскрывающие сущность и структуру профессиональной деятельности че-ловека;
— Научные труды Г. Бутылкиной, Р.С. Бу-ре, В.Г. Нечаевой, В.П. Кондрашова, Н.Н. Заха-рова, В. Логиновой, А.В. Кузьминой, посвящен-ные особенностям формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста.
— Работы Е.Н. Беловой, Н.Е Вераксы, Е.С. Евдокимовой, Л.С. Кисевой, М.Б. Чуриловой, посвященные изучению использования проект-ных технологий в дошкольном образовании.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, общеобразователь-ных программ; экспериментальное изучение проектной деятельности детей старшего до-школьного возраста, как условия формирования представлений о профессиях, опрос, анкетиро-вание; качественная и количественная обработка полученных результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследо-вания явились: МБОУ № 58 п/ст. Ангасолка. В исследовании приняли участие 10 человек в воз-расте 5-6 лет, посещающих старшую дошколь-ную группу.
Для проведения диагностики были отобра-ны и адаптированы следующие методики:
1) «Профессиональная деятельность взрос-лых» (Л.В. Куцаковой).
2) Диагностическая методика Г.А. Урунта-евой.
3) Методика Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых».
Кроме того, были разработаны авторские анкеты для бесед с родителями и воспитателями.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации материа-ла, последовательном изложении вопросов, ка-сающихся темы исследования.
Практическая значимость исследования со-стоит в том, что содержащиеся в нем теоретиче-ские положения и выводы создают предпосылки для научно-методического обоснования приме-нения проектной деятельности как условия фор-мирования представлений дошкольников о про-фессиях.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы.
Заключение:
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов.
Формирование представлений детей о профессиях осуществляется поэтапно. Первона-чально представления детей мало дифференци-рованы, Постепенно, на каждом возрастном эта-пе, представления о профессиях усложняются, расширяются и дополняются. В младшем до-школьном возрасте дети овладевает ключевыми понятиями, характеризующими профессии чело-века осваивают первые представления о труде взрослых как способе создания и преобразова-ния предметов. В среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяется структуре трудового процесса, тому, как взаимосвязаны все его ком-поненты. В старшем дошкольном возрасте фор-мируются представления детей о роли труда взрослых в жизни людей, о разных видах труда, профессиях; о структуре конкретного трудового процесса (цели и мотивы, материалы, инстру-менты, трудовые действия, результат).
Формирование представлений дошкольни-ков о профессиях должно осуществляться с опо-рой на разнообразие представлений о професси-ях; формирования эмоционально-положительного отношения к труду и професси-ональному миру; предоставлении возможности использовать свои силы в доступных видах дея-тельности; и, обязательно, при участии взрослых в совместной трудовой деятельности
Проектная деятельность – форма органи-зации совместной деятельности обучающихся, совокупность последовательных приемов и дей-ствий, направленных на достижение поставлен-ной цели – решения проблемы, значимой для обучающихся и оформленной по завершении проекта в виде конечного продукты. Проектная деятельность в ДОУ направлена на становление активного и любознательного, разносторонне развитого и творчески способного ребенка. Ор-ганизация проектной деятельность в дошколь-ном учреждении имеет свои специфические тре-бования: наличие ценностной проблемной ситу-ации, значимость результатов, возможность реа-лизации детьми самостоятельных действий, наличие четкой структуры, поэтапность действий в реализации проекта. Проектная деятельность – идеальная предпосылка интенсивного вовлече-ния родителей и других членов семьи в актуаль-ную образовательную деятельность, стимули-рующая сотрудничество педагогов, детей и ро-дителей.
Целесообразность метода проектов при формировании представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях очевидна. Участвуя в проекте, дети вовлекаются в различ-ные виды деятельности, используют разнооб-разные источники информации, приобретая, тем самым, разносторонние знания о труде взрос-лых. Участвуя в проекте, дети реализуют свой потенциал при условии целенаправленного, по-следовательного и непрерывного педагогическо-го воздействия.
Результаты констатирующего эксперимен-та свидетельствует о том, что в основном дети испытывают затруднения в процессе характери-стики профессиональных действий некоторых специфических профессий.
Формирующий эксперимент доказал эф-фективность проектной деятельности в форми-ровании представлений о мире профессий у де-тей старшей группы при осуществлении поэтап-ной работы (мотивационный, деятельностный и рефлексивный этапы), разнообразии форм рабо-ты (НОД с использованием презентаций и интер-активных игры, создание фотоколлажа, беседы и пр.).
Разнообразие форм работы и яркий наглядный материал способствовали возникно-вению у детей интереса к познанию разнообра-зия мира профессий взрослых. Результаты кон-трольного эксперимента показали положитель-ную динамику в формировании представлений о мире профессий у детей 5-6 лет в процессе ис-пользования проектной деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕ-ТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗ-РАСТА С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
1.1. Проектная деятельность в ДОУ: сущ-ность, значение, особенности
В современных условиях развитие системы образования одним из наиболее интересных, яр-ких и значимых методов образования и воспита-ния считается проектная деятельность. Вот про-ектной деятельностью понимается форма орга-низации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их опреде-лённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде неких ко-нечных продуктов.
Слово «проект» происходит оно от латин-ского – projectus, что в прямом переводе означа-ет «брошенный вперед». Современный русский язык рассматривает понятие «проект» в несколь-ких значениях:
– как совокупность документов (расчеты, чертежи и др.), необходимых для создания како-го‐либо сооружения или изделия;
– как предварительный текст, какого‐либо документа;
– как какой‐либо замысел или план.
По мнению У.Х. Килпатрика, проект — это искренняя целенаправленная деятельность, про-текающая в социальной среде. Этим же автором проектная работа определяется как последова-тельность действий, которые вовлекают группу детей/обучающихся в учебу, исследовательскую работу, использование их опыта, навыков, инте-ресов и способностей для выполнения постав-ленной преподавателем задачи
В.Н. Журавлева считает, что проект – это результат совместного творчества воспитателя и детей [13, с.111], при этом основная задача вос-питателя заключается в организации деятельно-сти, способствующей активизации творческой активности дошкольника, мотивации его на са-мостоятельное принятие решения и действие с учетом ситуации.
Таким образом, в рамках настоящего ис-следования под проектом будем понимать педа-гогический процесс, направленный на активиза-цию творческой активности дошкольника, моти-вацию его на самостоятельное принятие решения и действие, в итоге которого появляется резуль-тат совместного творчества детей и педагога.
В рамках настоящего исследования целе-сообразно представить классификацию проектов в следующем виде (рис.1.1).
Рис.1.1.Виды проектов в дошкольном учреждении
Каждому из видов проектов присущи свои характеристики, которые и позволяют отличать их друг от друга. Если в основу информацион-ного практико-ориентированного проекта поло-жен поиск информации, то результатом творче-ского проекта станет театральная сценка.
Целесообразно в педагогической деятель-ности использовать каждый из представленных видов проектов, что и будет сделано в практиче-ской части исследования, поскольку каждый из них решает свою задачу и направлен на активи-зацию конкретного процесса.
Особенности организации проектной дея-тельности можно представить в виде рисунка 1.2.
Рис.1.2. Особенности организации проект-ной деятельности
Полноценная реализация проектной дея-тельности опирается на принципы и нормы, ко-торые создают саморегулирующуюся систему деятельности от идеи до практической реализа-ции [32, с. 65].
Важно отметить, что любой проект должен опираться на игровую деятельность, так как главным видом деятельности дошкольника явля-ется игра. Как было уже сказано выше, проект-ный метод в ДОУ направлен на развитие детской инициативы, свободной творческой личности. Метод проектной деятельности наиболее целесо-образно применять в старшем дошкольном воз-расте, поскольку, именно в старшем дошколь-ном возрасте развивается и достигает устойчиво-сти внимание, уже вполне развита наблюдатель-ность, сформирована способность к начальному анализу, синтезу, самооценке, стремление к сов-местной деятельности.
Изучи существующие подходы к педагоги-ческому руководству детским проектированием, представлены в трудах В.А. Деркунской, Е.С. Евдокимовой, Н.Е. Веракса можно сделать вы-вод о том, что каждым автором выдвигается собственная методика педагогического руковод-ства проектной деятельности дошкольников.
Рассмотрим более подробно этапы проект-ной деятельности и сущность выполняемых дей-ствий со стороны педагога в ее условиях, пред-ложенные В.А. Деркунской (рис.1.3).
Рис.1.3. Этапы проектной деятельности
Е.С. Евдокимова предлагает определенный алгоритм действий педагога в проектной дея-тельности детей старшего дошкольного возрас-та, который можно представить на рисунке 1.4.
Рис.1.4. Алгоритм действий педагога в проектной деятельности детей старшего до-школьного возраста по Е.С. Евдокимовой [3, с. 35]
Е.С. Евдокимова считает, что развитие проектной деятельности у детей дошкольного возраста состоит из трех этапов, включающих совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих (рис. 1.5) [13, c. 23].
Важно отметить, что для каждого возраст-ного периода дошкольного детства в рамках ис-следовательской деятельности характерны опре-деленные, специфические задачи.
Итак, проектная деятельность – форма ор-ганизации совместной деятельности обучающих-ся, совокупность последовательных приемов и действий, направленных на достижение постав-ленной цели – решения проблемы, значимой для обучающихся и оформленной по завершении проекта в виде конечного продукта.
Проектная деятельность в ДОУ направлена на становление активного и любознательного, разностороннего развитого и творчески способ-ного ребенка. Организация проектной деятель-ности в дошкольном учреждении имеет свои специфические требования: наличие ценностной проблемной ситуации, значимость результатов, возможность реализации детьми самостоятель-ных действий, наличие четкой структуры, после-довательности действий в реализации проекта.
Рис. 1.5. Этапы развития проектной дея-тельности Е.С. Евдокимовой[16, с. 26-28]
Проектная деятельность – идеальная пред-посылка интенсивного вовлечения родителей и других членов семьи в актуальную образова-тельную деятельность, стимулирующая сотруд-ничество педагогов, детей и родителей.