Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Проектирование учебно-методических материалов по экономической дисциплине
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЕ 6
1.1. Особенности преподавания экономических дисциплин в СПО 6
1.2. Принципы и порядок проектирования учебно-методических материалов 16
1.3. Содержание учебно-методических материалов по экономическим дисциплинам 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЕ НА ПРИМЕРЕ ГБПОУ НИЖЕГОРОДСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА РУДНЕВА А.П. 26
2.1 Особенности преподавания экономических дисциплин в ГБПОУ Нижегородский политехнический колледж им. Героя Советского Союза Руднева А.П. 26
2.2. Оценка учебно-методических материалов по экономическим дисциплинам 30
2.2 Методическая разработка по применению деловых игр по дисциплине «Экономика» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Введение:
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, тем, что в настоящее время учебный процесс требует постоянного совершен-ствования, т. к. в обществе происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Главными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи ак-центы при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента.
Успешность достижения этой цели зависит не только оттого, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллектив-но, в авторитарных или гуманистических условиях, с помощью репродук-тивных или активных методов обучения. Одно из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов среднего профессио-нального образования является использование в учебном процессе актив-ных методов обучения, которые опираются на творческое мышление сту-дентов, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятель-ность, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно при-нимать оптимальные решения и способствовать их реализации, что конеч-но невозможно без соответствующего методического сопровождения со стороны педагогического состава образовательного учреждения.
Объектом настоящего исследования является процесс профессио-нальной подготовки студентов.
Предмет исследования — процесс разработки учебно-методических материалов по экономической дисциплине.
Цель исследования – разработка учебно-методических материалов по экономической дисциплине для ГБПОУ Нижегородский политехниче-ский колледж им. Героя Советского Союза Руднева А.П.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— выявить особенности преподавания экономических дисциплин в СПО;
— описать принципы и порядок проектирования учебно-методических материалов;
— раскрыть содержание учебно-методических материалов по эконо-мическим дисциплинам;
— рассмотреть особенности преподавания экономических дисциплин в ГБПОУ Нижегородский политехнический колледж им. Героя Советского Союза Руднева А.П.;
— оценить учебно-методического обеспечения процесса преподавания экономических дисциплин в колледже;
— представить методическую разработку по применению деловых игр по дисциплине «Экономика» для ГБПОУ Нижегородский политехнический колледж им. Героя Советского Союза Руднева А.П.
Практическая значимость исследования состоит в возможности ис-пользования разработанных методических материалов в образовательном процессе подготовки студентов в процессе изучения экономических дисци-плин.
Для решения поставленной цели использованы следующие методы исследования:
— анализ психолого-педагогической, научно-методической, специаль-ной литературы и электронных информационных ресурсов по проблеме исследования;
— анализ программ, учебных пособий, системное изучение организа-ции процесса обучения в СПО;
— анкетирование и тестирование студентов.
Базой исследования выступил ГБПОУ Нижегородский политехниче-ский колледж им. Героя Советского Союза Руднева А.П.
Цель и задачи исследования определили структуру работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Заключение:
Актуальность темы исследования связана с тем, что современная си-туация в преподавании экономических дисциплин требует коренного из-менения стратегии и тактики обучения. Показателем профессиональной подготовки специалиста в области экономики является умение перераба-тывать большой поток информации, применять теоретические знания на практике, способность анализировать непредвиденные ситуации, самостоя-тельно разрабатывать алгоритмы принятия решения, а также развитие та-ких личностных качеств, как инициативность и самостоятельность. Прове-денное исследование подтвердило актуальность рассмотрения особенно-стей применения деловой игры в преподавание экономических дисциплин в рамках профессионального образования.
Экономика перестаёт быть далекой от реальности наукой, если в преподавании использовать деловую игру. Суть его заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую про-блему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необ-ходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама про-блема не имеет однозначных решений. Преподаватель, применяя в работе данный метод обучения, имеет возможность преподнести материал до-ступно, ясно, в связи с конкретными экономическими явлениями, а студент получает навыки применения полученных знаний на практике, способ-ность принятия продуктивных и адекватных решений.
Работа с профессионально значимой информацией, максимально приближенной к реальным производственным ситуациям, стимулирует желание у студента достичь высокого продуктивного результата, что по-ложительно отражается на формировании профессиональных компетен-ций. Студент постоянно возвращается к проблеме, изучая и анализируя знания, получаемые в течение последующего процесса обучения, опреде-ляет для себя новые варианты решений. Обработанная таким образом ин-формация органично вливается в курсовые и дипломные проекты.
Фрагмент текста работы:
.1. Особенности преподавания экономических дисциплин в СПО
Метод обучения в педагогике – это совокупность путей, способов до-стижения дидактических целей, решения образовательных задач, искусство учителя направлять мысли детей в нужное русло и систему, следуемую по алгоритму для достижения необходимого результата [8, c.25].
Современная система методов обучения сложилась не сразу. Амери-канский педагог Кларк Керр выделяет четыре переломных момента, рево-люции в области методов обучения. Первая революция произошла тогда, когда профессиональные педагоги заменили учителей-родителей. Вторая — когда устное слово дополнилось письменным. Третья связана с введением печатного слова, а четвёртая, свидетелями которой нам повезло стать, с компьютеризацией обучения [8, c.26].
В разные периоды истории тем или иным методам отдавался прио-ритет. Но при этом практика показала, что ни один метод, использованный сам по себе, не даёт нужных результатов. Успехов в профессиональном обучении можно достичь только при использовании нескольких методов, так как ни один из них не универсален.
Традиционно в классификацию методов обучения входят [8, с.30]:
словесный метод;
наглядный метод;
практический метод.
Словесные методы преобладают в системе методов обучения, так как позволяют в кратчайший срок передать большую по объёму информацию, поставить перед обучающимися проблемы и указать пути их решения.
Эти методы включают в себя [8, с.30]:
рассказ;
объяснение;
беседу;
дискуссию;
лекцию.
При наглядных методах усвоение учебного материала зависит от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы подразделяются на две большие группы: ме-тод иллюстраций и метод демонстраций.
Практические методы основываются на практической деятельности обучающихся и формируют умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Сфера образования представляет собой одну постоянно развиваю-щихся отраслей. Во многом именно она определяет создание инновацион-ного климата и конкурентоспособности экономики в целом. Поэтому внед-рение новых форм и методов работы — постоянная потребность образова-ния. Благодаря внедрению инноваций формируется новое образовательное пространство — система глобального, индивидуализированного и непре-рывного образования. На сегодняшний день главная задача педагогов — не дать знания, а научить их добывать. Поэтому сейчас всё больше набирают популярность активные методы обучения, которые заключаются в само-стоятельном добывании знаний, активизируют познавательную деятель-ность обучающихся, развивают мышление и формируют практические умения и навыки.
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда». Эта поговор-ка ёмко отражает смысл обучения, основанного на методах практико-ориентированного обучения. Понятия «активные» и «интерактивные» ме-тоды обучения часто взаимозаменяются, содержание их практически иден-тично, но главное их отличие друг от друга — это «уровень активности» [14, с.15].
Активные методы предполагают энергичную мыслительную и прак-тическую деятельность обучающихся, то есть не преподаватель излагает готовые знания, а студенты самостоятельно ими овладевают. Интерактив-ные же методы подразумевают взаимодействие с другими студентами в режиме диалога.
Основная цель обучения — научить применять полученные знания на практике. Ещё в шестидесятых годах прошлого века американский педагог Эдгар Дейл, давая учащимся одну и ту же информацию разными способа-ми, доказал, что имитация реального опыта приводит к 90% усвоения ма-териала. Эффективность пассивных и активных методов представлена в схематическом Конусе Эдгара Дейла (рисунок 1).