Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Проектирование системы работы по духовно-нравственному воспитанию в рамках сетевого взаимодействия педагогов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДНВ В ПРОЦЕССЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ 7
1.1. Нормативно-правовые основы духовно нравственного воспитания 7
1.2. Специфика сетевого взаимодействия педагогов ДОУ 11
1.3 Формы взаимодействия педагогов 19
1.4 Проектирование программы по ДНВ 24
Выводы по Главе 1 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ 30
2.1 Опыт работы ДОУ по ДНВ 30
2.2 Готовность педагогов ДОУ к сетевому взаимодействию 37
2.3 Программа сетевого взаимодействия 48
Выводы по Главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 65
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 70
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Введение:
Актуальность. В последние годы прошлого века в строении государственности происходили достаточно серьезные трансформации. При преобразовании всех сфер общественной жизни минимизировались воспитательные функции образовательной системы, в соответствии с чем ценностные установки массового сознания стали действовать деструктивно на уровне уже всего общества. В соответствии с этим общепринятые культурные представления относительно взаимосвязи знаний и духовности стали постепенно обесцениваться. Процесс получения знаний стал считаться основой для потребительского роста.
Обращая внимание на сложившуюся ситуацию, следует обратить внимание на то, что духовно-нравственное воспитание, в частности, утверждение идеалов нравственности, здравоохранение детей и подростков в настоящее время очень важны на государственном уровне. Данное строится на примере в том, что закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования Российской Федерации» рассматривают задачу их решения как одну из приоритетных при обеспечении национальной безопасности страны. Образование, как полагают Е.В. Бондаревская [4, с.122], А.С. Запесоцкий и другие [12, с.29], является сегодня базовым фактором возрождения, сохранения и развития духовной культуры, самосознания гражданина страны.
Духовно-нравственное воспитание на сегодняшний день предполагают активно развивающийся процесс воспитания индивидуально-творческой деятельности. Для этого необходимо сформировать предпосылки и условия востребованности личности [5, с.14].
В соответствии с этим следует сказать о том, что духовно-нравственное воспитание является междисциплинарным компонентом современного мира, и целостность – это его основная черта. В ситуации, когда традиционный подход представляет исследователю средства, необходимые для всестороннего научно-педагогического анализа духовно-нравственного воспитания, инновационный подход сетевого взаимодействия предоставляет возможность с пользой применять все преимущества методологического подхода [43, с.154].
Очень важно в такой ситуации понимать, что на сегодняшний день духовно-нравственное воспитание можно рассматривать как значимую перспективу развития современной педагогической науки и практики. Однако же, обращается внимание на то, что большое количества педагогических работников попросту не могут его организовать. Суть в том, что педагогическое обеспечение духовно-нравственного образования не в полной мере соответствует современным прогрессивным тенденциям развития информационного общества [50, с.140].
Зачастую дошкольные образовательные учреждения, даже имея очень организованную и большую кадровую структуру, не имеют возможности самостоятельно до конца реализовать все необходимые условия для развития гармоничной духовно-нравственной личности, которая умеет жить в контексте мировой культуры.
Соответственно, информационное общество и проецирует то направление по внедрению различных инноваций, которые необходимы для приобщения детей к семейным и общечеловеческим ценностям, которые могут быть основаны на любви к Родине и уважении к культурно-историческому наследию нашего многонационального народа. В соответствии с этим следует сказать о том, что обмен опытом в результате сетевого взаимодействия между педагогами, дошкольными учреждениями, между ними и прочими организациями является действительно актуальной и интересной практической задачей современного дошкольного образования.
Для того чтобы поддержать процесс самоидентификации педагога в дошкольном педагогическом сообществе, управленческая команда старается создать систему образовательных событий, участвуя в которых каждый учитель на эмоциональном, когнитивном и деятельностно-творческом уровнях осознает необходимость в своем более отчетливом культурном самоопределении. Весь уклад жизни детского сада должен способствовать этому. Например, в ГБДОУ детском саду № 2 г. Санкт-Петербурга традиционно в начале каждого года проходят Рождественские педагогические чтения, весной организуются Пасхальные Дни, летом в рамках внутриорганизационной системы повышения квалификации проводятся дискуссии на мировоззренческие темы, осенью – совместный фестиваль детей, родителей и педагогов «Праздник Большой семьи». В педагогические советы и кафедральную работу непременно вносится аксиологический компонент. К работе с учителями привлекаются авторитетные родители, представители педагогической общественности и Российской Православной Церкви. Всё это определяет целенаправленный поступательный переход сообщества педагогов детских садов на качественно новый уровень ценностно-ориентационного единства в рамках сетевого взаимодействия.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации (ДОУ).
Предмет исследования: сетевое взаимодействие в процессе духовно-нравственного воспитания.
Цель представленного исследования: проектирование системы работы по духовно-нравственному воспитанию с позиции сетевого взаимодействия на уровне дошкольных образовательных организаций.
Исходя из поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— Рассмотреть нормативно-правовые основы духовно-нравственного воспитания.
— Определить специфику сетевого взаимодействия.
— Изучить формы взаимодействия педагогов.
— Обосновать проектирование программы по духовно-нравственному
— Представить опыт работы дошкольного учреждения по духовно-нравственному воспитанию (ДНВ).
— Выявить готовность педагогов дошкольного учреждения к сетевому взаимодействию.
— Разработать программу сетевого взаимодействия.
Текст работы:
В ходе решения первой задачи были рассмотрены нормативно-правовые основы духовно-нравственного воспитания. Было выяснено, что аспект духовно-нравственного воспитания в современной образовательной структуре является приоритетным. В частности, духовно-нравственное воспитание представляется как процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы дошкольника. Настоящий Федеральный государственный стандарт дошкольного образования закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте. Ключевым принципом дошкольного образовательного учреждения представляется непосредственно приобщение детей к социокультурным нормам, как мы полагаем, а также к семейным традициям, к восприятию государственных норм.
В ходе решения второй задачи была определена специфика сетевого взаимодействия. Приоритетная задача сетевого взаимодействия –заключается в реализации педагогического взаимодействия для непосредственного обмена опытом и содействием в реализации воспитательного и образовательного процессов в дошкольной образовательной организации. Обратим внимание на то, что сетевое взаимодействие представляет собой систему связей, которые дают возможность разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления его системой.
В ходе решения третьей задачи были изучены формы взаимодействия педагогов. Было выяснено, что сотрудничество в педагогическом коллективе является одним из факторов профессионального роста педагогов. С одной стороны, профессиональный рост может эффективно происходить лишь при условии сотрудничества, с другой стороны, сам профессиональный рост педагогов укрепляет их сотрудничество.
В ходе решения четвертой задачи было обосновано проектирование программы по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении. Основополагающая идея, положенная в основу концепции программы по духовно-нравственному воспитанию и развитию, – это воспитание духовно-нравственной личности, инициативной, творческой, способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, с чертами русского характера: трудолюбие, честность, порядочность; создание условий для становления здорового человека, полезного и востребованного обществом; становление личности, руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями.
В ходе решения пятой задачи был описан опыт работы ДОУ по ДНВ. Было выяснено, что в школе достаточно подробно разрабатывается тема духовно-нравственного воспитания, проводятся семинары, мастер-классы. Педагоги задействованы районных мероприятиях. Однако отмечено, что сетевое взаимодействие в детском саду не реализовано.
В ходе решения шестой задачи была проведена диагностика педагогов на предмет востребованности сетевого взаимодействия и духовно-нравственного воспитания. Таким образом, было выявлено следующее:
— большинство педагогов высоко оценивают реальную возможность повышения своего профессионального мастерства, проявления творчества и способностей. Основными формами работы по повышению профессионального уровня и мастерства педагога являются: повышение квалификации (курсы, семинары, конференции, круглые столы и т.д.); стажировки на предприятиях, работа в творческих, проблемных группах; внедрение инновационной деятельности (исследовательская деятельность); обобщение и распространение своего педагогического опыта;
— все педагоги понимают значимость духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении и считают, что данное направление формирует личность ребенка как высоконравственную, культурную;
— педагоги ощущают высокую потребность в организации сетевого взаимодействия.
В ходе решения седьмой задачи была разработана программа сетевого взаимодействия. Так, был представлен план работы в рамках сетевого взаимодействия педагогов, представлена схема взаимодействия.
Было выяснено, что в рамках сетевого взаимодействия педагоги могут достаточно эффективно коммуницировать по поводу духовно-нравственного воспитания, в частности, они свободно могут посещать конференции, вебинары, семинары, дистанционно подгружать собственные программы или научные труды. При этом необходимо закупать необходимое оборудование, оснащать материально-техническую базу дошкольного учреждения.
На основании произведенного исследования следует заключить, что духовно-нравственное воспитание – неотъемлемая часть образовательного процесса и воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Однако, оно требует новых форм, нетрадиционного и, более того, инновационного подхода, поскольку само по себе подразумевает творчество. При этом личность педагога, его удовлетворенность своим профессиональным трудом – это основной компонент влияния на духовно-нравственное воспитание. Для того, чтобы формировать в ребенке благородство и целомудрие, прежде всего необходимо иллюстрировать родительский пример этого. Педагоги могут же направлять деятельность дошкольника при помощи организации сетевого взаимодействия, актуализируя знания в режиме «прямой трансляции». Сетевое взаимодействие позволяет быть всегда в курсе событий, использовать передовые технологии педагогики, знать о том, где и какие концерты готовятся, что нужно читать и так далее.
Гипотеза данного исследования, которая заключалась в том, что духовно-нравственное воспитание в условиях детского сада является эффективным и результативным в процессе сетевого взаимодействия детских садов и обмена педагогическим опытом, является подтвержденной.
Задачи данного исследования являются поэтапно решенными.
Цель исследования достигнута.
Заключение:
Актуальность. В последние годы прошлого века в строении государственности происходили достаточно серьезные трансформации. При преобразовании всех сфер общественной жизни минимизировались воспитательные функции образовательной системы, в соответствии с чем ценностные установки массового сознания стали действовать деструктивно на уровне уже всего общества. В соответствии с этим общепринятые культурные представления относительно взаимосвязи знаний и духовности стали постепенно обесцениваться. Процесс получения знаний стал считаться основой для потребительского роста.
Обращая внимание на сложившуюся ситуацию, следует обратить внимание на то, что духовно-нравственное воспитание, в частности, утверждение идеалов нравственности, здравоохранение детей и подростков в настоящее время очень важны на государственном уровне. Данное строится на примере в том, что закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования Российской Федерации» рассматривают задачу их решения как одну из приоритетных при обеспечении национальной безопасности страны. Образование, как полагают Е.В. Бондаревская [4, с.122], А.С. Запесоцкий и другие [12, с.29], является сегодня базовым фактором возрождения, сохранения и развития духовной культуры, самосознания гражданина страны.
Духовно-нравственное воспитание на сегодняшний день предполагают активно развивающийся процесс воспитания индивидуально-творческой деятельности. Для этого необходимо сформировать предпосылки и условия востребованности личности [5, с.14].
В соответствии с этим следует сказать о том, что духовно-нравственное воспитание является междисциплинарным компонентом современного мира, и целостность – это его основная черта. В ситуации, когда традиционный подход представляет исследователю средства, необходимые для всестороннего научно-педагогического анализа духовно-нравственного воспитания, инновационный подход сетевого взаимодействия предоставляет возможность с пользой применять все преимущества методологического подхода [43, с.154].
Очень важно в такой ситуации понимать, что на сегодняшний день духовно-нравственное воспитание можно рассматривать как значимую перспективу развития современной педагогической науки и практики. Однако же, обращается внимание на то, что большое количества педагогических работников попросту не могут его организовать. Суть в том, что педагогическое обеспечение духовно-нравственного образования не в полной мере соответствует современным прогрессивным тенденциям развития информационного общества [50, с.140].
Зачастую дошкольные образовательные учреждения, даже имея очень организованную и большую кадровую структуру, не имеют возможности самостоятельно до конца реализовать все необходимые условия для развития гармоничной духовно-нравственной личности, которая умеет жить в контексте мировой культуры.
Соответственно, информационное общество и проецирует то направление по внедрению различных инноваций, которые необходимы для приобщения детей к семейным и общечеловеческим ценностям, которые могут быть основаны на любви к Родине и уважении к культурно-историческому наследию нашего многонационального народа. В соответствии с этим следует сказать о том, что обмен опытом в результате сетевого взаимодействия между педагогами, дошкольными учреждениями, между ними и прочими организациями является действительно актуальной и интересной практической задачей современного дошкольного образования.
Для того чтобы поддержать процесс самоидентификации педагога в дошкольном педагогическом сообществе, управленческая команда старается создать систему образовательных событий, участвуя в которых каждый учитель на эмоциональном, когнитивном и деятельностно-творческом уровнях осознает необходимость в своем более отчетливом культурном самоопределении. Весь уклад жизни детского сада должен способствовать этому. Например, в ГБДОУ детском саду № 2 г. Санкт-Петербурга традиционно в начале каждого года проходят Рождественские педагогические чтения, весной организуются Пасхальные Дни, летом в рамках внутриорганизационной системы повышения квалификации проводятся дискуссии на мировоззренческие темы, осенью – совместный фестиваль детей, родителей и педагогов «Праздник Большой семьи». В педагогические советы и кафедральную работу непременно вносится аксиологический компонент. К работе с учителями привлекаются авторитетные родители, представители педагогической общественности и Российской Православной Церкви. Всё это определяет целенаправленный поступательный переход сообщества педагогов детских садов на качественно новый уровень ценностно-ориентационного единства в рамках сетевого взаимодействия.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации (ДОУ).
Предмет исследования: сетевое взаимодействие в процессе духовно-нравственного воспитания.
Цель представленного исследования: проектирование системы работы по духовно-нравственному воспитанию с позиции сетевого взаимодействия на уровне дошкольных образовательных организаций.
Исходя из поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— Рассмотреть нормативно-правовые основы духовно-нравственного воспитания.
— Определить специфику сетевого взаимодействия.
— Изучить формы взаимодействия педагогов.
— Обосновать проектирование программы по духовно-нравственному
— Представить опыт работы дошкольного учреждения по духовно-нравственному воспитанию (ДНВ).
— Выявить готовность педагогов дошкольного учреждения к сетевому взаимодействию.
— Разработать программу сетевого взаимодействия.
Список литературы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДНВ В ПРОЦЕССЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
1.1. Нормативно-правовые основы духовно нравственного воспитания
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России представляется в настоящее время приоритетной задачей современной государственной политики нашей страны. Оно призвано обеспечивать духовное единство народа и моральных ценностей. В соответствии с этим вопросы духовно-нравственного воспитания являются достаточно актуальными еще на уровне дошкольного образования.
Следует сказать о том, что духовно-нравственное воспитание можно рассматривать как многоплановый процесс, который призван способствовать усвоению ценностей, которые являются общепринятыми. Так, духовно-нравственное воспитание представляется как процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы дошкольника [39, с.24]. Духовный аспект, в свою очередь, просматривается в личностно-ценностной системе, или же в процессе формирования ориентированного личностно-мировоззренческого компонента.
При этом следует обратить внимание на то, что нравственная составляющая рассматривается с позиции развития чувств, отношений и поведенческого аспекта, что, в свою очередь, отражает мировоззренческую сторону в социальной деятельности дошкольника, в частности, во взаимоотношениях с ровесниками и взрослыми [26, с.55].
Содержательный компонент духовно-нравственного развития развивается на основании базовых ориентиров, среди которых можно отметить следующие:
— патриотизм – любовь к своей Родине;
— гражданственность – служение Отечеству;
— семья – уважение и любовь;
— труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание;
— искусство и литература – красота, нравственность, худовность;
— природа – ценности земли и планеты [15, с.59].
Становление духовно-нравственных ценностей берет свое начало, как мы уже заметили, именно в период дошкольного детства. Непосредственно в данном периоде осуществляется целенаправленный процесс усвоения социальных требований, социальных норм, которые составляют критерии внутреннего «Я» ребенка, в частности, содержанием побудительных поведенческих мотивов. В результате этого дошкольник формирует совершенно особенную эталонную систему ценностей, представляющихся базовым компонентом духовно-нравственного воспитания. Такого рода ценности представляется возможным представить в двух группах:
— семейные ценности;
— культурные ценности.
Базой духовно-нравственного воспитания представляется духовная культура непосредственно той среды, которая является для ребенка естественной и привычной. То есть, эта та среда, где осуществляется его развитие его личности. Прежде всего, это духовная культура семьи и дошкольной образовательной организации.
Достаточно существенной проблемой, которая на сегодняшний день стоит перед страной является нравственная и духовная деградация молодежи. По сути, данное относится к категории детей школьного возраста и, соответственно, предотвращать это необходимо еще в дошкольный период [24, с.45].
Так, следует обратить внимание на то, что после распада СССР установленная, полноценно сформированная система духовно-нравственного воспитания практически утрачена. Мы полагаем, что данный процесс является в целом закономерным, поскольку, в первую очередь, был разрушен идеологический фундамент советской системы воспитания [4, с.121].
Преимущественной задачей, которая сегодня стоит перед системой воспитания и образования на территории России, является непосредственно поиск той фундаментальной мировоззренческой основы, которая будет являться надежным фундаментом всей образовательной системой [1, с.45]. Мы полагаем, что направление духовно-нравственного воспитания должно являться приоритетным. То есть совершенно понятно, что непосредственно в период дошкольного детства формируются базовые мировоззренческие установки [2, с.54].
Из некоторых научных работ можно предположить о том, что современное законода¬тельство, наоборот, препятствует осуществлению полноценного духов¬но-нравственного воспитания молодежи.
Однако, данное не является обоснованным. Напротив, настоящее российские законодательство, а именно, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании» дают возможность реализовать современную систему духовно-нравствен¬ного образования развития и воспитания в таком виде, чтобы она могла отвечать очень серьезным тре-бованиям, а также не противоречить национальным особенностям страны [3, с.15].
Российская Федерация, являясь государством демократическим, правовым и социальным, не может не брать в расчет интересы, права и свободы своих граждан, вне зависимости от их конфессии или культурных приверженностей [31, с.29].
На основании всего вышеупомянутого следует говорить о том, что действующий Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте. Ключевым принципом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) представляется непосредственно приобщение детей к социокультурным нормам, как мы полагаем, а также к семейным традициям, к восприятию государственных норм.
Однако же, из всех поставленных в Стандарте задач необходимо выделить следующие: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на базе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и общественно принятых норм поведения [8, с.46].
Исходя из целевых ориентиров духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста формируется значимая для человека способность оценивать поступки людей и следовать социальным правилам; установки положительного