Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Проектирование развивающей среды детского сада как условие социального развития дошкольника.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Характеристика развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации 5
1.2 Психолого-педагогические условия проектирования развивающей предметно-пространственной среды современной дошкольной образовательной организации 10
1.3 Социальное развитие дошкольников в условиях предметно-пространственной среды детского сада 14
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ ДЕТСКОГО САДА 22
2.1 Модель развивающей предметно-пространственной среды детского сада 22
2.2 Апробация модели предметно-пространственной среды детского сада 38
2.3 Эффективность модели предметно-пространственной среды детского сада 42
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
Введение:
Развивающая среда в детском саду является одним из условий, способствующих становлению личности, которая обеспечивает чувство психологической защищенности, развивает индивидуальность ребенка. Опираясь на гибкое зонирование группы дошкольного учреждения и свободной ее планировки, она дает возможность обеспечить активную жизнедеятельность и возможность для индивидуального самовыражения.
Актуальность исследования. В условиях реформируемой системы образования, в частности дошкольного звена, подход к развивающей среде, его развитие и конкретизация в дошкольном учреждении получает особенную актуальность, так как образовательная предметная среда выступает как неотъемлемое базовое условие социального развития ребенка и его личности в целом.
Развивающая среда является системой материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.
Правильно организованная развивающая среда будет способствовать в том числе и социализации дошкольника, что является особенно важным для гармоничного развития личности. Социально адаптированный ребенок сможет наладить коммуникацию со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать действительность и быстро приспособится к стремительно меняющимся жизненным реалиям. Именно поэтому является столь важным и актуальным правильно спроектировать развивающую среду. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Проблема исследования. Как спроектировать развивающее пространство в детском саду, чтобы оно способствовало социальному развитию ребенка?
Объект исследования – развивающая среда в детском саду.
Предмет – развивающая среда в детском саду, способствующая социальному развитию ребенка.
Цель работы – проектирование развивающей предметно-пространственной среды, которая будет способствовать социальному развитию старших дошкольников.
Гипотеза исследования. Предполагается, что организованная особым образом развивающая среда в детском саду с делением на зоны и учитывающая гендерные характеристики воспитанников, будет способствовать социальному развитию ребенка.
Задачи:
1) охарактеризовать развивающую предметно-пространственную среду дошкольной образовательной организации;
2) выявить психолого-педагогические условия проектирования развивающей предметно-пространственной среды современной дошкольной образовательной организации;
3) изучить социальное развитие дошкольников в условиях предметно-пространственной среды детского сада;
4) спроектировать модель развивающей предметно-пространственной среды детского сада;
5) апробировать спроектированную модель предметно-пространственной среды детского сада;
6) выявить эффективность спроектированной модели предметно-пространственной среды детского сада;
7) сделать выводы.
Теоретические основы исследования. Изучением развивающей среды дошкольного учреждения занимались следующие ученые: Л.А. Абузярова, О.П. Артамонова, Н.А. Денисенкова, Р.А. Кирьянова, Н.А. Короткова, С.Л. Новоселова и др. Вопросы социального развития дошкольников были рассмотрены в трудах следующих авторов: Л.И. Болотина, И.А. Ветлугина, А.В. Калиниченко, Н.О. Пичугина и др.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы: теоретический анализ и всестороннее рассмотрение проблемы развивающей среды, рассмотрение социального развития дошкольника, а также предложен проект по созданию благоприятной развивающей среды, которая является условием социального развития дошкольников.
База эмпирического исследования. Эмпирическое исследование проходило на базе детского сада №766 г. Москвы. В нем приняли участие 26 детей (15 девочек и 11 мальчиков) подготовительной группы возрастом 6-7 лет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическому исследования развивающей предметно-пространственной среды детского сада, как условия успешной социализации дошкольников. Во второй главе представлено эмпирическое исследование эффективности спроектированной модели предметно-пространственной среды детского сада.
Общий объем работы: 62 страницы.
Заключение:
В ходе теоретического исследования мы пришли к выводу, что окружающая среда играет важную роль в развитии дошкольников и должна подчиняться задачам воспитания. При создании предметно-развивающей, пространственной среды необходимо учитывать особенности каждой отдельной группы, такие как возраст, количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности (например, подвижность, темперамент, интересы, особенности воспитания в семье). Учитывая эти особенности, окружающая среда может быть развивающей и создавать у детей чувство комфорта, радости, покоя и достаточности.
Все это позволяет понимать, почему профессионально грамотно должен решаться вопрос организации предметно-пространственной среды для детей, находящихся в данном дошкольном учреждении.
Программы развития и воспитания детей дошкольного возраста опираются при построении предметно-пространственной развивающей среды на требования, которые определены в федеральном стандарте. Основываясь на принципы построения речевой развивающей среды, выбираются критерии и методы работы с детьми при развитии у дошкольников речи в рамках эффективного наполнения предметно-пространственной среды.
Правильно организованная развивающая среда способствует активному развитию социализации дошкольника. Как правило, в педагогической практике с этой целью пространство в группе организовывается таким образом, чтобы у ребенка была возможность играть, особенно в сюжетно-ролевые и дидактические игры, заниматься физическим развитием, творчеством, развивать коммуникативные навыки и так далее.
Эмпирическое исследование проходило на базе детского сада №766 г. Москвы. В нем приняли участие 26 детей (15 девочек и 11 мальчиков) подготовительной группы возрастом 6-7 лет. Для того, чтобы комплексно оценить уровень социализации воспитанников ДОУ нами были выбраны следующие методики: диаграмма «Плохое-хорошее»; методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (адаптированный для дошкольников вариант); для диагностики уровня коммуникативный умений – «Рукавички» Г.А. Цукермана и «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель»).
Комплексная диагностика по четырем методикам показала, что в группе испытуемых дошкольников присутствует большое количество детей, которые чувствуют себя некомфортно в стенах дошкольного учреждения, что говорит о их повышенной тревожности. Данный аспект значительно усложняет процесс социализации детей. Кроме этого, хотя большинство детей имеют адекватную самооценку, а, значит, могут без труда, наладить социальные контакты, в группе присутствуют дети с заниженной самооценкой, что требует дополнительной работы с психологом. Таким детям сложно находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Они отличаются застенчивостью и излишней скромностью. На контакт идут тяжело. Кроме того, в группе есть один ребенок с завышенной самооценкой, что также требует внимания специалиста. Диагностика коммуникативных умений показала, что у немногим больше половины детей они развиты на среднем уровне, что в целом соответствует психологическим нормам. У меньшинства детей данные умения развиты на высоком уровне, и относительно много детей не умеют общаться и договариваться, что также нарушает процесс социализации. Итак, результаты исследования показали, что в данной группе уделяется не остаточное внимание социализации детей, именно с этим и связаны психологические проблемы детей.
Учитывая результаты теоретического и эмпирического исследования нами была разработана модель развивающей предметно-пространственной среды детского сада. В ходе исследования мы провели апробацию модели предметно-пространственной среды детского сада. По нашим наблюдениям данная модель предметно-пространственной среды детского сада способствовала развитию коммуникации, повышению интереса детей друг к другу, снижению уровня тревожности. Для того, чтобы убедиться в эффективности разработанной нами модели мы провели повторное исследование по тем же методикам.
После апробации предложенной модели предметно-пространственной среды детского сада, количество с детей, которые испытывают эмоциональное неблагополучие значительно уменьшилось и, соответственно, выросло количество детей, испытывающих эмоциональный комфорт в стенах ДОУ. Кроме этого, увеличилось количество детей с адекватной самооценкой за счет уменьшения количества детей с заниженной самооценкой. Количество детей с завышенной самооценкой осталось прежним. Также увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем развития коммуникативных умений, а с низким – значительно уменьшилось. Умение детей доносить и воспринимать информацию на высоком уровне не изменилось, а вот количество детей, обладающих данными умениями на среднем уровне значительно выросло, за счет чего и уменьшилось – на низком. Итак, результаты сравнительного анализа доказывают эффективность предложенной модели предметно-пространственной среды детского сада.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Характеристика развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации
Любая реальная действительность, которая является условием для развития человека называется – средой. Среда развития ребенка выступает как пространство его жизнедеятельности. Другими словами, это такие условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении, являющиеся одним из фундаментов для построения личности ребенка.
Среда является полем для социальной и культурной деятельности, образа жизни и сферой передачи и закрепления социального опыта, определенной культуры и субкультуры, а так же для развития творчества. Формирование образа среды выступает как важная задача педагоги, так как способствует формированию у каждой личности представлений о целях и образе жизни.
С.Л. Новоселова определяет среду как единство социальных и предметных средств, которые необходимы для обеспечения различной деятельности ребенка, которые влияют на его духовное и физическое развитие [15].
В.А. Ясвин говорит о том, что развивающая образовательная среда представляет собой комплекс возможностей для саморазвития личности ребенка. Автор определяет образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой составную часть развивающей среды дошкольного детства. Так, философский взгляд на предметно-пространственную среду, говорит о том, что она представляется как совокупность предметов, которые могут наглядно показывать воспринимаемую форму существования культуры, так как именно в каждом отдельном предмете может быть запечатлен опыт, знания, вкусы и способности многих поколений. Именно через предмет человек способен познавать самого себя и свою индивидуальность [12; 10].
Таким образом, можно сказать, что развивающая предметная среда является совокупностью материальных объектов деятельности ребенка, которые функционально моделируют содержание его духовного и физического развития.
Главной ее целью является создание условий для творческой деятельности отдельного ребенка, для обеспечения актуального физического и психического развития и совершенствования, а так же обеспечение зоны ближайшего развития и его перспективу [17].
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.). Авторы которой предлагают определять предметно-развивающую среду как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей. Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразовании, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованная среда ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие [20; 37-38].
Окружающая среда должна обеспечивать для ребенка физическое, умственное, эстетическое, нравственное развитие и воспитание. Поэтому предметы, которые окружают его с раннего детства, имеют определенное воздействие на его познавательное развитие и умственную активность.
Оборудование детских помещений помогает реализовывать главную цель, которая заключается в организации воспитания ребенка дошкольного возраста. Такой аспект можно объяснить научной основой, опираясь на следующие принципы [11].
1. Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития. Данный принцип заключается в том, что оборудование группы мебелью и пособиями должно отвечать за развитие всех систем организма, в частности, повышение двигательной активности и своевременному овладению ведущими навыками, а так же способствовать охране нервной системы воспитанников дошкольного учреждения.
2. Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества. Таким образом, помещение группы должно иметь место на одновременного присутствие в нем от 10 до 15 детей, учитывая при этом условия для отдельного существования ребенка и всей группы в целом.
3. Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания. Данный принцип заключается в том, что любое оборудование группы дошкольного учреждения должно максимально способствовать соблюдению условий жизни детей, которые проводят время в этой группе, но живущие по разным режимам относительно их возраста или состояния здоровья. Оно должно способствовать методам последовательной и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, развитию возможностей как индивидуального общения с ребенком, так и работе со всей группой в целом.
4. Принцип надежности и безопасности, который показывает то, что все конструкции, мебель и оборудование обеспечивают безопасность их использования для маленьких детей. Другими словами, необходимо исключать случаи падения с высоты или боковых поверхностей изделий, а так же удары или ушибы в результате неустойчивости оборудования, либо травмы об острые углы.
5. Принцип гигиенического соответствия. Данный принцип имеет задачи в том, что все конструкции должны выполняться из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие и не деформироваться при гигиенической обработке.
6. Принцип эргонометрического соответствия. Таким образом, все предметы мебели должны основываться на размеры, которые утверждены Министерством здравоохранения России для детей первых лет жизни. Другими словами, отвечать эргонометрическим возрастным показателям, которые утверждаются в качества государственного стандарта.
7. Принцип вариативности, который позволяет в случаях необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Данный принцип дает возможность менять размеры частей изделий по мере взросления детей.
8. Принцип гарнитуры, который заключается в комплектировании всех изделий, которые входят в один гарнитур, по стилю и цветовому решению, а так же обеспечивать сочетаемость предметов мебели соответственно техническим характеристикам.
9. Принцип рациональности, дающий возможность облегчать труд персонала, который одновременно обслуживает 10-15 детей раннего возраста.
10. Принцип складирования. Таким образом, все оборудование должно быть легким в использовании, но обладать устойчивостью и мобильностью.
11. Принцип общего и единичного в подборе и использовании. Когда разрабатывается интерьер группы раннего возраста, то обслуживающий персонал может использовать различные образцы изделий. Но одновременно с этим допускается возможность творческих разработок практического характера, поиск оригинальных идей для использования материалов.
12. Принцип возрастного и гендерного соответствия. Конкретная игровая среда должна иметь настрой на конкретную группу детей. Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна опираться на возрастной состав детей, психологические характеристики группы, количественное соотношение мальчиков и девочек, социальных условий жизни детей в семьях или типов семей, а также окружающей социальной практики [11].
Таким образом, интерьер группы должен составляться соответственно возрастному и половому составу детей, занимающихся в данном дошкольном учреждении.
Важным является то, что окружающая среда должна иметь возможность создавать локальные игровые пространства, уголки и места отдыха, а также «кулуарного» общения, которые позволяют не только объединять детей, но и рассредоточить их в отдельные игровые пространства, если такое им необходимо [18].
Одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются требования к развивающей предметно-пространственной среде, которые определены во ФГОС ДО. Так, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства в группе, а также всего дошкольного учреждения и территории, которая прилегает к нему, определяет так же то, что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, способствовать развитию двигательной активности ребенка, а также давать возможность для уединения [2].
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А. Петровского (1993г.). Главными аспектами которой является то, что авторы говорят о том, что предметно-пространственная среда, в которой живет и воспитывается ребенок, может быть разной: поддерживающей, развивающей, насыщенной, а также комфортной. Отсюда возникает предположение, что ее правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности педагогического процесса при развитии личности ребенка в процессе игровой деятельности [9; 23].
Таким образом, окружающая среда играет важную роль в развитии маленьких детей и должна подчиняться задачам воспитания. При создании предметно-развивающей, пространственной среды необходимо учитывать особенности каждой отдельной группы, такие как возраст, количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности (например, подвижность, темперамент, интересы, особенности воспитания в семье). Учитывая эти особенности, окружающая среда может быть развивающей и создавать у детей чувство комфорта, радости, покоя и достаточности.
Все это позволяет понимать, почему профессионально грамотно должен решаться вопрос организации предметно-пространственной среды для детей, находящихся в данном дошкольном учреждении.