Методика обучения истории . Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Проектирование и использование учебных кейсов в курсе истории России.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Кейс-технологии как современный педагогический метод 7
1.1. История появления и распространения метода кейс-технологий 7
1.2. Сущность и характеристика метода кейс-технологии 15
1.3. Кейс-технологии в образовательном процессе 24
Глава 2. Анализ практического опыта использования кейс-технологии на уроках истории 34
2.1. Методика и опыт использования кейс-технологий на уроках истории в 8 классе 34
2.2. Разработка урока истории с применением кейс-технологий и его анализ 50
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 64

 

  

Введение:

 

Изменения, происходящие в российском образовании, направлены на формирование ключевых компетенций, которые помогут ученику достичь уровня образования, достаточного для самостоятельного решения теоретических и прикладных философских и исследовательских задач.
Актуальность. В настоящее время в сфере образования активно развиваются новые подходы к преподаванию истории в школе. Одной из проблем, которая выходит на первый план, является проблема гуманизации исторического образования, то есть привлечения большего внимания к человеку как объекту исторических исследований, к его повседневной жизни, быту и обычаям прошлых эпох. Основной упор делается не столько на освещение роли известных личностей в различных исторических событиях, сколько на изучение духовной культуры и повседневной жизни «маленького человека». Современный этап развития исторической науки, характеризующийся значительным расширением документальной базы, вызывает повышение интереса методологов-исследователей к этому вопросу.
Учителя понимают, что одних знаний, навыков и умений для этого недостаточно, нужно осваивать другие технологии, менять содержание уроков. Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла необходимость создания педагогических технологий, обеспечивающих самое главное в образовательном процессе — развитие личности каждого учащегося, его деятельность.
Необходимо создать такие условия обучения, чтобы ученик стремился получить новые результаты своей работы и успешно применять их на практике в будущем. Будущее наших детей потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но и в области современных технологий.
Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занял кейс-метод.
Кейс-метод сочетает в себе такие проверенные методы, как: метод проекта, ролевая игра, ситуационный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках истории полезна совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся полностью понимать и усваивать учебный материал, дополнительную информацию, а главное, учиться работать вместе и самостоятельно.
Актуальность определяется потребностями человека в самоопределении и самовыражении в современном информационном обществе.
Характеристика источников.
Источниками исследования являются линейка учебников по истории России УМК Данилова А.А. 8 класс , Историко-культурный стандарт по Отечественной истории , ФГОС общеобразовательной школы последнего поколения . ФГОС регламентирует структуру всех ступеней образования, говорит о требованиях, предъявляемых к изучению предметов и определяет историю как обязательный предмет для изучения на средней общей ступени. Историко-культурный стандарт по Отечественной истории (ИКС) формулирует цель и задачи школьной истории, говорит о принципах, положенных в отборе его содержания, определяет дидактические единицы, которыми должен овладеть ученик. Особое место в ИКС отводится определению содержания школьного предмета Отечественная история.
Обзор литературы. А.П. Панфилова , Д.А. Давыдов и др. рассматривали в своих исследованиях проблему введения и адаптации инновационных технологий в современной системе образования.
Кейс-технологии изучали такие авторы, как Ю.П. Сурмин в своей работе «Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода» . Учебник, посвящён методу анализа ситуаций или кейс-методу как современному способу обучения. Подробное и всестороннее описание кейс-метода, рассмотрение технологии применения. Книга написана не только о зарубежном опыте, но и об украинском и российском опыте применения метода. Также описываются возможности применения кейс-метода в дистанционном обучении посредством Интернет-технологий.
А.И. Сидоренко , чьи исследования посвящены проблеме внедрения кейс-метода в учебный процесс.
Ю.К. Бабанский , который рассматривал способы оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Михайлова Е. И. , которая в своей работе привела характеристику кейс-технологии.
Объект исследования: процесс обучения истории в школе.
Предмет исследования: реализация кейс-технологии на уроках истории России в школе.
Цель работы: выявить особенности проектирования и условия реализации учебных кейсов в курсе истории России в школе.
Задачи исследования:
1. Изучить историю появления и распространения метода кейс-технологий;
2. Рассмотреть сущность и характеристика метода кейс-технологии;
3. Рассмотреть кейс-технологии в образовательном процессе;
4. Проанализировать методику и опыт использования кейс-технологий на уроках истории в 8 классе;
5. Разработать урок истории с применением кейс-технологий и проанализировать его.
В основу исследования легла следующая гипотеза: процесс обучения истории в школе будет более эффективным, если в него будет интегрирован кейс-метод, направленный на развитие аналитических, конструктивных и организационных навыков учащихся.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез нормативных и программно-методических документов, философской, психолого-педагогической и методической литературы, на основании которых была написана первая глава исследования. Проектирование и моделирование при составлении урока с использованием кейс-технологий; прямое и косвенное наблюдение за учебным процессом, при выявлении результативности разработанного урока. Выходной контроль знаний, для оценки эффективности применения кейс-технологий.
Научная новизна исследования заключается в том, в данной работе комплексно рассмотрена практика применения кейс-технологий в учебном процессе в целом и на уроках истории в частности. На основании изученной литературы и опыта применения кейс-технологий составлен и проведен урок истории в 8 классе с применением указанной технологии. В работе определены и сформулированы требования к организации обучения в рамках кейс-метода, что позволит более эффективно внедрять компетентностный подход в преподавании истории
Практическая значимость исследования заключается в том, что эта работа также может быть использована в практике преподавания предмета.
Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В России кейс-технологии также называют методом анализа конкретных ситуаций (АСУ), ситуационных задач. Использование кейс-метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научных исследований, развивает познавательную самостоятельность и умственные творческие способности, развивает эмоциональные и волевые качества и формирует когнитивную мотивацию.
Кейс — технология — один из механизмов максимального использования коммуникативных и творческих способностей учащихся.
Суть метода кейса заключается в том, что усвоение знаний и формирование навыков является результатом активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате которой происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитием умственные способности.
Кейс-методы могут быть классифицированы в зависимости от того, какой вид творчества им требуется. В частности, выделены методы инцидента, парсинга деловой переписки и ситуационного анализа.
Использование кейс-технологий в преподавании истории позволяет создать на уроке благоприятную среду для отработки практических навыков, необходимых ученикам для грамотной работы с различными видами информации, для активизации теоретических знаний и практического опыта учеников, их способности выражать свои мысли, идеи, предложения и умение выслушивать альтернативную точку зрения и аргументировать свою собственную. Использование этого метода также необходимо, так как позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.
Таким образом, цели и задачи, изложенные в данной работе, были достигнуты путем обобщения, классификации и анализа методической литературы.
Урок останется в ближайшее время основной формой организации обучения и воспитания учащихся в школе. Однако это вовсе не означает, что урок — это то, что не подлежит изменению.
Кейс-технологии — это совокупность образовательных технологий, методов и приемов обучения, основанных на решении конкретных задач и задач. Их называют интерактивными методами обучения, они позволяют всем учащимся взаимодействовать, включая учителя. Суть технологии заключается в изучении общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), с помощью которого они либо идентифицируют проблему и способы ее решения, либо разрабатывают варианты преодоления трудной ситуации, когда проблема выявлена. При использовании кейс-технологий деятельность учителя заключается в объяснении содержания наиболее сложных понятий, систематическом создании проблемных ситуаций, информировании учащихся о фактах и организации их учебно-познавательной деятельности, чтобы на основе анализа фактов учащиеся делать свои выводы и обобщения, формировать с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате ученики развивают навыки умственных операций и действий, навыки передачи знаний, развивают внимание, волю и творческое воображение. Наиболее успешные кейсы могут быть использованы в уроках по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс — технологии предназначены для получения знаний в тех дисциплинах, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, но есть несколько ответов, которые могут конкурировать в степени истинности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
1.1. История появления и распространения метода кейс-технологий
Метод кейс-технологий формулируется методологами неоднозначно: одни относятся к технологии проблемного обучения, другие — к проектному обучению. Перевод с английского «Кейс» — «коробка», «чемодан», «дипломат».
Что касается системы образования, то в зарубежной практике понятие «кейс» рассматривается как «пакет документов». Именно в этой форме метод кейс-стади был впервые применен во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской школе бизнеса, хорошо известной своими инновациями. Именно в Гарварде учителя, помимо лекции, начали организовывать студенческую дискуссию, которая заключалась в том, что перед учениками было поставлено задание («презентация задачи была проведена учителем») и различными решения рассматривались .
В начале двадцатого века (в 1921 году) при активном участии декана Гарвардской школы бизнеса Уоллеса Б. Донхама был опубликован первый учебник по написанию ситуационных упражнений. Через некоторое время, в 1925 году, первые тематические исследования были уже опубликованы в отчетах Гарвардского университета.
В статье Н.Павельевой «Кейс-метод в профессиональном образовании» рассматриваются работы американской (Гарвардской) и Европейской (Манчестерской) школ, в которых организация учебного процесса сопровождалась применением метода кейс-стади. В первой школе цель использования метода кейсов состояла в том, чтобы найти единственно правильное решение, во второй, наоборот, многовариантность решения проблемы. Разница наблюдалась не только в том, что касается использования метода тематического исследования, но и в требованиях к объему собранного «пакета документов». Американский «случай» отличался большим объемом (20–25 страниц текста плюс 7–8 страниц иллюстраций), в отличие от европейского, который был в 1,5–2 раза меньше. Кроме того, в Гарвардской школе бизнеса около 90% учебного времени отводится анализу конкретных случаев, в то время как приоритетное значение метода изучения конкретных ситуаций в бизнес-тренинге сохраняется.
Гарвардская ситуационная подготовка — это интенсивное обучение учеников с использованием видеоматериалов, компьютеров и программного обеспечения. Средний ученик Гарварда (или любая другая бизнес-школа) во время обучения «разбирает» сотни случаев. Каждый год в Гарварде публикуются сотни новых кейсов, учебных пособий и дополнений к сборнику кейсов .
Ставку на использование ситуационного обучения также делает один из известных университетов Северной Америки — Университет Западного Онтарио (Канада).
В конце двадцатого столетия ведущая роль в сборе и распространении кейсов возложена на Клиринговую палату Великобритании и Ирландии, основанную в 1973 году по инициативе 22 высших учебных заведений. Позже (в 1991 году) он был переименован в Европейский центр обмена информацией о кейсах (ECCH). ECCH является некоммерческой организацией, которая объединяет многие образовательные учреждения со всего мира, которые используют случаи и предоставляют свои данные в ECCH. В настоящее время ECHN насчитывает около 340 организаций, в том числе: издательство Harvard Business School; Институт развития менеджмента (IMB) в Лозанне, Швейцария; INSEAD, в Фонтенбло (Франция); IESE в Барселоне (Испания); Лондонская школа бизнеса (Англия); Школа менеджмента Крэнфилд и другие. Каждая из этих организаций имеет свою коллекцию кейсов, однако только ECHS имеет право распространять их .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы