Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Государственное и муниципальное управление

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Проблемы совершенствования государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления жилищно-коммунальным хозяйством 7
1.1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЖКХ 7
1.2. ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖКХ 13
1.3. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ 22
Глава 2. Анализ системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Талдомского городского округа 27
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖКХ ТАЛДОМСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 27
2.2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ЖКХ ТАЛДОМСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 34
2.3. ПРОБЛЕМЫ ЖКХ ГОРОДСКОГО ОКРУГА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 44
Глава 3. Разработка социально-экономического проекта по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Талдомского городского округа 48
3.1. ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЕКТА 48
3.2. РЕАЛИЗАЦИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЕКТА 53
Заключение 72
Список литературы и источников 75

 

  

Введение:

 

В начале 1990-х годов Российская Федерация выбрала рыночный путь развития, поэтому все экономические сферы, которые были заняты производством товаров или оказанием услуг, то есть производственной деятельностью должны были осуществлять своё развитие именно в соответствии с этим путём.
В результате в деятельности жилищно-коммунального хозяйства образовалась своеобразная коллизия, которая обоснована тем, что в рыночных условиях отношения между потребителем и приобретателем его услуг строятся непосредственно и действуют на условиях взаимной выгоды, что в результате и является основным фактором, который определяет цену данной услуги. В таких условиях производитель не может продать свой товар или получить плату за оказываемую им услугу ниже фактической себестоимости. В свою очередь покупатель получит интересующий его товар только в том случае, когда он его оплатит.
В отличие от этого постулата рыночной экономики, получатель услуг жилищно-коммунального сектора может получать эти услуги вне зависимости от того оплатил ли он эти услуги, при этом оплата за них, в том случае, когда потребитель оказывается добросовестным и вносит оплату своевременно, происходит уже по факту оказания таких услуг. Для чего в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, устанавливаются счётчики, и оплата за полученные услуги происходит в полном соответствии с их показаниями. При этом если приобретатель услуг является недобросовестным приобретателем, и не будет сообщать данные измерительных приборов, а, тем более, не будет оплачивать коммунальные услуги, то они всё равно будут ему оказываться
В результате складывается положение, когда такого рода экономические отношения мало совместимы с рыночной экономикой, если их вообще можно считать совместимыми. Кроме того, коммунальные услуги предоставляются пользователям по той стоимости, в которой отражены не все расходы, понесённые поставщиком и бюджет муниципального образования, как будет показано в настоящей работе, должен возмещать часть понесённых предприятием коммунального хозяйства расходов за свой счёт
Ещё одна часть понесённой стоимости предприятия жилищно-коммунальной сферы могут получить за счёт реализации услуг производственным предприятиям и в тариф для них включают ту часть суммы, которая была недоплачена населением. Такое экономическое явление носит название перекрёстного субсидирования. В результате этого вред наносится всем участникам хозяйственных взаимоотношений, при этом со стороны коммунальных предприятий такие взаимоотношения невыгодны, прежде всего, потому, что денежных средств, которые они получают на таких условиях все равно недостаточно.
Не может выиграть от этой ситуации и непосредственно население, поскольку те средства, которые они якобы экономят на коммунальных услугах, им всё равно приходится возмещать, но уже в виде оплаты за приобретаемые товары и налогов. Промышленные предприятия эти расходы, которые они понесли, будут возмещать путём включения их реализационную цену отпускаемых товаров и оказываемых услуг.
Сказанное свидетельствует о том, что тема настоящей выпускной квалификационной работы является достаточно актуальной.
Целью выполнения настоящей работы является изучение проблем, связанных с совершенствованием государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Поставленная цель определяет конкретный комплекс задач, которые необходимо решить для её достижения. К таким задачам следует отнести:
• изучить структуру жилищно-коммунального хозяйства и его сущность;
• рассмотреть на основании, каких законодательных и нормативных актов в жилищном хозяйстве происходит нормативно-правовое регулирование им;
• проанализировать государственные и муниципальные программы, существующие в жилищной сфере;
• охарактеризовать жилищно-коммунальное хозяйство, которое создано и действует в Талдомском городском округе Московской области;
• описать систему управления и технического обеспечения деятельности отдела жилищно-коммунального хозяйства избранного для изучения городского округа;
• выявить проблемы, которые существуют в жилищно-коммунальном хозяйстве данного городского округа, и определить каким образом они могут быть решены;
• дать характеристику избранного социально-экономического проекта, которым является сбор и утилизация твёрдых бытовых отходов;
• оценить, каким образом можно реализовать данный проект, и рассмотреть при каких условиях он может быть эффективным.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, в которых сгруппировано по несколько параграфов, заключения, списка использованной литературы и трёх приложений. Такая структура объясняется тем, что в первой главе рассмотрены вопросы, связанные с общетеоретическими проблемами, существующие в жилищно-коммунальной сфере. Основываясь на полученных результатах, во второй главе изучены вопросы деятельности конкретного предприятия жилищно-коммунальной сферы, которое действует в избранном для изучения городском округе. Базируясь на полученном опыте, в третьей главе работы изучены вопросы по созданию отдельного социально-экономического проекта и возможности, связанные с его эффективной реализацией.
В процессе исследования применялись, как общенаучные методы анализа и синтеза, так и методы оценки эффективности муниципального управления, анализа эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством, бюджетного анализа, статистического анализа и др.
Информационной базой проведенного исследования выступают: законодательные акты РФ, официальные материалы федеральных и региональных органов, программы развития жилищно-коммунального комплекса Московской области, нормативно-правовые акты, а также аналитические и статистические материалы Администрации Талдомского городского округа Московской области и др.
В соответствии с проведённым исследованием можно сделать краткие выводы и вынести их на защиту. Такими выводами являются:
• деятельность жилищно-коммунального хозяйства финансируется из ряда источников, важнейшим из которых являются коммунальные платежи, суммы которых определяются на основании тарифов, устанавливаемых муниципальными органами власти, но в законодательном плане по этим вопросам имеются определённые проблемы. Эти проблемы требуют решения, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Федерации, а также на уровне муниципального образования;
• рассмотрев общетеоретические вопросы в первой главе, во второй главе мы изучили фактическое состояние дел в отдельном городском округе, который был избран для изучения. Таким округом явился город Талдом Московской области, в отношении которого мы рассмотрели вопросы, связанные с деятельностью жилищно-коммунального хозяйства на его территории и также выявили проблемы, но уже практического свойства;
• идя от общего к частному, в третьей главе работы мы рассмотрели вопросы, связанные с организацией социально-экономического проекта по сбору и утилизации твёрдых отходов, который предлагается ввести на территории изученного городского округа.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассматривая вопросы, которые были поставлены для исследования в настоящей выпускной квалификационной работе, мы, прежде всего, сделали вывод, что жилищно-коммунальное хозяйство является целым комплексом экономических отраслей, которые необходимы для нормального функционирования жилых зданий. Именно с помощью этой деятельности в квартирах создаются комфортные и безопасные условия, необходимые для проживания. В деятельности этого комплекса принимают участие две стороны: обслуживающие компании и потребители, которые могут быть не только собственники помещений, но и третьи лица, но такие участники взаимоотношений должны иметь надлежащие полномочия и права, которые им предоставляет собственник.
Уже во введении к настоящей работе мы отметили, что переход на рыночные рельсы развития экономики привёл к тому, что предприятия жилищно-коммунальной сферы функционируют в достаточно специфических условиях, которые вызваны тем, что они осуществляют свою деятельность без того, что их затраты будут надлежащим образом возмещен. В этом отношении у таких предприятий отсутствует какая-то, хотя бы минимальная, гарантия, что является достаточно серьёзной проблемой в их деятельности, но кроме этой проблемы у предприятий имеются и иные проблемы. По этой причине в первой главе были рассмотрены эти вопросы, по которым было отмечено, что в данном секторе экономике преобладают монопольные отношения, что вызывает необходимость контролировать процесс ценообразования, как на предоставляемые услуги, так и на реализуемые товары.
В этом отношении в данном разделе работы было показано, что следует принципиально различать эти виды регулирования, поскольку предприятия жилищно-коммунальной сферы получают два вида оплаты. К первому виду относится плата по установленным тарифам по тем услугам, которые эти предприятия оказывают, а вторым видом платежа являются средства за поставки воды, как горячей, так и холодной, а также тепла.
Ещё одной проблемой, очевидно, следует считать то, что деятельность предприятий жилищно-коммунальной сферы регулируется на нескольких уровнях, начиная с федерального. Само же руководство такими предприятиями, как было рассмотрено несколько позднее, во второй главе, происходит непосредственно на муниципальном уровне.
Завершая первую главу настоящей работы, мы изучили вопросы, связанные с разработкой и осуществлением, как государственных, так и муниципальных программ в жилищной сфере.
Рассмотрев теоретические вопросы, мы перешли к изучению вопросов, связанных с проблемами жилищно-коммунального хозяйства на практике. Для этого было избрано муниципальное унитарное предприятие, которое функционирует в городе Талдом Московской области «Талдомское домохозяйство +».
Решение о его создании было принято Главой городского поселения 23 июля 2015 года и 31 июля того же года оно было включено в Единый государственный реестр юридических лиц.
И по самому названию, и по тем аспектам, которые удалось изучить во второй главе, было чётко видно, что данное предприятие было создано вместо того, которое функционировало в этом городе ранее. Поскольку темой настоящей работы не является рассмотрение вопросов, связанных с причинами создания и ликвидации предприятий, которые занимались этой деятельностью в данном городском округе, то эти вопросы в работе не были затронуты. Однако обращает на себя внимание, что за два прошедших полных года с момента перевода на обслуживание жилого фонда города Талдом, предприятие получало убыток, который был покрыт целиком за счёт субсидий из бюджета. О таком факте и в целом по Российской Федерации было априори упомянуто во введении к настоящей работе. В ходе проведения настоящего исследования данный факт нашёл подтверждение.
Исходя из изложенного, достаточно странным выглядит тот факт, что собственником данного предприятия принимались решения по понижению тарифной платы за коммунальные услуги. Разумеется, собственник, даже, если он является муниципальным предприятием, вправе определять тарифы за оказываемые услуги, но учитывая финансовое положение рассматриваемого предприятия, такое решение выглядит в определённой степени популистским и вряд ли оправданным.
Вместе с тем, во второй главе были рассмотрены и другие экономические вопросы, связанные с оказанием данным предприятием коммунальных услуг. В этом отношении было показано, что практически по всем жилым домам растёт дебиторская задолженность за оказываемые услуги, что, во-первых, не даёт предприятию в полном объёме рассчитаться за поставленные ресурсы с естественными монополистами. Во-вторых, по этой причине, что, очевидно, следует считать более важным, не даёт возможности предприятию приобретать новые технические мощности, в том числе, и за счёт капитального строительства
Исходя из принципа рассмотрения материала, от общего к частному, мы изучили в третьей главе вопросы, связанные с утилизацией твердых бытовых отходов и изучили, какие материалы должны содержаться в данном проекте. Разумеется, что замена свалок отходов на более мощные промышленные объекты, способные перерабатывать мусор, является важнейшими вопросами, особенно учитывая экологическую составляющую данного вопроса, но из-за отсутствия у рассматриваемого предприятия свободных оборотных ресурсов в данной ситуации вряд ли можно решить данные вопросы без инвестиционной помощи.
Таким образом, можно считать, что цель, стоящая при выполнении настоящей работы достигнуты, а задачи решены.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы управления жилищно-коммунальным хозяйством

1.1. Сущность и структура ЖКХ

Под термином «жилищно-коммунальное хозяйство» (ЖКХ) следует понимать комплекс отраслей экономики, который призван обеспечить функционирование жилых зданий для создания безопасного, комфортного и удобного нахождения и проживания в этих помещениях людей, которые именуются в этой сфере потребителями. Кроме жилых объектов ЖКХ включает в свой состав и объекты социальной инфраструктуры, которые необходимы для обслуживания проживающих граждан.
Под термином «потребитель» понимается собственник помещений, расположенных в многоквартирном доме или отдельного домовладения. Кроме того, потребителем может являться и иное лицо, которое пользует-ся, на предусмотренных законом основаниях, помещением, расположен-ном в многоквартирном доме или отдельном домовладении, которые по-требляет коммунальные услуги[12].
Под жилищно-коммунальными услугами или ЖКУ следует понимать услуги, связанные с поддержанием и восстановлением надлежащего сани-тарно-гигиенического и технического состояния зданий, сооружений, обо-рудования, коммуникаций и объектов коммунального назначения[62].
Возникновение термина «жилищно-коммунальное хозяйство» следу-ет относить к советским временам, и он часто используется в странах быв-шего СССР. В странах англо-саксонской правовой семьи более применим термин «public utility», а с начала XXI века более применимо понятие Smart City — «Умный город». Под этим термином понимается не только содержание зданий и сооружений, но и их строительство и охватывает весь жизненный цикл: начиная градостроительным планированием и проекти-рованием, продолжая их содержанием, и заканчивается решением вопро-сов, связанных со сносом. В спектр этих вопросов включаются, как при-вычные отрасли городского хозяйства, так и новые коммуникации, кото-рые, прежде всего, связаны с автоматизацией управления коммунальными сетями, транспортом, зданиями, в том числе, и при помощи сети интернет.
В российской действительности производственная структура жилищ-но-коммунального хозяйства состоит из более 30 видов деятельности, из которых ведущими следует считать[60]:
• жилищное хозяйство;
• водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод;
• теплоснабжение;
• электроснабжение;
• озеленение населенных пунктов;
• ремонт дорог, мостов и набережных, берегоукрепительные ра-боты;
• летняя и зимняя уборка улиц;
• сбор, вывоз и утилизация бытовых и радиоактивных отходов;
• гостиницы, бани, прачечные;
• ритуальные услуги.
Поскольку ЖКХ является комплексом отраслей экономики, то и эко-номические законы в нём действуют те же, что и в других отраслях народ-ного хозяйства. Ещё одним важным фактором следует считать тот, что жи-лищно-коммунальное хозяйство функционирует в системе, связанной с оказанием услуг населению, а эта система является открытой. В связи со сказанным, следует произвести группировку тех факторов, которые воз-действуют на ЖКХ, в том числе, развитие и состояние этой отрасли.
Такие факторы можно подразделить на две большие группы, а имен-но внутренние и внешние. Каждый из перечисляемых факторов может быть способен к трансформации, к ослаблению или усилению того воздей-ствия, которое они способны оказать, а при взаимодействии внутренних и внешних факторов, может произойти изменения их воздействия на кон-кретный хозяйствующий субъект[25, с.102].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы