Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Проблемы повышения эффективности государственной собственности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы государственной собственности 8
1.1. Понятие, сущность и роль государственной собственности 8
1.2. Особенности государственной собственности в России 14
1.3. Зарубежный опыт формирования государственной собственности 26
Глава 2. Анализ государственной собственности в Республике Дагестан 33
2.1. Механизмы управления государственной собственности в Республике Дагестан 33
2.2. Оценка уровня эффективности государственной собственности Республики Дагестан 38
Глава 3. Проблемы управления государственной собственности Республики Дагестан и пути их решения 53
3.1. Специфика проблем управления государственной собственности в Республике Дагестан 53
3.2. Повышение эффективности государственной собственности в современных условиях 59
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Введение:
В современных непростых условиях развития российской экономики особого внимания заслуживает сфера управления государственной собственностью, в частности, бюджетными средствами, которые, являясь неотъемлемой частью государственного имущества, выступают в качестве важнейшего управляющего рычага России, направленного на обеспечение безопасности граждан и усиление экономических позиций государства.
Одним из основных инструментов государственной политики в сфере управления государственным имуществом на протяжении уже нескольких лет является приватизация, которая в качестве своей цели подразумевает сокращение государственного сектора экономики. При этом необходимо отметить, что Правительство РФ в качестве основной задачи государственной политики обозначило увеличение доходов федерального бюджета от управления государственной собственностью. Актуальность данного направления неоспорима, особенно в сложившихся кризисных для отечественной экономики условиях.
Становлению и развитию института государственной собственности отводится особое место в организации жизни общества. Государственная собственность является важнейшей составляющей экономической основы органов власти и несет в себе огромный потенциал для решения задач инновационного развития страны и улучшения уровня и качества жизни населения. Государственная собственность, как специфический объект управления, требует инновационного подхода при построении системы управления. В настоящее время каждым объектом государственной собственности органы власти управляют отдельно, что, безусловно, сказывается на состоянии экономики.
Проблемы управления государственной собственностью находятся в центре внимания современной науки и практики. Проводимые преобразования в сфере отношений собственности в Российской Федерации определили, что своевременное выявление проблем управления государственной собственностью и разработка мер, способствующих повышению качества управления объектами государственной собственности являются основным направлением деятельности органов государственной власти. Упорядоченные отношения субъектов в данной сфере способствуют повышению качества управления государственной собственностью, позволяют избежать неуправляемости и хаоса, которые всегда присутствуют в переходном обществе при смене принципов, функций, форм и методов государственного управления, при внедрении рыночного механизма в социально-экономические отношения и позволяют обеспечить рост экономики страны.
Государственная собственность, выступая как национальное богатство. является не только важнейшим экономическим и политическим фактором развития национальной экономики, обеспечивает экономическую независимость страны, она также является гарантом выполнения государством своих социальных функций, поэтому на сегодняшний день вопрос решения проблем государственной собственностью в Российской Федерации является актуальным. На сегодняшний день проблемы, относящиеся к использованию государственного имущества и эффективному управлению им, недостаточно теоретически проработаны как экономической, так и юридической наукой.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена значительной ролью права собственности и иных вещных прав в условиях рыночной экономики. Это в свою очередь определяется тем, что отношения собственности всегда считались наиболее сложными вопросами в теории гражданского права, учитывая их непосредственную связь с политическими, идеологическими и социально-экономическими отношениями в обществе. Проблемы защиты прав собственности и иных вещных прав имеют практическую значимость, поскольку в современных условиях возникает много спорных вопросов относительно правового регулирования отношений собственности.
В отечественной и зарубежной литературе достаточно широко исследованы вопросы повышения эффективности управления объектами государственной собственности и проблем управления государственной собственностью. К числу ученых, проводивших свои исследования по данным вопросам, относятся В.В. Бандурин, А.О. Воронцова, С.Г. Еремин, В.В. Касаткин, О.В. Панина, С.Е. Прокофьев, Г.В. Пушкарева, О.С. Сухарев, С.В. Торопов и др. Однако, мировой экономический кризис, условия международной изоляции Российской Федерации, введенные экономические санкции обусловливают динамичность экономических изменений и появление новых проблем в управлении государственной собственностью, что требует их более глубокого изучения.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступают объекты имущественного комплекса, находящиеся в государственной собственности.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные и правовые отношения, складывающиеся в процессе развития государственной собственности в России, а также нормативно-правовая база, регулирующая данные отношения.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление особенностей и проблем повышения эффективности государственной собственности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач выпускной квалификационной работы:
— раскрыть понятие, сущность и роль государственной собственности;
— изучить особенности государственной собственности в России;
— обобщить зарубежный опыт формирования государственной собственности;
— проанализировать механизмы управления государственной собственности в Республике Дагестан;
— провести оценку уровня эффективности государственной собственности Республики Дагестан;
— выявить специфику проблем управления государственной собственности в Республике Дагестан;
— определить пути повышения эффективности государственной собственности в современных условиях.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили международные правовые акты, Конституция РФ , ГК РФ , конституционные и федеральные законы РФ, нормативные акты Президента и Правительства РФ, соответствующие, относящиеся к исследованию акты министерств и ведомств.
Эмпирической основой выпускной квалификационной работы являются правовые акты российского и зарубежного законодательства. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики. Научная литература представлена современными авторами.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы повышения эффективности государственной собственности.
Структурно выпускной квалификационной работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная основа и значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучены теоретико-методологические основы государственной собственности.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ государственной собственности в Республике Дагестан.
В третьей главе выпускной квалификационной работы рассмотрены проблемы управления государственной собственностью Республики Дагестан и пути их решения.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Проблема управления государственной собственностью является одной из самых насущных в условиях угроз и вызовов современного мира. С одной стороны, особый интерес данная проблема вызывает у практиков в контексте хозяйствующих субъектов, осуществляющих управление имуществом, принадлежащим государству, поскольку повышение эффективности управления объектами государственной собственности, в том числе коммунальной, может стать одним из способов снижения дефицита бюджета и повышения платежеспособности страны. С другой — вопросы эффективности государственного управления собственностью находятся в центре внимания современной науки.
Право собственности в аспекте института собственности государства представляет собой законодательно установленные правовые нормы, определяющие рамки возможных действий государства по присвоению, владению, пользованию и распоряжению совокупностью определенного круга имущества, включенного в гражданской оборот. Право собственности как субъективное право возникает у государства во всем многообразии проявления правомочий владения, пользования и распоряжения. Права принадлежат государству как собственнику непосредственно в силу закона независимо от правового основания возникновения права собственности.
Наиболее предпочтительными в точки зрения доходности и обеспечения эффективного использования имущества являются: передача объектов государственного имущества в аренду и на основе концессионного соглашения, что будет содействовать повышению эффективности имущества, которое находится в государственной собственности, росту имущественных доходов бюджета.
На федеральном уровне определены критерии управления государственным имуществом. Однако остается вопрос с системой показателей управления государственным имуществом на местах, в субъектах Российской Федерации, где не всегда и не в полной мере определены оценочные показатели, нормативные акты, не сформирована система статистических показателей для целей эффективного управления государственным имуществом.
Проведенный в первой главе работы анализ литературных источников по проблеме становления и формирования системы государственной собственности позволяет сделать следующие выводы.
1. обобщение зарубежного опыта показывает, что формирование и развитие системы государственной собственности в значительной степени определяется национальными, историческими и экономическими особенностями государства.
2. Целесообразно использовать положительные стороны всех моделей формирования государственной собственности, выработанных зарубежными странами.
В течение последних лет созданы необходимые условия для достижения целей и задач в области управления имуществом в Республике Дагестан, включая создание правовых условий для оптимизации механизмов управления республиканскими учреждениями, республиканскими государственными унитарными предприятиями, открытыми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью с государственным участием.
Основной целью Государственной программы Республики Дагестан «Управление имуществом Республики Дагестан на 2017-2019 годы является обеспечение эффективного управления республиканским имуществом.
Проведенные проверки использования имущества, закрепленного за учреждениями, показывают наличие фактов нарушения законодательства в сфере управления государственной собственностью в Республике Дагестан, передачи объектов посторонним лицам без решения собственника, фактов отчуждения земельных участков. Приватизация является одним из направлений оптимизации структуры государственного имущества Республики Дагестан.
В целом, следует отметить, что выработанный более чем за 20 лет механизм управления государственной собственностью в Республике Дагестан способен реализовывать государственную политику управления государственным имуществом в различных отраслях промышленности.
Для повышения качества управления государственной собственностью в контексте возрастающей роли регионального управления, на наш взгляд, необходимо разработать комплекс мер поощрения эффективных управленцев и интенсивно развивать это направление, например, создавать условия повышения их квалификации, уровня компетентности, способствовать совершенствованию знаний и имеющихся навыков.
По нашему мнению, высокого уровня эффективности управления государственной и муниципальной собственностью в целом в Российской Федерации и Республике Дагестан, в частности, возможно, добиться только принятием определенной программы, регламентирующей управление и распоряжение муниципальной собственностью, где будут рассмотрены определенные способы и методы управления. Концепцию данного управления было бы рациональным разработать на основе опытов городов Российской Федерации. В этой концепции целесообразным было бы осветить все проблемы, пути их решения, установить определенные сроки, в которые необходимо будет уложиться. Основной целью должна стать разработка эффективного механизма управления государственной и муниципальной собственностью, а также контроль над исполнением всех мероприятий, направленных на повышение социально — экономического положения региона и страны в целом за счет рационального управления собственностью.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1. Понятие, сущность и роль государственной собственности
Российская Федерация насчитывает миллионы богатейших гектаров земли, благодаря которым обеспечивается развитие и благосостояние государства. Земельное законодательство стремительно развивается, и такой вопрос как разграничение и формирование земельных участков государственной собственности является актуальным в современной земельной политике.
Государственная собственность на протяжении долгих лет имеет большую значимость. Наглядным примером служит земельный строй СССР, направленный на национализацию земли, что означало отмену частной собственности и установление государственной, исключительной собственности Советского государства. Землей не могли распоряжаться ни отдельные граждане, ни кооперативные и иные общественные организации, все они являлись пользователями государственного единого земельного фонда . С изменением государственного устройства страны, проведением современной земельной реформы и принятием Конституции государственная собственность перестала быть единой формой землевладения. Земля и другие природные ресурсы, согласно статье 9 Конституции РФ, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности .
Под государственным сектором чаще всего в научной литературе понимается часть национальной экономики, функционирующая под прямым управлением государства, являющаяся организационно-правовой формой государственной собственности. В предыдущей концепции управления государственным имуществом в РФ, принятой в 1999 году, было дано определение государственного сектора экономики как совокупности экономических отношений по использованию государственного имущества, которое закреплено за федеральными государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, за государственной казной РФ, а также имущественные права, вытекающие из участия РФ в коммерческих предприятиях и организациях. В новой Государственной программе Российской Федерации «Управление федеральным имуществом», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 327, нет вообще определения государственного сектора экономики, а то, что ранее относилось к государственному сектору экономики, рассматривается как федеральное имущество.
Право собственности в аспекте института собственности государства представляет собой законодательно установленные правовые нормы, определяющие рамки возможных действий государства по присвоению, владению, пользованию и распоряжению совокупностью определенного круга имущества, включенного в гражданской оборот. Право собственности как субъективное право возникает у государства во всем многообразии проявления правомочий владения, пользования и распоряжения. Права принадлежат государству как собственнику непосредственно в силу закона независимо от правового основания возникновения права собственности.