Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Проблемы переработки ТБО в России и пути их решения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ 2
Введение 3
Глава 1. Роль цикличного обращения с ТБО в экономике устойчивого развития 8
1.1. Проблематика ТБО в структуре глобальных экологических угроз 8
1.2. Локальные и глобальные угрозы экологической безопасности в обращении с ТБО 21
1.3. Экологические обязательства и программы по обращению с ТБО 26
Глава 2. Процесс становления и обновления российского законодательства в сфере ТБО 29
2.1. Этапы становления и достигнутые результаты 29
2.2. Актуальные законодательные и регуляторные инициативы 32
3. Инновационные решения секторального и регионального уровней 33
Глава 3. Перспективные формы и механизмы международного сотрудничества в области цикличного обращения ТБО 3.1. Проекты ОЕСР и Всемирного Банка 36
3.2. Европейские программы различного масштаба 37
3.3. Механизмы выработки решений в ЕАЭС 41
Заключение 47
Перечень условных сокращений и понятийный аппарат (тезаурус) 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
Приложение А. 57
Приложение Б. 59
Приложение В. 62
Введение:
Актуальность. Обеспечение базовых конституционных прав человека на чистую и здоровую окружающую среду .
В составе 12-ти приоритетных национальных целей по стратегическому развитию и национальным проектам, определенных пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации , к числу первых пяти позиций отнесены экология и состояние городской среды, среди которых проблема твердых бытовых отходов (ТБО, аналог – ТКО, или твердых коммунальных отходов) занимает одну из наиболее важных позиций.
По данным Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности, на территории проживания и производственной деятельности большей части российского населения накоплено свыше 30 млрд. тонн отходов производства и потребления . Сложившаяся ситуация свидетельствует о низкой эффективности существующих программ и решений по управлению ТБО.
Состоянием на последний квартал 2019 г., даже в самых благополучных регионах Российской Федерации, на переработку отправляют лишь 7% ТБО, а в среднем на каждого россиянина приходится 400 кг мусора в год – это 70 млн тонн бытовых отходов только по результатам 2018 года . Согласно Нацпроекту «Экология», планируемый показатель переработки отходов к 2024 году должен составлять лишь чуть больше трети (36%) от объёма ежегодного производства, что означает лишь частичное замедление дальнейшего разрушения экосистем и городской среды.
однако достижение показателей экологической безопасности требует не только 100%-ного уровня переработки поступающих ТБО, что само по себе означает необходимость троекратного повышения реальных темпов переработки по отношению к запланированным, но и ликвидации многочисленных низкоэкологичных свалок, реконструкции полигонов, т.е. как минимум 10-кратного повышения производительности процессов во всем цикле, на основе реорганизации всей системы сбора и переработки ТБО.
При том, что новая система обращения с отходами стратегически нацелена на избавление от несанкционированных свалок, создание нового формата сбора отходов, их сортировки, утилизации и захоронения, весь процесс упирается в потребности модернизации законодательства, не отвечающего современным потребностям и тенденциям. Игнорирование законов цикличной экономики, обозначенной международными соглашениями РФ и активно разрабатываемыми в современных технологиях и международных нормативах на протяжении последних 40-ка лет, привело к массовым протестам в различных регионах страны, обусловленных множественными проявлениями техногенных рисков для окружающей среды, низким качеством предлагаемых решений по обустройству полигонов переработки ТКО или же проведением недобросовестной экологической экспертизы проектов. В частности, согласно заявлению спикера Совфеда В. Матвиенко на ежегодном совещании председателя Совета Федерации со статс-секретарями 6 декабря 2019 г., «мусорная реформа» реализуется в регионах с большими издержками и затруднениями , представляя собою одну из наиболее злободневных проблем общества. При том, что старт «мусорной реформы» уже произошел в большинстве регионов, из субъектов поступают тревожные сигналы об острой нехватке современных комплексов сортировки и обработки коммунального мусора, не везде выстроена работа операторов с управляющими компаниями, собственниками жилья.
Возникший комплекс проблем требует комплексной проработки на всех стадиях выработки технологических и организационных решений, и должен восприниматься в структуре потребности внедрения полноценной системы ответственного природопользования и потребления, формирования всеобщего экологического сознания и новой эколого-потребительской культуры.
В эпоху Четвёртой промышленной революции необходимо переходить к циклической экономике, которая предполагает возобновление ресурсов в полном жизненном цикле, однако понятийный аппарат и правовой базис этих процессов крайне слабо раскрыт в российской научной литературе, что и отражается прямым образом в значительном отставании федеральной и региональной практики не только от лучших мировых образцов, но и от обозначенных правительством задач и сроков .
Причины происходящего и методы их решения ведущие практики видят в освоении передового опыта европейских стран и привлечении международных инвесторов, для выработки реалистичных путей разрешения проблемы ТБО в России, в т.ч. в освоении международного опыта работы с населением, заявил на Medium А. Заутер, партнер масштабной инвестиционной программы Strategy Partners, руководитель практики «ТЭК и ресурсы». Новая система обращения с отходами нацелена на избавление от несанкционированных свалок, создание нового формата сбора отходов, их сортировки, утилизации и захоронения и модернизацию законодательства, не отвечающего современным потребностям и тенденциям. Предполагается, что постепенное внедрение ответственного природопользования и потребления должно сформировать всеобщее экологическое сознание и новую культуру .
Заключение:
1. Правительственные документы, а также заявления практиков, свидетельствуют о долговременном характере проблематики обращения ТБО и высоких уровнях угроз для граждан в связи с загрязнением территорий со стороны ТБО.
2. Существующие правительственные программы направлены на достижение лишь 36% ТБО к 2024 году, что обусловливает неотложную потребность масштабного привлечения инвестиций, для обеспечения 100%-ной переработки ТБО и гарантирования экологической безопасности граждан.
3. В свою очередь, предложения международных финансовых фондов и инвестиционных групп базируются на необходимости полноценного соблюдения современных экологических нормативов и цикличных технологий, принятых в международной науке и практике уже более 40-ка лет, и официально признаваемых РФ, однако в малозначительной степени отраженных в применяемых нормативах для планирования и управления обращением ТБО.
4. Проанализированные в представленной работе материалы, полученные
при обработке и систематизации национальных нормативов, свидетельствуют о низком уровне их соответствия международным нормативам в отношении экологического контроля, аудита и менеджмента в подготовке и сопровождении программ обращения ТБО.
Установлено, что достижение принципиального сдвига в расширении инвестиционных программ для масштабного продвижения инновационных технологий, требует подготовки персонала согласно международным обязательствам по выработке и применению экологических нормативов, в системе цикличных технологий (оценки жизненного цикла продукции), как основе современных подходов в автоматизации и информатизации всех экологических процессов.
5. Отсутствие современных процессных подходов к планированию обновления технологий на основе частных инвестиций, сдерживает реализацию госпрограмм и обусловливает необходимость перехода к современному комплексному обеспечению нормативной базы, способной как стимулировать инвестиционные программы, в т.ч. для национальных предпринимателей, так и обеспечивать их своевременное выполнение для защиты экологической безопасности граждан и территорий.
6. Отражаемые на официальных страницах государственных разработок в обращении с ТБО, требуют приведения соответствия к международным нормативам ИСО, что в свою очередь нуждается в принципиальном обновлении научных методик на принципах цикличных подходов, благодаря чему будет достигнута сопоставимость методик и программ оценки существующих национальных технологий обращения с ТБО и планирование их дальнейшего совершенствования. В настоящее время такое сопоставление отсутствует, что обусловливает крайне высокую зависимость российских производителей от сертифицированного по международным нормативам оборудования – для получения инвестиций и принципиального повышения производительности труда при переработке ТБО.
7. В документах Всемирного банка для реформирования системы учета в странах ЕАЭС, где РФ занимает лидирующие позиции, отмечается крайняя степень ненадежности данных о твердых отходах, что усложняет автоматизацию и роботизацию всего процесса, и требует системного применения всех международных экологических нормативов, а также обязательств по устойчивому развитию, для достижения технологической надежности, безопасности и инвестиционной привлекательности отрасли.
8. Осмысление функциональной системы современного процессного менеджмента разного уровня и назначения, вычленение факторов рационального обеспечения менеджмента процессов, включая обращение ТБО, в условиях дефицитности ресурсов и его институционного обеспечения, для достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, оптимальной адаптации предприятий к рыночным условиям, построения гибкой и эффективной системы управления.
9. Своевременная оценка воздействия на окружающую среду позволяет установить вектор и динамику основных показателей, обозначенных в общем спектре движения планетной цивилизации к «зеленой» экономике, по комплексу взаимосвязанных направлений, охватывающих возобновляемые естественным образом источники энергии; национальные и региональные цели в отношении доли энергии из возобновляемых источников и сокращения выбросов парниковых газов, значительное повышение энергоэффективности на всех стадиях добычи природных ископаемых и последующего использования для производства, изменения в поведении и технологиях, ведущие к сокращению затрат энергии на производство продукции и услуг.
10. Достижение «больших результатов с меньшими затратами» во всех сферах экономики, в значительной мере инициируемое силами общественных экоинспекций, требует принципиального повышения удельного веса программ ресурсоэффективности в обращении с ТБО на всех стадиях их сбора хранения и переработки, позволяющих снизить воздействие на окружающую среду во всем цикле производства, потребления и утилизации ТБО (выбросов, сбросов), повысить конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность и создать возможности для роста экономики.
11. Принятые Соглашения об изменении климата (CCA), позволяющие энергоемким отраслям промышленности получить скидку по уплате климатического сбора (более 65%), что открывает широкие возможности для инвестиций в переработку ТБО. Кроме того, в 2005 году Европейской системой торговли выбросами (EU ETS) была запущена система торговли разрешениями на выбросы, определяющая значительную инвестиционную привлекательность направления переработки ТБО.
12. Международное сотрудничество в выработке инновационных решений, и данные глобального сотрудничества представителей РФ на Антарктической станции, свидетельствуют о высоких возможностях российских ученых в организации полноценного экологического сотрудничества, в т.ч. в направлении отслеживания отходов всех форм, в планетарном масштабе, а также в океаническом и континентальном пространстве.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Роль цикличного обращения с ТБО в экономике устойчивого развития
1.1. Проблематика ТБО в структуре глобальных экологических угроз
Ущерб окружающей среде, вызванный индустриализацией в сочетании с минимальными затратами на охрану и восстановление окружающей среды, поставил под угрозу средства к существованию людей, которые выживают за счет эксплуатации природных ресурсов. В 1990-х годах развитие и окружающая среда стали постоянным предметом международного обсуждения как глобальной проблемы, в рассмотрении и разрешении которых Российская Федерация берет активное участие, как в составе ООН, так и других международных институций, ратифицируя международные акты как часть федерального права. Решение проблематики обращения ТБО согласно международным нормам и практикам, должны быть обеспечено в общей системе задач цикличной экономики и процессного менеджмента.
Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации» обозначено возрастание роли международных нормативов (стандартов) всех типов в процессе обмена товарами в рамках ВТО и других международных рынков. Сложившаяся ситуация пренебрежения международными нормативами в планировании и применении отечественных технологий, как отмечается Стратегией, влечет за собой дальнейшее усиление рисков технологического отставания относительно ограниченной группы стран, доминирующих в исследованиях и разработках, и таким образом усиление импортозависимости.
Менеджмент процессов в обращении ТБО является структурным компонентом целостной системы экологического менеджмента, как современной систем технологического мышления, основанного на управлении техносферными рисками, как базовом условии доступа к ведению производственной деятельности в условиях рыночной экономики.
При этом инновационная деятельность должна соответствовать всем критериям зеленой экономики, со спецификой цикличных технологий.
Однако во многих исследованиях и практических наработках теряется связь с методологией и системным пониманием процессного менеджмента, понимаемого как нормативные основы в общей системе обновления технологий в условиях глобализации техногенных рисков, и возрастающей зависимости от международных инвестиция для достижения базовых экологических норм безопасности окружающей среды.
Проблематика растет как по размеру охвата участников, так и по сложности научно-технического взаимодействия – в условиях стремительного возрастания отходов всех типов.
Особенностью ситуации глобализации торговли для стран с преобладанием сырьевой экономики и высокими уровнями потребления импорта промышленной продукции, к которым относятся все регионы Российской Федерации, является формирование конечной стадии распределения значительной части отходов в странах-импортерах.
В то время как согласно международным нормативам и принципам устойчивого развития, в рыночную стоимость реализации оборудования, производимого в развитых странах, закладывается тариф на утилизацию или рециклинг отходов, получаемых при пользовании этой продукцией, из-за незнания или недостаточного внимания к таким нормам, страны-импортер перенимают всю финансово-технологическую нагрузку на себя.
В связи с этим, международные инвесторы настаивают на принципиальной цифровизации всех технологических процессов обращения ТБО, для правильного распределения финансовых ресурсов в рамках ВТО.
Безусловным требованием при масштабном внедрении технологий и инвестиций от развитых стран, является владение технологами современными нормами процессного менеджмента, с надлежащим научным обеспечением, что и предусмотрено национальными программами реформирования системы ТБО.