Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Проблемы осуществления инвестиционной деятельности в России в условиях санкций
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 5
1. Выявление проблем осуществления инвестиционной деятельности в России в условиях санкций 8
1.1. Анализ проблемной области 8
1.2. Гипотезы о существовании проблем в инвестиционной деятельности в России в условиях санкций 13
1.3. Методы, инструменты и данные, используемые для проверки гипотез 17
1.4. Результаты проверки гипотез и формулировка проблемы инвестиционной деятельности в России в условиях санкций 19
2. Решение проблем осуществления инвестиционной деятельности в России в условиях санкций 44
2.1. Возможные варианты решения проблемы 44
2.2. Обоснование предлагаемых решений проблемы инвестиционной деятельности в России в условиях санкций 51
2.3. Характеристика показателей эффекта после внедрения решения и требований/ограничений для его реализации 56
Заключение 59
Список использованных источников 62
Введение:
Экономическая безопасность Российской Федерации является одним из наиважнейших условий развития нашего государства, которое дает ориентиры для принятия основных социально-экономических решений. Без его соблюдения интересы граждан, семей, организаций и государства будут ущемлены. Главным условием обеспечения экономической безопасности являются её закрепление в нормативно-правовых документах.
В современных условиях глобализационных процессов первостепенность защиты экономики нашей страны от негативного воздействия и внешних, и внутренних факторов, деструктивно влияющих на ее стабильное развитие, стало аксиомой. Анализ идей Стратегии национальной безопасности РФ свидетельствует, что обеспечение экономической безопасности в настоящее время является одним из ведущих направлений деятельности государства и общества по охране национальной безопасности страны в целом (пп. 55–66).
Привлечение инвестиций и иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития экономики России. Иностранные инвестиции играют особую роль в этом процессе, обеспечивая доступ к финансовых ресурсам, современным технологиям, управленческим навыкам, инновационным товарам и услугам. А также напрямую способствуют повышению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому росту и улучшению уровня жизни российских граждан.
Вопрос об необходимости прямых инвестиций в РФ является актуальным на сегодняшней день, обеспечение благоприятного инвестиционного климата и создания условия для инвестиций обсуждается на уровне правительства и глав иностранных государств. Российская Федерация заинтересована в иностранных инвестициях.
В последнее время инвестиционный климат в России значительно ухудшился, причём причины носят как экономический, так и политический характер.
Целью исследования является изучение угроз экономической безопасности РФ в сфере привлечения ПИИ в условиях санкций.
Задачи исследования предполагают изучение следующих вопросов:
• Проанализировать проблемную область.
• Сформировать гипотезы о существовании проблем в инвестиционной деятельности в России в условиях санкций.
• Определить методы, инструменты и данные, используемые для проверки гипотез.
• Представить результаты проверки гипотез и формулировка проблемы инвестиционной деятельности в России в условиях санкций.
• Рассмотреть возможные варианты решения проблемы.
• Обосновать предлагаемые решения проблемы инвестиционной деятельности в России в условиях санкций.
• Охарактеризовать показатели эффекта после внедрения решения и требований/ограничений для его реализации.
Объектом исследования являются инвестиции в РФ.
Предметом исследования является привлечение иностранных инвестиций в экономику РФ в условиях санкций.
Теоретическая база исследования представлена монографиями, статьями и интернет-источниками по вопросам инвестиционной активности, ПИИ, влиянию санкций на финансовый сектор РФ.
Статистические источники представлены данными Росстата и ЦБ РФ.
Влияние санкций на инвестиции в РФ изучали Н.И. Дмитриева, Р.О. Галушко, Е.А. Надь, Е.А. Янова и др. Среди зарубежных исследователей, проводивших изучение инвестиций в стране и влияние различных факторов на инвестиционную деятельность, следует отметить Hufbauer G., Shott J., Elliott K., Oegg B., Cooper Z., Lorber E. и др.
При написании работы использовались методы анализа и синтеза, ретроспективный анализ, методы экономического анализа.
Заключение:
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.
Сейчас инвестиционный спад кажется закономерным следствием нефтяного обвала, из-за которого не удается сбалансировать бюджет, а также санкционного противостояния, ухудшающего перспективы предпринимательской деятельности в стране.
Иностранные инвестиции являются ключевым компонентом государственной политики России как открытой экономики для внешнего мира.
Запрет на доступ к европейским и американским финансовым рынкам для крупных российских банков с государственным участием (Газпромбанк, Россельхозбанк, ВТБ, ВЭБ, Сбербанк) вызывает кризис ликвидности банковского сектора. Это влечет удорожание кредитов, снижение возможности отечественных предприятий осуществлять инвестиции. Потому актуальной становится задача привлечения иностранных инвестиций.
Среди основных проблем привлечения иностранных инвестиций можно выделить следующие:
1. Снижение контроля над инвестиционной деятельностью.
2. Усиленное накопление частного капитала.
3. Промышленный спад производства.
4. Высокая стоимость кредитов.
5. Высокий уровень коррупции.
6. Приоритет добывающих отраслей и, как следствие, зависимость от экспорта нефти и газа.
7. Неготовность инвесторов вкладывать средства по причине больших или непрогнозируемых рисков.
8. Низкая конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке.
Основываясь на лучших мировых практиках и мнении участников рынка, рассмотрены инициативы, которые помогут решить задачу привлечения инвестиций в России:
1. Компенсация затрат на подготовку выхода на биржу для небольших компаний технологического сектора.
2. Введение гарантии для акционерных инвестиций (downside protection).
3. Формирование специальных привлекательных режимов налогообложения для инвесторов.
4. Стимулирование создания pre-IPO фондов.
5. Допуск и стимулирование НПФ к выходу на биржевой публичный рынок технологических компаний.
6. Выход ценных бумаг высокотехнологичных компаний на рынок B2C.
Активизация инвестиционного сотрудничества РФ и Китая позволяет оптимистично смотреть на приток ПИИ в экономику РФ.
В последние 20 лет правительства обеих стран уделяют большое внимание наращиванию двустороннего сотрудничества, в целях чего был подписан ряд правовых соглашений и сформирован механизм многоуровневого взаимодействия. Все это предоставило двустороннему торгово-экономическому сотрудничеству необходимые институциональные гарантии.
В 2018 г. российско-китайский торговый оборот впервые превысил отметку 100 млрд. долл., составив рекордные 108 млрд. долл. США.
За последние годы был создан ряд институциональных механизмов, позволяющих успешно осуществлять совместные проекты, среди которых Российско-Китайский инвестиционный фонд регионального развития. Создание совместных организаций позволяет учитывать специфику работы в России и Китае, а также повышает доверие к проектам со стороны китайских инвесторов, что способствует увеличению объема вложений. К примеру, для проекта ГК «Росатом», на реализацию которого требуется 18 млрд. руб., 15 млрд. руб. предоставит Китай.
Практика реализации точечных проектов с китайскими партнерами может оказать значительное положительное воздействие на развитие экономики отдельных регионов России и создать внешние эффекты для других секторов экономики. Для достижения указанных эффектов на государственном уровне представляется целесообразным продолжить взаимодействие по организации совместных производств.
Перспективным представляется углубление сотрудничества в области сельского хозяйства. Необходимо активизировать работу в рамках Плана развития сельского хозяйства на российском Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, а также на северо-востоке Китая, укреплять сотрудничество в области переработки сои и другой сельскохозяйственной продукции, складирования и логистики, а также изучать возможности осуществления совместных инвестиций.
Не менее важной представляется сфера обрабатывающей промышленности. С учетом промышленной структуры России и основных направлений сотрудничества Китая сторонам следует уделить особое внимание производству стали, цветных металлов, строительных материалов, электроэнергии, химикатов, текстиля, автомобилей, строительной техники и т.д.
Фрагмент текста работы:
1 Выявление проблем осуществления инвестиционной деятельности в России в условиях санкций
1.1 Анализ проблемной области
Открытость и экспортоориентированность современной экономики РФ акцентирует свое особое внимание к ситуации, которая сложилась в области внешнеэкономических связей России. При этом, особый интерес проявляется к вопросу о бегстве капитала. В табл. 1 представлен чистый ввоз / вывоз капитала частным сектором на протяжении 2017-2019 гг.
Таблица 1 — Чистый ввоз / вывоз капитала частным сектором в 2017-2019 гг., млрд. долл. США
Сальдо финансовых операций частного сектора
(чистое кредитование (+) / чистое заимствование (-))
(2+5) Банки Прочие секторы
Сальдо финансовых операций
(чистое кредитование (+) / чистое заимствование (-))
(3-4) Чистое приобретение финансовых активов Чистое принятие обязательств Сальдо финансовых операций
(чистое кредитование (+) / чистое заимствование (-))
(6-7-8) Чистое приобретение финансовых активов Чистое принятие обязательств «Чистые ошибки и пропуски» платежного баланса
1 2 3 4 5 6 7 8
I квартал 2017 года 15,3 17,6 13,6 -3,9 -2,3 -5,0 -3,6 0,9
II квартал 2017 года -2,0 9,2 -2,5 -11,7 -11,2 5,8 13,0 4,1
III квартал 2017 года 0,4 -8,5 -16,3 -7,8 8,8 11,1 3,0 -0,7
IV квартал 2017 года 11,4 5,0 0,8 -4,2 6,4 6,5 1,8 -1,7
2017 год 25,1 23,3 -4,4 -27,7 1,7 18,5 14,1 2,6
I квартал 2018 года 16,1 2,8 0,3 -2,5 13,4 16,3 1,0 1,9
II квартал 2018 года -4,8 3,9 -5,7 -9,6 -8,7 -1,7 4,0 2,9
III квартал 2018 года 18,9 12,3 8,6 -3,8 6,6 0,1 -8,3 1,7
IV квартал 2018 года 33,1 13,6 4,5 -9,2 19,4 14,8 -0,7 -4,0
2018 год 63,3 32,6 7,6 -25,0 30,8 29,4 -3,9 2,6
I квартал 2019 года (оценка) 25,2 15,7 10,3 -5,5 9,4 18,6 8,5 0,7
Источник: [66]
По данным ЦБ, чистый отток капитала за 2018г. составил 63,3 млрд. долл. США Это отрицательный результат, так как в сравнении с 2017г. наблюдается рост того количества средств, которое утекало из страны с 25,1 млрд. долл. США.
В 1 квартале 2019 г. частный сектор вывел из страны 25,2 млрд. долл. США, что соответствует уровню всего 2017г. А за минувшее десятилетие из страны вывезено около 1 трлн. долл. США.
По данным Банка России, чистый вывоз капитала частным сектором сложился в 2018г. на уровне 32,6 млрд. долл. США и был сформирован главным образом операциями банковского сектора по наращиванию иностранных активов.
В то же время прочие секторы в 2018 г. вывезли капитал на сумму в 30,8 млрд. долл. США.
Вывоз частного капитала в связи со спросом российских банков и компаний на иностранные активы возобновится в условиях роста доходов банков и компаний и с 2017 г. стал основным источником увеличения оттока частного капитала [12, с. 176-178].
По предварительной оценке Банка России, в январе-мае 2020 г. профицит счета текущих операций платежного баланса Российской Федерации составил 28,9 млрд долл. США против 43,8 млрд долл. США в сопоставимом периоде 2019 г. Ключевым фактором сокращения показателя стало значительное уменьшение положительного сальдо внешней торговли товарами в результате неблагоприятной международной конъюнктуры. Сокращение импорта услуг вследствие сохраняющихся ограничений, связанных с пандемией, а также существенная отрицательная динамика выплат инвестиционных доходов в пользу нерезидентов привели к сжатию совокупного дефицита остальных компонентов счета текущих операций более чем наполовину от его величины годом ранее.
Чистое кредитование остального мира частным сектором в январе-мае 2020 г. сложилось в размере 33,5 млрд долл. США (28,2 млрд долл. США в январе-мае 2019 г.) и стало результатом более заметного по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снижения внешних обязательств банков при сохранении на сопоставимом уровне объема операций прочих секторов по размещению средств за рубежом.
Международные резервы сократились на 2,5 млрд долл. США, главным образом вследствие операций, связанных с обслуживанием внешнего долга страны [66].
Чтобы оценить размеры оттока капитала в Российской Федерации, изучим изменения в прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Изучим данные о статистике ПИИ по данным ЦБ РФ.
Таблица 2 — Прямые инвестиции Российской Федерации по институциональным секторам экономики, млн. долл. США (сальдо операций платежного баланса)
2014 2015 2016 2017 2018 2019
В Россию 22 031 6 853 32 539 28 557 8 785 31 783
Банки 4 394 589 1 608 1 470 2 878 3 092
Прочие секторы 17 637 6 264 30 931 27 088 5 907 28 691
Источник: [66]
Как видно из табл. 2, ПИИ в РФ за 2014-2018гг. снизились, причем в 2018г. в сравнении с 2014г. объем ПИИ сократился почти в 3 раза. Можно отметить неоднородность тенденций изменения инвестиционных потоков. Так, после введения санкций в 2014г. инвестиции в 2015г. сократились с 22031 млн. долл. США до 6853 млн. долл. США, потом в 2016-2017гг. объем инвестирования существенно увеличился до 32539 млн. долл. США и 28557 млн. долл. США соответственно, но в 2018г. показатель снова сильно снизился. В 2019г. наблюдается рост ПИИ до 31783 млн. долл. США, что положительно характеризует динамику и свидетельствует об улучшении инвестиционного климата.
Динамика обусловлена изменениями в инвестиционной политике прочих инвесторов, которые составляют основную долю инвесторов в экономику РФ.
В табл. 3 представлена динамика ПИИ по секторам экономики РФ.