Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Проблемы и перспективы сотрудничества России и Норвегии в освоении арктического шельфа».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Арктика как новый регион мировой политики и энергетики 6
1.1 Институционально-правовые основы сотрудничества в Арктике 6
1.2 Территориальные споры России в Арктике, сухопутные территориальные споры 15
1.3. Энергетический потенциал арктического региона и арктического шельфа. Борьба за ресурсы Арктики (в том числе со стороны КНР) 22
Глава 2. Арктика в стратегии Норвегии 32
2.1 Норвежское влияние в арктическом регионе. (Арктическая стратегия Норвегии) 32
2.2 Сотрудничество Норвегии со странами Европы и Северной Америке в освоении шельфа 35
Глава 3. Российско-норвежские отношения в начале XXI в. 50
3.1 Российское влияние в арктическом регионе 50
3.2 Сотрудничество Норвегии с РФ в освоении шельфа 99
3.3 Лоббирование интересов расширения между Норвегией и Россией 101
Заключение 103
Список литературы 107
Введение:
Актуальность темы исследования. Развитие северных регионов, обладающих богатым минерально-сырьевым потенциалом усиливающим их инновационную и инвестиционную ценность становится особо актуальным в период проявляющихся кризисных явлений и неустойчивой геополитической ситуации, связанной с введенным санкционным режимом и предпринятыми ответными мерами. Кроме того, проводимая в настоящее время государствами политика развития северных регионов, требует углубленного исследования и ревизии базовых положений теории региональной экономики и регионального управления в части сопряжения понятий устойчивого развития, развития и траекторий структурных изменений экономики, а также разработку на этой основе новых концептуально-методических инструментов комплексной оценки устойчивости развития северных регионов при формировании региональных стратегий социально-экономического развития .
Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в исследование проблем и перспектив сотрудничества России и Норвегии в освоении арктического шельфа внесли научные работы Дж. Анайа, Е. Джосефсен , Ш. Имаи, А. Кемпелл, У. Кимличка, Н. Лукашева, Хлопова О.А ., М. Моретти, К. Равна, Т. Родон, М-Н. Сара, Т. Фендж, У. Хансон, Д. Хенриксен, Д. Шадиан, и др .
Теоретико-методические основы проблем и перспектив сотрудничества России и Норвегии в освоении арктического шельфа отражены в работах Васюк Л.И., Гуриева С.А., Деминой О.В., Зайнутдинова Р.Р., Ильиной И.Н., Михеевой Н.Н., Орлова В.П., Тяглова С.Г., Шевелевой А.В., Хлопова О.А. , и ряда других ученых.
Целью исследования является исследование проблем и перспектив сотрудничества России и Норвегии в освоении арктического шельфа.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Изучить аспекты Арктики как нового региона мировой политики и энергетики.
2. Рассмотреть Арктику в фокусе стратегии Норвегии
3. Исследовать Российско-норвежские отношения в начале XXI в.
Объектом исследования являются аспекты Арктики как нового региона мировой политики и энергетики.
Предметом исследования выступают Российско-норвежские отношения в начале XXI в..
Теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов в области теории устойчивого развития экономических систем, в т. ч. устойчивого развития периферийных регионов, теории региональной экономики, теории стратегического управления.
Инструментарно-методический аппарат исследования представляет собой сочетание общенаучных и частных методов научного исследования: анализ (системный, сравнительный, структурный и ситуационный), индукция, дедукция, метод классификации и типологизации, абстрактно- логическое моделирование, методы компаративистского, статистического анализа.
Эмпирическую и институционально-нормативную базу исследования составили: законодательные и нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, документы субъектов Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики и ее региональных отделений, международные статистические сборники, монографии, «Стратегии» и «Программы» социально-экономического развития РФ и субъектов РФ, оценки, расчеты и собственные наблюдения автора.
Хронологические рамки исследования – новейшее время.
Данное исследование состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Заключение:
На основании проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что приближающийся конец первого десятилетия XXI века призван стать моментом осмысления результатов развития современной арктической политики РФ и Норвегии. Кроме того, необходимым представляется формирование новых стратегий развития Арктики как для РФ, так и для Норвегии. В условиях чрезвычайно напряженной геополитической обстановки, сложившейся в мире после 2014 года, существенно осложнившихся двусторонних отношений РФ и Норвегии и стремительно меняющейся Арктики важно адаптировать национальные цели и задачи арктической политики к новым «правилам игры».
В марте 2018 года президентом Российской Федерации был избран В.В. Путин, один из архитекторов современной российской арктической политики, последовательно руководивший ее реализацией и развитием в течение последних десяти лет. «Арктика — важнейших регион, который обеспечит будущее России» — заявил российский президент в июне 2017 года, вновь подчеркивая, что развитие Арктики остается ключевым направлением внешней и внутренней политики РФ. Избрание В.В. Путина на новый президентский срок, с большой долей вероятности, гарантирует развитие российской арктической политики в рамках сформированной в 2008 и 2013 годах концептуальной основы.
Наиболее приоритетными векторами российской арктической политики, очевидно, останутся обеспечение национальной безопасности и социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ. Стратегическая важность обеспечения безопасности чрезвычайно протяженной границы РФ в Арктике гарантирует дальнейшее наращивание арктической группировки российских вооруженных сил, модернизацию ее технической базы и развитие военной инфраструктуры. Кроме того, с высокой долей вероятности продолжится вовлечение вооруженных сил, базирующихся в Арктической зоне РФ, в реализацию проектов в гражданской сфере. Так, в частности, привлечение вооруженных сил РФ к ликвидации накопленного экологического ущерба в Арктике уже продемонстрировало свою эффективность. В будущем, возможно, при условии существенной интенсификации трафика на Северном морском пути, военная инфраструктура может быть задействована в операционной деятельности маршрута, а военный персонал в обеспечении безопасности навигации и осуществлении спасательных операций, в случае необходимости.
В краткосрочной, а вполне возможно и в среднесрочной, перспективе Арктическая зона РФ сохранит свою чрезвычайно важную роль в экономическом развитии государства. Несмотря на идущий процесс диверсификации российской экономики, энергоресурсы, добываемые в российской Арктике, продолжают и, скорее всего, продолжат обеспечивать существенную долю государственных доходов. В этом контексте особую важность приобретает государственная поддержка развития научно-технического развития добывающего сектора, призванная обеспечить, с одной стороны максимально рентабельную, а с другой отвечающую высоким экологическим стандартам, добычу углеводородов как на материке, так и на шельфе Арктики. В условиях ограничения экономического и научно-технического сотрудничества, возникшего в результате введения США и ЕС в отношении РФ секторальных санкций, необходимо обеспечить развитие отечественной технологической базы, а также подготовку высококвалифицированных кадров. При этом в процессе экономического освоения арктического пространства важно сохранить приверженность принципам устойчивого развития, прилагая максимальные усилия для сохранения уникальных арктических экосистем.
В арктической политике Норвегии, в течение последних десяти лет развивавшейся в рамках устоявшейся доктринальной базы, в краткосрочной перспективе, очевидно, произойдут системные изменения, которые обусловят переход американской арктической стратегии на совершенно новый уровень развития. Политика Норвегии в Арктике, характерной особенностью которой до 2017 года была преемственность заложенной еще в 70-х годах XX века приверженности принципам ответственного управления и охраны природы, переживает небывалую смену приоритетов.
В условиях наращивания Норвегии военной активности в Арктике и сохраняющейся напряженности в двусторонних отношениях с РФ весьма низкой остается вероятность того, что американский Конгресс ратифицирует Конвенцию ООН по морскому праву и поступится принципом «свободы навигации». Это, в свою очередь, может служить причиной актуализации российско-американских разногласий по вопросу определения правового статуса проливов, расположенных в российской арктической акватории. Что, впрочем, навряд ли приведет к серьезному межгосударственному конфликту, оставаясь, тем не менее, конфликтной областью в российско-американских отношениях в Арктике.
Как РФ, так и Норвегии заявляют приверженность принципам мирного развития Арктики и неконфликтного разрешения межгосударственных споров в рамках существующих правовых механизмов. За прошедшие десять лет следование этим принципам было неоднократно подтверждено на практике. Делимитация российско-норвежской акватории в Баренцевом море, мирное взаимодействие Норвегии с РФ и Канадой по вопросам делимитации в Беринговом море и море Бофорта, а также развивающийся строго в рамках Конвенции ООН по морскому праву процесс определения внешних границ континентального шельфа стран Арктической пятерки, доказывают способность арктических держав разрешать споры без конфронтации.
Таким образом, представляется возможным представить следующие рекомендации.
Основой мирного и стабильного развития Арктики является международная кооперация. Сложившаяся на современном этапе практика взаимодействия государств Арктического региона по вопросам экологии, обеспечения безопасности навигации и в рамках научного обмена даже в условиях существенного осложнения межгосударственных отношений Норвегии и РФ в очередной раз доказывает, что проблемы Арктики, требующие коллективного решения всеми государствами региона, являются абсолютным приоритетом, независимо от сложившейся геополитической обстановки.
В межгосударственных отношениях РФ и Норвегии важно планомерно добиваться снижения напряженности. Разрешение существующих вне Арктического региона разногласий станет катализатором развития двусторонних отношений РФ и Норвегии в Арктике. Это, в свою очередь, создаст основу для возобновления взаимовыгодного экономического взаимодействия, реализации потенциала двустороннего научного сотрудничества и совместного обеспечения безопасной навигации в Беринговом море, что приобретает все большее значение на фоне роста использования Северного морского пути.
В арктической политике необходимо добиться обеспечения прозрачности и стабильного обмена информацией как между РФ и Норвегии, так и между прочими арктическими державами, а также внерегиональными акторами, стремящимися обеспечить свое присутствие в Арктике. Это позволит не допустить развития дилеммы безопасности в рамках решения Россией и Норвегии задач по обеспечению национальной безопасности. Это обеспечит координацию всех государств региона в вопросах обеспечения экологической безопасности и защищенности морской и воздушной навигации. Это, наконец, обеспечит формирование атмосферы доверия между акторами региона, став залогом мирного развития Арктики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Арктика как новый регион мировой политики и энергетики
1.1 Институционально-правовые основы сотрудничества в Арктике
Арктика – один из наиболее труднодоступных и удаленных от цивилизации регионов нашей планеты, вследствие чего он и наименее всего подвергся влиянию человека, сохранив свою экологию в более первозданном ее виде, чем в любом другом уголке Земли. Это привлекает множество стран, желающих освоить регион и воспользоваться имеющимися здесь ресурсами, однако такая перспектива осложняется правовым статусом Арктики. Арктика не принадлежит ни одной стране мира, не является частью территории какой-либо страны, а считается достоянием всего человечества. Любая деятельность в данном регионе регулируется нормами международного права.
Подобный юридический статус Арктики формировался под влиянием таких факторов, как крайне неблагоприятные для жизни климатические условия, удаленность от остального мира, что затрудняло проникновение в регион граждан, судов, любых других мобильных объектов. С другой же стороны, приарктические государства, которые выстроили свои экономические инфраструктуры в соответственные с ресурсным и пространственным потенциалом Крайнего Севера, имеют особый интерес к Арктике, предпринимая попытки исследования, освоения региона на протяжении не одной сотни лет .
Хотя и медленное, освоение Крайнего Севера все же осуществлялось, заключаясь в том, что те или иные страны стремились подчинить своей власти имеющиеся здесь сухопутные и водные пространства, с их природными ресурсами, параллельно стремясь заключить юридически свое право на соответствующие освоенные части региона. Правовой статус таких территорий и акваторий, как правило, базируется на изданных государством законах и подзаконных актах, а также на международных договорах, которые разграничивают между государствами региона их владения и регулируют вопросы использования и охраны природных ресурсов. Именно таким образом происходило и постепенное освоение арктических территорий.
На сегодняшний день правовой статус Арктики предполагает, что все известные сухопутные образования в Арктике подчинены власти государств, которые граничат с Северно-Ледовитым океаном. В число этих стран входят Россия, Дания, Канада, Норвегия, США. Однако, специальные законодательные акты, призванные конкретизировать рамки пространственной сферы и объем властных функций на территориях Арктики, были приняты в свое время лишь Канадой и СССР.
Так, согласно Закону о северных территориях от 27 июня 1925 г. на прилежащие к континентальной части Канады арктические земли и острова распространен ее суверенитет, предполагающий осуществление ею здесь суверенитета и юрисдикции Закон о северных территориях от 27 июня 1925 г.
Аналогичным образом право на арктические территории было закреплено и в законодательстве СССР – постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. к территории страны отнесены «как открытые, так и могущие быть открытыми» земли и острова к северу от побережья евроазиатского материка до Северного полюса в промежутке между меридианами 32° 04’ 35” восточной долготы и 168° 49’ 30” западной долготы .