Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Проблемы и перспективы российско-европейского энергетического сотрудничества
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Исторические и теоретические основы российско-европейского энергетического сотрудничества 11
1.1 Сотрудничество России и ЕС в сфере энергетики конца XX-начале XXI в. 11
1.2 Характер энергодиалога Россия-ЕС 18
Глава 2. Правовые и институциональные составляющие современной энергетической политики ЕС 26
2.1 Основные положения энергетической политики ЕС 26
2.2 Правовые основы современного энергетического сотрудничества ЕС 38
2.3 Институциональное обеспечение энергетической политики ЕС 45
Глава 3. Проблемы и перспективы энергетического сотрудничества РФ и ЕС 50
3.1 Роль и перспективы РФ на газовом рынке ЕС 50
3.2 Антироссийские санкции в нефтегазовом секторе 57
3.3 «Северный поток-2» под давлением США 60
Заключение 70
Список литературы 74
Введение:
Актуальность работы. Вопрос энергетических отношения России и ЕС – одно из самых актуальных проблем международных отношений в XXI веке, поскольку поставки нужного объема энергетических ресурсов являются основой полноценного функционирования и дальнейшего экономического и социального развития любой современной страны.
Либерализация внутреннего энергетического рынка ЕС модернизирует условия долгосрочного сотрудничества потребителей и производителей газа в регионе. Приняв во внимание, что процесс смены парадигмы ценообразования, выстраивание новой архитектуры рынка носит необратимый характер, внутренние и внешние поставщики адаптируются к новым реалиям европейского газового рынка, подстраивая условия и обязательства заключенных контрактов под требования потребителей.
Сегодня участники европейского газового рынка сталкиваются с неопределенностью новой контрактной структуры, нужной рынку, которая учитывала бы интересы не только импортеров, а также экспортеров, поэтому России, как ключевому поставщику энергоресурсов в ЕС, необходимо предложить новую контрактную модель для продолжения сотрудничества с ЕС.
Энергетическая стратегия государств ЕС разворачивается в сложной глобальной экономической среде, основными характеристиками которой является рост цен и конкуренция за энергоресурсы, ускоренное истощение запасов энергоносителей, непрозрачность и неконкурентность части рынков энергоресурсов, недоинвестированность энергодобывающих отраслей стран-экспортеров.
Степень разработанности темы исследования. Существует обширная литература по различным аспектам энергетического сотрудничества и проблем, однако общепринятого значения определения этих явлений не существует. Данная ситуация обусловлена как существованием широкой палитры мнений в научном сообществе, так и объективно различающимися условиями, в которых функционируют государства.
Этот фактор объясняет сложность достижения полного взаимопонимания между различными участниками международных рынков энергоресурсов относительно обеспечения энергетической безопасности. Кроме того, он обуславливает необходимость уделения большего внимания восприятию указанного явления конкретными акторами при анализе и прогнозировании их действий.
Оценка восприятия энергетического сотрудничества в ЕС, а также роли России в его изменении является сложной комплексной задачей. Для того чтобы приступить к ее решению, следует провести теоретическую и эмпирическую операционализацию этого понятия.
Цель работы заключается в определении содержания, проблем и тенденций развития политики энергетического сотрудничества ЕС и России.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи, согласно которым нужно раскрыть такие вопросы:
• Сотрудничество России и ЕС в сфере энергетики конца XX-начале XXI в.
• Характер энергодиалога Россия-ЕС.
• Основные положения энергополитики ЕС.
• Правовые основы современного энергетического сотрудничества.
• Институциональное обеспечение энергополитики ЕС.
• Роль РФ на газовом рынке ЕС.
• Антироссийские санкции в нефтегазовом секторе.
• «Северный поток-2» под давлением США.
Объектом исследования являются отношения ЕС и России в сфере энергетики.
Предметом исследования, является развитие и основы энергетического диалога России и ЕС.
Гипотеза работы состоит в том, что отношения можно охарактеризовать следующим образом: энергетический порядок евразийского континента приобретает все более фрагментированный характер. Он характеризуется конкурентным регионализмом в многополярном мире с дублирующими друг друга или конкурирующими проектами региональной интеграции, углублением нормативных, правовых, политических и технических линий разломов между региональными интеграциями. Стоявшие во главе угла на протяжении многих лет парадигмы больше не играют определяющей роли и открыто подвергаются сомнению. Такие политические парадигмы, как независимость друг от друга и установление дружественных отношений, больше не стоят на повестке дня. Также, стороны больше не рассчитывают на долгосрочное энергетическое сотрудничество между Россией и ЕС.
Положения, выносимые на защиту.
1. Отношения в сфере энергетики развиваются под влиянием сложных изменений в структуре мировой нефтегазовой отрасли, финансового и экономических изменений кризисного характера. Несмотря на всю сложность, энергетических отношений России и ЕС, энергетические стратегии обеих сторон предусматривают дальнейшее сотрудничество на взаимовыгодных условиях в краткосрочной и среднесрочной перспективах.
2. Взаимоотношения России и ЕС в энергетической отрасли отличаются самым комплексным характером. Здесь проявляется как фактор «непохожести», так и фактор взаимозависимости.
На сегодня сложность состоит в том, что это отношения между производителем энергоресурсов и их покупателем, субъектами с разными экономическими интересами, отличающимися политическими режимами и правовыми системами.
3. Безопасность потребления выполняет в этой системе главную функцию – обеспечение безопасного и доступного энергоснабжения потребителей, а безопасность снабжения – вспомогательную, создавая благоприятные условия для защиты безопасности потребления, в частности из-за уменьшения энергетических потребностей и диверсификацию источников.
Кроме трех основ энергетической политики, можно выделить также внутренний и внешний направления этой политики. В частности, безопасность поставок реализуется, прежде всего, во внешнем направлении энергетической политики ЕС, а безопасность потребления – соответственно внутреннем. Все элементы этой политики как по сферам реализации (безопасность поставок, конкуренция, экологическая устойчивость), так и по направлениям (общая внешняя политика, общая внутренняя политика) находятся в постоянной связи и взаимодействии.
Ключевыми в проведении энергетической политики ЕС является использование рыночных методов и конкуренции в сочетании с регулятивной методологией. Рыночная основа энергополитики ЕС обеспечена и управляема определенными регуляторными мерами, которые представлены как правовыми, так и институциональными составляющими.
4. В сфере поставок газа из России в ЕС состоялся переход от монополистической к более диверсифицированной рыночной модели, которая характеризуется конкуренцией не только между растущим числом поставщиков из разных стран, но и между способами поставок и видами контрактов. Сформированный Евросоюзом единый энергетический рынок со свободными возможностями перетока между странами и практически едиными ценами для всех покупателей характеризуется снижением политизированности, новым уровнем прозрачности и конкурентности, способствует развитию сетевого характера цепочек добавленной стоимости и сокращает возможности вертикально интегрированных компаний-гигантов.
5. Газовая сфера, не является основной целью санкций, ограничительные меры носят двойственный характер. Они ослабляют переговорные позиции российских экспортёров газа в условиях общего санкционного давления (как на европейском, так и на азиатском направлении). Хотя однозначно оценить степень негативного влияния этого давления достаточно сложно. Заинтересованность в российских поставках газа достаточно высока, что определяет сохраняющуюся лояльность иностранных партнёров. С другой стороны, в условиях санкционных режимов существует реальный или потенциальный запрет на поставку оборудования, применяемого в добыче газа. Это влечёт за собой негативный эффект для отрасли, но в то же время, в среднесрочной перспективе приведет к замещению импортного оборудования
Теоретической основой работы послужили и были использованы научные труды российских ученых в области экономической и энергетической политики, международных экономических отношений, юриспруденции: Ахтамзян А.А., Боровский Ю.В., Кавешников Н.Ю., Киселева А.И., Комлев С.Л., Конопляник А.А., Лихачев В., Мернье А., Могильникова М.В., Пашковская И.Г., Салыгин В.И., Симонов К. и др.
В работе также были использованы результаты исследований таких зарубежных исследователей топливно-энергетического комплекса как: Bradbrook A., Convery F., Van Vooren B., Franza L., Novak C., Redgwell C. и др.
Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и специальных методов и приемов научного познания. Анализ энергетического сотрудничества базируется на системном подходе. Исторический подход позволил показать развитие отношений в пространственных и временных координатах. Институциональный и структурно-функциональный методы были применены при анализе институциональных основ политики энергетической безопасности ЕС. Функционализм в сочетании с телеологическим подходом обеспечили исследования структуры энергетических отношений. Анализ обеспечил инструментарий реализации мероприятий энергетической безопасности. Определение содержательных составляющих понятий энергодиалога потребовало использования широкого спектра общенаучных методов: синтеза, дедукции, индукции, абстрагирования и т.п. В общем ключевую роль в исследовании сыграли методы сравнительного анализа, прогнозирования и моделирования.
Нормативной основой для работы послужили: международные соглашения и договора, в частности Договор о Европейском Союзе, Договор о функционировании Европейского Союза, Энергетическая Хартия, Договор об Энергетической Хартии и Дополнительные протоколы ЕС; Договор об учреждении Энергетического сообщества ЕС; Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, устанавливающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и ЕС их государствами-членами, с другой стороны; Энергетическая стратегия России на период до 2030 года; Дорожная карта энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050 года, а также двусторонние энергетические соглашения; акты международных организаций, акты подзаконных актов ЕС, в частности, Третья энергетическая директива, подготовительные и рабочие документы об энергетике и органах ЕС, участвующих в общей энергетической политике ЕС.
Эмпирической основой для работы послужили публикации ЕЭК ООН по энергетике, Евростат, Международного энергетического агентства, Комиссии ЕС, ACER, Nordstream, нефтегазовой компании «Газпром» и др., а также аналитические материалы по российской энергетике.
Научная новизна работы заключается в углубленном рассмотрении международно-экономических, правовых вопросов, связанных с реализацией крупных энергетических проектов в области газоснабжения стран ЕС. Международно-правовой анализ основных параметров развития и функционирования энергетического права ЕС и влияния политики ЕС в этой области на энергетическую безопасность ЕС в целом и, придает работе инновационный характер. На основе анализа ключевых аспектов международного сотрудничества в области энергетики работа раскрывает системные недостатки политически мотивированного подхода ЕС и других акторов к реализации крупномасштабных международных энергетических проектов на европейском континенте.
Новизна исследования также заключается в углубленном анализе положений европейско-российских нефтегазовых соглашений, а также перспектив развития европейско-российских отношений в энергетической сфере. Работа раскрывает и детально анализирует противоречивое отношение стран-кандидатов к реализации законодательства ЕС. Эти страны, с одной стороны, заинтересованы в активном энергетическом сотрудничестве с Россией и, с другой стороны, ограничены обязательствами, вытекающими из их интеграции в ЕС.
Научно-практическое значение полученных результатов заключается в том, что изложенные в работе выводы и предложения могут быть использованы в: научно-исследовательской сфере – как основа для дальнейшего научного анализа проблематики и перспектив энергетических отношений.
Результаты научной работы могут быть использованы при формировании энергетических связей России с ЕС. В работке сделаны научные выводы, представлены конкретные меры и экономические механизмы развития энергетической кооперации РФ и ЕС. Они будут способствовать сотрудничеству обеих сторон в топливно-энергетическом секторе, инновационному развитию российского экспорта в ЕС и увеличению экспортных доходов, продвижению российских компаний на рынке ЕС и повышению конкурентоспособности российского нефтегазового бизнеса в странах ЕС. Материалы работы могут быть полезны для использования в учебном процессе при подготовке и чтении курсов по экономическим дисциплинам.
Заключение:
Подводя итоги работы, отметим следующие выводы:
1. Отношения в сфере энергетики развиваются под влиянием сложных изменений в структуре мировой нефтегазовой отрасли, финансового и экономических изменений кризисного характера. Одним из наиболее сложных вопросов в данном энергетическом диалоге является принятие ЕС «Третьего энергетического пакета», который, по мнению российской стороны, вводится для создания барьеров в деятельности энергетических компаний России на европейском внутреннем рынке.
Несмотря на всю сложность, неоднозначность и значительную «политизированность» энергетических отношений России и ЕС, энергетические стратегии обеих сторон предусматривают дальнейшее сотрудничество на взаимовыгодных условиях в краткосрочной и среднесрочной перспективах.
2. Взаимоотношения России и ЕС в энергетической отрасли отличаются самым комплексным характером. Здесь наиболее выпукло проявляется как фактор «непохожести» (с одной стороны, вертикально-интегрированная газовая отрасль России, с другой стороны, разъединенная газовая промышленность ЕС), так и фактор взаимозависимости.
На сегодня сложность состоит в том, что это отношения между производителем энергоресурсов и их покупателем, субъектами с разными экономическими интересами, отличающимися политическими режимами и правовыми системами.
3. Базовой структурой современной энергетической политики ЕС является конструкция из трех измерений, охватывает внешние отношения (безопасность поставок), внутренний рынок (конкуренцию в энергетической сфере) и экологии (устойчивость к климатическим изменениям). Такая структура энергетической безопасности сформировалась как ответ на новые проблемы и угрозы в энергетической сфере, четко определились после 2000 г. и стали результатом широкого обсуждения этой проблематики как внутри самого ЕС, так и между ЕС и государствами-членами.
Безопасность потребления выполняет в этой системе главную функцию – обеспечение безопасного и доступного энергоснабжения потребителей, а безопасность снабжения – вспомогательную, создавая благоприятные условия для защиты безопасности потребления, в частности из-за уменьшения энергетических потребностей и диверсификацию источников.
Кроме трех основ энергетической политики, можно выделить также внутренний и внешний направления этой политики. В частности, безопасность поставок реализуется, прежде всего, во внешнем направлении энергетической политики ЕС, а безопасность потребления – соответственно внутреннем. Все элементы этой политики как по сферам реализации (безопасность поставок, конкуренция, экологическая устойчивость), так и по направлениям (общая внешняя политика, общая внутренняя политика) находятся в постоянной связи и взаимодействии.
Ключевыми в проведении энергетической политики ЕС является использование рыночных методов и конкуренции в сочетании с регулятивной методологией. Рыночная основа энергополитики ЕС обеспечена и управляема определенными регуляторными мерами, которые представлены как правовыми, так и институциональными составляющими.
4. Энергетическое право ЕС можно рассматривать как систему норм актов первичного и вторичного законодательства ЕС, регламентирующих
функционирования внутреннего энергетического рынка ЕС, внешние отношения ЕС (в том числе государств-членов ЕС) с третьими странами с целью обеспечения безопасности поставок и потребления, конкуренции и устойчивости энергетики ЕС.
5. Институциональная структура проведения энергетической политики ЕС состоит из трех основных элементов: 1) органы ЕС; 2) специализированные агентства ЕС; 3) Энергетическое Сообщество. Функцией органов ЕС является определение основных направлений политики ЕС и создание основ энергетического права ЕС. Специализированные агентства обеспечивают согласование политики ЕС и субъектов энергетического рынка, саморегуляцию энергетического рынка и формирование «мягкого энергетического права». Энергетическое сообщество реализует задачи продвижения внешней энергетической политики ЕС, согласование внешней энергетической политики с третьими странами, продвижение acquis communautaire.
6. Можно констатировать, что в сфере поставок газа из России в ЕС состоялся переход от монополистической к более диверсифицированной рыночной модели, которая характеризуется конкуренцией не только между растущим числом поставщиков из разных стран, но и между способами поставок и видами контрактов. Показательным примером стала попытка наладить поставки СПГ в страны Европы российской компании НОВАТЭК, чей газ в итоге стал прямым конкурентом поставкам «Газпрома».
Сформированный Евросоюзом единый энергетический рынок со свободными возможностями перетока между странами и практически едиными ценами для всех покупателей характеризуется снижением политизированности, новым уровнем прозрачности и конкурентности, способствует развитию сетевого характера цепочек добавленной стоимости и сокращает возможности вертикально интегрированных компаний-гигантов.
Что касается альтернативных поставок газа из США, то сегодня у них нет количественных или конкурентных цен. Кроме того, ЕС все больше обеспокоен непредсказуемостью и спонтанностью решений во внешней политике нынешнего правительства США а надежность поставок газа из других регионов ставится под сомнение по политическим и экономическим причинам.
7. Хотя газовая сфера, не является основной целью санкций, ограничительные меры носят двойственный характер. Они ослабляют переговорные позиции российских экспортёров газа в условиях общего санкционного давления (как на европейском, так и на азиатском направлении). Хотя однозначно оценить степень негативного влияния этого давления достаточно сложно. Заинтересованность в российских поставках газа достаточно высока, что определяет сохраняющуюся лояльность иностранных партнёров. С другой стороны, в условиях санкционных режимов существует реальный или потенциальный запрет на поставку оборудования, применяемого в добыче газа. Это влечёт за собой негативный эффект для отрасли, но в то же время, в среднесрочной перспективе приведет к замещению импортного оборудования
8. На сегодня, наиболее уязвимым местом остается сама прокладка трубы. Для этого «Газпром» арендовал суда-трубоукладчики у швейцарской компании Allseas, процедуру осуществляли три суда на протяжении 2018-2019 гг. На сегодня стало ясно, что Allseas отказалась от работ в силу введения запрета со стороны США. Стоит отметить, что принятие американских санкций против «Северного потока – 2» воспринято ударом не только, и не столько по России, сколько по самой Европе.
Россия, в свою очередь, может завершить строительство трубопровода своими силами, однако срок запуска «Северного потока – 2» будет перенесен, в связи с недостатками технических средств, имеющихся в распоряжении Газпрома. При этом, по заявлению Министерства промышленности и торговли РФ разработка и постройка полного аналога судов Allseas потребует несколько лет.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Исторические и теоретические основы российско-европейского энергетического сотрудничества
1.1 Сотрудничество России и ЕС в сфере энергетики конца XX-начале XXI в.
Энергетическое сотрудничество России (ранее СССР) и Европы (сегодня ЕС) насчитывает более сорокалетнюю историю. В 1960-1970-е гг. была построена система газопроводов, которые соединяли месторождения Западной Сибири с электростанциями Западной Европы. К началу 90-х г. были реализованные проекты нефтепроводов «Дружба-1» и «Дружба-2», единой электроэнергетической системы «Мир» .
С окончанием «холодной войны» в Европе возникла политическая инициатива по преодолению экономического разделения континента, особенно в сфере энергетики. С целью развития новой модели долгосрочного энергетического сотрудничества в Европе и обеспечения надежности энергообеспечения в условиях глубоких структурных изменений в странах Центральной и Восточной Европы, а также СССР, 17 декабря 1991 г. в Гааге была подписана Европейская энергетическая хартия .
Одним из основных ее положений было признание «Государственного суверенитета и суверенных прав на энергетические ресурсы» . Хартия легла в основу создания Договора к Энергетической Хартии и Протокола к Энергетической Хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующих экологических аспектов, которые были подписаны в декабре 1994 г. и вступили в силу в апреле 1998 г.
На сегодняшний день 56 государств и Европейских сообществ подписали договор или присоединились к нему . 17 декабря 1991 г., Россия присоединилась к Энергетической Хартии, а 17 декабря 1994 г., подписала Договор к Энергетической Хартии и Протокол по вопросам энергетической эффективности и соответствующих экологических аспектов и временно применяла их положение до 18 октября 2009 г. включительно.
20 августа 2009 г. Российская Федерация официально сообщила о своем намерении не становиться договаривающейся стороной Договора к Энергетической Хартии и Протокола по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам . В августе 2009 г., российской стороной был предложен новый концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики, поскольку, как считала российская сторона, существующие договоренности в сфере международных энергетических отношений оказались неспособными предупреждать и решать конфликтные ситуации. Это приводит к необходимости создания нового юридически обязывающего международного документа, сторонами которого, в отличие от существующей системы, станут все основные страны-экспортеры, транзитные государства и импортеры, и который будет охватывать все аспекты глобального энергетического взаимодействия .