Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Проблемы и перспективы развития сферы дошкольного образования на муниципальном уровне.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
1 Теоретические основы исследования дошкольного образования на муниципальном уровне 6
1.1 Понятие сферы дошкольного образования 6
1.2 Правовое регулирование дошкольного образования: федеральный, региональный и муниципальный уровни 6
1.3 Критерии эффективности системы управления дошкольным образованием 20
2 Анализ развития сферы дошкольного образования в городском округе г. Нижний Тагил 20
2.1 Характеристика системы управления дошкольным образованием в городском округе Нижний Тагил 27
2.2 Оценка эффективности системы управления дошкольным образованием……………………………………………………………………..43
3 Направления повышения эффективности системы управления дошкольным образованием на муниципальном уровне 43
3.1 Проблемы развития дошкольного образования в г. Нижний Тагил 52
3.2 Меры по повышению эффективности системы управления дошкольным образованием в Нижнетагильском городском округе 56
Заключение 72
Список использованной литературы 74
Введение:
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что уровень развития сферы дошкольного образования отражает один из главнейших показателей эффективности функционирования образовательной системы всего государства.
Современное общество предъявляет все более жесткие требования к системе образования. За последнее десятилетие в России произошли серьезные преобразования в системе образования. Принятие «Закона об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 года), издание приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (2013 год), принятие «Профессионального стандарта педагога» (18 октября 2013 года), послужило к выдвижению новых требований к организации образовательного и педагогического процесса, к качеству образования, а также к кадровому составу, к его образованию и обучению, его профессиональной подготовке и квалификации, к формированию профессионально-педагогических умений, которыми они должны обладать.
В теории и практике управления современным образованием одним из важнейших и общепризнанных методологических подходов является системный подход. Уже начиная с середины ХХ века, управление стало одним из спектров, которые объективно требовали конкретного системного подхода.
Степень изученности проблемы. Актуальность и проблематичность исследования рассматриваются в работах отечественных ученых О.В. Бережнова, В.В. Лебедев, Т.В. Иванчикова, Г.А.Лачиновой, Л.Н. Казакова, Ю.В. Зуевой, Н.А.Запорощенко, А. В. Ненашева.
Объект исследования – сфера дошкольного образования.
Предмет исследования – проблемы и перспективы развития сферы дошкольного образования.
Цель исследования – рассмотреть перспективы развития сферы дошкольного образования на муниципальном уровне.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:
1) рассмотреть теоретические основы исследования дошкольного образования на муниципальном уровне;
2) проанализировать развитие сферы дошкольного образования в городском округе г. Нижний Тагил;
3) определить направления повышения эффективности системы управления дошкольным образованием на муниципальном уровне.
Методы исследования. Исследование было построено на основе следующих методов: дедуктивный, аналитический, экспертных оценок и системно-логический. В работе также были использованы статистический, опытно-экспериментальный, прогнозный методы исследования.
Заключение:
В условиях неустойчивой экономики социально-экономическая система РФ испытывает системный кризис, выражающийся в замедлении социально-экономического роста и падении его эффективности, обусловленный сложившимся устойчивым, самовоспроизводящимся комплексом ресурсных ограничений.
В РФ после 18 лет переходного периода не сложились условия для эффективной конкуренции, не сформировался необходимый набор стимулов для эффективного использования ресурсов, отсутствует механизм стимулирования социально-экономического развития регионов.
В то же время неоднородность социально-экономического пространства Российской Федерации оказывает значительное влияние на качество функционирования государства, его целостность и эффективность, стратегию и тактику институциональных преобразований, и социально-экономическую политику.
Нарастающая дифференциация уровня социально-экономического развития регионов создает угрозу экономической безопасности и территориальной целостности страны.
Целью современного управления образованием является создание совокупности социообразовательных условий, позволяющих обеспечить:
а) преемственность развития на основе единства оперативного и долгосрочного планирования, опирающегося на научный прогноз;
б) совокупную методическую, материально-техническую, финансово-экономическую базу развития;
в) рациональную организацию труда участников педагогического процесса, их подготовку, переподготовку при опережающей тенденции обучения управленческого персонала;
г) устойчивое и динамичное функционирование образовательной системы.
Основными направлениями развития образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе выступают:
1) улучшение содержания и технологий образования, развитие альтернативности программ образования;
2) формирование условий для социализации, обеспечение здорового образа жизни детей, социальной адаптации подростков и молодежи, реализация их безопасности (в том числе разработка и внедрение программ психологического сопровождения детей дошкольного возраста, модели центра постинтернатной адаптации для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
3) укрепление системы оценки и контроля качества образования, обеспечение публичной доступности ее результатов;
4) улучшение региональной системы роста квалификации педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений;
5) совершенствование в системе образования экономических и организационно-управленческих механизмов, в том числе с помощью разработки и внедрения моделей стратегического и проектного управления системой образования.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1 ПОНЯТИЕ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Образование – необходимое условие для того, чтобы дать человечеству возможность продвигаться вперед к идеалам мира, свободы и социальной справедливости. Решающая роль образования не только в развитии личности на протяжении всей ее жизни, но также в развитии всего общества. Возрастает роль образования в экономическом и социальном развитии общества. Отечественное образование, безусловно, имеет немалые достижения и заслуги перед обществом, но реалии сегодняшней жизни ставят его перед необходимостью модернизации, основным смыслом, которой является обеспечение современного качества образования, отвечающего актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В соответствии с современными подходами, образование расширенно трактуется как единство и взаимосвязь четырех процессов: обучения, воспитания, развития и здоровье сбережения.
Как известно, мировое сообщество уровень развития стран и народов оценивает по различным показателям. Однако важнейшим считается показатель развития образования. Так, ООН для оценивания уровня развития конкретного государства использует три основных критерия: средняя продолжительность жизни населения, уровень образованности нации и уровень жизни людей. В последние годы сформировалась отдельная специальная дисциплина — философия образования. Она рассматривает и определяет, каким образом происходит умственное и нравственное развитие человека в культурной среде, как может и как должно способствовать этому процессу собственно система образования.
Философия образования фактически рассматривает сущность и природу всех явлений в образовательном процессе, в частности, что такое собственно образование (онтология образования), как функционирует образование (логика образования); какой бывает и должно быть поведение участников образовательного процесса (этика образования); какими бывают и должны быть методы содействия образовательному процессу (методология образования). Кроме того, комплекс идей, составляющих основу любого целостного подхода к постановки дела образования, можно рассматривать отдельно (идеология образования). Невозможно удачно выбрать профессию, род занятий, стать по-настоящему счастливым, если глубоко не узнать самого себя. Знания нужны каждому человеку, прежде всего, для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире и объяснить все, что с ней и вокруг нее происходит, чтобы в соответствии спланировать своюжизнь, удовлетворить материальные и духовные потребности. Наконец, знания нужны для того, чтобы менять к лучшему окружающую действительность. Еще с древнейших времен знания были действенным средством управления людьми, социальными процессами, обществом в целом. Для успешного управления поведением своих одноплеменников, знания использовали вожди, шаманы, знахари, колдуны. Неудивительно, скажем, что в Древнем Египте, других древних обществ государственный аппарат тесно срастался с аппаратом жрецов, и невозможно было установить, чья власть больше — касты жрецов или фараона.
Основным оружием жрецов были знания, информированность, доступ к социально — управленческой информации. Жрецы также хорошо знали и умели влиять в своих интересах на психику людей. Закономерно, что в Египте, странах Ближнего Востока только каста жрецов имела монопольное право и возможность читать священные книги. Данные в них обычно были зашифрованы языком, который знали только посвященные в касту жрецов. Сейчас такую же роль, которую выполняла каста жрецов в древних обществах, играют различные организации, группы экспертов, специалистов из разных областей науки и знаний.
В условиях современной научно-технической и информационной революции экономическое развитие государства основывается не только на материальных активах, но и на качестве и количестве знаний о процессах, происходящих в социально — экономической среде, и это обусловливает рост значения образования как весомого фактора социально-экономического развития страны. Активизация рыночных отношений в обществе касается всех сторон жизнедеятельности сферы образования, требует нового осмысления проблем ее развития, взаимосвязи с экономикой и путей подъема эффективности.
Глобальное интенсивное технологическое развитие определяет образование как сферу, не только позволяет овладеть старыми, уже накопленными знаниями, но и способствует получению новых знаний в процессе труда, а также обеспечивает условия для их производства в будущем. С выводом образования на первое место в значимости для социального прогресса и развития современной цивилизации, весьма актуальным становится определение экономически развивающей функции образования, то есть эффективности влияния образования на экономический рост страны.
Образование – важная составляющая жизнедеятельности общества, которая функционирует и развивается по своим собственным законам, имеет ряд характерных свойств, среди которых ведущими целесообразно определить целеустремленность, цельность, взаимодействие с окружающей средой и другими системами. Образование надо понимать как процесс вхождения человека в жизнь общества, в целостный мир живой и «неживой» природы. Итак, самообразование создается для человека, функционирует и развивается в его интересах, служит полноценному развитию личности.