Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Проблемы формирования национальной идентичности России на примере проведения «Гагаринского урока»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 6
1.1. Феномен национальной идентичности: научное осмысление темы 6
1.2. Культурно-исторические основание национальной идентичности 15
1.3. Национальная идентичность как фактор развития современного общества 24
ГЛАВА II. МОДЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СФЕРЕ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА 28
2.1. Советский (российский) космос как предмет национальной гордости 28
2.2. Биография Ю.А. Гагарина – образец подражания молодежи 35
2.3. Гагаринское «Поехали!» – старт вехи освоения человечеством космического пространства 42
3.1. Восприятие роли личности Ю. Гагарина как части национального самосознания 50
3.2. Формирования национальной идентичности 57
(на примере проведения «Гагаринских уроков») 57
3.3. Предложения по развитию национальной идентичности 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
ЛИТЕРАТУРА 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
Введение:
Патриотические чувства к Родине – одни из самых важных для каждого человека. Родина – там, где ты родился, где родной язык. Отечеством – зовутся места, где жили отцы, деды, прадеды; Родина – Мать, вскормившая хлебом, выучившая традициям.
Указанные факторы обуславливают актуальность исследования проблемы формирования национальной идентичности России. Гордость за свою страну возникает не из желания присвоить себе лично чужой успех, а из чувства причастности к общей судьбе, общему делу большого коллектива, сообщества, с которым лицо себя отождествляет.
К чему-то большему, чем есть человек сам, поскольку в данном случае он гордится не собой, а «нами». В этом ключе гордость в ключе национальной идентичности тесно связана с явлением патриотизма.
Патриотическое воспитание направлено на формирование патриотического духа у россиян, граждан правового демократического государства, которые способны к социализации в условиях гражданского общества, уважают права и свободы личности, обладают высокой нравственностью, проявляют уважение к другим народам, языкам, традициям, культуре народов, проживающих в Российской Федерации и представляет собой часть общегражданской культуры и общегражданского воспитания, которая опирается на такие общечеловеческие ценности, как жизнь, здоровье, духовно-нравственное воспитание.
Целью настоящего исследования является поиск решения проблемы формирования национальной идентичности России на примере проведения «Гагаринских уроков».
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Осуществить научное осмысление темы исследования, раскрывающей феномен национальной идентичности.
2. Исследовать культурно-историческое основание национальной идентичности.
3. Проанализировать национальную идентичность как фактор развития современного общества.
4. Изучить явление советского (российского) космоса как предмета национальной гордости.
5. Осветить биографию Ю. А. Гагарина с точки зрения образца для подражания молодежи.
6. Рассмотреть Гагаринское «Поехали!» как старт вехи освоения человечеством космического пространства.
7. Выявить специфику восприятия роли личности Ю. А. Гагарина как части национального самосознания.
8. Провести анализ формирования национальной идентичности на примере проведения «Гагаринских уроков».
9. Сформулировать предложения по развитию национальной идентичности.
Объектом исследования настоящей работы является советское (российское) общество со своими достижениями и ценностями во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
В качестве предмета исследования выступает политический процесс и направления формирования национальной идентичности граждан России (на примере проведения «Гагаринских уроков»).
По теме исследования имеются труды, посвященные проблемам освоения космоса − воздействию новой отрасли на науку, технику, производство, необходимости развивать исследования в данной области или концентрированию ресурсов на более «земных» проблемах, противопоставлению целей − гуманистических и созидательных в противовес милитаристским. К ним относятся исследования Т. П. Емельяновой , А. Д. Урсула , Е. В. Омельченко и др.
Практическая значимость данной работы обусловлена сформулированными предложениями по развитию национальной идентичности, которые могут быть реализованы на практике в рамках проекта «Гагаринский урок».
Методологической основой исследования стали методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Работа структурирована и включает введение, три главы, объединяющие девять параграфов, заключение, список источников и литературы.
Заключение:
Под национальной идентичностью понимается эмоционально переживаемое сознание принадлежности к населению определённой территории, объединённому общей культурно-исторической памятью и общей политической волей. В нормальном случае национальная идентичность человека не является его главной либо единственной идентичностью и дополняется другими идентичностями, в том числе и наднациональными. Понятие национальной идентичности в известной мере уравновешивает чисто инструменталистский концепт национализма. Другими словами, речь идёт о восприятии нации не с точки зрения правительства или главных идеологов и активистов националистических (или ненационалистических) движений, но глазами рядового человека, реального объекта их действий и пропагандистских усилий.
С одной стороны, национальная идентичность с точки зрения культурно-исторического основания – это различие между восприятием нации сверху (с точки зрения идеологов национализма, национальной элиты) и снизу (рядовыми гражданами, членами национального сообщества). С другой стороны, это различие между национальной идентификацией и другими социальными идентификациями, которые вовсе не являются (по умолчанию) менее значимыми для рядового гражданина, чем его национальная идентичность (вопреки тому, что внушается сверху националистическими элитами).
Освоение космоса является эффективным фактором формирования национальной идентичности вследствие наличия у граждан той или иной страны (вне зависимости от историко-культурной принадлежности и специфики государств) гордости за успехи в космической индустрии. Однако, приоритетное право на национальную гордость, без всякого предвзятого отношения, имеют жители России, ставшей государственной преемницей СССР, поскольку именно наш соотечественник стал первым Человеком в космосе.
Показано, что несмотря на наличие общих ядерных категорий, воспоминания представителей разных поколений существенно различаются. Так, люди старшего возраста вспоминают о первом полете человека в космос намного эмоциональнее, нежели молодежь, воспоминания которых носят более обобщенный, и можно сказать абстрактный характер: с первым полетом человека в космос у молодых людей ассоциируются не столько конкретные факты и особенности самого полета, сколько космическая отрасль и космос в целом. Можно предположить, что первый полет человека в космос является для молодежи не выдающимся, а одним из многих событий в ходе покорения космоса, и поэтому теряет свой эмоциональный заряд. Молодежь не испытывает ни радости, ни гордости в связи с данным историческим событием, однако помнит о первенстве нашей страны в космической гонке. Примечательно, что в представлениях молодых людей о первом полете остается нераскрытой тема общечеловеческого прорыва и общемирового достижения, однако уделяется больше внимания развитию науки и технологий. Полученные результаты позволили Т. П. Емельяновой, И. Е. Вопиловой, А. М. Озеровой, А. В. Мишариной предположить, что коллективные воспоминания о первом полете в космос выполняют интегрирующую функцию для всех социальных групп, служат основой для построения позитивной социальной идентичности.
Биография Юрия Гагарина может быть использована различным способом при работе с подрастающим поколением, в том числе в рамках педагогического процесса в образовательных учреждениях: как основной материал для ознакомления школьников в урочной и внеурочной деятельности, как материал для построения викторины, как фактографический материал для обустройства школьного музея, как источниковая основа для проектной деятельности.
Юрий Гагарин открыл историю освоения космоса человеком. Российская космонавтика унаследовала ряд значимых разработок СССР в области космической техники, и сегодня вполне справляется с поддержкой отечественных стандартов, финансируя развитие технологий в области освоения космоса. Однако, общественность довольно скудно проинформирована об успехах российской космонавтики, и, вероятно, ожидает от Роскосмоса таких же «больших» открытий, как те, которые были совершены Советским Союзом. К сожалению, или к счастью, человечество достигло тех пределов освоения космоса, когда одна держава не способна сделать значительный шаг в этом направлении. Поэтому все более космические программы различных держав переплетаются и ставят перед собой единые общие цели. Согласно заявлениям ЕКА, НАСА и Роскосмоса, их приоритетными целями является освоение дальнего космоса, освоение Луны и окололунного пространства, пилотируемый полет на Марс – событие, которое все человечество ожидает наблюдать уже в наш век. Земля наш общий дом, и мы все в ответе за него, а космос должен быть исключительно мирным.
Для повышения эффективности воздействия информацией необходимо, чтобы она была семантически значимой (привлекательной, адекватной, личностно важной). Воздейственность концептуальных понятий и их волновая программа расширяется, если в качестве примера используются факты, явления, биографии личностей, оставивших след в истории − реализуется принцип прецедентности. Значимыми для воздейственности оказываются такие фасцинативные явления, как личностность, экземплификация, метафоризация. Отмечая расширение семантического поля понятия «патриотизм» в пространстве фасцинативной информации, подчеркнём, что для большинства россиян это понятие не является абстрактным, не утверждается императивно, не стимулируется извне (например, рекламными слоганами), а связано с конкретным историческим периодом, характерными его чертами (чувство коллективизма, единения на основе равенства и общей идеи, сплочённость, доброжелательность атмосферы, проявление гордости за успехи страны) и конкретными героями эпохи и их деятельностью на благо Родины. Необходимо отметить внимание представителей старшей возрастной группы к роли первого полета в космос в общечеловеческом развитии: это событие видится как большое достижение всего человечества, демонстрирующее возможности и таланты человека. Об этом свидетельствуют такие ассоциации, как «Достижение человечества», «Человеку все подвластно», «У человека огромные возможности», «Как человек может такое изобрести».
Традиция всенародной гордости за первенство в космическом пространстве, заложенная в советские времена, по-прежнему сильна, как у поколения очевидцев этого события, так и у их детей и внуков. Коллективные воспоминания в данном случае выполняют интегрирующую функцию, связывая различные возрастные когорты и играя роль поддержки позитивного образа всей нации. Это обусловлено формированием национальной идентичности за счет организации патриотического воспитания. Одним из примеров таких проектов и являются Гагаринские уроки.
Значение проекта «Гагаринский урок» для формирования национальной идентичности трудно переоценить. Это заложено уже в самом названии проекта – «Космос – это мы». В этом «мы» и проявляется национальная идентичность, призванная объединить всех граждан многонациональной страны в едином порыве – осознании сопричастности к настоящему подвигу, который был совершен когда-то Юрием Гагариным, вопреки естественному страху и во имя Родины совершившим воистину героический поступок – первый полет в космос.
Таким образом, все поставленные задачи были реализованы, цель работы достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
1.1. Феномен национальной идентичности: научное осмысление темы
Для такого многонационального государства как Россия, проблема национальной идентичности всегда относилась к первостепенным и важным. Причиной являются кардинальные социально-политические события в стране, изменившие национальный состав социального пространства, межнациональных взаимоотношений на фоне повышенной эмоциональности и устойчивости межнациональных стереотипов. Это, в свою очередь, ставит ребенка в поле социально-психологического напряжения. Именно поэтому вопросы становления национальной идентичности подрастающего поколения являются актуальными в настоящее время.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования не содержит термина национальная идентичность. Данный нормативно-правовой акт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, а также сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России .
Формирование национальной идентичности может осуществляться в различных видах деятельности. Центральным термином данной работы является понятие «национальной идентичности».
По мнению Е. П. Матузковой, связь понятия «идентичность» с эпитетом «культурная» неразрывна, поскольку идентичность по своей сути выступает в качестве сущности когнитивно-коммуникативного пространства культуры, имеющей сложную специфику и характеризуемую диалогичностью с одной стороны и универсальностью . Под национальной идентичностью понимают феномен самоопределения посредством национальной культуры. Иными словами, культурная идентичность представляет собой обретение индивидом своего «Я» посредством отождествления с определенными национальными культурными формами .
Национальная идентичность является результатом сложного, противоречивого процесса национальной идентификации и самоидентификации. Поскольку в само понятие «нации» и, соответственно, «национального» может закладываться различный смысл, то и конечный результат может носить двойственный характер.
Прежде всего, уточним понятие нации, ограничив его от «народа» и «этноса». Во-первых, условимся, что термины «народ» и «этнос» мы будем употреблять в данной работе как синонимы. А вот термины народ (этнос) и нация мы разводим принципиально. Нации можно определить как «сообщества, которые объединяют общие исторические корни и общие политические интересы». В отличие от нации, которая складывается или распадается в зависимости от определённых политических условий, народ как языковая и религиозная общность представляет собой более долговременное образование».
Термин «народ», в силу его крайней многозначности, мы вообще не употребляем в качестве имени строгого научного понятия. «Народ» может обозначать то же, что и «нация», то есть, иметь смысл политической общности (к примеру, в выражении «суверенитет народа»). Но он же может использоваться и для обозначения общности культурно-исторической, то есть, этноса (коренные народы). Такая двусмысленность востребована в разного рода манипуляциях, но она не уместна в языке науки. Конструктивистское понимание нации включает в себя и концепт национальной идентичности.
Под ней подразумевается эмоционально переживаемое сознание принадлежности к населению определённой территории, объединённому общей культурно-исторической памятью и общей политической волей. В нормальном случае национальная идентичность человека не является его главной либо единственной идентичностью и дополняется другими идентичностями, в том числе и наднациональными. В любом случае, национальная идентичность — это не просто штамп в паспорте, а опыт трансформации сознания, который должен осуществить каждый член нации и каждое её поколение.
Наконец, национальная идентичность — это не такое же естественное свойство человека, как цвет кожи или рождение на определённой территории и в определённом языке. Эта идентичность меняется (меняется смысл того, что значит быть «хорошим американцем» или «хорошим французом»).
К тому же человек может в известной мере выбирать, с какой нацией он будет себя идентифицировать.