Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Проблематика романа Виктора Гюго «Отверженные»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ВИКТОР ГЮГО СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНТИЗМА 6
1.1 Французский исторический роман в эпоху романтизма 6
1.2 Исторический контекст как основа философского дискурса в романе 12
1.3 Новаторство В. Гюго 15
1.4 Утопические взгляды романиста 21
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА II НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА ВИКТОРА ГЮГО «ОТВЕРЖЕННЫЕ» 27
2.1 Фабула и сюжет романа «Отверженные» Гюго 27
2.2 Отражение борьбы личности против общества в романе 31
2.3 Идея несовместимости коренного социального преобразования и христианского милосердия 34
Выводы по второй главе 37
ГЛАВА III СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА ГЮГО «ОТВЕРЖЕННЫЕ» 38
3.1 Изображение обездоленного народа: революционные действия и моральное самосовершенствование (Мириэль, Жан Вальжан) 38
3.2 Романтические образы (Фантина, Козетта, Гаврош) 44
3.3 Своеобразие поэтики В. Гюго в романе «Отверженные» 50
Выводы по третьей главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Введение:
Французскую литературу нельзя представить без Виктора Гюго (1802-1885). И не только потому, что он в течение десятилетий неизменно оставался одной из ее центральных фигур – сначала вместе с Шатобрианом и Ламартином, затем – с Жорж Санд и Оноре де Бальзаком, и наконец с Флобером и отчасти Золя. Еще Ги де Мопассан сказал о Гюго, что он представляет во Франции весь романтизм. Действительно, творчество писателя поразительно многогранно и разнообразно: он великий поэт, знаменитый драматург, искусный прозаик, к тому же литературный критик и публицист. Следует отметить, что Виктор Гюго никогда не замыкался в сфере литературно-художественных интересов, его творчество неизменно оставалась открытым «бурям эпохи», насущным проблемам духовной, общественной и политической жизни.
Социальное зло в образе бедности, несправедливости, каторжной работы, бесприютных детей, падения женщины из-за голода – это основные темы романа «Отверженные», которые воспроизводят мир социального «дна» Франции XIX века и его морального облика, и актуализируются под воздействием социальных свершений, свидетелем и активным участником которых был сам автор. Актуальность данного исследования обусловлена мировоззренческой, нравственной и социальной проблематикой, которую Виктор Гюго выдвинул на первый план под воздействием новой исторической эпохи и основных ее конфликтов, и на которую необходимо взглянуть с точки зрения современной парадигмы.
Творчество и особенности авторского стиля В. Гюго в своих работах изучали такие исследователи, как Е.А. Евнина, С. Брахман, А.Н. Паевская, Б.А. Гиленсон, Н.В. Горянская, Н.Н. Сафронова, А.В. Карельский, Н.А. Литвиненко и др.
Цель данного исследования заключается в определении нравственной проблематики и раскрытии системы образов романа «Отверженные» Виктора Гюго.
Достижение поставленной цели предусматривает решение таких задач:
рассмотреть творчество Виктора Гюго сквозь призму европейского романтизма;
исследовать новаторство Виктора Гюго как романиста;
ознакомиться с утопическими взглядами писателя;
проанализировать нравственную проблематику романа «Отверженные»;
рассмотреть и сопоставить систему образов «Отверженных»;
выявить своеобразие поэтики в романе Гюго «Отверженные».
Объектом исследования является роман Виктора Гюго «Отверженные», а предметом непосредственного анализа – нравственная проблематика произведения.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ материалов, трудов современных исследователей по актуальным проблемам литературы; изучение и обобщение научной, художественной, справочной литературы; описательный метод (описание литературных терминов и понятий); метод сплошной выборки (взяты на учет цитаты из романа «Отверженные). А также методы лексикографического, дистрибутивного, трансформационного, контекстуального и сопоставительного анализа.
Теоретическое значение исследования заключается в анализе исторического романа Виктора Гюго сквозь призму европейского романтизма и исторических событий, происходящих во Франции в XIX веке, в выявлении нравственной проблематики романа «Отверженные» и раскрытии основных персонажей романа.
Практическое значение. Результаты исследования могут быть использованы в общеобразовательных учебных заведениях: на уроках при изучении зарубежной литературы, во внеклассной работе. Также основные теоретические положения выпускной работы бакалавра и использованный в ней фактический материал имеют непосредственную практичность в преподавании литературы в высшей школе, а также могут быть использованы в научно-исследовательской работе студентов и всеми, кто интересуется данной темой.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней проанализировано как исторический контекст повлиял на фабулу и сюжет романа, какое воздействие оказали собственные взгляды автора на борьбу героев (личностей из народа) против общества, в чем заключалось своеобразие и новаторство поэтики в романе.
Структура и объем работы. Выпускная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 62 страницы.
Заключение:
В данном исследовании рассмотрено творчество Виктора Гюго сквозь призму европейского романтизма, исследовано новаторство писателя как романиста и проанализированы его утопические взгляды. Кроме того, был проведен анализ нравственной проблематики романа «Отверженные», системы образов «Отверженных» и своеобразной поэтики в романе.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Виктор Гюго был теоретиком романтизма – литературного течения второй половины XIX ст., для мировоззрения которого было характерен «индивидуалистический субъективизм», то есть осознание глубокого одиночества человека во враждебном мире. В романтизме эстетизация всего мировоззрения, его преимущественно художественное воплощение, контрастирующий с духом морализаторской культуры предшествующей эпохи Просвещения. С эмоционально-личностной интонацией связана и другая черта романтизма – чрезвычайное разнообразие часто непохожих между собой форм и вариаций.
Творческое наследие В. Гюго имеет огромное гуманистическую значимость благодаря призыву к человеческому милосердия и состраданию. Огромный литературный и гражданский авторитет В. Гюго у современников предусматривал и подражание выявленным писателем темам. Как современник и свидетель рабочих восстаний 30-х гг. в Лионе и других городах Франции, потрясших мир, революций 1848 и 1871 годов, писатель больше всего волновался за человека, которого ломает история. Творчество В. Гюго ценят не только как реформатора поэтического слова, но и как автора новой темы: нищета и убогость обездоленного народа на фоне бурных исторических потрясений.
Роман «Отверженнные» В. Гюго – особая литературная форма, в своем роде совершенная, особый жанр, созданный писателем в полном соответствии с особенностями его личного дарования и требованиям нового времени. Это – роман-поэма, эпопея в прозе, пропитанная лиризмом, которая лучше всех других форм отображает и преподносит бурные и героические эпохи жизни человечества.
Роман «Отверженные» постоянно увеличивался за счет больших исторических, публицистических, философских отступлений, он становится настоящим полифоническим произведением со многими темами, идейными и эстетическими замыслами. Основу «Отверженных» составляет идея нравственного прогресса, к которой Гюго постоянно обращается в зрелом творчестве. «Отверженные» задуманы как книга, в основе которой лежит идея братства, и венчает ее идеал.
В основе этого идеала образ Жана Вальжана. Здесь Гюго воплощает один из своих любимых идейно-тематических мотивов: мотив души, из глубин социально-нравственного мрака возвышающейся к свету и добру, на высоту нравственного и духовного совершенства. Еще одно обасолюнтое воплощение доброты и милосердия в романе – епископ Мириэль, он выступает носителем идеи всепобеждающей силы добра, нравственного совершенствование человека, подразумевая постепенный, но верный путь совершенствования общества. То, что произошло в результате встречи главного героя с епископом Мириэлем, автор называет «чудом», но не в метафорическом смысле, потому что, собственно, Жан Вальжан как персонаж следующих частей произведения не имеет ничего общего с бывшим крестьянином и каторжником. Он становится на путь служения добру и вся его дальнейшая жизнь – это подвижничество во имя добра и милосердия. в отличие социалистов-утопистов, Мириэль отрицает любое насилие, полагаясь исключительно на моральные желания и добрую волю людей. Вместе с тем, будучи представителем мира обездоленных, трудового народа, Жан Вальжан является воплощением его безграничных потенций и возможностей. В этом образе с особой выразительностью дает себя знать своеобразное «народничество» Гюго.
В основе поведения положительных героев Гюго, таких как Жан Вальжан, Фантина, Козетта, всегда лежат высокие нравственные стимулы и цели. Движение образов, их изменения и метаморфозы, прежде всего, подчиняются логике развития этого идейного комплекса, задачей его максимально яркого художественного выражения.
В образах Козетты и Гавроша автор изобразил образ сироты, идеально «впитывающего» в себя жизненные ценности и представления о добре и зле. Оба персонажа – маргиналы, не вписавшиеся в жизнь социума, ставшие его жертвами. Каждый из них воплощает различные акценты трагедии революции как социальной травмы, но, хотя Гаврош погибает на баррикадах, а Козетту ждет размеренная мещанская жизнь после замужества, в обоих случаях мы видим общее: ребенок выступает единственным существом, способным познать истину, которой не видит взрослый человек. Творчество В. Гюго особенно доказывает, что счастье ребенка, его душевное здоровья заключается в его взаимоотношениях с миром взрослых.
Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что художественное сознание Виктор Гюго создало настоящие шедевры, которые в дальнейшем повлияли на развитие мировой литературы. Роман «Отверженные» показывает, что для писателя главным стал синтез, как средство создания нового на уровне жанров.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ВИКТОР ГЮГО СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНТИЗМА
1.1 Французский исторический роман в эпоху романтизма
Романтизм – течение, появившееся в конце 18 века в Германии и постепенно охватившее литературу и искусство всей Европы. Достаточно трудно дать научное определение романтики, потому что литература эпохи романтизма в течение нескольких десятилетий и у разных народов функционировала в разных формах, а творчество отдельных представителей-романтиков сильно отличалось друг от друга. Романтические течения появились в разных странах не одновременно: сначала романтизм возник в Германии в первой половине 90-х годов XVIII столетия, а затем распространился в странах Западной Европы в конце XVIII – начале XIX веков [19, с. 6].
Само название термина «романтизм» указывает на связь со средневековой литературой, в которой преобладал жанр рыцарского романа. Название термина произошло от французского слова “romantisme”, которым обозначалось нечто сокровенное, странное, нереальное [12, с. 37]. Для романтизма характерно изображение идеальных героев и чувств, в литературе преобладали ощущения зыбкости мира, разочарования в революции.
Романтизм сыграл важную роль в развитии исторических взглядов, пробудив интерес к прошлому, к ранним этапам национальной жизни, фольклора, национальных традиций, истории языка и культуры. Большое значение имела борьба романтиков за свободу личности, утверждение самостоятельной ценности человека и его духовного мира. Поискам общечеловеческого, объективно «прекрасного» идеала, нормативным канонам классицизма романтики противопоставляли яркое индивидуальное и национальное своеобразие, богатство человеческих характеров и чувств [29, с. 37].
В основе искусства романтизма лежит противопоставление прозаического буржуазного миропорядка и духовной свободы личности героя, его сильных чувств и идеальных порывов с убогой действительностью. Отсюда – мотивы трагического разлада с жизнью, насмешка над несоответствием мечты и реальности, восхищение стихией природы, стремление к далекому от современного уклада жизни [57, с. 112]. Большое значение романтическая эстетика имела для иронии как универсального средства возвышения над противоречием между идеалом и жизнью.
Известно, что создатели французского исторического романа А. де Виньи, О. де Бальзак, П. Мериме, В. Гюго – в смысле жанровых констант этой эпической формы во многом разошлись со своим предшественником и учителем Вальтером Скоттом. Наиболее существенное, на наш взгляд, отличие исторического романа во Франции в эпоху романтизма от романа «вальтер-скоттовского» типа – создание в нем мира преимущественно трагического (отсутствие во французской традиции хэппи-эндов, привычный для В.Скотта, бросается в глаза).
Как отмечает Т.В. Соколова, в романтизме причудливо сочетаются исключительность героев, индивидуализм, интерес к прошлому, стремление к необычному и экзотике с задушевностью, лиризмом, особым, до этого времени неизвестным литературе проникновением в глубины человеческой души [45, с. 261]. При этом мировоззрение писателей эпохи Романтизма – противоположность мировоззрению писателей эпохи Просвещения. Если представители последней, считали основной силой познания ум, человеку было доступно познание с помощью разума или опыта, а вся действительность для них состояла из простых элементов, то, по мнению романтиков, ум – лишь одна из способностей человеческого духа, причем не самая высокая, недостаточная для познания действительности. Романтики считали, что действительность не является простой суммой отдельных элементов, а наоборот – целостность всегда приводит к отдельным элементам, она не только шире, но и выше, чем все частицы, отдельные элементы целого.
Это изменение основных принципов точки зрения требовало новых методов познания: потому у романтиков встречаются различные теории, корректирующие традиционную логику, они изменяли или дополняли логические законы, и чаще всего отдавали предпочтение познанию чувством или интуицией, к тому времени «интуицией поэтической» [41, с. 158].
Своеобразным явлением в литературе романтизма была и так называемая романтическая ирония, главными теоретиками которой выступали такие писатели, как Ф. Шлегель, К. Зольгер и Ж.-П. Рихтер. К методу романтической иронии широко прибегали почти все ведущие романтики, а впоследствии и некоторые представители критического реализма. В основу романтической иронии положен резкий контраст относительности всех и любых ограничений в личной и общественной жизни. Все эти ограничения романтики изображают как бездумное насилие над естественным течением жизни, как результат глупости и необразованности людей.
По мнению романтиков, человек – не просто умное животное или механизм (машина), как считали радикальные представители Просвещения, а наоборот, очень сложное существо, принадлежащее к двум разным, а то и к нескольким мирам [2, с. 95]. При этом для романтиков духовная жизнь человека зависела, с одной стороны, от телесной сферы, с другой, была способна возвышаться до сверхчеловеческого. Для романтиков, человек полон таинственных сил, как и весь мир. Безумие, сон, экстаз, вдохновение, предчувствие, «ночная сторона» души и т.д. – все эти переживания открывают человеку выход из сферы обычной его жизни к другим сферам, отчасти высшим и потому имеющим глубокое значение [11, с. 212]. В частности, высокую оценку получила в мире романтики любовь, открывающая человеку «безграничный» взгляд в другой мир, в сферу переживаний, которые выводят его за пределы повседневной реальности.