Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Проблема профессионального самоопределения выпускников социальной работы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 6
1.1. Самоопределение выпускников вузов: социально-антропологический аспект и профессиональная ориентация 6
1.2. Специфика профессионального самоопределения будущих социальных работников 28
1.3. Специфика профессиональной деятельности специалиста по социальной работе 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 40
2.1. Исследование проблем и специфики профессионального самоопределения выпускников направления социальная работа 40
2.2. Социально-педагогическая программа поддержки профессионального самоопределения выпускников социальной работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Введение:
В нашем государстве существует огромное количество учебных учреждений высшего образования, каждое из них ежегодно выдает дипломы специалистов, бакалавров и даже магистров, которые не всегда работают по профессии, а если и работают, то не всегда с профессиональными качествами.
Вместе с тем, экономика России нуждается в профессионалах, способных принимать и реагировать на любые изменения: научно-технические, экономические, социальные, культурные. Кроме профессиональных компетенций от молодого специалиста требуется обладание так называемыми надпрофессиональными навыками, способствующими успешной карьере.
Процесс профессионального самоопределения индивидуален и зависит от многих факторов: психофизиологических особенностей личности, уровня мотивации, профессиональных интересов и предпочтений студентов – будущих специалистов. Задача вузовского образования — способствовать осознанию студентом себя как профессионала с учетом персональных особенностей, мотивов, предпосылок и интересов; способствовать планированию профессионального развития как на этапе обучения в вузе, так и в профессиональной деятельности; сформировать понимание необходимости развития профессиональных и личностных компетенций на протяжении всей профессиональной карьеры.
За последние годы выполнен ряд исследований, посвященных проблемам профессиональной подготовки студентов. Различные аспекты поиска решения задач профессионального самоопределения и формирования готовности педагога к освоению профессии рассматривается в трудах Т.В. Кудрявцев и В.Ю. Шегурова, П.А. Шавир, В.Ф. Сафин, Е.А. Климов, И.С. Кон, С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова; к зарубежным специалистам относятся: Ф. Парсонс, А. Маслоу, С. Фукуяма, Д. Сьюпер, М.Р. Гинзбург, Дж. Холланд, Э. Ро и т.д.
Однако, как показывает анализ, профессиональное самоопределение выпускников, особенно студентов, обучающихся на специальностях, связанных с работой в социальной сфере, например, социальных работников, является недостаточно исследованной областью, так как обнаруживается недостаточная помощь в решении вопросов профессионального самоопределения студентов.
Цель работы: изучение проблемы профессионального самоопределения выпускников социальной работы.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: формирование профессионального самоопределения будущих социальных работников в условиях высшей школы.
Гипотеза: мы предполагаем, что профессиональное самоопределение будущих социальных работников в недостаточной степени сформировано и требует создания условий для формирования выпускников социальной работы.
В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи исследования:
1. Изучить понятие самоопределение выпускников вузов: социально-антропологический аспект и профессиональная ориентация.
2. Рассмотреть специфику профессионального самоопределения будущих социальных работников.
3 Изучить специфику профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.
4. Исследовать проблемы и специфику профессионального самоопределения выпускников направления социальная работа.
5. Разработать социально-педагогическую программу поддержки профессионального самоопределения выпускников социальной работы.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы: анкетирование, тестирование.
3. Констатирующий эксперимент.
4. Методы количественного и качественного анализа.
Практическая значимость работы заключается в том, что, изучены в экспериментальном аспекте компоненты профессионального самоопределения студентов, а также разработана программа формирования профессионального самоопределения, рекомендуемая для внедрения в процесс вузовской подготовки будущих социальных работников.
Структура и объем работы – работа состоит из введения, теоретической главы, включающей 3 параграфа, экспериментальной главы, состоящей из двух параграфов, заключения, списка использованных источников (42 источника) и приложения.
Заключение:
В большинстве теоретических источников, профессиональное самоопределение представляет собой процесс самостоятельного и осознанного выбора не только профессиональной сферы, но и в целом жизнедеятельности, который продолжается на протяжении достаточно длительного периода времени.
В науке выделяются внешние и внутренние мотивы выбора профессии. К внешним мотивам выбора профессии относят: мнение родителей и сверстников, престиж профессии, стереотипы и предрассудки и т.д. К числу внутренних факторов относят: личная привлекательность, способности, интересы, информированность о той или иной профессиональной деятельности, условия труда и т. д.
В науке нет единого мнения о структуре профессионального самоопределения. Наиболее часто выделяются такие элементы и их составляющие, профессиональная направленность; профессиональное самосознание; профессиональная саморегуляция; профессионально важные качества. Кроме того, указывается на присутствие трех основных компонентов – эмоционального, познавательного (когнитивного) и поведенческого.
Процесс профессионального самоопределения является длительным и берет свое начало еще в детском возрасте. При этом наибольшей интенсивности своего развития достигает в старших классах, в период ранней юности. Процесс профессионального самоопределения имеет следующие стадии: допрофессиональное развитие, развитие в период выбора профессии и развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала. Изучаемый нами возрастной период относится к этапу «развитие в период выбора профессии». На данном этапе выделяется стадия оптации, когда происходит непосредственная подготовка к труду и осуществляется выбор профессии.
Наибольшее значение для профессионального самоопределения имеют подростковый возраст (11-15 лет) и ранняя юность (15-17 лет). Подростковый возраст соответствует периоду оптации. На данном этапе процесс выбора профессии характеризуется непостоянством и сильной зависимостью от эмоционального состояния. В юности эмоциональное состояние стабилизируется, что способствует формированию адекватных жизненных планов и профессионального самоопределения, которые возникают как результат обобщения и укрупнения целей, а также как результат интеграции и дифференциации мотивов и ценностных ориентаций.
Изучив различные виды практики и их влияние на профессиональное самоопределение и учитывая результаты исследования можно сделать вывод, что для более четкого формирования и видения образа «себя в профессии», для осуществления раннего профессионального самоопределения будущего социального педагога, необходимо включить студентов в реальную педагогическую деятельность. Эта деятельность должна носить преобразующий характер, являться ответственной, важной, результативной, эмоционально и личностно значимой для самого студента, быть включенной в целостный учебно–воспитательный процесс вуза, иметь непрерывный, постоянный характер.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. Самоопределение выпускников вузов: социально-антропологический аспект и профессиональная ориентация
Важным критерием профессионального самоопределения является способность личности находить свой индивидуальный смысл в профессиональном труде, самому проектировать и создавать профессиональный путь, выбирать профессию, специальность и место работы с чувством ответственности. С этим выбором встречается каждый человек на протяжении всей своей жизни. Задачи, связанные с профессиональным определением, решаются разными способами и зависят от стадии развития личности. Человеку часто приходится выяснять свое место среди профессий, осознавать свою социально-профессиональную роль, отношение к работе, коллегам и к самому себе, это становится значимой частью жизни каждого. Профессия может вызвать чувство отторжения, вызывая чувство тяжести, недовольства профессиональным положением. Человеку свойственно испытывать неудовлетворенность своим профессиональным положением.
Перед человеком постоянно встает выбор в отношении к своей профессии, заставляя анализировать свои профессиональные достижения, что может привести к изменению профессиональной карьеры или даже смене профессии.
Возникающие проблемы в психологии профессий объясняют понятием профессиональное самоопределение.
А. Маслоу рассматривал концепцию профессионального развития и предложил в качестве основного понятия самоактуализацию человека как стремление к совершенствованию, проявлению своего потенциала в важном для него деле. В этой концепции однородными к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самоосуществление», «самореализация»
П.Г. Щедровицкий изучает самоопределение как умение человека строить самого себя, свою индивидуальную, личностную историю, как навык переосмысления собственной сущности.
Подробно изучая профессиональное самоопределение, Е.А. Климов говорит о нем «…как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов».